От скифов к славянам...

I. Проблемы происхождения славян.
1. Скифы.
 Первые упоминания о славянах обнаруживаются в трудах античных авторов уже в I веке н.э. Но лично моё мнение таково: славяне появились намного раньше и именовались не иначе, как скифы. Поэтому начну со скифов. На территории Северного Причерноморья обитали многочисленные кочевые племена, находившиеся в стадии первобытно-общинного строя. Одним из таких племён были ираноязычные скифы, где уже начало формироваться классовое общество. Скифы также включали в себя часть славян, живших в Среднем Приднестровье, так называемых борисфенян (скифы-пахари). В VI – IV вв. до н.э. скифы объединяются в мощный племенной союз. В III в. до н.э. на базе этого союза сложилась Скифия со столицей в Неаполе Скифском. Древнегреческий историк Геродот называл территорию – от Чёрного до Азовского морей – теперешней России, Скифией. Некий древнегреческий поэт Аристей, по-свидетельству Геродота, писал, что на берегах Понта Эвксинского жили киммеряне, а к северу от них – скифы. В 513 г. до н.э. персидский Дарий Гистапс ходил против скифских племён, а спустя почти два века Филипп II Македонский поразил царя скифов Атеаса. Геродот писал, что скифы называли себя младшим из народов своей земли. Одна из легенд об их происхождении гласит: дочь реки Борисфен родила от Папайоса сына Таргитавса, а у того было трое сыновей: Лейпоксаис, Арпоксаис и Колаксаис. Упали на них с неба золотой плуг, золотое воловье иго, золотые стрелы и золотая чашка. Двое старших братьев обожгли руки об эти вещи, и только младший смог отнести их в своё жилище. От всех братьев пошли разные скифские племена: от старшего – авхаты, от среднего – катиары и траопии, а от младшего – паралаты (сколоты, греки звали их скифами). Скифия была разделена на своеобразные области, и в каждой был свой начальник. Скифы делились на богатых и бедных и имели рабов. Скифы были как кочевниками, так и землепашцами. Последние, по словам Геродота, выращивали лучшую в мире пшеницу. Некоторые из скифских племён были в тесной связи с греками. Зерно из Скифии вывозилось в Грецию. В Грецию также вывозилось вино, масло и рыба. В результате вблизи греческих колоний образовались смешанные греко-скифские поселения. Скифские правители строили дворцы в греческих колониях, а скифская знать училась в Греции. У скифов был свой пантеон: Табити – божество домашнего очага; Папайос – главный бог, приравнивался к греческому Зевсу; Апия – земля; Ойтосир – бог солнца; Артимпаса – богиня любви тождественная Афродите; Тамимасадас – морской бог. Во времена Римской власти скифов сменили сарматы. Затем из сарматов выделились геты, языги, роксаланы, аланы, бастарны, даки. Причём Римляне были вынуждены платить дань некоторым из них: гетам, дакам и роксаланам. Скифы – кочевники ничего не оставили в память о себе, лишь свои многочисленные могилы-курганы, которые расположены на территории между Днестром и Кубанью.

2. Источники по ранней истории славян.
 Славяне, по мнению большинства историков, выделились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной праславян, по данным археологии, была территория от реки Одер на западе и до Карпатских гор на востоке. Некоторые историки считают, что праславянский язык начал складываться в середине I тысячелетия до н.э. Источники по истории праславян делятся на письменные, археологические и лингвистические. К письменным относятся произведения византийских, западных и восточных авторов. Гай Плиний Старинней (23-79 гг. н.э.) в своём труде «Естественная история» писал о неком племени, жившем рядом с сарматами и скифами, и называл его – венеды (венеты). Под этим именем славяне были также известны и другим античным авторам. Таким как: Публий Корнелий Тацид (50 г н.э. - ?), писавший о них в своём труде «О происхождении и местах обитания германцев»; астроном и географ Клавдий Птолемей, живший в Александрии в первой половине II в. н.э., упоминал о них в своём «Географическом руководстве». В III в. н.э. территория нашей страны подверглась нападению со стороны готов. В IV в.н.э. готский вождь Германарих завоевал и образовал на территории нашей страны обширное царство. В его состав вошли различные племена, включая эстов, мерю, мордву и венедов. Об этом сообщает готский историк Иордан в своём труде «Гетика». Также он описывал Скифию в плане географического размещения славян: венеды жили на территории от северных гор до истоков Вислы. Также он сообщает, что венеды имели различные имена в зависимости от рода и мест поселения, главные из них были склавены и анты. Склавены жили на севере до Вислы, при этом леса и болота заменяли им города. Анты же обитали на побережье Чёрного Моря от Днестра до Днепра. Карпаты были общеславянским домом, из которого славяне разошлись в разные стороны. Иорнанд замечал, что славяне во времена Германариха были слабы как воины и сильны только численностью, а с конца V в. и в течение всего VI громили Восточную империю, переходя за Дунай. Также о них упоминают: византийский автор Приск (ок. 410-475г. н.э.) в своей «Истории»; Прокопий Кесарийский (ок. 490-562 г. н.э.) в труде «История войны с готами»; византийский полководец, а с 582 по 602 г. византийский император Маврикий в «Стратегионе»; Агафий Миринейский (537-582 г.) в труде «О царствовании Юстиниана»; Феофилакт Симокатта (VII в.) в «Истории»; византийский историк - император Константин Багрянородный (908-959г.) в трудах «О фемах», «О народах (об управлении империей)»; в «Церковной истории Иоанна Эфесского» (VI в.); Феофан Исповедник (II в.) в «Хронографии»; Лев Диакон (X в.) в «Истории». Из западных авторов – это Фредегар (VII в.) «Хроника» и Павел Диакон (VIII в.) «История лангобардов». А также араб Ибрагим ибн Якуба (X в.). Все эти источники были в основном о ходе и тактике ведения военных действий, о военном устройстве в целом и об отношениях славянских племён с другими народами.
 Археологические данные о внутренней жизни праславян относятся к периоду Раннего Средневековья: это Пражско-корчарская культура, Сухово-дзедзицкая и культура Псковских длинных курганов.
 Лингвисты определили, что отделение праславянских племён от индоевропейцев произошло примерно в середине II тысячелетия до н.э. Соседями славян были германцы, балтийцы, иранцы, дако-фракийцы, иллирийцы, италики, кельты. Праславяне проживали в зоне лиственных лесов и лесостепи, где были озера, болота, поляны, холмы и овраги, но не было морей и высоких гор. Такая территория была очень широкой, и славяне занимали лишь её часть.
 Определяя прародину славян учёные разошлись во мнениях: одни утверждали, что ею является территория Среднего Поднепровья с Киевом во главе, а другие – что прародина размещена на Висле и доходит до Одера; этот вариант носит условное название висло-одерский. Чтобы понять, какая из гипотез верная, историки обратились к археологам. В XV – XII вв. до н.э. на территории между Вислой и Одером существовала тшинецкая культура. И, благодаря польскому археологу Александру Гардавскому, удалось выяснить, что тшинецкая культура распространялась также и на территорию Восточной Вислы, вплоть до Днепра, переходя частично на его левый берег. В результате оба варианта объединили.
 Славяне жили небольшими деревнями. Занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и охотой. Все орудия труда делались из камня, а украшения – из бронзы. Погребальный обряд связывали с переселением души: мёртвым придавали позу эмбриона, тем самым подготавливая покойного к новому рождению. У праславян не было социальных различий. Наиболее богатым районом было Прикарпатье, так называемая комаровская культура. Здесь имелись залежи соли, которая высоко ценилась в первобытную эпоху. В период колонизации праславян, двигавшихся с запада на юго-восток, образуются два центра притяжения: один из них охватывал часть славянских, германских и кельтских племён, другой находился в скифском Причерноморье с юго-восточной частью славян. Южно-балтийская разноплемённая общность называется археологами лужицкой культурой. Она состояла из западных славян, кельтов и германских племён по Эльбе. Очень может быть, что именно эта общность и получила в своё время название «венеды», обозначавшее первоначально соединение различных племён. Где-то в VI-V веках во н.э. в районе Восточной Европы развивается чёрнолесская культура. И где-то в это же время происходит открытие железа. Этот период отразился в древнем славянском эпосе о богатырях-кузнецах, сковавших гигантский плуг в 40 пудов и победивших злого Змея. Под Змеем имелись ввиду киммерийцы X – VIII веков до н.э., нападавшие на праславян в районе Среднего Поднепровья. Богатырь-кузнец захватывает Змея своими кузнечными клещами, запрягает его в свой плуг и пропахивает огромные борозды. В лесах обитали невры – милоградская археологическая культура. Это племя во многом уступало южным племенам. И было поверье, что в определённое время каждый невр оборачивался волком. В III в. до н.э. на место скифов приходят сарматы, а славяне этого периода получают название зарубинецкой культуры. Эта культура охватывает Среднее Поднепровье и северные области в лесной зоне. У сарматских племён царил матриархат. В славянском фольклоре также остался след и от сарматов: рассказы о Змеике, о змеиных жёнах и сестрах, о Бабе Яге, жившей в подземелье около моря. Сарматские набеги привели в упадок праславянские земли. Племена постепенно уходили в леса на север. Здесь возникают новые племена, оставившие за собой многочисленные кладбища. Умерших подвергали обряду сожжения. На земле древних невров появляются новые поселения, новые племенные центры. Рядом, в болотистой местности, проживали дряговичи – «болотники» (от слова «дрягва» - болото).
 Славяне периодически терпели набеги от кочевых племён. В конце IV в. готы были разбиты тюркоязычными гуннами, пришедшими из центральной Азии. В 375 г. гунны заняли территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись до границ современной Франции. В своё движение гунны увлекли часть славян. В 453 г. умер Атилла, вождь гуннов, и гуннская держава распалась.
 В VI в. в южнорусских степях образовалось государство тюркоязычных авар (обров). В 625 г. византийцы разбили Аварский каганат, в результате этого авары-обры исчезли бесследно.

3. Выделение восточно-славянских племён; занимаемые территории.
 В VI в. в районе Карпат образовался военный союз восточных славян, под руководством волынянского князя. В VII в. восточные славяне постепенно расселяются с Карпат на равнину. Византийские писатели начала VII в. говорят, что задунайские славяне находятся в состоянии необычайного движения. Они жили, как разбойники, всегда готовые подняться с места. Их посёлки разбросаны по берегам рек и в лесах. Некоторые из них жили по одиночке в хижинах, которые очень далеко находились друг от друга.
 Задунайские славяне периодически вторгаются за пределы Византийской империи. Во второй четверти VII в. эти набеги прекращаются и возобновляются уже в IX в., морским путём, славяне уже носят название «Русь». Прекращение набегов славян на Византию было напрямую связано с расселением славян с Карпат. Также оно совпадало с нашествием авар.
 До II в. н.э. славяне терялись в разноплемённом Дакитском царстве, а с наступлением II в. славянские племена начали выделяться и обособляться из сарматской массы. Восточные славяне не сразу пришли на Днепр. Вначале они застряли на Карпатах со II по VII в. Аварское движение послужило катализатором последующему продвижению восточных славян. Восточные славяне стали расселяться по тем местам, где раньше господствовали готы. Одним из главных событий во времена великого расселения стало основание Киева на земле полян. По легенде, где-то в V-VI веках в Среднем Поднепровье князь Кий с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью основали город. Для восточной Европы основание Киева играло стратегически важную роль. Все крупнейшие реки сходились к Киеву. Чуть выше Киева в Днепр впадали Березина, Сожь, Припять, Десна. Бассейн этих рек общей площадью составлял около 250 тысяч квадратных километров и объединял земли древлян, дреговичей, кривичей, радимичей и северян. Славяне, плывшие в V-VI в. к Византии не могли миновать киевских высот. Князь Кий поступил очень мудро, основав город на горе чуть ниже устья Десны. Вполне возможно, что славянские дружины платили Кию проезжую пошлину, а по возврату в свои земли, делились трофеями.
 Восточные славяне занимали территорию от Карпат на западе до Средней Оки и Дона на востоке, на севере от Ладожского озера и Невы и на юге до Среднего Поднепровья. Славяне смешивались с финно-угорскими и балтийскими племенами. В VI-IX в. славяне объединялись в общности территориально-политического характера – племенные союзы. Эти племенные союзы включали в себя 120-150 различных племён, а каждое племя состояло из большого количества родов. Поляне жили в районе Киева; северяне в районе Чернигова (между устьями рек Десны и Росси); на правом берегу Днепра обитали древляне. Между Припятью и Западной Двиной поселились «болотники» (дреговичи), их соседями были полочане. На реке Буг жили бужане и волыняне. Между реками Прут и Днепр жили уличи. Тиверцы обитали в межречье Днепра и Южного Буга. По Оке и Москве растянулись вятичи; западнее их – кривичи; по реке Сожь – радимичи. На западных склонах Карпат – белые хорваты. В районе озера Ильмень (Новгород) обитали ильменские словене. Древние летописцы указывают, что земля полян иногда именовалась «Русь». Соседями восточных славян были: ливы, чудь-эсты, жмудь, литва, прусы, латгалы, земгалы, курши, водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь. В районе Вычегды, Печоры и Камы обитали: югры, меря, черемисы, мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке, в районе впадения реки Белой в Каму и до Средней Волги – Волжско-Камская Булгария, её населяли тюрки. Далее жили башкиры. В VIII-IX вв. южнорусские степи заселяли мадьяры (венгры), затем они переселились в районе озера Балатон, а на их место в IX в. пришли печенеги. На степных просторах в районе Нижней Волги, между Каспием и Азовским морем властвовал Казарский каганат. На Чёрном Море – Дунайская Болгария и Византийская империя.
 Своеобразной «столбовой дорогою», которая связывала Северную и Южную Европу был Великий водный путь «из варяг в греки». Возникнув в конце IX в., он стал одним из главных стержней экономической и политической, а в последствии и культурной жизни восточных славян. Из Варяжского (Балтийского) моря по Неве купцы попадали в Ладожское озеро, далее по реке Волхов до озера Ильмень, затем по Ловати до верховьев Днепра. В районе Смоленска и на днепровских порогах ладьи тащили волоком. Затем по Чёрному морю шли до Царьграда. Киев и Новгород контролировали торговый путь «из варяг в греки».

4. Быт и основные хозяйственные занятия.
 Восточные славяне в основном занимались земледелием. Выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свёклу, морковь, редьку, чеснок и др. Человек сравнивал свою жизнь с пашней и хлебом. Именно поэтому все зерновые культуры звались «жито». Восточные славяне позаимствовали у римлян меру хлебной нормы – квадрантала (26,26 л) – обозвав её на свой лад четвериком. Этот четверик сохранялся в системе мер и весов аж до 1924 года.
 В северном таёжном районе была подсечно-огневая система земледелия. Орудиями труда были: топор, мотыга, соха, серп, борона-суковатка и заступ. Зерно молотили цепами, а затем превращали в муку каменными зернотерками и ручными жерновами. В южных районах почва была более плодородной. Здесь использовали: соху, рало, деревянный плуг с железным наконечником.
 Помимо земледелия славяне также занимались скотоводством. Разводили свиней, коров, овец. На юге использовали волов, как рабочий скот, а в лесу – лошадей.
 Также славяне занимались рыболовством, охотой, бортничеством. Выращивали коноплю и лен.
 Большую роль в славянской жизни играла община. Вначале это была родовая община, затем её сменила соседская (территориальная) община. Вначале общинников объединяло прежде всего родство, а уж затем – общая территория. Каждая община стала владеть определённой территорией, где жили несколько семей. Существовало две формы собственности: личная и общественная. В личную собственность входили дом, приусадебная земля, скот и орудия труда. Общественными считались пашни, луга, леса, водоемы и промысловые угодья. Впоследствии часть общин стала собственностью феодалов. Князья за военную или придворную службу награждали своих вассалов определенным наделом земли. Также феодалы могли совершенно другим способом подчинить себе соседские общины – с помощью завоевания. Но в основном в вотчинников превращалась родо-племенная знать. Свободные общины платили подати непосредственно государству.
 С появлением маломальского рынка стали складываться города. Города строили на возвышениях, в районах слияния двух рек, что обеспечивало защиту от врагов. Город обносился крепостной стеной, а его центральная часть защищалась валом. В этом месте располагался кремль. В основном города строились на торговых путях, например, Волжский торговый путь. К IX в. на Руси было около 24 городов.
 У власти в племенных союзах стояли князья и «нарочитые люди» (бывшая родовая верхушка). Важные вопросы решались на собраниях – вече. Существовало ополчение во главе с сотскими и тысяцкими. В VI-VII в. по данными археологии у восточных славян появились дружины. Дружина была старшей – послы и княжеские управители, у которых была земля личного пользования, и младшая дружина, которая обслуживала княжеский двор и хозяйство. Дружина собирала дань с покорённых племён – полюдье.

5. Культура и верования восточных славян.
 Верования восточных славян были связаны с природой. Славянские боги жили и в воде, и в солнце, и в лесу, и дома. Местные божества насчитывались десятками и сотнями. Для общения с ними использовались своеобразные обряды, молитвы, заговоры.
 Славянское язычество делились на три этапа:
1) жертвоприношение упырям и берегиням;
2) почитание Рода и Рожаниц;
3) молитвы Перуну.
 Упыри и берегини – это злые и добрые боги. Упырями считались вампиры, оборотни, русалки, лешие. Упыри – это бывшие люди, умершие не своей смертью (или пропавшие без вести), не погребённые и мстящие за это людям. С ними можно было бороться с помощью специальных обрядов. Упыри селились в лесах, реках и болотах, а в деревнях их можно было найти в колодцах. К берегиням относили домовых. Это были добрые божества. Культ Рода и Рожаниц был связан с развитием родового строя и сельским хозяйством у восточных славян. Род и Рожаницы были божествами плодородия. Славяне думали, что плодородие почв обеспечивали предки. Поэтому весной устраивали праздник в честь Рода и Рожаниц, который сопровождался всеобщей пьянкой. На этом этапе праславяне изображали своих богов в виде людей. Наиболее поздними богами были: Перун – бог грома, молнии и войны; Сварог – бог огня; Велес – скотий бог; Мокошь - женская богиня; Симаргл – бог подземного мира; Даждьбог (Ярило, Хорос) – бог Солнца. Ещё в 911 г. князь Олег, заключая договор между Киевом и византийцами, клялся Перуном и Велесом.
Славяне представляли жизнь как судьбу. Связывали с ней своё счастье (долю) и несчастье (недолю), победы и поражения. У прибалтийских славян богом счастья был Белобог, а несчастья – Чернобог. Славяне считали свою личную судьбу частью общей судьбы племени. Они считали, что если принести определённому богу жертву, то тем самым можно изменить чью-то судьбу в лучшую сторону. Одним из воплощений смерти у славян был Кощей Бессмертный. Славянский мир делился на верх и низ, правую и левую части, на счастливую и несчастную. Отсюда возникает представление о правде и кривде: правое – верх, а левое – низ. Но при этом женское божество земли считалось таким же важным, как и небесные боги. Зло же обитало под землёй и под водой, где жила нечисть и нежить. Чужеземцев на Руси по языческому обряду хоронили, как умерших не своей смертью или вообще как нечисть. Славяне распределяли людей на своих и чужих, старших и младших. Своими считались люди общие по вере. Чужой – это не человек, колдун. Если человек не говорил на языке племени, значит он был – «немец», то есть – «немой». Зло имело свой цвет – чёрный. Добро и правда изображались красным и белым. У древних славян селения состояли из дальних-близких родственников. Господствовало многоженство и невест порой не доставало. Чужих же не уступала их родня. Поэтому приходилось похищать невест. Такие своеобразные хищения происходили на языческих праздниках в честь общих родовых богов у водных источников, на берегу рек и озер. Во избежание вражды племён за невесту (украденную) платили выкуп – «вено». Затем хищение невест сменилось обоюдным договором на продажу невесты жениху – «хождение зятя по невесту». Также родня невесты могла выдать её жениху вместе с приданным. Сей брак назывался приводом, а законная жена у праславян звалась водимою.

II. Возникновение Древнерусского государства.
1. Дискуссии в отечественной историографии вокруг «норманнской теории» и происхождение термина «Русь».
 Свидетельством формирования государственности на Руси являются: распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины на соседскую, возникновение городов и дружины.
 Термин «Русь» (Рос) впервые появляется в середине VI в., во время славянского расселения. Ещё античные авторы упоминали о «росах», которые воевали с готами в IV веке, а некий сирийский автор писал о народе «РОС», живущем в районе Среднего Поднепровья. В отличие от византийцев, именовавших славян не иначе как «РОС», арабские авторы называли их «РУС». В русской средневековой летописи упоминались как «рус» - «Русская земля», так и «рос» - «Правда Росьская». Да и в наше время употребляются обе формы: РОСсияне или же РУСские. Изучая древнерусские летописи, мы видим что «Русью» не всегда именуются все восточно-славянские народы. В основном слово «Русь» применительно лишь к таким городам, как Киев, Северская земля, Русский Переяславль. И лишь только в районе VI-VII веков в эпоху византийских походов и основания Киева словом «Русь» полностью именовались все славянские племена, входившие в полянско-северянский союз. Впоследствии термином «РОС» (РУС) стали именоваться все люди, жившие в Киеве. В бассейне рек Росси и Россавы археологи находили интересные вещи, принадлежащие к VI-VII векам. Поэтому вполне возможно, что первоначально праславяне жили именно здесь (на реке Рось), имя этой реки и дало термин «Рос».
 Варяги, они же викинги, были германского происхождения. Одни историки утверждают, что викинги нанимались на военную службу и приносили клятву верности своему хозяину. Другие заявляют, что викинги были одним из славянских племён, которое обитало на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген. Не даром же водный торговый путь носил название «Из варяг в греки». Археологически доказано, что варяги жили в Скандинавии и Ютландии. К ним причисляют племена, жившие на территории современной Дании, Швеции и Скандинавского полуострова. Викинги уходили в походы небольшими отрядами и при возвращении всегда могли найти свой дом в целости и сохранности. Жители Южной и северной Европы звали их «норманны» (N;RDMANNER) – «северные люди», византийцы звали их наемники. Викинги, безнаказанно нападавшие на Европу, одновременно были полностью беззащитны на территории славянских племён. Им приходилось плыть по рекам против течения, а корабли вполне могли быть обстреляны сразу с двух берегов.
 Но было и отличие между варягами и норманнами, последние в основном были берсерками, морскими пиратами, захватчиками. Норманны свободно перемещались по морю. Варяги же путешествовали в основном по суше, из берсерков они стали купцами-дружинниками. Одна из легенд гласит, что в районе IX века до викингов дошёл слух о богатой стране, расположившейся за лесостепью, куда стекаются купцы со всех концов света. В Византии варяги либо торговали, либо нанимались на военную службу. В славянских городах варягов использовали для охраны торговых караванов. Во времена славянских междоусобиц варяги образовывали военные наемные дружины. Варяги, появляясь на территории нашей страны, постепенно смешивались с местными племенами.
 Славяне называли варягов «Русью», «русскими». При этом «Русь» как земля – это непосредственно сами славяне, а «Русь» как народ – это варяги. Поэтому названия рек, гор, городов и морей имеют славянское происхождение (Киев, Новгород, Днепр), а имена послов и первых князей соответственно скандинавского происхождения.
 Согласно легенде происхождения викингов с острова Рюген, северные племена славян, ильменские словене, чудь и весь платили им дань, а поляне в этот момент пребывали в зависимости от хазар. И такая ситуация продолжалась вплоть до образования Киевской Руси. В 859 г. новгородцы изгоняют викингов, что приводит к усобице. А затем просят тех же викингов прийти на княжение в Новгород. На основе этой легенды, в XVIII в. немецкие ученые Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер сформулировали так называемую «норманнскую теорию» возникновения Древнерусского Государства. Противником этой теории был М.В. Ломоносов. Археологи не обнаружили никаких следов колонизации Руси варягами. Также историки утверждают, что у восточных славян государственность начала появляться задолго до пришествия варягов, да и само призвание варягов говорит лишь о происхождении княжеской династии. По легенде Новгородцы призвали Рюрика и двух его братьев Синеуса и Трувора княжить на земле Русской. В отличии от своих братьев, Рюрик был вполне реальной персоной. Он был наёмным воином, викингом т.е. русом. По одной из легенд он ездил в Данию на встречу с франкским королём Карлом Лысым. В 862 г. прибыв в Новгород, он захватил власть при помощи старейшины Гостомысла. Затем вспыхнуло восстание под предводительством Вадима Храброго. Рюрик убил Вадима и заново подчинил Новгород с прилегающими областями (Ладога, Белоозеро и Изборск). Братья же Синеус и Трувор – это всего лишь результат неправильного перевода слов летописцами. Синеус (sine hus) и Трувор (thru war). Это не кто иные, как родственники и дружина. Дружинникам Рюрик отдал Изборск, а родственников оставил на Белоозере. И таким образом основал свою державу. Рюрик умер в 879 г., оставив малолетнего сына Игоря. Власть же принял его воевода Олег (Хельги). «Хельги» на скандинавском имело целых два значения: «колдун» и «военный вождь». Олег с войском дошёл до Киева, где правили Аскольд и Дир. В 882 г. с помощью обмана Олег выманил их из города и убил, а киевляне, оставшиеся без правителей, спокойно подчинились Олегу. В 883 г. Олег занял Псков. И здесь же обручил малолетнего сына Рюрика с некой Ольгой, впоследствии ставшей княгиней. Некоторые легенды утверждают, что на Новгородский престол могли быть призваны несколько претендентов, как то: Хазарский каган, поляне и уже только потом варяги. Аскольда и Дира по одной легенде считают потомками Кия, а по другой – боярами Рюрика. Но ученые больше склоняются к первой легенде происхождения Аскольда и Дира, а византийский император Василий I (867-886гг.) называл Аскольда не иначе, как «Каган северных скифов». Каган приравнивался к императору. В отличие от Аскольда, существование Дира более мифическое.

1. Ранние институты власти.
 Общественные отношения славян в VII-VIII в. напоминали военную демократию. К её признакам относятся:
- участие всех мужчин племенного союза в решении наиважнейших общественных проблем;
- роль народного собрания как высшего органа власти;
- народное ополчение.
 Правящий слой образовывался из старой родоплеменной аристократии (вождей, волхвов, старейшин), которая разбогатела на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины и патриархального рабства затормаживало процесс социального развития. Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных отношений. Последние заменились территориальными, политическими и военными связями. К VIII веку на территории, населённой славянскими племенами было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Чтобы сохранить такие образования, требовалось усиление власти вождя и правящей верхушки, поэтому в качестве главной военной силы и правящей Социальной группы во главе этих союзов вставали князь и дружина. Племенные союзы в военно-политических целях объединялись в союзы союзов. Центром одного из этих союзов стал Киев. Исторические документы упоминают три крупных политических центра, которые считаются прогосударственными объединениями:
- Куяба, южная группа славянских племён с центром в Киеве;
- Славия, северная группа племён с центром в Новгороде;
- Артания, юго-восточные славяне и город Рязань.
 В IX в. большая часть славян сливается в территориальный союз и получает название «Русская земля». Столицей этого объединения становится Киев. В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян (Киев и Новгород) объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX в. до начала XI в. это государство включало такие территории древних славян, как древляне, северяне, радимичи, уличи, тиверцы, вятичи. В центре нового государства оказались поляне. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племён, это была раннефеодальная монархия.

2. Социальная структура общества.
 В IX в. начала появляться федеральная поземельная собственность, как то: княжеский домен и вотчинное землевладение. Теперь дань и полюдье уступают место экономическим формам эксплуатации, основанным на праве собственности. Правовыми основаниями на владение землёй становятся пожалование, наследование и купля. До этого существенное значение имел захват пустынных и населённых земель. Основным источником богатства и производства по-прежнему была земля. Распространённой формой стала феодальная вотчина, передававшаяся по наследству от отца к сыну. Владельцем был князь или боярин. Также в Киевской Руси помимо феодальных вотчин было значительное число свободных крестьянских общин, плативших дань великому князю в пользу государства. Свободное население страны носило название – «люди», а сбор дани, соответственно, «полюдье». Зависимое население звалось «смердами». Существовали также такие люди («закупы»), которые, обеднев или разорившись, нанимались под долг к феодалам. Также имелись рабы, зовущиеся холопы или челядь. Ими были люди из числа пленников или из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельческий уклад был довольно широко распространён на Киевской Руси, хотя уже стали появляться феодальные отношения. Историки называют Русь того времени страной с многоукладной экономикой.

III. Деятельность первых русских князей: Олег, Игорь и Ольга, Святослав.
 До пришествия варягов на Руси уже существовали зачатки государственности: племенные союзы, сельское и лесное хозяйство, города и торговля. Не было только основного стержня, вокруг которого это бы всё и формировалось. Именно варяги, по мнению некоторых историков, и стали этим так называемым стержнем, сплотив русские племена и объединив их общими целями и задачами. Племена объединялись как мирным, так и насильственным путём. Сначала Рюрик объединил новгородских словен и кривичей. Затем Олег, захватив власть в Полянском Киеве, объединил полян, древлян, северян и радимичей, а Святослав присоединил вятичей. Из покорённых племён князья набирали своё войско, собирали дань и оставляли своих наместников, чтобы те вершили суд и управляли народом. Дань с покорённых племён получали двумя способами. Первый назывался повоз и заключался в том, что подвластные племена сами привозили дань в Киев. Второй – полюдье – представлял собой своеобразный объезд племён, когда сам князь и дружина с ноября по апрель ездили по племенам и собирали им причитавшееся (мех, мёд). Собрав зимою дань, киевские князья вывозили её летом на продажу в соседние страны, включая Византию. По всевозможным соглашениям русских с византийцами, славянские купцы могли проводить в Царьграде не более 6 месяцев. Одной из забот киевских князей была охрана торговых путей. С появлением печенегов охрана путей несколько осложнилась. На пути купеческих кораблей возникали такие природные препятствия, как пороги, а по берегам купцов караулили печенеги. Поэтому купеческие караваны никак не могли обходиться без охраны. Также киевские князья обороняли Русь от набегов кочевых племён: Олег возводил города-крепости, Игорь боролся против печенегов, а Святослав ходил в военные походы на хазар, ясов и касогов, обеспечивая тем самым защиту Руси от вражеских нападений. При варяжских князьях русская торговля с Византией стала более интенсивной. В 907 и 911 годах Олег со своей дружиной предпринимал довольно удачные походы на Византию, достигнув стен Царьграда. Результатом походов стали заключённые с греками договора на двух языках – русском и греческом соответственно. По договорам, славянские купцы могли целый месяц жить в Константинополе за счет греков, но при этом не имели права ходить по городу с оружием. Также купцы должны были заранее предупреждать императора о своём приезде. Эти договора позволяли русским князьям вывозить собранную дань на рынки Византии. Со смертью Олега на киевский престол взошёл сын Рюрика Игорь (912-945г.) В 944 г. он также как и его предшественник предпринял поход на Царьград, правда менее удачный; и подписал договор с Византией на менее выгодных для славян условиях. В 945 г. во время сбора дани произошло восстание древлян, в результате которого дружину Игоря перебили, а самого князя казнили. Возвращаясь с полюдья, Игорь решил вернуться в земли древлян с небольшим отрядом и собрать дань по новой. Считается, что древляне уж больно жестоко расправились с ними. Когда те узнали, что Игорь возвращается за повторной данью, собрали вече и вместе со своим князем Малом решили наказать жадного Игоря. Пленив князя, древляне привязали его ещё живого к стволам двух наклонённых берёз, а затем отпустили деревья, разорвав Игоря на части. Хотя сам князь не намного лучше древлян, да и жена его, Ольга, не менее жестоко, согласно легенде, отомстила за смерть Игоря. После убийства Игоря древляне послали к Ольге своих послов с предложением на княжеский престол взамен Игоря своего князя Мала. Ольга же заживо закопала их в землю, а следующее посольство и просто сожгла. Согласно легенде, Ольга взяла с древлян в качестве дани по три голубя и по три воробья с каждого двора, привязала к ногам птиц зажжённую паклю с серой и пустила пташек в обратный путь. Результатом стал пожар в древлянской столице Искоростень, погибло около 5000 человек. После жестокой мести Ольга ввела своеобразные судебно-административные округа – погосты, где собиралась дань. А также она установила «уроки» - размер дани, упорядочив тем самым сбор дани.
 Одни историки считают сына Ольги и Игоря – Святослава – авантюристом, смыслом жизни которого была война. Другие утверждают, что Святослав был талантливый полководец и государственный деятель, а некоторые даже проводят параллель между Святославом и Александром Македонским. Тем не менее Святослав поставил перед собой такие задачи, как защита Руси от набегов кочевников и завоевание новых торговых путей в другие страны. И довольно успешно справился с ними, подтверждая тем самым справедливость второй точки зрения. Хазары брали огромные пошлины при выезде и въезде с русских купцов, а зачастую и просто грабили караваны. В древних источниках много неточностей по поводу походов Святослава, но при этом выделяются два направления его военных действий – это походы на вятичей и Хазарию в 964-966 годах и поход на Дунайскую Болгарию, а также война с болгарами против Византии в 967-971 г. Летом 964 года Святослав пошёл войной на Хазар, завоевав столицу Хазарского каганата Итиль. Его союзниками были гузы и печенеги, а северяне поддерживали хазар. Затем Святослав занял город Семендер на реке Терек, а по возвращении на Русь, захватил хазарскую крепость Саркел, переименовав её в Белую Вежу, завершив этим свой двухгодовой поход на хазар. Таким образом, Святослав освободил Киевскую Русь от хазарской власти. В 967-971 г. последовала война с Византией, которая была менее удачливой для Святослава. Заключив мирный договор с Византией, Святослав возвращался домой, на Русь. Византийцы, по одной из версий, предупредили печенегов о том, что Святослав идёт обратно на Русь; те, устроив засаду на днепровских порогах, в 972 убили князя и его дружинников. Печенежских хан сделал из черепа убитого Святослава чашу, оковал её золотом и пил из неё на пирах, считая, что таким образом сила Святослава перейдёт к нему. Волжско-хазарский поход Святослава был жизненно необходим для всей Руси. Князь очень успешно решил задачу по охране Руси от Хазарского каганата.
 В течение всего IX и вплоть до середины X века длился процесс формирования и укрепления государственности Киевской Руси.

Список использованной литературы.
1. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 2001.
2. Гумилев Л. Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992.
3. Исаев И. А. История России: традиции государственности. М., 1995.
4. История России: учебник / Под ред. Орлова А. С. И др. М., 2003.
5. Ключевский В. О. Сочинения: в 9-ти томах. Т.I. Курс русской истории. М., 1987.
6. Рыбаков Б. А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1984.
7. Соловьев С. М. Сочинения. 18 книг. М., 1988-1994.
8. Шмурло Е.Ф. История России: 862-1917 годы. М., 1997.

Декабрь 2006.


Рецензии
Вы не против размещения
некоторых из Ваших произведений
на этой страничке?

Антология Языческая   28.01.2008 13:21     Заявить о нарушении
пардон, не особо просекла, на какой страничке они должны бытьразмещены?
тут в принципе ВСЕ МОИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ!) так что не особо въехала в тему, если можно, по подробнее пожалуйста, а то после сессии видимо тормажу)

Ольга Косырева   29.01.2008 15:20   Заявить о нарушении
На страничке "Антология Языческая"

Антология Языческая   29.01.2008 17:13   Заявить о нарушении
Без базара!), но со ссылкой на меня, пожалуйста)

Ольга Косырева   04.02.2008 19:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.