А дальше молчок
.
Автора не буду называть. По той причине, что уже однажды , называя авторов лишь по инициалам, была обвинена в адресной жесткости. Но книжка эта есть в каждой детской библиотеке Хабаровска. Просто приведу стихотворение ( а оно единственное составляет 20-страничную книжку) на ваш суд, дорогие обитатели Детского раздела. И если бы эта книжка не была выпущена профессиональным издательством и не пошла массово к деткам – чесслово, промолчала бы в сторонке…
А, может быть, это я такая привередливая и надо просто радостно хлопать в ладошки и кидать чепчик в воздух.
Пожалуйста, откройте мне в этой книжке то, чего я не вижу.
.
В озеро синее тучка упала,
Думала:-«Всё! Утонула , пропала!
Где моё небо, скажите мне , где?
Как же мне жить в этой жидкой среде?»
Переплыла она озеро смело,
Вышла на берег и вновь полетела.
Вновь полетела – ей так хорошо,
Капли стряхнула и… дождик пошёл.
Влагой пропитана будет земля,
Значит, зелёными станут поля…
Из-под земли показался червяк
«Сыро,- сказал он, - да славненько как!»
Но не заметил червяк рыбака,
Ну а рыбак подцепил червяка.
И нанизал, не спеша, на рыбачий крючок.
Что было дальше? А дальше… молчок
Рыбка услышит и в ямку нырнет…
Тихо! Да тихо же! Вроде клюет!
Вот ведь история вышла какая,
Слышал её как-то от рыбака я:
В озеро синее тучка упала,
Думала, всё, утонула, пропала,
Но напоила водой червяка
Тот же попал на крючок рыбака,
Рыбка попала в рыбачий сачок…
Что было дальше? А дальше – молчок….
.
А это мой взгляд на этот «молчок»
По-моему, слишком много событийных фактов и действующих лиц собрано в одну историю. Трудно запомнить и понять, о чем она. То ли о перепуганной тучке, то ли о незадачливом червяке, то ли о рыбаке и рыбке. А может быть, это страшилка для маленьких червячков и рыбок…
.....Тучка упала в озеро. Перепугалась. До невнятного крика души (а попробуйте внятно произнести это нагромождение звуков жи-ши) - «Как же мне жить в этой жидкой среде?» Но история закончилась благополучно – тучка озеро переплыла и вышла на берег. Снова в небо рванулась. Молодец. Знает природоведение, т.е. про «жидкую среду». Не то что, малыш, на возраст которого автор ориентировался при написании этого стихотворения. Малышу надо очень доходчиво и убедительно объяснять, что же такое – «жидкая среда». Это история первая.
.
......Глупый червяк вылезает на поверхность из раскисшей от дождя земли. Червяки они такие. В дождь очень часто на поверхности оказываются. Не очень-то , может быть, ему и хочется покидать привычную среду обитания, но раскисшая земелька буквально выталкивает наверх. Потому они и дождевыми называются. Правда, вода для питья ему не нужна, поэтому тучкина забота здесь весьма сомнительна (но напоила водой червяка). Да и кто знает , кроме автора стихотворения, «славненько» ли ему в этой раскисшей «среде». Цитирую восторг червяка
-«Сыро,- сказал он, - да славненько как!» А вдруг он боится превратиться в раскисшую розовую веревочку, каких ребенок после дождя может увидеть великое множество? Так что и «славненько» в этом случае просто притянуто волей автора. Субъективно, так сказать… спорно… Итак, это уже история вторая.
.
.......Здесь же Рыбак рыбачит и вдруг видит червяка . Возрадовался он и наживил бедолагу на крючок. Сидит, дальше рыбачит. Это история третья
.
......А в реке рыбка живет. И если громко говорить об этой четвертой истории, рыбка услышит и в ямку нырнет. И тогда история , скорее всего , будет без продолжения, хоть автор и повторяет её кратенько в конце стихотворения. А чем закончилась она – ребенок должен додумать сам. Потому что таинственный призыв «а дальше –молчок!» просто обязывает додумать . На любознательных рассчитан. Значит, это будет уже пятая история.
.
......В результате ребенок именно того нежного возраста, на который рассчитаны
и лексика,
и семантика,
и ритмика данного стихотворения, не сможет внятно рассказать, о чем же эта многоуровневая история – он попросту забудет начало её и середину. И авторская повторялка не поможет.
.
Ну а, если эта история рассчитана на более взрослую аудиторию, допустим, детей школьного возраста – то им она уже неинтересна именно способом реализации темы.
Момента новизны и узнавания чего-то нового для них здесь уже нет. Поэтому, видимо, в выходных данных этого издания и не указывается, на какой возраст рассчитана книжка.
.
Просто - для детей, и всё. Просто, а значит, гениально, не так ли?
Свидетельство о публикации №107112300971
Елена Неменко 29.11.2019 03:19 Заявить о нарушении