Пьеса-пародия на пародию на рапсодию
Знаю, и ты по юности,
глядя на звёздный пруд,
лихо дрожа от лунности,
лирный испытывал зуд.
Как же тянулись конечности
выдавить страсти сок,
чтоб записать из вечности
что-нибудь на листок.
Как исходилась душенька,
как клокотала кровь
в венах, когда подруженька
приподнимала бровь.
Боже мой, в эти мгновения
думалось, что вот-вот
станешь ты без сомнения
ярче всех позолот.
Станешь, как те, великие,
славен и знаменит;
крикнешь: «Эй, безъязыкие,
вам ли играть гамбит!»
Только вот эту партию
времечко, как всегда,
не превратило в хартию
нужного всем труда.
Ты, как и эти многие
с манией или без,
рухнул в ноги убогие
роскоши – и исчез.
Впрочем, и ныне махорчатый
голос груди твоей
выдавить стих узорчатый
силится, как плебей.
Пыжься во мгле поэтовой,
только смотри чуток
от напряженья этого
не надорви пупок
ПРОЧИТАВ ЭТО СТИХОТВОРЕНИЕ А.М.РАТКЕВИЧА, Я НЕ МОГ УДЕРЖАТЬСЯ ОТ ПАРОДИИ, КОТОРАЯ ПЕРЕРОСЛА В ПЬЕСУ-ПАРОДИЮ…
Пародия на рапсодию «Знаю, и ты по юности…» А. М. Раткевича
Знаю, тебе и в юности
лихо дрожащий зуд
чьей-то надменной гунности
напоминал Талмуд,
в коем конечность тянется
даже в банальной йот,
страсть же, напротив, вянется –
этого не поймёт
Душенька-недоношенька,
спящая у пруда.
Небо взрезает сошенька-
месяц да звёзды, да
Кто-то из эзотерики.
Господи, попусти
мне, в период истерики,
к Душеньке добрести.
Только не можно: главное –
(в этом я что-то съел!)
громкое имя славное!
Так, чтобы обалдел
без языка болтающий,
видящий лишь рукой,
нюхающий, глотающий,
просто – никакой:
мол, не поэт – ПОЭТИЩЕ!
Шахматный конь в штанах!
Новой эпохи детище!
Снятый во всех кинах!..
Что говорить? Надменные
думают, дескать, вот,
раз он стяжает бренные
ценности – не войдёт
в лоно Большой истории!
Как бы оно не так!
Гимны фантасмагории
может и дурак
стопками вынашивать,
пыжиться, тужить пуп,
а, вот, как я, раскрашивать
строки махоркой губ
может без сомнения
Гений, Апологет.
Остановись мгновение!
(В комнате гаснет свет…)
ПЬЕСА-ПАРОДИЯ НА ПАРОДИЮ НА РАПСОДИЮ
«Знаю, и ты по юности…» А. М. Раткевича
Действующие лица:
Он – Поэт, ПОЭТИЩЕ, стремящийся попасть в Историю,
человек с латентной манией величия.
Тень прошлого – память, относительно объективная реальность
Зуд – чувственные проявления поэта, скрытый эротизм, подсознательное по Фрейду.
Лунность – явление природы.
Душенька (она же - недоношенька) – женщина из юности Поэта, первая любовь.
Пруд – часть природного ландшафта.
Безязыкаболтающий – мим, давний знакомый Поэта
Голос за сценой – собирательный образ совести и народной мудрости, резюме.
Акт 1
Сцена 1
Он, Тень прошлого. В районе старого пруда…
Тень: О чём ты, человек,
задумчиво вздыхаешь?
Что в сердце у тебя
скребётся, словно кот?
Он: Я вспоминаю век…
(Да, что ты понимаешь?!)
Век, в коем жил любя
свой творческий пин-код,
неповторимый стиль
и индивидуальность,
размашистость пера
и шквал гремящих строф.
Тень: Ты их сдавал в утиль?
Конечно, это крайность,
но, коль в портках дыра,
то, где искать любовь,
которая всегда
встречает по одёже,
а после лезет вглубь,
где Душенька живёт.
Он: Я, в прошлые года,
мурашками на коже,
дрожал – лишь приголубь
мой чувственный живот.
А дыры (в пиджаке
и на штанине левой),
я сделал для того,
чтоб понимал народ:
мол, ходит налегке,
и спит не с королевой,
и (что важней всего!)
не постоянно жрёт!
Мол, голоден поэт,
а, значит, всё толково!
Тень: Так ты вживался в роль
блаженного писца?
Он: Да, в сущности-то, нет,
но, коль смотреть ab ovo,
то выгодна юдоль,
по мнению Отца.
Тень: Ты не боялся пасть
в глазах электората?
Он: Напротив, каждый гунн
считал себе: Ого! –
свою разинув пасть
в блик фотоаппарата –
Я рядом с тем, кто струн
владетель, и его
не то, чтобы в лицо –
по имени, конечно,
знавали девять муз
и даже конь Пегас.
Тень: Что ж, было деревцо
по молодости млечно,
теперь снимай картуз
пред блеском этих глаз…
Голос за сценой: Матёрый Мастер мял
очередной памфлет…
Не повредив овал,
не сделаешь омлет!
ab ovo – с начала (буквально – «От яиц до фруктов» - латинская пословица)
Сцена 2
Он, Тень прошлого, Зуд, Лунность. На подходе к Пруду…
Зуд: Ах, как я трепетал
в олунатевшем теле
осьмнадцать лет тому!
Сейчас не то пальто…
Я редок, тих и мал,
заметен еле-еле,
не предан никому
и звать меня – Никто.
Где полная луна?
Где милая конечность,
что соком налилась,
как творческий брандсбойт?
Эх, были времена!
Ох, время – быстротечность!..
А лиру, что спилась,
уж не страхует Ллойд.
Он: Но, что во мне опять
шевелится с тоскою?
И слово-то забыл…
Как стало тихо тут…
Ответь, кто может внять,
(куда я там рукою?),
что за приятный пыл
меня тревожит?
Зуд: Зуд!
Он: Ах, Зуд! Мой милый Зуд!
Ну, наконец-то встреча,
сквозь годы и века!
Зуд: Да, что уж говорить!
Он: А я опять на Пруд!
Лунность: Спешайся, человече!
Ночь нынче, как строка,
которую забыть
не смогут сотни лет!
Тень: Хороший повод в дамки!
Он: Но, я же шахматист!..
Тень: Вот, разницу нашёл?!
Зуд: Беги! Сомнений нет!
Я чую запах самки!
Лунность: А Зуд у вас – артист!
Тень: Ну, с Богом!
Он: Я пошёл!
Голос за кадром: Матёрый Мастер внял
совету всех троих…
И мир бывает мал
рождающему стих!
Сцена 3.
Те же и Душенька. На Пруду…
Душенька: Да, скоро холода!
(не видя пришедших) пора на теплотрассу,
а то, который год
валяться на пруду
пристыло.
Тень: Помнишь?
Он: Да…
Но моему Пегасу
такой вот оборот
совсем не по нутру.
Хотя…
Зуд: Хотя! Хотя!
А, как же по другому?
Зачем себе-то врёшь,
что я не при делах?
Лунность: Позволь, предвосхитя
грядущее: солому
стелить, где упадёшь,
советовал Аллах.
Он: Мне падать не с руки
ласкающей бумагу,
но за совет mersi,
подстелем, что-нибудь.
Душенька: Чур! Слышатся шаги!
Где спрятаться? Что ж, лягу…
Ах, Господи, спаси,
прости и не забудь…
Тень: Предметность бытия –
лишь Тени отраженье.
Не будь меня и мир
изменит сам себя.
Он: Что? Об измене я
услышал? Предложенье?
Где прячется сатир
смеющийся, губя
взлелеянных надежд
унылейшую томность?
Душенька: Уж за полночь, а Ге…
(причём здесь этот тип?!)
Зуд: Скользнула из одежд!!!
Лунность: Сколь милая бездомность!!
Тень: Есть грация в ноге!
Он: Да, я, похоже, влип…
Тень: А, как же милый дом –
насиженное место,
где торжествует стул
стоящий у стола?
Он: Печаль гнездится в том,
что ветер нынче вместо
любимых стен. Он сдул
бокал – с него пила
подруга дней моих…
Я, ныне чужеземец!
То там откушал чай,
то в этом месте сплю…
Душенька: Грядёт! Грядёт жених!
(Акцент? Похоже, немец!)
Он: Ну, здравствуй!
Душенька: Наливай!!!
Зуд: Я ей сейчас влеплю
затрещину! Видал,
чего ещё решила?
Рождённый пить – ни-ни,
а терпеть не в мочь
Тень: Век человечий мал!
Он: Ты помнишь, как всё было?
Душенька: Помилуй иль казни,
не прогоняй лишь прочь!
Голос за сценой: Матёрый Мастер не
поднял её с колен.
Где счастье, коль в стране
так много перемен?!..
Акт 2
Сцена 1
Беседка у Пруда. Он и Зуд расставляют шахматы. Лунность, Тень и
Душенька с волнением смотрят за игрой.
Он: За встречу с той весной,
что позабыть не вправе,
не выпить я невмочь,
ты, Зуд, меня пойми…
Зуд: Пренебрегая мной,
потворствуя отраве,
ты убиваешь ночь…
Он: Пожалуйста, сними
несправедливых слов
слепые обвиненья.
Я – тоже человек
и выпить не дурак!
Душенька: Он хочет за любовь
напиться!
Лунность: Без сомненья!
Тень: Безнравственнейший век –
бордель или кабак!
Зуд: Вот, шахматы! Изволь,
на чёрно-белых клетках
мы жребий кинем наш:
Кто выиграл, тот прав!
Он:
Ну, что ж, без палки ноль,
тебе ль не быть в ответках?
Душенька:
(Тени) Я сгрызла карандаш…
Тень:
(Душеньке) Мне твой по нраву нрав!
Зуд: Гамбит?
Он: Ты подбирай
при даме выраженья!
Душенька: Ругается, подлец!
Тень: Нет, умничает, но
не до того…
Зуд: Играй!
Он: О, горе вожделенья!
Тень: Век каменных сердец!
Лунность: А, может, в домино?..
Голос за сценой: Матёрый Мастер лоб
наморщил, что есть сил.
В объятиях трущоб,
цветок особо мил…
Сцена 2
Те же, там же…
Зуд: Мне не хватило лишь
полхода до…
Тень: Дурак!
Смотри, какая тишь,
сколь сладок полумрак!
Лунность: И нечего взывать
к беспечности минут:
что проиграл – плевать,
стаканом не минУт…
Тень: Не мИнут, или…блин,
филолог рядом брёл,
а я - и янь и ин,
и, вроде бы…
Он: Орёл!
Душенька: Мой гений, птица здесь
совсем не при строке.
Ты лучше выпей смесь,
что я держу в руке!
Он: За вечную Любовь!
Зуд: А, может, за меня?..
Лунность: А ну тебя ко дну!
Тень: Кто видел у коня
(мечтательно) лихой былинный бег?
Вот, тени торжество!
Душенька: Блин, скоро всюду снег
повыпадет…
Зуд: Во-во!
Голос за сценой: Матёрый Мастер пил.
За рюмкой шёл стакан.
Бывает свет не мил,
но дорог океан…
Сцена 3
В районе беседки у пруда. Зуд, Он, Душенька, Пруд…
Зуд: Я знал его давно –
он не сменил привычек:
всё так же пьёт и «йот»
вплетает в каждый стих…
Он: Под головой бревно…
С него б наделать спичек…
Душенька: Слыхал, что Зуд поёт?
Чего ты там притих?
Он: Коварные, печаль
моих седин коснулась:
я вспомнил свой удел,
свой доблестный почин,
а вы мне в рот грааль,
чтоб лирика заткнулась…
Зуд: Вот это – беспредел!
Не спаивать мужчин!
Он: Мужчина – это да…
Но, главное-то – строки!
Зуд: Нет! Главное, поверь,
чуть ниже живота!
Душенька: Свалилась же беда!
Зуд: Запомните, истоки…
Он: Ты, что скрипишь, как дверь?
Зуд: Так, знаете, мечта…
Он: Что знаешь о мечте?
Душа, в заветной лире…
в сторону
(Я, кажется, пока
такого не писал!)
Душенька: Пустое в пустоте
и в мировом эфире,
и тянется рука
налить ещё бокал.
Зуд: Давай на чистоту!
Душенька: О чистоте ни слова!
Повсюду всякий сор
и грязь
Он: С чего бы так?
Зуд: Да… пропили мечту,
ту, что всему основа…
Он: Я чую перебор…
Душенька: А, может быть, в кабак?
Пруд: А, может быть, пешком
в район районной свалки?
Нагадили, и на –
о чувствах рассуждать!
Он: Я с вами не знаком…
Зуд: Знакомьтесь, ёлки-палки!
Он: Во взгляде пелена…
Зуд: Да, ну вас всех в кровать!
Душенька: В кровати хорошо –
(мечтательно) под телом нет ни кочки,
крахмальных простыней
чуть-уловимый хруст…
Он: Вот, стану я БОЛЬШОЙ…
Пруд: Не написав ни строчки
о хороводе дней
и вдохновенье уст?
Он: Ну, что за нигилизм
в сторону у псевдоводоёма?
Неужто ль впрямь, и я
Пегаса упустил?
Зуд: Эй, лужа, твой цинизм…
Пруд: Пошёл ты вглубь проёма…
Душенька: Ну, надо же – свинья!
Он: Мне не хватает сил…
Голос за сценой: Матёрый Мастер выл
на бледную луну.
Тот, кто никем не был
всегда идёт ко дну…
Акт 4
Сцена 1
Он, глядя на Пруд
Он: Бессилие ума
влечёт, определённо,
блуждания, пути,
искания себя.
Вот, например, Сама,
которая, влюблено,
слюнявила: Прости! –
мой интеллект губя.
Ну, что она за вот?
Где тень от Божьей искры?
с оглядкой
(О, только б Тень не слы-
шала о чём я тут!).
Да, чувственен был рот!
Белы снегами икры!
А платьица полы
легки…
Похоже, врут
слепые языки
о том, что Фрейд банален.
И этот липкий Зуд
канючил пять часов…
Но, мне же не с руки!
Мой выбор изначален!
Какой прелестный Пруд!
Я описать готов
структуру бытия,
покадровую съёмку
мельчайшего того,
что составляет мир.
Мой плен наития
испытывает ломку
сознания…
испугано озираясь
Кто там?
Ты странник иль Сатир?
Голос за сценой: Матёрый Мастер мог
смерить любую страсть!
Не видящий порог
не может не упасть…
Сцена 2.
Там же, Он и Безязыкаболтающий.
Он: Приветствую тебя,
потомок пилигримов!
Какой такой тропой
забрёл сюда – на Пруд?
Неужто ль, наскребя
пол тысячи сантимов
и ты решил в запой?
Безязыкаболтающий: Характерный жест пальцами по горлу,
означающий желание выпить…
Он: Ну, что же, здесь нальют!
Ты извини за то,
что столь красноречиво
звучит сегодня речь.
Что делать? Время гнёт
свёл тех, кто в решето
плеснул вина…
Безязыкаболтающий: Характерный жест пальцем у виска,
показывающий на необдуманность поступка
Он: Ах, мимо!
Тем можно пренебречь –
Тень скоро принесёт
очередной нектар
(в количестве галлона!).
ты знаешь, мы, отнюдь,
не пьяная орда.
Но мой небесный дар
глотком одеколона
стал тем, кто смел прильнуть
к моим стихам.
Безязыкаболтающий: С ужасом качает головой
Он: О, да!
Ты понимаешь всё:
себя рифмуя жестом,
предвидишь каждый миг,
где ты – неповторим.
А я, как тот Басё,
заворожённый местом,
считаю, что постиг
себя…
Безязыкаболтающий: Роняет слезу
Он: Ты плачешь, Мим?
Сентиментальный мой,
апостол невербальный,
жестикуляций жрец,
прости мне, подлецу,
что, говоря с тобой,
я росписью сусальной
украсил свой дворец.
Негоже так отцу
почти десятка книг
почтительность к актёру
забыть и заплутать
в хвалах своим стихам.
Я вспоминаю крик,
доставшийся суфлёру,
когда ты стал играть
разрушившийся храм.
А помнишь роль лозы
на берегу Заира?
Ты был неотразим
и, даже, просветлён!
Вот ритмики азы!
Вот, где звенела лира!
Безязыкаболтающий: Сокрушённо роняет голову в ладони, плачет
Он: О, Боже! Ты гоним?
Раздавлен? Уязвлён?
Голос за сценой: Матёрый Мастер,
плач услышав, зарыдал…
От сонма неудач
не спрячется Тантал…
Сцена 3.
Душенька, поднимается с земли непонимающим взглядом
глядя на Пруд. Тень и Лунность наблюдают за ней. Зуд спит…
Душенька: К чему сегодня (блин!)
падает
случиться этой встрече?
Не виделись сто лет
и небыло проблем.
В душе ужасный сплин.
В ознобе руки, плечи
и выпить больше нет.
И к разговору тем
не подобрать.
Воды!
Как в горле пересохло!
Но, что это вдали
(иль рядом, не пойму…).
Лунность: Не долго до беды…
Душенька: Что там? А чтоб ты сдохло!
Лунность: Ты – лодка на мели…
Пруд: Иди ко мне, Му-Му!
Душенька: Воды! Полцарства за…
Вот глючит! Чей-то голос,
неведомо зачем
зовёт меня к себе.
Хочет, ухватившись за лозу, нагнуться к Пруду и напиться…
Вот, веточка-лоза,
хоть тонкая, как волос…
Тень: Не тронь её совсем!
Пруд: Держись, назло судьбе!
Гаси! Гаси огонь
в душе осиротелой!
Душенька: За веточку взялась.
Сейчас нагнусь…
Вода!!!
Тень: Эй, Лунность, не филонь!
Свети поярче!
Пруд: Смелой
ты, видно, родилась!
Душенька: Я ей была всегда!
Пруд: Напейся из меня!
Войди в меня всецело!
Я холоден! Я свеж,
приятен и глубок!..
Лунность: Опасностью маня,
Тени Пруд действует умело…
Тень: Заманчивый рубеж…
Душенька: Ой! Падаю!
Лунность: Гребок!
Давай сюда!
Тень: О, нет!
Нет ни руки, ни палки…
Лунность: Да, что же мы стоим?
Тень: Я, в принципе, лежу;
ты светишь – ты же свет…
Пруд: О, грация русалки,
твой жест неповторим!
Я руку положу
на твой продрогший стан
и вниз, до состоянья,
когда не нужно слёз,
страданий и тепла!
Зуд: Кто тонет, капитан?
Проснувшись Достойно ли вниманья?
от криков Тени
Тень: Да, у тебя склероз?!
Здесь Душенька была…
Голос за сценой: Матёрый Мастер спал
и видел сон во сне…
Тот, кто себя распял,
спокоен по весне…
Акт 5
Сцена 1
У Пруда. Он, Зуд, Тень, Лунность, Безязыкаболтающий
смотрят на воду…
Он: Кончаются круги…
Тень: И всё опять на круги…
Лунность: А Пруд – подлец!
Безязыкаболтающий: Угу!
Зуд: Я виноват во всём…
Вокруг меня враги
и ни одной подруги…
Нет! Больше не могу!
Я брошусь в водоём!
Исчез любви объект –
в отсутствие объекта
мой проигрыш в игре
глобальнее стократ…
Тень: Откуда интеллект
у Зуда?
Зуд: Смейся, секта!
Глаза воздень горе…
Лунность: Вот, тоже мне – Сократ!
Цикуты не жела…
Он: Явление, зашторься!
Нет Душеньки, а ты
глумишься и язвишь…
Пруд: Ах, как она плыла!...
Он: Подлец, не харахорься!
Пруд: Желаете воды?
В ответ я слышу тишь?!
Зуд: Прощения мне нет!
Бросается в Пруд
Пруд: Иди сюда скорее!
На дне моём вполне
есть место…
Он: Я пропал!
Тень: Движение планет
сменяет флаг на рее
ладьи тоски…
Лунность: Волне
ты многое отдал.
Теперь скорби, но знай:
твоё предназначенье
нести себя в народ,
терзаться и гореть!
Он: Любимая, прощай!
Прощай и ты – влеченье!
Тень: Теперь опять рапсод
Лунности нам будет песни петь!
Голос за кадром: Матёрый мастер скорбь
в поэму обращал.
Сколь спину ты не горбь,
у всех один причал…
Сцена 2.
Безязыкаболтающий сидит у Пруда и плачет.
К нему подходит тень…
Тень: Блаженный, чей удел
руками говорить,
ты бледен, словно мел…
Безязыкаболтающий: Показывает на Пруд, лицо полно отчаяния…
Тень: Ты хочешь повторить
то, что проделал Зуд?
Безязыкаболтающий: Сокрушённо кивает головой…
Тень: Оставь ему. Пока
на месте этот Пруд,
к нему издалека,
сквозь времени межу,
через простор полей,
(я так тебе скажу…
Безязыкаболтающий: Делает жест, означающий, что у Тени
должна быть припрятана ещё одна бутылка…
Тень: И вправду, брат, налей
за упокой их душ.
Бог даст – им лучше там,
где глаз не красит тушь…
А ты не по летам
седеешь…
Ты её
любил…
Безязыкаболтающий: Роняет лицо в ладони…
Тень: Сколь я слепа!
До этих двух могил
не зарастёт тропа…
Голос за сценой: Матёрый мастер брёл
от погребённых чувств.
Кто много приобрел,
тот чужд любых искусств…
Сцена 3.
Он, наедине с Тенью. Вдалеке Лунность…
Тень: О чём ты, человек,
вздыхаешь неустанно?
Он: Я погубил цветок,
что радовал глаза…
Тень: Ты не смыкаешь век
и говоришь туманно,
и рвёшь опять листок…
Он: Сгущается гроза
в груди моей…
Тень: Ну, что ж?
Мы вновь на перекрёстке…
Ты – прямо на Парнас,
а я – чуть погодя…
Он: Вонзился в сердце нож…
Тень: Вся жизнь, увы, подмостки!
Он: Ну, это не про нас,
хотя, в сезон дождя,
я вынужден признать,
что новым вдохновеньем
наполнен мой бокал.
Тень: Давно ли?
Он: С тех минут,
когда не стало (знать,
смерть рядом шла с волненьем!)
возлюбленной, что звал
по юности на Пруд.
Тень: Тебе она была
противна!
Он: Я не спорю,
но…
Тень: Выдумал, шельмец,
в миг смерти чувств пожар!
Он: Любовь бывает зла…
Тень: Он предаётся горю…
Лунность: Век каменных сердец!
Он: А, может, это дар?
Голос за сценой: Задумался поэт:
– Что творчеству исток?
Зажёг спокойно свет
и снова взял листок…
Эпилог
Голос за сценой: Случается – строка
рождается спонтанно:
и буквы «при делах»,
и рифмы – ничего,
и ритмики река
проносится гортанно…
Но чаще, в зеркалах
поэзии его,
(то есть поэта), стих
и мелок и неточен,
и образ – размазня,
и рифма: «дал» – «не дал»,
и каждый новый штрих
банален и просрочен.
А мы, его казня,
ждём всяческих похвал.
Но, в сущности, поэт –
дитя других галактик.
Он выдумать готов
Вселенную свою.
Он – одинокий след
и сумасшедший практик
науки трёх перстов,
что пишут на краю
обрыва наших снов
придуманные гимны
и лечат парой строк
смертельную хандру.
Так пусть его Любовь
не принимает схимны,
а оживляет ток
сознания в миру!
Свидетельство о публикации №107101401112
Елена Лерак Маркелова 13.11.2010 02:08 Заявить о нарушении