Критика на сайте... Реакция авторов на критику
Напомню слова из вступления...
Сразу должна сказать главную мысль - все мои последующие рассуждения и ответы есть ТОЛЬКО моё личное мнение, а никак не "истина в последней инстанции"! Многие вопросы, в той или иной степени, я затрагивала в своих рецензиях и отзывах, поэтому заранее прошу прощения, если буду повторяться.
===========================================
Вопрос 4. Какова реакция (реакции) авторов на критику?
Я "пробегаюсь" иногда по двум главным страницам сайта и высказываю некоторым авторам свои замечания на недостатки (конечно же, с моей точки зрения) на то, что видно сразу же после первого прочтения. Каким двум страницам? Первая - это всем известная http://www.stihi.ru/ , а вторая, на которую времени не всегда хватает, это та, ссылка на которую есть на первой, и называется "Продолжение ленты рекомендаций".
На тему реакции авторов на критику и замечания, даже из моего небольшого опыта пребывания на сайте, можно написать не один том эахватывающих произведений разных жанров. Я понимаю, что Жванецкий был прав со своей фразой "Ко всем лицом не повернёшься" (конец цитаты). Я в том смысле, что нельзя угодить всем формой замечаний. Если напишешь, что у Автора в некоторых рифмующихся парах строк разное количество стоп, то Автор скажет, что замечание моё неконкретно и просит указать эти строки (а самому ему проверить просто лень?). Когда же конкретно укажешь строки и предложения по устранению ошибок, другой Автор просто "посылает", например:
-------------------------------------------------
замечания...
В слове "феерию" правильное ударение на вторую гласную "е" - "феЕрию"!
У Вас же эта гласная в метрическом ударении - безударная!
В следующих парах рифмующихся строк - разное число стоп:
Уже до осени осталось так немного (можно убрать "уже")
Ласкаю лист, упавший у порога
И вновь хочу ее с надеждой нежно ждать.
И феерию красок, как ее мне передать? (можно убрать "ее")
Встает стеною со слезою на глазах.
Для них, кто поселился в небесах. (можно добавить две гласных)
Но забирает, к сожаленью, много их.
Достойных жить и именно Земных... (можно добавить две гласных)
Все мои предложения ТОЛЬКО для примера.
Надеюсь, что я не нанесла обиды ранимой душе пиита!
С уважением,
Тамара Северцева 16.08.2007 20:06
реакция...
"Я очень корректна, но на такие отклики совсем незнающих и неавторитетных авторов отвечаю так - а пошли бы вы.. Не выношу, когда по косточкам разбирают все, что пишется в непрофессиональном сайте, никогда не притендуя на звание поэта. Совет - побольше на свое творения и их профессиональность, дорогая наша критиканша. Всего доброго." (конец цитаты)
-------------------------------
Для любого Автора его сочинение - как ребёнок для родителей и это надо понимать. Нормально - когда родители любят своих детей. Любят любых своих детей. Больших и маленьких, талантливых и обычных, здоровых и приболевших... Автор, что бы он ни говорил, любит все свои сочинения. Одни - больше, другие - меньше... Конечно, наши стихи - наши дети. Но ведь если ребенок с недостатком, а вы желаете ему добра, то вы будете его лечить, не так ли? Сказать, что от замечаний (от любых замечаний) у человека улучшается настроение - нельзя. Получать критические замечания любому человеку не очень приятно, и тут мы все похожи.
Чего боится в критике всякий нормальный человек, в общем, и стихирный автор в частности? Он боится унижения! И не просто унижения, а прилюдного (на виду у других авторов). Если критика в форме "Ты дурак (бездарь и так далее)", то она раздражает и вызывает естественное желание послать критикующего подальше.
Обоснованная и не унижающая критика не так страшна... хотя и не очень приятна, но если принять её, осмыслить - можно достичь неплохих результатов. Я хочу обратить внимание на фразу ЕСЛИ принять её (критику). Практика показывает, что состояние ожидания от критики собственного прилюдного унижения не позволяет многим авторам принимать любые критические замечания. Такие авторы любое замечание на своё произведение автоматически переносят на свои человеческие качества и тут же переходят к активной "защите" себя любимого. Переход к "защите" часто происходит, как только содержание сообщения автору "приближается", но ещё не пересекает (если так можно сказать) "чертУ", за которой содержание сообщения приобретает качество "замечания".
Например... Если я скажу автору, что в его двух четверостишиях - восемь строк, можно ли это считать "критикой"? Конечно "нет", ответит любой человек, так как это - констатация факта. А если я скажу, что в двух четверостишиях автора - восемь строк и все они написаны ямбом, это можно считать "критикой"? Опять "нет", потому что это опять констатация факта. Здесь я подхожу к основной моей мысли - я говорю автору, что в его двух четверостишиях семь строк написаны ямбом и одна строка - хореем. Это опять просто констатация факта без оценки "хорошо" это или "плохо", но вот тут-то, у некоторых авторов, и начинаются "проблемы". Я хочу сказать, что никакого "критического разбора" ещё нет, а болезненная реакция на простую констатацию факта, у некоторых авторов, уже есть. Автор не обижается на себя, что он ТАК написал. Он обижается на того, КТО сказал ему об этом. Получается странная ситуация... То, что автор так написал и выставил ЭТО на всеобщее обозрение - это "хорошо", а то, что ему сказали о том, ЧТО он выставил на всеобщее обозрение - это "плохо".
Так же "проблемы" (с некоторыми авторами) возникают при следующих констатациях:
- сообщение о разном количестве стоп в рифмующихся парах строк;
- сообщение о сбое выбранного ритма из-за потери или лишней гласной в строке;
- сообщение о разной рифмовке четверостиший одного стихотворения;
- сообщение о смене выбранного ритма в середине сочинения;
- сообщение о неудачном распределение метрического ударения ("твОя, мОя...");
- сообщение об отсутствии единства в использовании клаузул.
Я говорю именно "сообщения", потому что я не даю никакой оценки этой информации, предоставив эту возможность только автору! Пусть автор сам решает - хорошо это или плохо, стыдно ему или нет за такие промахи, а может - он это "специально задумал". Я же об этом не знаю и надеюсь на ответ автора. Надеюсь на любой корректный ответ автора, выражающий его позицию и отношение. Некоторые авторы, соглашаясь с моими замечаниями, тем не менее, говорят, что хотят всё оставить, как есть, но говорят это весьма корректно и даже "изящно", оставляя приятное впечатление после нашего диалога.
Ответы на замечания (из моей практики) можно разделить на следующие:
1. Молчание.
За молчанием может скрываться как равнодушие к замечаниям, так и исправление, через некоторое время, указанных промахов. Тут можно вспомнить рекламный слоган, который часто звучит по телевизору: "...ни тебе спасибо, ни тебе до свидания" (конец цитаты) :))) Не исключено, что молчание может скрывать и простое непонимание.
2. Непонимание (явное) о чём идёт речь.
К непониманию я отношу ответы в стиле "...я и слов-то таких не знаю". Тут вся надежда, что, получив несколько однотипных замечаний, автор задумается и, всё-таки, попробует разобраться. Часто непонимание проявляется в удивлении. Особенно, когда обращаешь внимание автора на неудачное распределение метрического ударения в строке ("твОя, мОя..."). Автор с удивлением говорит, что когда он читает, то у него все ударения правильные. Некоторые даже нервничают - мол "...Вы старательно выискиваете ударение" (конец цитаты). Приходится объяснять, что сам автор знает свое сочинение (он же автор!) и при "авторском" чтении подсознательно расставляет ударения "правильно". Читатель не знает сочинения автора и, если первые три строчки катрена ритмически выстроены как "Убб-Уб" (где "У"- ударная гласная, "б"- безударная), то и четвёртую строчку катрена читатель читает в ритме, который задал сам автор и получается:
шАрф незамЕтно,
ткАнью шуршАщей,
нА пол паркЕтный,
скОльзит изЯщно.
3. Ответ в стиле "я - писарь".
К таким ответам я отношу ответы, смысл которых сводится к следующему: "...мне так сверху пришло и я принципиально ничего не правлю" (конец цитаты). Всегда мою улыбку вызывает позиция "автора-писаря", которому текст от Высшего Разума посылается прямо в мозг и всё, что остаётся - это просто записать и дальше только объяснять неразумным читателям, что все орфографические и прочие ошибки в произведении - это ошибки Высшего Разума, который, наверное, "недоучился", но автор здесь не виноват и принципиально ничего не правит.
Мастерство в стихосложении - это умение не только написать текст, но и умение довести его до технического совершенства, включив максимум содержания в ограниченное речевое пространство стихотворения. Сюда же входит и такое совершенствование текста как правка, которая может быть не только технической, когда подыскиваются точные рифмы, выравнивается размер, ритм, метрические ударения и прочее, но и синтаксической, грамматической, лексической (когда подыскивается нужное слово), но главное - смысловой, семантической, когда автор вычищает уже почти готовый (как ему кажется) текст от логических, стилистических и прочих оплошностей.
Поверьте, многие Мастера слова пробуют различные виды строф, находя более правильный и верный вариант, и не стесняются этого! Если вы выбрали формой "подачи" своих сочинений - стихотворение, то ничего зазорного не будет, если вы постараетесь придать вашему сочинению правильную стихотворную организацию.
4. Гордое пренебрежение к сложившимся правилам.
Пренебрежение касается не только правил стихосложения, но и орфографии, пунктуации... Объяснение простое - мол, сейчас 21-й век, а не 16-й (17-й, 18-й, 19-й, 20-й) и всё давно устарело. Вот, для примера, цитата: "...интересные такие замечания, как будто из века этак примерно 19-го" (конец цитаты). Или вот такой взгляд (цитирую): "Туповато выглядят стихи чёткие по ритму, размеру и рифме, но с банальным смыслом..." (конец цитаты). Странно... Я читала произведения с небанальным смыслом, где полностью отсутствуют и ритм, и размер, и рифма... Это была проза. :)))
Часто автор активно пренебрегает тем, чего он совсем не знает (и не хочет знать), но такое заявление поднимает в его глазах его неумение и неграмотность на новую "качественную", как ему кажется, ступень. Помнится анекдотичная фраза из "советского светлого прошлого": "Книг Солженицына я не читал, но осуждаю!". Действительно, зачем изучать правила, например, пунктуации, если можно вообще ими не пользоваться и не стесняться этого, а с гордым видом смотреть "сверху" на тех, кто ставит знаки препинания. Сочинения такого "гордого" автора напоминают ребус, где читатель должен сам расставлять знаки препинания, которые, как известно, могут сильно менять смысл. Для справки: а вот в некоторых восточных языках знаки пунктуации (подстрочные знаки) обозначают гласные звуки.
Некоторые авторы с удивлением спрашивают: "Разве можно жить по правилам!?" (конец цитаты). Представить бы им, что часть правил из жизни ушла... Они приходят в магазин, дают 1000 рублей, а у них купюру берут как десятку (живём-то ведь не по правилам!) или на сдачу вместо 100 рублей дают 100 копеек. А? Тут каждый из них возмутится и вспомнит про то, что "дважды два - четыре". А стихи, получается - всё стерпят! Всё в нашем мире уравновешено "дуальностью", двойственностью... Право-лево, верх-низ... И если есть область, где можно что-то менять, то обязательно есть область, где надо что-то соблюдать строго. Это я к тому, что свобода автора в выборе рифмы, ритма, образности, идеи, сюжета при написании стихотворения уравновешивается соблюдением тех норм и правил, которые и отличают стихотворение от прозы.
Здесь будет уместно вспомнить слова Марины Цветаевой: "Грех не в темноте, а в нежелании света, не в непонимании, а в сопротивлении пониманию, в намеренной слепости..." (конец цитаты).
5. Ответ в стиле "я не поэт, я просто пишу стихи"
Очень интересное заявление! Представьте себе такую ситуацию... Вопрос инструктора по парашютному спорту: "Почему вы хотите прыгнуть из самолёта без парашюта?" Ответ: "Я не парашютист!" Глупость, скажете вы? Такое невозможно! Но вот на стихотворном поприще, оказывается, такое возможно! Я предлагала автору, который "не поэт, но пишет стихи", определиться - либо он "не поэт" и то, что он пишет - "не стихи", либо он пишет "стихи" и тогда он "поэт". В противном случае (но я не говорила это автору, чтобы не обидеть его) автора можно спросить - если он "не поэт", то может быть он тогда графоман? На сайте Стихи.ру практически все занимаются стихосложением. У кого-то получается пока похуже, у кого-то - лучше. Так что все здесь поэты... хорошие и плохие, грамотные и нет, известные и не очень, популярные сейчас и, может быть, в будущем...
6. Ответ в стиле "это не профессиональный сайт" ("не музей классической поэзии")
Для констатации факта ответ принять можно, а вот как обязательное условие наличия недочётов в сочинениях и собственной "неприкасаемости" автора - НЕЛЬЗЯ!
Нет предела в совершенстве! Стремление к совершенству зависит от каждого "жителя страны Стихира". Автор же с таким подходом к сайту (как к "стихотворной помойке"), на котором находится его собственная страница, выражает неуважение и пренебрежение ко всем и к себе в том числе. Мол, "и так сойдёт... не графьЯ". За такой формой поведения скрывается простое неумение-нежелание придавать своим сочинениям достойную стихотворную форму. У строителей с таким подходом - кривые дома, которые начинают разрушаться сразу после постройки, а у пиитов - "кривые" сочинения, которые они прикрывают "высокими" рассуждениями: "Я - не салонный поэт и не понимаю искусства ради искусства. Я обращаю свои стихи к людям, к народу" (конец цитаты), или: "Я, понимаю, что у меня можно найти много погрешностей, но я пишу честно" (конец цитаты). Вот так! Если пишешь без погрешностей - значит нечестно! Если есть погрешности - обращай стихи "...к людям, к народу". :)))
Да, произведений на сайте много и не все они, мягко говоря, имеют высокий художественный уровень. Но ведь тот, кто, "перелопачивая" тонны породы, добывает алмазы или драгоценные металлы - не считает, что он работает на "помойке". А сколько сил потратили геологи, чтобы найти эту золотоносную или алмазную жилу! Разве они искали "помойку"? Я вот отношусь к Стихире как к "золотоносной жиле" поэтических талантов.
7. Ответ в стиле "это так и задумано!"
Я часто на замечания про сбой ритма получаю ответы вида "...ритм сбивается неспроста, а для остановки эмоционального восприятия" (конец цитаты). Это, например, похоже на ситуацию - когда на конкурсе бальных танцев пара будет объяснять свои "спотыкания и падения" желанием привлечь внимание жюри. Считаю, что это первая "защитная" реакция поэта - человека с впечатлительной душой. Многие позже мне сообщают, что, всё-таки, внесли исправления.
8. Ответ в стиле "а судьи кто?" плавно переходящий в "сам дурак".
Иногда, получив простые замечания, которые легко устраняются исключением "лишнего" слова или перестановкой (инверсией) слов, автор, защищая себя любимого, сам встаёт на позицию неконструктивного и обесценивающего критика, переходя на личность Человека, сделавшего ему замечание. Мне приходилось выслушивать, что я "...недалёкая и занимаюсь гнусностью, чтобы пиарить одних и топить других" (конец цитаты). Как пример, могу привести следующие замечания и реакцию на них:
-------------------------------
замечания...
1. В следующей паре рифмующихся строк разное число стоп:
И птичий крик, разбудит тебя, вдруг.
Недосягаем ты сейчас, любимый друг. (можно убрать "сейчас")
2. В строке "И птичий крик, разбудит тебя, вдруг" ударение в слове "тебя" падает на букву "е" - "тЕбя"!
Тамара Северцева 21.08.2007 19:34
реакция... (орфография и пунктуация сохранены)
Боже, Вы ХОТЬ ЛЮБИЛИ КОГДА-НИБУДЬ?!?
Просто нет слов, как противно от всего написанного. Мне представляется образ мужланской особы с невообразимым лицом и формами, которой просто ничего не остается, как привлекать к себе внимание таким образом. ПОЖАЛЕЙТЕ СЕБЯ И УСПОКОЙТЕСЬ. ДЛЯ МЕНЯ ГЛАВНОЕ ИМЕННО СУТЬ И ЭМОЦИИ, ПРО КОТОРЫЕ Я ПИШУ. Думаю, что и другим авторам нужно это. ЕЩЕ РАЗ РАДУЮСЬ, ЧТО ВЫ В ОТСТОЙНИКЕ. (конец цитаты)
-------------------------------
По ответу сразу понятна цель присутствия данного автора на сайте - "привлекать к себе внимание". Возмущение автора вызвано тем, что я это делаю другим "образом". Как приятно такому автору держать на своей странице хор "восхвалителей", "купаться" в их хвалебных отзывах, беречь это состояние в собственных глазах, радоваться своим написанным 16485 рецензиям и приятному количеству читателей. Замечания? В "отстойник" разрушительницу заслуг и достоинств!
9. Ответ в стиле "...ищите понравившиеся стихи и читайте" (конец цитаты).
По такому ответу сразу видно, что у автора есть проблемы с логикой. Мне всегда казалось, что искать понравившиеся стихи - это сначала прочитать, а потом выбрать то, что понравилось, а не наоборот. Почему-то, многие авторы считают, что замечания делаются только на те сочинения авторов, которые чем-то не понравились. По своей практике могу сказать, что это совсем не так.
10. Ответ "математический".
Ответы авторов на замечания, которые я отношу к такой "группе", на первый взгляд, вроде бы, разные, но все они объединены ссылкой на какое-нибудь "количественное сравнение". Вот некоторые такие ответы:
- "я пишу стихи уже более двадцати лет";
- "у меня читателей за 5 месяцев больше 5000";
- "я творческий человек и принадлежу к сцене, имею потрясающий круг друзей";
- "с Вашими семнадцатью произведениями я бы сидел и не высовывался";
- "при Ваших 84 произведениях... всего 400 читателей";
- "у меня хороший муж, двое прекрасных детей и три собаки";
- "написав три стиха Вы выступаете критиком";
- "это сайт свободной поэзии 90% пишут своим стилем";
- "да уж, твой уровень заметен - 76 произведений и 386 читателей".
Что интересно, когда автор получает хвалебную рецензию "с поцелуями и признаниями в любви", то количество произведений и число читателей на странице рецензента автора, почему-то, не интересует! А как бы интересно было прочитать, например, следующую реакцию - почему вы меня хвалите, ведь у вас на странице всего "...2 стиха по 20 слов" (конец цитаты). :)))
На некоторых авторов гипнотически действует цифра количества собственных читателей. После переваливания числа читателей через определённый порог, который у каждого пиита свой, автор считает, что он уже сформировавшийся, то есть, в его понимании, "хороший" поэт и его ответы на замечания приобретают новое "качество": "Что вы мне тут говорите? Видите - как меня читают! Это главный показатель высокого качества моих произведений!"
Количество произведений на странице автора никогда не соответствовала качеству. Прекрасные сочинения встречаются на страницах, где всего 10-20 произведений и, в то же время, иногда трудно найти что-то интересное на странице, где сочинений более 500. Прошли и те времена, когда количество читателей приблизительно соответствовало действительной читаемости автора. С появлением возможности платного выхода на главную страницу, на ней стало больше выставляться сочинений не тех, кого читатели много читают (и не только на главной странице) и приносят, таким образом, авторам баллы, а тех, кто может позволить себе "саморекламу" за определённую плату. И тут оказалось, учитывая, например, среднюю или минимальную зарплату, что гораздо легче ("дешевле") себя выставлять на главную страницу авторам, которые живут за пределами России. Я имею в виду страны Европы, Израиль, США. Но и россияне тут себя "в обиду не дают". Тем не менее, главная страница стала гораздо "слабее", чем раньше... Надо понимать, что сейчас, "во время строительства светлого капиталистического будущего", все сервисы (почтовые сайты, сайты хранения информации и так далее...) и, в том числе, сайт Стихи.ру постепенно будут становиться хотя и не дорогими, но платными. Всё это только вопрос времени.
11. Ответ "маргинала".
В таком ответе автор выражает своё полное пренебрежение к тому, что и как он написал и как это выглядит в глазах читателя. Автору, мягко говоря, наплевать на своего читателя. Такая позиция характерна для достаточно большой группы поэтов-аутсайдеров, которые в силу различных причин изолированы от общества, либо живут на периферии общественных интересов, либо попросту забыты обществом. К этой группе относятся: душевнобольные, старики, дети, любители, примитивисты, поэты, исключившие себя из социального контекста и/или одинокие, изолированные обществом. Главный признак, объединяющий их в одну группу - их творчество осуществляется вне традиционных эстетических и художественных норм. В связи с этим к таким "поэтам" неприменимо понятие диалога между произведением и тем, кто его воспринимает. Иными словами, творчество таких поэтов не включает в поле своих проявлений читателя.
12. Отправка замечания в "чёрный список", которая может быть в любом из перечисленных вариантов.
Свидетельство о публикации №107092000213
Очень интересное заявление! Представьте себе такую ситуацию... Вопрос инструктора по парашютному спорту: "Почему вы хотите прыгнуть из самолёта без парашюта?" Ответ: "Я не парашютист!" Глупость, скажете вы? Такое невозможно!"
Уважаемая Тамара, глубоко и искренне уважая Ваше мнение, понимаю, что стихи - это давно установившееся у людей понятие, имеющее определённые рамки. Но, всё же эти рамки установил человек, не Природа, не Бог, не ещё какой-то вышестоящий начальник... Поэтому, если уж эти рамки незыблимы как Китайская стена, то любой человек, получивший разгромную рецензию, может смело называть своё произведение любым понравившимся ему словом и быть производным от этого слова его создателем (Как вариант: Стихирист - автор стихиринок или стихирулек... и.т.п.). Ну, а дальше, как говориться, свободный кап. рынок и кооп. пиар. Признают люди эти стихиринки-стихирульки - быть им, не захотят их читать - найдутся другие... С уважением и, на всякий случай с извинением, Антон Сверчок.
P.S.
Познакомился с одной парашютисткой,
У неё оказался с дыркой парашют,
Сделал ей "рецензию" на "старте",
Но она, (так с дыркой) отправилась в полёт.
Только оторвались от бетона -
Бросилася штопать-зашивать,
Видно высота и гул мотора
Ей помог совет мой воспринять.
Больше я ёе уже не видел,
Здесь должна быть рифма - "никогда".
Как потом, однако, оказалось -
Дырка в парашюте всё-таки нужна...
Антон Сверчок 04.08.2019 22:02 Заявить о нарушении