Словарь русской рифмы
Представляем Вашему вниманию «Словарь русской рифмы». Автор – Генрих Ужегов.
От автора: «В словаре около 300 000 слов. Предлагаемый словарь можно было бы назвать словарём точных рифм, т.е. таких, которые образуются совпадением в клаузулах одинаковых или очень близких звуков («волн» - «полн»). Неточные рифмы (или рифмы, которые основываются на приблизительном подобии звуков в клаузулах) в словаре вынесены в созвучия.
Словарь во многом отличается от других словарей подобного рода. Он очень компактен, но тем не менее включает в себя все наиболее употребительные в поэзии слова и словосочетания русского языка. Количество слов здесь намного превышает количество слов в словаре Н. Абрамова и других авторов. Упрощен порядок поиска слов, почти нет ссылок.»
Стоимость словаря – 600 рублей (без учета стоимости пересылки)
Сделать заказ можно, написав на электронный адрес: genrih2005@inbox.ru
После получения заявки, книга высылается наложенным платежом.
Свидетельство о публикации №107091701698
http://www.stihi.ru/2009/05/12/569
Ответ на вопрос В5: Что такое ритм в стихотворении, что с ним делать, нужен ли он вообще и так далее...
давайте поговорим о том, что такое ритм в стихотворении, что с ним делать, нужен ли он вообще и так далее...
я очень люблю такую ассоциацию: представьте себе старый радиоприёмник, где ручкой настройки можно "поймать" какую-то волну... крутим-ловим-поймали-звучит музыка... но вот если настройка не очень точная (или сама техника довольно старая, или волна "слабая"), то музыка звучит с помехами... знаете, так бывает – звучит-звучит, потом что-то типа хр-хррр-хр-хр и опять звучит:)
так вот, если "примерить" эту образную картинку на стихотворение, то ритм - это несущая частота, волна, которая переносит смысл, "картинки", идеи, историю... а помехи – это ошибки в ритме, то, что затрудняет восприятие стихотворения читателем или слушателем, сбивает с толку иногда, запутывает или просто немножко "раздражает"... хотелось ведь слушать музыку, да? зачем нам эти помехи?:)
теперь второй аспект... авторы часто говорят: "Ну почему Вы говорите, что не звучит здесь?.. У меня вот, когда я читаю, ВСЁ ЗВУЧИТ!.. просто Вы не так читаете... здесь вот, после этого слова надо сделать паузу, а вот эту строчку просто быстро произнести, здесь эмоция такая, быстрая..."
кто прав – автор или читатель, который не может прочитать стихотворение таким же образом, как автор?:)
вот в том-то и дело, что есть музыка речи, она заложена в самом языке, в самом понятии "поэзия", она не нуждается в дополнительных "костылях" типа "а Вы здесь просто паузу подержите, а вот это быстро прочитайте...":)
и авторы очень часто страдают "авторской слепотой" или "авторской глухотой", то бишь не могут вырваться из “потока”, увидеть "глазами читателя", услышать по-другому, не так, как слышится им самим, а просто – как это идёт по самой логике и музыке речи...
поверьте, это бывает у всех... сколько раз мне самому говорили об ошибках в моих стихах, которые я сам не "слышал"... ну вот, не "слышались" они и всё:) особенно, если написал песню, которая так и звучит в голове... а кто-то читает и говорит - "а что у тебя вот здесь так...":)
ритм в стихотворении не может быть "нужен" или "НЕ нужен"... поскольку, я повторю, он возникает не по воле автора, а заложен в самом языке... задумайтесь на секунду, в каждом слове есть ударение... мы никогда не скажем "ПО-слать" с ударением на первый слог, мы скажем "по-СЛАТЬ" с ударением на второй и только второй слог... а теперь давайте сочиним пример с этим словом, точнее два:
1. Мне послать посылку надо...
2. Надо послать мне посылку...
прочитайте вслух первый и второй вариант, пожалуйста...
Какой звучит лучше?
правильно, первый звучит идеально... а второй - как-то не так... вообще не поэтично что-то...
а почему?
всё на самом деле просто:) не думайте, пожалуйста, что Вы этого не поймёте или ещё что...
во втором варианте нарушен ритм...
теперь давайте научимся его (ритм) определять и разбирать...
здесь нам очень пригодится такая штука, как ритмическая схема...
забегая вперёд, а точнее ДАЛЕКО вперёд, я могу сказать, что можно и без схем, без "математики поэзии"... можно... когда, сам по себе уже слышишь как и что звучит и где НЕ звучит... а схемы - это только инструмент, как калькулятор... можно вот умножить 32 на 56 в уме, а можно на калькуляторе, если не хочется или сложно так:)
итак, в схеме принимаем такие обозначения:
"-" - это безударный слог в слове;
"\" - это ударный слог в слове...
пока хватит этих двух обозначений...
1. Мне послать посылку надо...
\-\-\-\-
2. Надо послать мне посылку...
\--\\-\-
замечаете разницу? первый вариант на схеме выглядит упорядоченным структурно – ударный-безударный-ударный-безударный...
а во втором – нет определённой структуры повторений ритма (кусочков, которые повтораяются снова и снова)...
а вот теперь ради эксперимента прочтите, пожалуйста, второй вариант вот так (заглавные буквы отмечают ударные слоги):
НАдо ПОслать МНЕ поСЫЛку...
звучит хорошо, ритмично, классно звучит...:) но, помните, слово "послать" никогда не произносится с ударением на первом слоге по правилам русского языка... только иностранец может сказать "пОслать":) ну, ему можно:)
кстати, попутно, такие кусочки ритма, которые повторяются в строках, называются "стопа"... это название пришло от древне-греческих поэтов, они ритм ногой отсчитывали:)
а вариантов стоп довольно много, но вот такой вариант (\-) ударный-безударный, называется "хорей"...
можно записать строчку и вот так:
\- | \- | \- | \- |
где "|" - разделитель стоп... таким образом, это просто классический пример четырёхстопного хорея:)
всё просто:)
теперь давайте немножко углубимся в эту тему...
в русском языке ВСЕ слова имеют хотя бы один ударный слог, даже односложные типа "он", "я", "по", "на"...
есть исключения - предлоги к, в, с... поскольку в них нет гласной и нет ударения совсем...
так вот, а в поэтической строке НЕ ВСЕ слова "попадают" под ритмическое ударение... точнее часто не учитываются ударения в коротких односложных словах типа местоимений или предлогов... здесь немножко сложно объяснить...
давайте на примере (один из моих любимых, строчка из стихотворения Андрея Ситнянского):
"Слушай, жена, всё равно я не сплю..."
когда Вы прочтёте её вслух, то это будет так:
"СЛУ-шай же-На всё рав-НО я не СПЛЮ..."
Вы наверняка не будете выделять все ударения как:
"СЛУ-шай же-На ВСЁ рав-НО Я НЕ СПЛЮ...":)))
Таким образом, в поэтической строке не все слова являются ударными, хотя и в самом языке они таковыми считаются...
просто нужно почувствовать музыку речи, понять тот ритм, к которому "тяготеет" строчка... этому можно научиться на практике...
Алексей Лис
Школа Поэтического Мастерства -З 21.06.2011 03:59 Заявить о нарушении
Завтра пойду и пошлю.
Деньги, табак и бутылку.
Милому зеку в тайгу. ☺
Здравствуй, Лис.
А не дактиль ли это?
Можно сказать, что в первой строке слово «мне» как сверхсхемное ударение, но мне кажется, что это скорее тот вариант, когда: «так вот, а в поэтической строке НЕ ВСЕ слова "попадают" под ритмическое ударение... точнее часто не учитываются ударения в коротких односложных словах типа местоимений или предлогов... здесь немножко сложно объяснить...» или я не прав?
С дружеским приветом,
Яша.
P.S. Надеюсь, я не сильно запутал читателей.
Я. ☺
Яков Сапожник 22.06.2011 12:35 Заявить о нарушении
не запутал, я думаю:)
да, по ритму это дактиль:
/-- | /-- | /-
/-- | /-- | /
/-- | /-- | /-
/-- | /-- | /
ударение на "мне" в первой строке почти не чувствуется, на мой взгляд...
и по ритму не особо мешает...
вот рифма "пошлю"-"тайгу", конечно, слабовата, Яш... не хватает полноты созвучия...
извини, что давно не пишу... как-то не получается вот...
радости тебе:)
Лис
Школа Поэтического Мастерства -З 23.06.2011 01:26 Заявить о нарушении
Ты так «вышколил» свой ритм, что пытаясь написать строку с ритмической ошибкой, всё равно написал ритмически без ошибки. ☺
Письмо когда сможешь, тогда напишешь.
С дружеским приветом,
Яков Сапожник 23.06.2011 01:45 Заявить о нарушении
С дружеским приветом,
Яков Сапожник 23.06.2011 02:06 Заявить о нарушении
ты прав, не очень корректный пример получился... спасибо за замечание:)
зато есть, о чём подумать:)
по примеру - дело в том, что надо, наверное, смотреть не по одной строке, а вкупе с другими строками, то бишь, вот так:
Надо пОслать мне посылку...
Завтра выйду спозаранку.
Деньги, соль, табак, бутылка,
Пару рыбин и баранку...
:)
вот в этом примере ритм первой строки становится ошибочным, на мой вгляд:) то бишь, явное ударение на "о" в слове "послать" появляется...
или же - другой вариант - ритм последующих строк ошибочный...
такие дела...
да, по рифмам в твоих новых у меня есть замечания... но вот пока нет достаточно времени написать...
радости тебе:)
Лис
Школа Поэтического Мастерства -З 23.06.2011 03:38 Заявить о нарушении