Звездa с переменным светом. Иннокентий Анненский
То огнем, то снегом нас слепило,
И, ощерясь, зверем отступила
За апрель упрямая зима.
Чуть на миг сомлеет в забытьи -
Уж опять на брови шлем надвинут,
И под наст ушедшие ручьи,
Не допев, умолкнут и застынут.
Но забыто прошлое давно,
Шумен сад, а камень бел и гулок,
И глядит раскрытое окно,
Как трава одела закоулок.
Лишь шарманку старую знобит,
И она в закатном мленьи мая
Все никак не смелет злых обид,
Цепкий вал кружа и нажимая.
И никак, цепляясь, не поймет
Этот вал, что ни к чему работа,
Что обида старости растет
На шипах от муки поворота.
Но когда б и понял старый вал,
Что такая им с шарманкой участь,
Разве б петь, кружась, он перестал
Оттого, что петь нельзя, не мучась?..
Иннокентий Анненский.
СТАРАЯ ШАРМАНКА
Анненский принадлежит к числу самых значительных художников 20 века.
Родился в 1855 году, умер в 1909.
Первая его книга вышла в 1904 году. В этом же году вышла первая книга Александра Блока.
Анненский не только поэт, повлиявший на поэтическую культуру, он исследователь античной культуры, был известным педагогом, директором Царско-Сельской гимназии, критиком (Книга отражений). Переводчик, осуществивший совершенный перевод Еврепида.
Брюсов отмечал новаторство Анненского.Когда Ахматовой показали корректуру сборника Анненского, она была поражена и читала , забыв обо всем на свете.
Ахматова написала стихотворение
Учитель.
Памяти Иннокентия Анненского.
А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошел и тени не оставил,
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем,
предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул
томленье -
И задохнулся...
1945
Чем образуется художественный мир Анненского. Что это за мир?
Художественный мир Анненского, как и мир его античных авторов, это мир предметов, вещей. Ориентирован на зрительное восприятие. Даже абстрактные явления материализуются.
В стихотворении Старая шарманка -40% - имя существительное.
Предельная осязаемость, ориентируется на предметное, материальное, этим отличается от символистов, от Блока. Символисты через музыку, идеальный мир постигали вечное, прекрасное. В «Творчестве» Брюсова предмет раскретизирован.
У Бальмонта " Я мечтою ловил уходящие тени … "
Алогическое соединение слов, полутона.
Искусство поэзии. Поль Верлен.
За музыкою только дело.
Итак, не размеряй пути.
Почти бесплотность предпочти
Всему, что слишком плоть и тело.
Не церемонься с языком
И торной не ходи дорожкой.
Всех лучше песни, где немножко
И точность точно под хмельком.
Перевод Б. Пастернака
Система Анненского антимузыкальна, это предметный мир, зримый, не порыв от реальности, а исследование. Не статичный мир, а мир, который характеризуется процессами (30% глаголов, они важны).
Субьектами действия выступают неодушевленные предметы: небо, шарманка, ручьи.
Зима ощерилась, небо слепит, окно глядит, вал поет
Одушевление неодушевленного. Этот мир обретает черты сказочности. Живое уравнивается с неживым. Живое уравнивается с неживы, природа становится равной человеку. Эти процессы и действия внутренние, духовные. Поэт реконструирует мифологическое мышление.
СРЕДИ МИРОВ
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.
3 апреля 1909, Царское Село
Я ЛЮБЛЮ
Я люблю замирание эха
После бешеной тройки в лесу,
За сверканьем задорного смеха
Я истомы люблю полосу.
Зимним утром люблю надо мною
Я лиловый разлив полутьмы,
И, где солнце горело весною,
Только розовый отблеск зимы.
Я люблю на бледнеющей шири
В переливах растаявший цвет...
Я люблю все, чему в этом мире
Ни созвучья, ни отзвука нет.
1905
На фото И.Анненский
Свидетельство о публикации №107091301526