Ночь. Пражский град

 Сплошное кружево оконных переплетов , окрашенное цветными стеклами витражей и льющимися через них лучами света, создает ощущение солнечного дня. А вдалеке тени поражают совершенством своей формы. Стены, украшенные росписями и мозаикой из полудрагаценных камней- агата, сердолика, аметиста, яшмы. Казалось бы, где я ? Высокие потолки с арками, пронизывающими небо, кафедра, покрытая пышной резьбой и мальчик.., стоящий на коленях...совсем близко, рядом.
 Очнулась...Тени вдалеке- скульптурные бюсты членов королевской фамилии во главе с Карлом IV. Общие, казалось размытые звуки, теперь сливаются в музыку. Идет служба! Осматриваюсь. Священник. Молитва. Все как обычно, но... Прага, Пражский Град и я, в центре, в соборе святого Вита- выдающеемся произведении западноевропейской архитектуры, в духовной, художественной, национально- исторической святыне Чехии. Собор св. Вита, строившийся на протяжении столетий, вошел в золотой фонд национальной культуры Чехии. Играя роль своеобразного центра чешского средневекового искусства. Любая же дискуссия о культуре средневекового общества в основном ( и прежде всего) должна вестись вокруг его религиозных верований и церковных учреждений. Говоря о культуре Чехии мы имеем дело с двумя религиозными, а стало быть и культурными эпохами.
 Чехославацкая православная церковь была основана еще в IХ в. Во время миссии на эти земли святых Кирилла и Мифодия. Однако в средние века православие на чешских и словацких землях практически исчезло и возродилось только в начале 20 в. Но десятивековая борьба между Римской церковью и православием здесь еще продолжается.
 Интересно, кто они- эти немногочисленные люди, которые сидят рядом? В настоящее время в Церкви Чехии и Словакии около 200 приходов, объединенных в 4 епархии. Столько людей! Но все ли они действительно верят? Вера, верность, верование, достоверность- все это слова однокоренные с латинским Veritas- истина. Из основных европейских языков пожалуй лишь в русском ононимичны два главных значения слова вера. 1) любая уверенность в чем-то или в ком-то и 2) особое состояние сознания, основанное на признании очевидности сверхестественного. В силу этого легко потерять момент смысла: религиозную веру путают с основанной на знаниях убежденностью. Рассуждения при этом строятся так: все люди верующие, только одни верят в Бога, а другие в таблицу менделеева; значит нельзя без веры! Здесь следует провести границу между убеждениями и верой. Убеждения основаны на знаниях, вера- нет. В этом смысле наука как таковая не только не нуждается в вере, но изгоняет ее ото всюду, где ее обнаруживает, даже тогда, когда ученый искренне убежден, что вера нужна ему в науке: субьективно и персонально она ему может помогать в работе, но из результатов ее приходиться изымать, ибо никакой стандарт научного исследования не принимает ссылки на веру.
 Следовательно вера- основа религии, а религия, в первую очередь, духовное явление.
Сново собор, служба. Все на коленях, а я стою. Кто я? К какой вере я отношусь? Школы мира современного богословия склонны настаивать на том, что подлинной религией можно считать только монотеизм, единобожие, и потому вынуждены вопреки фактам утверждать, что человек всегда был монотеистом, либо доказывать, что религия появилась у людей на довольно поздней стадии развития, и что человечество долгое время было безрелигиозным. Может ли это говорить о том, что бога нет? Атеист скажет, что у личности, сформированной религией, ограниченный взгляд на мир. А я? В моем случае непонимание обряда для православной церкви говорит о том, что я не воцерковлена? Значит я человек верующий, но, простите, не православный получается?То есть быть православным- значит посещать храм, исповедоваться, пичащаться и пр. Но и уж как минимум прочитать Библию... Нет! Нет сомнениям. Я верю! Да, я верю! ( и встала на колени).


Рецензии