Впечатления от 3-го тура Конкурса Эдельвейс. Алексей Лис
Здравствуйте, ребята:)
Вот и близок к концу наш с Вами Конкурс. Многое произошло за это время – и хорошее, и плохое. Кое-что осталось «за кадром». Какие-то определенные выводы сделали и организаторы Конкурса, и сами конкурсанты. Бог с ним… Давайте лучше поговорим о Ваших произведениях.
Не скрою от Вас – произведения третьего тура Конкурса, с моей точки зрения, были послабее произведений второго тура у тех же команд. Почему так получилось – я не знаю. То ли устали, то ли «выдохлись», а может просто по той поговорке – «раз на раз не приходится». Средняя оценка (по моим оценкам) в третьем туре всего лишь 5.8 (во втором туре было 6.6, а в первом - тоже 5.8).
Я не знаю, не уверен в том, что я правильно поступаю, но… В этот раз я написал комментарии по каждому автору. Они приведены ниже. Каждый комментарий озаглавлен цитатой из классики и не только из неё. Иногда это просто ассоциация, иногда намек – найти и прочитать, иногда что-то вроде зашифрованного послания:)… Каждый из комментариев не адресован, но я думаю, что Вы разберётесь кому - что…
Знаете, не люблю писать критику, не спросив автора предварительно «Как Вы относитесь к критике?» и не объяснив, что всё, что я напишу, это только лишь моё личное мнение, с которым автор может согласиться или не согласиться… Я – не филолог, ребята… Тем не менее у меня довольно большой стаж в этом нелегком деле – поэзия-критика-анализ и без соответствующего образования… Так что любой из Вас, ожидающий услышать мнение профессионала или «эксперта от филологии», вполне может обратиться к кому-нибудь еще. Это Ваше право.Я же не собираюсь кому-либо что-то доказывать или спорить на эти темы. На это у меня нет ни времени, ни желания.
И последнее, что я стараюсь всегда подчеркивать при написании критики, автор и только автор имеет право принимать решение – менять что-то в произведении или нет. Ни один критик (и я в том числе) не вправе настаивать на своих предлагаемых «вариантах» и т.п. Поэтому там, где я предлагаю Вам что-то изменить в Вашем стихотворении, это всего лишь моя РЕКОМЕНДАЦИЯ и не более того. Я тоже могу ошибаться, как и любой другой человек, или что-то не так понять в Вашем произведении.
Итак, комментарии к Вашим произведениям…
«Не думаю, не жалуюсь, не спорю…». Или всё же?.. Ох, Людмила… Ну есть же у Вас стихи лучше этих, знаю же… помню ведь… Не почувствовалось, понимаете?.. Не-по-чув-ство-ва-лось… Совсем… Особенно «Дракон». С моей точки зрения там очень затянуто и… да что говорить!.. Лишь в «Дорогою молитвы» есть что-то, особенно в концовке… Хотя и там трудно читается рифма «оливы»-«ливнем» и второе четверостишие слабенькое… И ещё вот это «…Золочёными пятнами / Тьму заткут фонари…» - отлично… А остальное… Расстроили…
«Руки милой - пара лебедей…». 1. Что ж… «За всё пред Господом…» - очень понравилось, цельное… Самое интересное, что банальные вроде бы рифмы здесь как будто и не замечаются, легко читается и заставляет задуматься… 2. «Пройдёшь круговертью, оставив в кругу наважденье / И снов восхождение к яви небесных наук…» - не понял… Что-то Вы тут навертели такое… Да и концовка стиша кажется мне несколько «парадоксально-натянутой», не понял я её связи с остальным… Вобщем, туманно что-то… 3. Не люблю, когда употребляют слово «чтоб» вместо «чтобы», как-то это сразу снижает уровень… ещё слово «разверзшаяся»… ещё не по-русски: «Прошу Всесильного о немногом – / Чтобы премудрый тот был не прав, / Когда сказал, что пройдёт и это …». Можно было бы: «Прошу Всесильного о немногом – / Молю о том, чтобы был не прав – / Когда сказал, что пройдёт и это …» Хотя тогда «..бы-бы..» получается… Ну и ещё это стихотворение сократить бы раза в два… а то и в три… угу… а так не очень… местами-местами, в итоге среднее…
«..и смотрят, как желтая ветка / становится спящей птицей…». 1. Оригинально, рисуем стихами, значит:)… 2. Лучше бы «..но Свет Твой - маяком в моей судьбе…» - лучше звучит, по-моему… хотя цезура всё равно «бьется», что так, что этак… очень банальные рифмы, несмотря на хороший смысл… 3. Интересное и странное слегка… сюр, говорите?… я бы выбросил с «тревожа звезды…» по «..их кроны над землей легко парят…», было бы лучше, четчё и стройнее… да и «вот миры проснулись» с «отчаянно рванулись» и с «парящими кронами» - это как-то не звучит, по-моему…ещё не понял утверждение «мир идеально апокалиптичен» - это как?.. а не для рифмы ли?.. ну и всё вроде бы…
«..поезд проедет лишь там, где проложен путь…». 1. «Пронзала лес лучей ватага..» - почему-то создаётся ощущение утра… или дня, в крайнем случае, а второе четверостишие (про ночь) сразу сбивает с толку… А здесь: «..Нас направляет по маршруту / Их путеводная звезда…» - к чему или кому относится «Их» - не понятно… к «земным вокзалам»?.. Ещё начиная с «..И вот в прокуренном плацкарте…» уже понеслось и понеслось… лишнее, растянутое, натянутое… по моему мнению, конечно… и получилась очень смазанная концовка… 2. Любите ж Вы затягивать…:) «легким»-«легчайшей»… может второе заменить на «неслышной»?.. или что-то такого рода… 3. «Вороньем влетела ночь - в светлице / Мглы дыханьем свечи задувать / Чтоб девице молодой присниться - / Злые предсказания шептать…» - ого, вот это накручено… не понятно написано, не по-русски звучит… Ладно ещё «..в светлице / мглы дыханьем свечи…» - если читать медленно, то можно понять что к чему… угу…со второго раза… но «Чтоб девице…» - это уже трудно… Они задувают свечи, чтобы присниться девице? Или они залетели, чтобы делать всё это одновременно?.. Можно попробовать заменить «Чтоб» на «Да» - будет в стиле, по крайней мере… Как думаете?.. Здесь: «Судьбы все уже предрешены…» почему-то услышался вариант «Судьбы все давно предрешены…» В целом – интересное стихотворение, есть в нём что-то…
«И вновь - порывы юных лет…». 1. Ага, вот такие они, мужчины… «..В этом взгляде моём ты «люблю» прочитал…» Несмотря на некую банальность рифм и сюжета, довольно симпатичное стихотворение, просто, но со вкусом…2. «..И до слёз она больше не растает…» - здесь лучше бы наоборот, то есть «И она до слёз больше не растает…», так более понятно… Надо ж заботиться о читателях, а?:) После «мечтаю» не двоеточие, а запятая – если по правилам… и опять-таки с точки зрения заботы о… Опять-таки «несмотря на баналь…» и т.д.:) 3. А вот это позапутали, позаводили… Плохо читается, когда вдруг начинает меняться схема рифмовки… и вот эта строка «Зачем нужны мне были прочие…» в данном месте стихотворения звучит как «непонятно-откуда-взялась»… Да и вообще с этого места – «понеслась душа в рай…» (поговорка такая)
«Сердце мое, что дозрело…». 1. Вот здесь: «..рисовать тебя - чаще в анфас, чем в профиль…» сбивается ритм, лучше бы «рисовать тебя - и в анфас, и в профиль…» или «..рисовать тебя - не в анфас, так в профиль…»:) А в остальном – очень талантливо. 2. Здесь сложнее… местами хорошие находки – «..слово, на волю из скобок / вырвавшись…»… местами как-то не очень фонетически, не звучно, трудно читаемо… и такое ощущение, что шла подгонка под форму… не знаю… 3. Классно. Полностью.
«В страсти, раскаленной добела…». 1. Не хочу комментировать. 2. Здесь: «Табун арабских впереди / достанется, конечно, принцу… / Ведут мулаты на цепи / Любовь – прекрасную тигрицу…» - не нравятся мне «мулаты на цепи», прямо как бурлаки на Волге… А ещё концовка странная… так неожиданно появляется «пытка роскошью» и «разврат» после того как было «..Вот я. В лохмотьях. На песке…» - не логично, не находите?.. 3. «Неизбежность подошла напастью / дикого, безумного восторга...» - как это она подошла?.. не понятно… Третье четверостишие, по моему мнению, коряво как-то получилось… Здесь явный перебор с «лицами» - то разговор идёт от первого лица (я), то сбивается на «ты», потом опять возвращается к «я», потом опять… Особенно странно это читается в концовке…
«Если ты будешь грести одним веслом…». 1. «жаль»-«душа» - довольно слабая рифма… да и «душИ»-«сложить» не совсем… стихотворение не цельно – вначале здесь «что-то рвётся», а потом «невозможно разрубить»… Словно два стихотворения здесь сложили вместе… 2. «бессонность» - не знаю такого слова… и как Ваше изобретение мне не очень нравится… остальное – более-менее… 3. Вот это коротко и хорошо…
«В необозримый мир туманных превращений…». 1. Здесь не нужны запятые: «...поют, лишь, им известные мотивы…»… хотя можно и с запятыми, тут до меня дошел Ваш смысл, вложенный в слово «лишь»… но так хуже… Загадочная фраза: «Куда ни кину взгляд, повсюду далеко.» Ещё кое-где есть сбивки по ритму… но есть и хорошие находки… красиво изобразили, так сказать…:) 2. «до сердца большинства / людей Поэта пониманье мира…» - шесть существительных подряд, здесь рекорд…:) вот понимается лишь со второго раза… и опять перебор с запятыми, точнее Вы их ставите как-то на глаз:) «..И, если, мне моя поможет лира, / Поэтом стану, может быть и я.» - задание на дом: расставьте правильно знаки препинания (все другие читатели могут тоже попрактиковаться:))… но тоже местами красиво… 3. В целом понравилось… о недочётах – не хочется…
«..А что будет, если писать длинные стихи?.."». 1. О, Боже! Денис, Вы издеваетесь над нами?.. Всё, в следующий раз – требую записать в правилах «Запрещается заявлять в Конкурсах циклы стихов или поэмы!»… Если помните, в моих «Впечатлениях к 1-му туру» я предупреждал – чем это обычно оборачивается… хотя… (прочитав) не всё так плохо, как могло бы быть… кое-где трудности с ритмом, а в целом – неплохо… меньше всего понравилась часть IV… особенно третье четверостишье… 2. Местами-местами опять-таки… трудно написать длинное и без ошибок, без затянутости, без лишних или ненужных сравнений… 3. «летил» - первая встреченная опечатка… «В кого бы вырос юный Шикльгрубер…» - ну сбивка ж по ритму, неужели не слышите?.. и если бы только здесь… а «спартачами» Вы меня прямо «убили»… на месте… Идею Вашу (две стороны) одобряю, но реализация её, уж извините… «сыровато»…
«..и когда придется начать с начала…». 1. Оставлю без комментариев. 2. «Души слепую уязвимость / В броню условностей одень…» - хорошо… это стихотворение понравилось… 3. «И сомнений неясный туман…» - мне кажется, что лучше бы было так - «И сомнений неясных туман…», потому что «неясный туман» - это как-то очень сложно… Не знаю почему, но концовка:«чтоб нечаянно встретиться с ней…» звучит для меня как «встретиться в первый раз»…с любовью… Но до этого идут строки про то как идёшь по лабиринту, побеждаешь своего Минотавра, а затем приглашаешь любовь «в завтра»… стоп, но если её приглашают, значит её УЖЕ встретили… и для меня здесь какое-то нарушение логики… такая вот «непонятка»…
«Ты узнаешь меня на последней строке…». 1. «Отныне, будешь ты домашний пес…» - по-моему, запятая не нужна… и фраза звучит не по-русски… иллюстрирую - «Отныне будешь ты домашНИМ псОМ…»… Ну и средненько в целом, Лёш… Конечно, это только моё мнение… 2. Триолет понравился… 3. Первая строфа – классно… Во второй - слово «угорать» настораживает, наверное, у меня автоматически появляется смысл «отравиться угаром», а здесь явно другой смысл… и ещё «по болотам слез твоих девичьих...» - очень неожиданная строка и как будто «не-отсюда»… а концовка… знаешь, читал это стихотворение несколько раз… и так полностью и не понял… не доходит…
«В огромном городе моем – ночь…». 1. Понравилось, Саша… особенно «Выткет алый свет заря-ткачиха...» 2. Я думал, что слово «пурпуровый» Вы выдумали, ан нет… действительно есть такое… Здесь есть классные четверостишия… Однако есть и такие четверостишия, без которых вполне можно было бы обойтись… например, с этими рифмами «вечность»-«скоротечность», которые явно не украшают… Хотя без этого четверостишия получается разрыв… то бишь слишком неожиданно «но вновь багрянцем…» Вообщем, я не знаю, Саш… но не идеальное стихотворение – это точно… 3. Опять-таки есть настолько банальные образы и рифмы, что хочется закрыть Word и отдышаться… хотя есть и красивые места - с «месяцем-свечкой», например… Кстати, когда Луна вдруг становится «лучиком», а до этого всё время был «месяц-свечка», то это как-то не звучит… Перебор…
«О любви немало песен сложено…». 1. Честно говоря, оставил бы только три последних четверостишия… и было бы гораздо лучше…Да… начиная, с «Этот мир, все планеты и солнца…» А первые три – без комментариев. 2. Оставлю без комментариев. 3. Этот стиш понравился… единственное «с судьбою» («с-с») - плохо звучит… А так коротко, но точно…
«..И сны, как птицы покидают гнезда…». 1. «..воскреснут тогда из смятенья / Наваждения сердца…» - тяжеловато это понять… Здесь не нужна запятая после «странствий»: «..возвратившись из странствий, / В свой прекрасный, но призрачный дом…», поскольку возвратившись «куда?»… В целом – что-то есть в этом… 2. Оставлю без комментариев. 3. «траве» и «завет» - не очень хорошая рифма в данном случае, слишком твёрдое «т» получается… «В небе, исполненном бархатной сини…» - я бы сказал «наполненном бархатной синью»… И вот здесь: «..мне предназначен / Путь неизвестный, извечный завет…» - как-то сложно получается в этом перечислении – и «неизвестный», и «извечный»… и без каких-либо связок-союзов… Но в целом – хорошее стихотворение…
«Мальчик искал свой голос…». 1. Третье четверостишие («Свеча. Костер. Мы с нею не враги…») – просто класс!.. Да и остальное тоже… Единственное здесь: «в вечности» - «в-в»… и с «глупым слиянием» - не очень… А в целом - очень понравилось… 2. Что сказать… умеете творить… это точно… 3. Классно, полностью.
«Твой ангел-хранитель ведет себя тихо…». 1. Понравилось, несмотря на банальные рифмы… сложная тема, Матвей… 2. «..щёку нимбом щекоча тревожно…» - сложно понять (как это «тревожно щекотать»?) и ещё «туманной ипостасью» - как-то тяжеловато понимать… специально полез в словари, поискал слово «ипостась», может забыл уже… сложно сочетается с «туманной», сложно… Но в целом стихотворение – неплохо… 3. «..качать весов вселенских коромысло…» - классно сказали… Это стихотворение тоже понравилось…
«Прекрасно в нас влюбленное вино…». 1. «заката» и «капель» - если и рифмуются, то с очень большой «натяжкой»:)… Здесь: «Рвутся в клочья в парашюты» - один предлог «в» лишний?.. «весна»-«меня» - совсем не рифма… «Правращают» - опечатка… Вот если оставить только последние четыре четверостишия, то будет вполне нормально и хорошо… А первые четыре, уж извините, набор непонятно-чего с чем… 2. «забаву»-«стаей» - получается корявая рифма… и последнее четверостишие – мне не очень… А всё остальное – очень даже неплохо… 3. «Замерзают деревья смолоду / За желание быть зелёными…» - вот это как-то совсем не то… да и рифма не звучит… Вот четвертое и пятое четверостишия – классно… а первые три неплохо бы доработать как-то, а что-то вообще убрать…
Вот такие получились комментарии…
С уважением,
Алексей Лис.
Свидетельство о публикации №107081501664
Но, потом решил, почему бы и нет?
Отклик ты оставил на всеобщее обозрение и объяснить что же я хотел сказать в стихах, тоже возможно здесь.../я без претензий к оценкам/ :)))
1. "Ушастый" - стихотворение написано, "цепляя чувства"... это получилось... знаю... То, что простое и незатейливое - не беда...
2. Триолет. Я в конкурсе "вывесил" два триолета. Знаю, что жюри "с опаской" относится к этому "жанру", но если мне он нравится /люблю эту форму/ - почему бы нет... /но баллов, наверное, потерял немало... :)))/
3. Это то, что заставило написать эти строки...
"Тушки мертвых идей" были только с парой слабых мест... Третий катрен /про молнии/ - убран... Смотри:
Ретуширую память, листая тетрадь –
молью-временем мысли битые...
Если б нас не учили когда-то летать
эллиптическими* орбитами,
попытался бы выскользнуть из бытия,
на планетах – бомжом-кометою –
заходить в облака и кричать: «Вот и я!
Вот вам сущность моя раздетая!»
Вязью почерка мог я тогда воровать
"глубину квадрата Малевича".
Я тихонько прокладывал новую гать
по болотам слез твоих девичьих...
Ты – наивная – с верой смотрела в глаза,
что-то в них находила… Нужно ли?
И тихонько шептала: «Откройся, Сезам...»
Забывая, что – безоружная...
Остановка. В пунктир превращается пульс.
Ниткой шелковой – вдохновение...
Я уже никогда в этот мир не вернусь –
обладатель шкуры шагреневой.
Спотыкается взгляд... Тушки мертвых идей...
Чувств разрозненных какофония...
Так в плену у меня судьбы разных людей
бьются в клетках листа... Агония...
Но, это не суть... Меня удивило, что не понята концовка....
Автор сидит и перечитывает свою старую тетрадку со стихами, мыслями, идеями... Кстати, "гать по болотам слез" - это попытка научиться просить прощения...
Что может быть не понятно в конце?
Тетрадь... в клеточку... стихи... нерассказанные никому /тушки мертвых идей/... судьбы героев... бьются... выхода для них нет...
Ну а как, Леш, еще писать? "Я оглянулся посмотреть - не оглянулась ли она..."? Не понял я тебя здесь...
Ты не думай, что я "в обидки кинулся"... мне просто захотелось что-то объяснить судьям... А ты "подставился"...
За что тебе, искренне, благодарен...
Пасиб, Лис! :)
Абашин Алексей 17.08.2007 01:41 Заявить о нарушении
Абашин Алексей 17.08.2007 02:00 Заявить о нарушении
радости тебе:)
Лис
Алексей Лис 19.08.2007 05:57 Заявить о нарушении
Абашин Алексей 19.08.2007 12:05 Заявить о нарушении