Кукла - это отражение человека...
С одним актером из нашего театра мы получили предложение поехать на гастроли в Испанию. Это было три года тому назад.
К нам подошел человек и представился администратором.
- Ребята, вы актёры кукольники? - спросил он нас.
- Кукольники. - ответили мы.
- На гастроли хотите - в Испанию?
Хитрый блеск в глазах администратора мы не приметили, оттого, что наши глаза загорелись куда, как ярче, а сердца так забились, что мы уже ничего и не слышали...
- Хотим-хотим, конечно, хотим!!! - невпопад затараторили мы.
- А в вашем репертуаре есть спектакль в стиле "маппет шоу"?
Мы переглянулись. В нашем репертуаре такого спектакля не было.
- Есть! - выпалил мой напарник, - ну, может, не совсем в стиле "маппет", но очень похоже! - сглотив слюну, уверенно продолжил, - а в какие сроки мы должны уложиться с подготовкой спектакля к выезду? Когда выезжаем?
- Через четыре с половиной месяца. Но для начала мне необходим демонстрационный материал.
Мы обменялись контактными телефонами и электронными адресами. Администратор ушел. Мы остались одни.
- У нас нет такого спектакля! Что будем делать? - спросила я своего напарника.
- Его и будем делать!
- Но как? Сами?
- Зачем! На заказ. Обратимся к нашим художникам в театре... все, как положено! Ты только представь себе, дурочка, мы со своим спектаклем и - в Испании!
Что же это должен быть за спектакль в стиле "маппет шоу"?.. - думала я, - эстрадные номера, собранные вокруг одного сюжета... У Образцова это был «Необыкновенный концерт» …
Если в Испанию из России, значит сюжет, как ни банально, должен быть - "русский". А почему бы нам не поставить «Рукавичку», с детства мною любимую, русскую народную сказку? Подарить каждому персонажу по эстрадному номеру – и мы в формате заказчика. Нарисовали эскизы и пошли с ними в мастерские нашего театра.
- Ребята, а вы в образцовский сходите, у них художников в штате больше, чем у нас. Может, вам кто и поможет… Олега Ермакова там спросите, привет передайте. Он вам подскажет.
Никто из художников не взялся за наш заказ - на носу была премьера спектакля...
В театре Образцова нас встретил человек небольшого роста, очень похожий на Сальвадора Дали.
Подскажите, пожалуйста, а где мы можем найти Олега Ермакова?
- А зачем он вам? – спросил человек и улыбнулся.
Мы рассказали ему нашу историю. Внимательно выслушав нас, он спросил:
- Ребята, а вы знаете, в какую сумму вам обойдутся эти куклы? У вас какая зарплата в театре? Ааа... Разумней будет - кукол сделать самим. – Он разгладил правой рукой усы и внимательно посмотрел на нас.
- Но мы не умеем делать таких кукол…
- Я могу научить вас. Если хотите, конечно…
- Хотим, спасибо Вам большое! – выпалили мы.
- Тогда приходите через пару дней. Приносите с собой поролон, клей, ножницы…
- Скажите, а Олег Ермаков…
- Это я…
Так мы познакомились с Олегом Ермаковым. Напарник мой учится не смог – у него начались гастроли с хореографическим коллективом, в котором он подрабатывал, помимо театра.
И началась работа – что не успевала делать в мастерской, доделывала дома. Олег научил меня работать «от руки», «на глаз», был очень требователен. Во время работы рассказывал о Образцове, Самодуре, Кусове, Габриадзе…
И просто о театре кукол...
- Помнишь, - говорил он – сколько хлопот доставляла Маленькому принцу его крохотная планета? И каждый спектакль – это Планета, которую нужно обустроить. Поэтому ты очень многое должна уметь делать своими руками – рисовать, лепить, шить, вязать, столярничать… и писать для кукол. Резо (Резо Габриадзе) знаешь, как говорил? Он говорил, что в кукольном театре должен быть один автор всего. Невозможно работать с куклами, которых сделал другой человек, с текстом, который написал для них другой драматург.
...Спрашиваешь, есть ли правила по изготовлению кукол? Единых правил нет, не важно, как и из какого материала сделана кукла – важно, как она работает… - для этого ты сама должна много работать, искать, творить и удивляться. Удивительное рядом! Возможно, когда-нибудь, у тебя будет свой театр...
Люби людей, потому что кукла это отражение человека… Не теряй непосредственного любопытства к таинственной жизни материи, как одушевленной, так и неодушевленной, потому что такого рода любопытство во все времена провоцировало занятие кукольным театром… Театром сакральной грани, театра волшебного баланса между живым и неживым…
Администратор месяц выходил с нами на связь, а потом безвозвратно исчез. Наверно, нашел других артистов. Кукольный мир маленький, в этом мире все знают друг друга. Особенно в Москве. Администратора, приглашающего небольшие коллективы с кукольными спектаклями в Испанию, как выяснилось, знаем не только мы. Никто, из приглашенных, в стране Дон Кихота так и не побывал… Может, и к лучшему!..
«Рукавичку», к сожалению, мы так и не закончили… оставили до лучших времен.
Первая моя самостоятельная работа, без помощи учителя, была кукла – Офра Хаза, с которой работаю по сей день.
В руках своего создателя, кукла оживает от мысочков до самой макушки, она вся трепещет, оттого, что боится огорчить его, потому что любит его так, как любит ее он…
Свидетельство о публикации №107080501433