Кукла - это отражение человека...

Поролоновые куклы меня учил делать Олег Ермаков - художник ГАЦТК им. Образцова. Это удивительно трудолюбивый и, бесспорно, талантливый человек.
 С одним актером из нашего театра мы получили предложение поехать на гастроли в Испанию. Это было три года тому назад.
К нам подошел человек и представился администратором.
- Ребята, вы актёры кукольники? - спросил он нас.
- Кукольники. - ответили мы.
- На гастроли хотите - в Испанию?
Хитрый блеск в глазах администратора мы не приметили, оттого, что наши глаза загорелись куда, как ярче, а сердца так забились, что мы уже ничего и не слышали...
- Хотим-хотим, конечно, хотим!!! - невпопад затараторили мы.
- А в вашем репертуаре есть спектакль в стиле "маппет шоу"?
Мы переглянулись. В нашем репертуаре такого спектакля не было.
- Есть! - выпалил мой напарник, - ну, может, не совсем в стиле "маппет", но очень похоже! - сглотив слюну, уверенно продолжил, - а в какие сроки мы должны уложиться с подготовкой спектакля к выезду? Когда выезжаем?
- Через четыре с половиной месяца. Но для начала мне необходим демонстрационный материал.
Мы обменялись контактными телефонами и электронными адресами. Администратор ушел. Мы остались одни.
- У нас нет такого спектакля! Что будем делать? - спросила я своего напарника.
- Его и будем делать!
- Но как? Сами?
- Зачем! На заказ. Обратимся к нашим художникам в театре... все, как положено! Ты только представь себе, дурочка, мы со своим спектаклем и - в Испании!
Что же это должен быть за спектакль в стиле "маппет шоу"?.. - думала я, - эстрадные номера, собранные вокруг одного сюжета... У Образцова это был «Необыкновенный концерт» …
Если в Испанию из России, значит сюжет, как ни банально, должен быть - "русский". А почему бы нам не поставить «Рукавичку», с детства мною любимую, русскую народную сказку? Подарить каждому персонажу по эстрадному номеру – и мы в формате заказчика. Нарисовали эскизы и пошли с ними в мастерские нашего театра.
- Ребята, а вы в образцовский сходите, у них художников в штате больше, чем у нас. Может, вам кто и поможет… Олега Ермакова там спросите, привет передайте. Он вам подскажет.
Никто из художников не взялся за наш заказ - на носу была премьера спектакля...
В театре Образцова нас встретил человек небольшого роста, очень похожий на Сальвадора Дали.
Подскажите, пожалуйста, а где мы можем найти Олега Ермакова?
- А зачем он вам? – спросил человек и улыбнулся.
Мы рассказали ему нашу историю. Внимательно выслушав нас, он спросил:
- Ребята, а вы знаете, в какую сумму вам обойдутся эти куклы? У вас какая зарплата в театре? Ааа... Разумней будет - кукол сделать самим. – Он разгладил правой рукой усы и внимательно посмотрел на нас.
- Но мы не умеем делать таких кукол…
- Я могу научить вас. Если хотите, конечно…
- Хотим, спасибо Вам большое! – выпалили мы.
- Тогда приходите через пару дней. Приносите с собой поролон, клей, ножницы…
- Скажите, а Олег Ермаков…
- Это я…
Так мы познакомились с Олегом Ермаковым. Напарник мой учится не смог – у него начались гастроли с хореографическим коллективом, в котором он подрабатывал, помимо театра.
И началась работа – что не успевала делать в мастерской, доделывала дома. Олег научил меня работать «от руки», «на глаз», был очень требователен. Во время работы рассказывал о Образцове, Самодуре, Кусове, Габриадзе…
И просто о театре кукол...
- Помнишь, - говорил он – сколько хлопот доставляла Маленькому принцу его крохотная планета? И каждый спектакль – это Планета, которую нужно обустроить. Поэтому ты очень многое должна уметь делать своими руками – рисовать, лепить, шить, вязать, столярничать… и писать для кукол. Резо (Резо Габриадзе) знаешь, как говорил? Он говорил, что в кукольном театре должен быть один автор всего. Невозможно работать с куклами, которых сделал другой человек, с текстом, который написал для них другой драматург.
...Спрашиваешь, есть ли правила по изготовлению кукол? Единых правил нет, не важно, как и из какого материала сделана кукла – важно, как она работает… - для этого ты сама должна много работать, искать, творить и удивляться. Удивительное рядом! Возможно, когда-нибудь, у тебя будет свой театр...
Люби людей, потому что кукла это отражение человека… Не теряй непосредственного любопытства к таинственной жизни материи, как одушевленной, так и неодушевленной, потому что такого рода любопытство во все времена провоцировало занятие кукольным театром… Театром сакральной грани, театра волшебного баланса между живым и неживым…
Администратор месяц выходил с нами на связь, а потом безвозвратно исчез. Наверно, нашел других артистов. Кукольный мир маленький, в этом мире все знают друг друга. Особенно в Москве. Администратора, приглашающего небольшие коллективы с кукольными спектаклями в Испанию, как выяснилось, знаем не только мы. Никто, из приглашенных, в стране Дон Кихота так и не побывал… Может, и к лучшему!..
 «Рукавичку», к сожалению, мы так и не закончили… оставили до лучших времен.
Первая моя самостоятельная работа, без помощи учителя, была кукла – Офра Хаза, с которой работаю по сей день.
В руках своего создателя, кукла оживает от мысочков до самой макушки, она вся трепещет, оттого, что боится огорчить его, потому что любит его так, как любит ее он…


Рецензии
ЗдОрово! Спасибо, Вам, Галя, за науку!

Сергей Мошков   22.11.2009 15:17     Заявить о нарушении