Букет экспромтов

Экспромты бывают разные – длинные и короткие, талантливые и не очень. Но, к сожалению, в текстах рецензий эти искорки нашего с вами таланта пропадают без должного внимания. Мне стало жаль их, и я собрала в своих лентах рецензий то, что мне показалось наиболее ярким и занимательным. А заодно, может быть, читатели пробегутся по названным авторам и стихотворениям – и откроют для себя что-то интересное…

Ответ на рецензию Мистера Ван Ю
http://www.stihi.ru/comments.html?2007/02/16-1179

Покуда жив еще поэт,
И мясом облечен скелет,
Ему, конечно, лучше,
Когда накормлен сытно он,
Всегда почетом окружен
И славою гремучей.

И было б очень хорошо,
Чтоб после смерти век прошел,
И уж никак не раньше,
Когда поймет электорат:
«Позвольте, он же не талант!
Брехло! Злодей! Обманщик!»

Ведь кто бы что ни говорил,
А осквернение могил
У нас почти что в моде…
За справедливостью придут -
Так пусть же сгнивший прах найдут,
Но не дадут по морде!:)

15.07.07

Рецензия Михаила Карнаухова на "Первая и Первый"

Ну почему любовь слепа?!
Вот. Сыграна слепая драма...
Она себя не сберегла,
А он - перешагнул упрямо...

Ушёл. Шагая, торопясь.
Она - хранила память рьяно.
Желала здравия, крестясь,
В передний угол у дивана.

Диван хранил горчинки слёз,
Что по ночам, стыдясь, роняла...
Не сбывшихся волшебных грёз,
Как и сейчас, ей не хватало...

Ей не хватало Первых рук,
И Первых ласк, и Первых стонов...
И сердца одинокий стук
Не находил себе партнёра...

Да, будет в жизни всё потом -
И веточка цветущей вербы,
И солнце в небе голубом,
Но никогда не будет - Первый...

Ответ на рецензию:

Сама хотела, милый друг,
Так что ж теперь рыдать в подушку?
И первых ласк, и первых рук
Хватило ей на всю катушку.

Глупышки юные летят
Любви обещанной навстречу,
Чтоб как в романах всё, хотят –
И обжигаются, конечно.

Считая будничные дни
И прозябая в зыбком мраке,
Охотно ловятся они
На поэтические враки.

А правда в том, что рядом ждет
Тебя любовь, вполне земная,
Что быть должно – произойдет,
И в жизни так всегда бывает.

Не принц, а паренек простой –
Зато весь твой, весь без остатка!
И так уж важно ли, какой
Там будет номер по порядку…

27.05.07

Письмо интернетовскому другу
(Рецензия на "Жертвы теракта израиль" (Виталий Кравчик)

…Был в горах. Сейчас вожусь с большим букетом.
 Разыщу большой кувшин, воды налью им...
Как там в Ливии, мой Постум,- или где там?
 Неужели до сих пор еще воюем?
Иосиф Бродский, «Письма римскому другу»

Нынче жизнь у нас веселая такая –
Вот живешь себе, не видя дальше носа.
И как будто все на месте застывает,
И поскрипывают будни, как колеса.

Дом, работа, дети, ужин, чай с конфетой,
Телевизор фоном новости вещает.
А в Израиле, в Ливане – или где там? –
Снова гибнут, и взрывают, и стреляют.

На другом краю Земли глядят спокойно:
Не родню ведь нашу, все же, убивают.
У меня же появился там знакомый…
И конфета костью в горле застревает.

Интернет – такая пакостная штука:
Жизнь с иллюзией мешает, к сожаленью.
Ты в онлайне – словно чью-то держишь руку,
Отключился – и пропал из поля зренья.

Говорю с чужим, как будто с самым близким:
Как там в Ливии, мой Постум, - или где там?
Говорят, что призывают резервистов.
Неужели на войну пошлют поэта?

Дело ясное – война не развлеченье,
И снаряды там дороже бриллиантов.
И плевать им, что твое предназначенье –
Продолжателя династии талантов.

Сердце скачет, мысли скачут – все галопом.
Как сурово и непросто в этом мире…
Может, ты уже давно сидишь в окопах,
Потому не появлялся на Стихире?

Время сжали, а пространство растянули.
Остается лишь надеяться на чудо.
Милый Постум, ты держись, не лезь под пули!
Я молиться за твое здоровье буду.

01.08.06

Отчаявшемуся
(Рецензия на "Сомнения" (Виталий Волков)

Отчаялся? Да разве Красота
Дана от Неба для такого чувства?
В ней Идеала блещет чистота
И высота небесного Искусства.

Должна она будить в душе мечты,
Ей озарять дорогу до вершины…
Таким предназначеньем Красоты,
Увы, не ограничатся мужчины.

Краса любимых женщин, блеск их глаз,
Улыбки плен и поступь королевы
С ума их сводит и ведет подчас
Кривым путем отчаянья и гнева.

Наверно, дьявол исказил в Лилит
Заложенную меру Идеала…
Мужчин она до сей поры разит,
Но и сама счастливою не стала.

Чем снять проклятье этой красоты?
Я вижу лишь один ответ достойный:
Тот невредим и цел уйдет с черты,
Кто на красавицу глядит спокойно.

Умение страстями управлять
Поистине мужчину украшает.
Тогда – души отчаянью не взять!
Тогда – душа лишь крылья обретает!

1.11.06 г.

Рецензия на "Кукловод" (Полонина Ирина)

Намаялись, состарились - ну, хватит...
Линялые слепые деревяшки,
Я вам даю свободу! Улетайте!
Ну что ж в огне вы плачете, дурашки...

* * *
Кто весь свой век прожил рабом -
Зачем тому свобода?
Зависеть он привык во всем
От воли кукловода.
И не отвертишься теперь,
Хоть ноша и мешает:
Ведь даже прирученный зверь
На воле погибает.

17-18.02.07

Рецензия на "Результаты Пятого Тура Конкурса Восхождение-3" (Конкурс Восхождение Три)

Закончен путь, и вниз уже пора.
Но сожаленья нет на самом деле:
Ведь мною не проиграна игра –
Я ухожу за шаг до цели!

О ты, вершина дивная! О ты,
Чей конус ослепительно-заснежен!
Еще тяжел мне воздух высоты:
Он слишком для меня разрежен.

О вы, великолепные! О вы –
Сады, плодоносящие стихами!
Увы, великолепные, увы,
Не мне тягаться дальше с вами…

01.02.07


Рецензии
Наташа, привет, а что там был за израильтянин, "продолжатель династии талантов"? Или собирательный образ? Меня очень тронул этот творческий подход к ритму Бродского - при котором ритм остался тем же, но слова (и, может быть, напевность, не-бродская не-рваность синтаксиса)делают из него иное, как если гимн СССР петь на мелодию "Пропала собака" (у этой идеи есть автор, не я, жаль, забыла, кто) или как Вознесенский обнаружил, что "век-волкодав" Мандельштама - это тот же ритм, что "Если ж нету любви, ты меня не зови..." (см. поэму "Ров"). Ты такие совпадения ритмов не коллекционируешь в памяти? Я -да. У меня было такое с ранним Бродским, но - случайное: я совсем недавно прочитала в Инете его раннюю поэму "Шествие", и строки, которые особенно сильно на меня подействовали, оказались совпадающими по ритму с одним моим незаконченным - я это так же не сразу вспомнила, как, слушая гимн, не вспоминают о собаке. Приведу эти стихи Бродского, может, и тебя зацепят. Они - от имени короля, который всю жизнь воевал (и мне очень кажется, что именно к этому стихотворению восходят его известные строки про Жукова "в области адской", на которые печатно обижалась родственница Жукова). Из моих, пожалуй, - только 1-е 4-стишие для сравнения ритма - тем более что оно годится как эпиграф. Ритм извилистый, гибко меняющийся, так что полностью его рисунок совпадать не может - он и у Бродского почти в каждом 4-стишии разный.
Мое.
Над безднами мира, очень высоко,
Может быть, витает дух Эдгара По.
Он мог бы сказать: не пеняй на судьбу,
Что-то остается даже в гробу!

Бродский. Романс.
-- Памятью убитых, памятью всех,
если не забытых, так все ж без вех,
лежащих беззлобно -- пусты уста,
без песенки надгробной, без креста.

Я-то уж, наверно, ею не храним,
кто-нибудь манерно плачет по ним,
плачет, поминает землю в горсти,
меня проклинает, Господь, прости.

Нет мне изгнанья ни в рай, ни в ад,
долгое дознанье, кто виноват,
дело-то простое, гора костей,
Господи, не стоит судить людей.

Ежели ты выжил -- садись на коня,
что-то было выше, выше меня,
я-то проезжаю вперед к огню,
я-то продолжаю свою войну.

Я проезжаю. В конце -- одно.
Я-то продолжаю, не все ли равно,
все-то на свете в говне, в огне,
саксофоны смерти поют по мне.

Радость или злобу сотри с лица,
орлик мой орлик, крылья на груди,
Жизни и Смерти нет конца,
где-нибудь на свете лети, лети.

А напоследок 2 строфы подмосковной поэтессы Марии Похиалайнен, подарившей мне свой сборник, - удивительно близко к твоей интонации и тоже совсем не-по бродски, но ритм, опять же, как в стихах про Постума!

Хорошо июльским днем на свежем сене
Наблюдать за дымкой в воздухе нагретом.
Не любила я великих потрясений,
Но меня никто не спрашивал об этом.
...
Я вяжу крючком салфетки на досуге,
Никого, конечно, первая не трону,
Но лежат на сеновале две базуки,
К ним снаряды, три обреза и патроны.


Юг Миниатюры   30.09.2011 18:34     Заявить о нарушении
Привет, Юля!
Образ не собирательный. Я с этим человеком и сейчас общаюсь на Стихире.
Ритм, почти так же, как и рифма, - это инструмент общий, а не индивидуальный. Все метры тысячелетиями поэтической традиции опробованы и просчитаны. Уж как изгалялись римляне, изобретая собственные строфы... Нам до них далеко, они всю эту ниву перепахали, ну разве что таким уникумам, как Бродский, удалось сказать в этой области что-то свое. А мы уж так, среди ямбов и хореев:) Поэтому при желании можно нагрести кучу стихов разных авторов, написанных одним метром. Отличает только интонация: у кого-то жесткая, у кого-то напевная. Ну не Бродский я. Но смею заметить, что в моем экспромте есть и еще кое-что общее с "Письмами...", помимо ритма: форма - обращение к далекому другу.
Что я пытаюсь сказать. Вряд ли автор стихотворения "Пропала собака" придумывал его, как намек на гимн СССР, когда выбирал стихотворный размер. А я именно что хотела, чтобы читающий мой экспромт вспомнил "Письма..." Бродского, сделала это сознательно. В этом разница, Юля. А может быть, и Похиалайнен тоже на них же намекала (по двум строфам судить не могу, но похоже).
Вот и вы с Бродским встретились в едином ритме не потому, что кто-то у кого-то сплагиатил, а просто вам приглянулся один и тот же ритм для выражения своей идеи - у каждого своей. Грубо говоря, один взял столярные инструменты и сделал стул, а другой - шкаф. Инструмент один, а вещи разные, хотя все нужные.
Поэтому рассуждения о том, что по сходству стихотворного ритма и размера можно делать выводы о стихотворении, не приемлю. Критерий недостаточный.

Наталия Малицкая   01.10.2011 01:50   Заявить о нарушении
Нет, не выводы (которые всегда рассудочны), а просто - неожиданное созвучие действует примерно как метафора: затрагивает что-то такое в душе, на чем без этого трудно бы было сосредоточиться (см. рассуждения Ортеги-и-Гассета о воздействии метафоры: http://atng.ru/f/hse/teoriya_metafory.rtf). Например, центон, в котором "Пропала собака" чередуется со строками гимна СССР (да еще, если не ошибаюсь, там и поручик Голицын появляется), вызывает очень разнообразные чувства.

Разумеется, "совпадения" пятистопных ямбов, гекзаметров и прочих классических размеров у разных авторов так трогать не могут. Хотя... когда Радимов писал о деревенском быте "греко-рязанским своим гекзаметром", это цепляло!

Юг Миниатюры   01.10.2011 18:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.