Комментарий к Манифесту дзен-имажинизма
Прежде всего, необходимо заявить, что отношение ДЗЕН-ИМАЖИНИЗМА к обеим его составляющим отнюдь не является отношением близкого родства. С дзеном его связывает лишь алогичность, а с (историческим) имажинизмом – интерес к образам.
Девиз нового направления: 1) чем алогичнее, тем лучше; 2) неожиданный образ поэтичнее сильного чувства.
При этом, разумеется, должна сохраняться мера, нарушая которую текст теряет поэтическое качество и становится просто текстом.
Для ДЗЕН-ИМАЖИНИЗМА чрезвычайно важен поиск твердых форм. Значение таких форм велико. Они поднимают дзен-имажинизм до уровня классики.
Твердые формы дзен-имажинистского стиха имеют ярко выраженный индивидуальный характер. Они сохраняют на себе отпечаток личности того, кто их выдумал. Поэтому использовать чужие формы рекомендуется лишь в качестве упражнения.
Впрочем, возможно, это слишком категорическое заявление. Может быть, некоторые удачные формы войдут в общий инвентарь дзен-имажинизма. Поэтому нет никаких юридических, моральных и поэтических оснований осуждать использование уже имеющихся форм. Наоборот, его следует всячески поощрять и приветствовать.
Однако высшая цель каждого дзен-имажиниста состоит в том, чтобы изобрести свою собственную дзен-форму.
В качестве примеров я пока могу пока лишь сослаться на уже упоминавшиеся в Манифесте «секвенции», «бруски» и «бедекер плюс».
Секвенция представляет собой последовательность из пяти совершенно алогичных сравнений. Отсюда и название. Дополнительное условие – каждое следующее сравнение длиннее предыдущего. Это создает приятную графическую форму.
Наиболее удачная из секвенций, на мой взгляд, первая:
СЕКВЕНЦИЯ
запавшие клавиши фортепьяно похожи
на цветы выпавшие из венка новобрачной
на идеального мужчину который возвращается с работы
на долгое ожидание в терминале Франкфуртского аэропорта
на спутники Юпитера сфотографированные зондом «Галилео»
на бормотание римского понтифика поправляющего сползшее одеяло
Образы здесь достаточно неожиданные, но при этом воспринимаются без труда. Чувствуется фонетическая и ритмическая связность всего текста.
Остальные секвенции создавались уже с умышленными отклонениями от этого образца – путем удлинения строк, утяжелением конструкций и образов. Похоже, что эти вариации не прибавляют тексту поэтичности.
Бруски названы так из-за своей графической формы. Возможно, более подходящим было бы название «столбцы». Но это слово уже занято.
Принцип брусков – в построении квази-фраз, грамматически более-менее правильных, но семантически алогичных. В отличие от секвенций, здесь может возникнуть некая драматическая напряженность. Брусок может быть эмоционально заряжен. Сочинить такой брусок, однако, непросто, и у меня есть пока только один пример (также приводившийся в Манифесте) –
БРУСОК
перпендикуляр
пойманного мяча
вознесенный
в сердце голкипера
колеблется
под шквалом
аплодисментов
точно шпага
тореадора всаженная
в загривок быка
и не нашедшая
его сердца
На «бруски» также накладываются добавочные ограничения: например, фиксированная длина бруска (12 строк).
Еще одна дзен-форма иллюстрируется фрагментами, помещенными ниже под общим заголовком «бедекер плюс». Эта форма предоставляет больше свободы автору; она похоже на стихотворение в прозе.
БЕДЕКЕР ПЛЮС
Сан-Франциско расположен на территории которую оспаривают друг у друга две тектонические плиты ведущие свое происхождение от испанских и французских пионеров что придает их конфликту особенно бурный характер вынуждая местных жителей искать успокоения в регтайме джине и марихуане невзирая на закон от тысяча неизвестно какого года ограничивающий количество слов с которыми мужчина может обратиться к незнакомой женщине на улице девятнадцатью если это происходит до полуночи и четырьмя если это происходит после
Манила странный город о котором известно лишь что он никак не связан географически с Нилом исключая чисто умозрительное отношение возникающее в том случае когда утомленный взгляд капитана большого туристического лайнера лениво перемещается вдоль пятнадцатой параллели и неожиданно сталкивается с нефтеналивным танкером следующим из Непала в Башкиртостан
в Латинском квартале по вечерам можно увидеть призрак маркиза де Сада который бродит по лабиринту своих фантазий в поисках либертинов готовых на все чтобы стать свидетелями освобождения мадам де Монтрей от жестоких воспоминаний детства возносящихся к небу словно прощальный гудок паровоза на чьих путях внезапно оказались шестнадцать юношей и двенадцать девушек обнаженных и прикованных к рельсам гирляндами из опрометчивых обещаний
ураганы играющие на улицах Нью-Орлеана составляют главную достопримечательность этого города расположенного прямо напротив лавки контрабандных товаров где каждый взрослый белый и цветной может выбрать год когда он станет подростком и овладеет бунтующим ритмом диксилендов научится жесту отчаяния и танцу радости все сплетено со всем в этом чудесном городе где музыка свила себе гнездо и где мертвецы свингуют в своих могилах
Венеция полна слухов о парфюмере который выдает себя за гондольера но в действительности является реаниматором единственным потомком Ганнибала лектора общества «Моисей» созданного с целью спасти город от переизбытка туристов и наводнений периодически затапливающих его подвалы где хранятся картины Мунка похищенные в Норвегии где темпераментный декоратор чертит свои эскизы куда ревнивый вивисектор затаскивает своих любовниц и где парят в воздухе арлекин и пульчинелла подвешенные на рыболовных крючках
на проспектах и площадях Санкт-Петербурга миловидные девушки прыгают кто через веревку кто через скакалку а холодный балтийский ветер шепчет им в уши слова любви заставляя вспомнить о днях одинокого детства когда самый громкий крик замерзал в воздухе и падал словно уснувший метеорит нанося увечья подвыпившим дровосекам что однако оборачивалось при условии их нерушимого молчания такой невероятной удачей о которой эти бедняки не могли и мечтать
главной достопримечательностью Праги является причудливое здание на бывшей Цельтнергассе в котором страховой агент по фамилии Галка проводил фантастические эксперименты пытаясь установить виртуальную связь с фундаментом западной цивилизации в результате чего были отменены все авиарейсы связывающие Чехию с Австро-Венгрией а сам Галка и его не пойманный сообщник условно называемый в полицейских отчетах Ка приговорены к большому денежному штрафу и регулярным лодочным прогулкам в районе Кампе
с тринадцатого этажа утренняя Москва представляется огромной подводной лодкой погружающейся с дифферентом в сорок пять градусов по отношению к плоскости в которой вращаются интересы не-москвичей озабоченных проблемой сохранения бабочек вида Матурна Авриния и биоценоза в целом что сказывается на их вигильности принимающей подчас форму болезни Альцгеймера и потери слуха на высоких частотах тех самых на которых работает счетчик Гейгера
Помимо указанных дзен-форм, возможны, по-видимому, сотни других. Все зависит от изобретательности авторов.
Если дзен-имажинизм приобретет сторонников среди стихирян, то они могут впоследствии выпускать (здесь же, на Стихах) сборники лучших произведений в подобном духе.
Делается это очень просто. Инициативу может проявить сам автор – предложив Е. Дюрингу познакомиться с какими-то своими текстами. Инициатива может исходить и от самого Е. Дюринга, если он заинтересуется каким-то текстом.
Когда наберется достаточное количество текстов, они публикуются от имени... вот тут еще нужно подумать...
Ни к чему образовывать Клуб ДзИ и присваивать звание «члена». Дзен-имажинистские тексты может писать любой – футурист, имажинист, классицист, авангардист, куртуазный маньерист и вовсе беспартийный. Поэтому необходимо лишь придумать название для публикаций – это будет своего рода виртуальный журнал на Стихах.
Вот и все.
P.S.
Условие "твердой формы" совсем не обязательно. Дзен-имажинистский текст может иметь любую ("случайную") форму. Как пример -
ВЕЧЕР, ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ ЧЕГО УГОДНО
Вечер, подходящий для того, чтобы почувствовать себя старым дуплистым деревом у которого вместо листьев – стая черных дроздов.
Вечер, подходящий для того, чтобы задуматься над исчезновением Амундсена в арктических снегах, исчезновением арктических снегов, белых медведей и своим собственным исчезновением.
Вечер, подходящий для того, чтобы купить в антиквариате круглое зеркало времен Первой Республики и выстрелить в него из пневматического ружья.
Вечер, подходящий для того, чтобы оросить своим семенем Большой Нефуд в Центральной Африке и заснуть рядом с кактусом, ожидая восхода солнца.
Вечер, подходящий для того, чтобы выдвинуть себя в президенты бельгийской компании по производству бильярдных шаров, выиграть выборы и тут же подать в отставку, заявив, что опасаешься преждевременного облысения.
Вечер, подходящий для того, чтобы научиться молитвам исчезнувшего племени оннеютов.
Вечер, подходящий для того, чтобы два раза кряду прослушать «Валькирию» Вагнера или I’m Just A Lonely Guy в исполнении Ричарда Пеннимана.
Вечер, подходящий для того, чтобы завести долгую беседу с Johnny Walker.
Johnny Walker, jetzt bist du wieder da. Johnny Walker, ich zahl' dich gleich in bar!*
(Westernhagen, «Johnny Walker»)
Вечер, подходящий для того, чтобы навсегда отказаться от употребления виски, наркотиков, презервативов, слоеных булочек и оберегов.
Вечер, подходящий для того, чтобы позвонить девушке, с которой ты расстался месяц назад, или для того, чтобы не звонить ей.
Вечер, подходящий для чего угодно, например, для хождения по углям или полетов над городом.
Чудесный вечер.
Свидетельство о публикации №107073002398
Йыван Митри 01.08.2007 10:11 Заявить о нарушении
если наберется что-то, сведем вместе.
нельзя сказать, что это самый серьезный вид поэзии.
но очень прикольно может быть.
Евгений Дюринг 01.08.2007 10:23 Заявить о нарушении