Комментарий к Манифесту дзен-имажинизма

Комментарий будет иметь характер не поэтический, а рабочий. Его цель – устранить недоразумения и наметить перспективы.

Прежде всего, необходимо заявить, что отношение ДЗЕН-ИМАЖИНИЗМА к обеим его составляющим отнюдь не является отношением близкого родства. С дзеном его связывает лишь алогичность, а с (историческим) имажинизмом – интерес к образам.

Девиз нового направления: 1) чем алогичнее, тем лучше; 2) неожиданный образ поэтичнее сильного чувства.

При этом, разумеется, должна сохраняться мера, нарушая которую текст теряет поэтическое качество и становится просто текстом.

Для ДЗЕН-ИМАЖИНИЗМА чрезвычайно важен поиск твердых форм. Значение таких форм велико. Они поднимают дзен-имажинизм до уровня классики.

Твердые формы дзен-имажинистского стиха имеют ярко выраженный индивидуальный характер. Они сохраняют на себе отпечаток личности того, кто их выдумал. Поэтому использовать чужие формы рекомендуется лишь в качестве упражнения.
Впрочем, возможно, это слишком категорическое заявление. Может быть, некоторые удачные формы войдут в общий инвентарь дзен-имажинизма. Поэтому нет никаких юридических, моральных и поэтических оснований осуждать использование уже имеющихся форм. Наоборот, его следует всячески поощрять и приветствовать.

Однако высшая цель каждого дзен-имажиниста состоит в том, чтобы изобрести свою собственную дзен-форму.

В качестве примеров я пока могу пока лишь сослаться на уже упоминавшиеся в Манифесте «секвенции», «бруски» и «бедекер плюс».

Секвенция представляет собой последовательность из пяти совершенно алогичных сравнений. Отсюда и название. Дополнительное условие – каждое следующее сравнение длиннее предыдущего. Это создает приятную графическую форму.

Наиболее удачная из секвенций, на мой взгляд, первая:

СЕКВЕНЦИЯ

запавшие клавиши фортепьяно похожи
на цветы выпавшие из венка новобрачной
на идеального мужчину который возвращается с работы
на долгое ожидание в терминале Франкфуртского аэропорта
на спутники Юпитера сфотографированные зондом «Галилео»
на бормотание римского понтифика поправляющего сползшее одеяло

Образы здесь достаточно неожиданные, но при этом воспринимаются без труда. Чувствуется фонетическая и ритмическая связность всего текста.

Остальные секвенции создавались уже с умышленными отклонениями от этого образца – путем удлинения строк, утяжелением конструкций и образов. Похоже, что эти вариации не прибавляют тексту поэтичности.

Бруски названы так из-за своей графической формы. Возможно, более подходящим было бы название «столбцы». Но это слово уже занято.

Принцип брусков – в построении квази-фраз, грамматически более-менее правильных, но семантически алогичных. В отличие от секвенций, здесь может возникнуть некая драматическая напряженность. Брусок может быть эмоционально заряжен. Сочинить такой брусок, однако, непросто, и у меня есть пока только один пример (также приводившийся в Манифесте) –

БРУСОК

перпендикуляр
пойманного мяча
вознесенный
в сердце голкипера
колеблется
под шквалом
аплодисментов
точно шпага
тореадора всаженная
в загривок быка
и не нашедшая
его сердца


На «бруски» также накладываются добавочные ограничения: например, фиксированная длина бруска (12 строк).

Еще одна дзен-форма иллюстрируется фрагментами, помещенными ниже под общим заголовком «бедекер плюс». Эта форма предоставляет больше свободы автору; она похоже на стихотворение в прозе.

БЕДЕКЕР ПЛЮС

Сан-Франциско расположен на территории которую оспаривают друг у друга две тектонические плиты ведущие свое происхождение от испанских и французских пионеров что придает их конфликту особенно бурный характер вынуждая местных жителей искать успокоения в регтайме джине и марихуане невзирая на закон от тысяча неизвестно какого года ограничивающий количество слов с которыми мужчина может обратиться к незнакомой женщине на улице девятнадцатью если это происходит до полуночи и четырьмя если это происходит после

Манила странный город о котором известно лишь что он никак не связан географически с Нилом исключая чисто умозрительное отношение возникающее в том случае когда утомленный взгляд капитана большого туристического лайнера лениво перемещается вдоль пятнадцатой параллели и неожиданно сталкивается с нефтеналивным танкером следующим из Непала в Башкиртостан

в Латинском квартале по вечерам можно увидеть призрак маркиза де Сада который бродит по лабиринту своих фантазий в поисках либертинов готовых на все чтобы стать свидетелями освобождения мадам де Монтрей от жестоких воспоминаний детства возносящихся к небу словно прощальный гудок паровоза на чьих путях внезапно оказались шестнадцать юношей и двенадцать девушек обнаженных и прикованных к рельсам гирляндами из опрометчивых обещаний

ураганы играющие на улицах Нью-Орлеана составляют главную достопримечательность этого города расположенного прямо напротив лавки контрабандных товаров где каждый взрослый белый и цветной может выбрать год когда он станет подростком и овладеет бунтующим ритмом диксилендов научится жесту отчаяния и танцу радости все сплетено со всем в этом чудесном городе где музыка свила себе гнездо и где мертвецы свингуют в своих могилах

Венеция полна слухов о парфюмере который выдает себя за гондольера но в действительности является реаниматором единственным потомком Ганнибала лектора общества «Моисей» созданного с целью спасти город от переизбытка туристов и наводнений периодически затапливающих его подвалы где хранятся картины Мунка похищенные в Норвегии где темпераментный декоратор чертит свои эскизы куда ревнивый вивисектор затаскивает своих любовниц и где парят в воздухе арлекин и пульчинелла подвешенные на рыболовных крючках

на проспектах и площадях Санкт-Петербурга миловидные девушки прыгают кто через веревку кто через скакалку а холодный балтийский ветер шепчет им в уши слова любви заставляя вспомнить о днях одинокого детства когда самый громкий крик замерзал в воздухе и падал словно уснувший метеорит нанося увечья подвыпившим дровосекам что однако оборачивалось при условии их нерушимого молчания такой невероятной удачей о которой эти бедняки не могли и мечтать

главной достопримечательностью Праги является причудливое здание на бывшей Цельтнергассе в котором страховой агент по фамилии Галка проводил фантастические эксперименты пытаясь установить виртуальную связь с фундаментом западной цивилизации в результате чего были отменены все авиарейсы связывающие Чехию с Австро-Венгрией а сам Галка и его не пойманный сообщник условно называемый в полицейских отчетах Ка приговорены к большому денежному штрафу и регулярным лодочным прогулкам в районе Кампе

с тринадцатого этажа утренняя Москва представляется огромной подводной лодкой погружающейся с дифферентом в сорок пять градусов по отношению к плоскости в которой вращаются интересы не-москвичей озабоченных проблемой сохранения бабочек вида Матурна Авриния и биоценоза в целом что сказывается на их вигильности принимающей подчас форму болезни Альцгеймера и потери слуха на высоких частотах тех самых на которых работает счетчик Гейгера



Помимо указанных дзен-форм, возможны, по-видимому, сотни других. Все зависит от изобретательности авторов.

Если дзен-имажинизм приобретет сторонников среди стихирян, то они могут впоследствии выпускать (здесь же, на Стихах) сборники лучших произведений в подобном духе.

Делается это очень просто. Инициативу может проявить сам автор – предложив Е. Дюрингу познакомиться с какими-то своими текстами. Инициатива может исходить и от самого Е. Дюринга, если он заинтересуется каким-то текстом.
Когда наберется достаточное количество текстов, они публикуются от имени... вот тут еще нужно подумать...
Ни к чему образовывать Клуб ДзИ и присваивать звание «члена». Дзен-имажинистские тексты может писать любой – футурист, имажинист, классицист, авангардист, куртуазный маньерист и вовсе беспартийный. Поэтому необходимо лишь придумать название для публикаций – это будет своего рода виртуальный журнал на Стихах.

Вот и все.


P.S.
Условие "твердой формы" совсем не обязательно. Дзен-имажинистский текст может иметь любую ("случайную") форму. Как пример -

ВЕЧЕР, ПОДХОДЯЩИЙ ДЛЯ ЧЕГО УГОДНО

Вечер, подходящий для того, чтобы почувствовать себя старым дуплистым деревом у которого вместо листьев – стая черных дроздов.

Вечер, подходящий для того, чтобы задуматься над исчезновением Амундсена в арктических снегах, исчезновением арктических снегов, белых медведей и своим собственным исчезновением.

Вечер, подходящий для того, чтобы купить в антиквариате круглое зеркало времен Первой Республики и выстрелить в него из пневматического ружья.

Вечер, подходящий для того, чтобы оросить своим семенем Большой Нефуд в Центральной Африке и заснуть рядом с кактусом, ожидая восхода солнца.

Вечер, подходящий для того, чтобы выдвинуть себя в президенты бельгийской компании по производству бильярдных шаров, выиграть выборы и тут же подать в отставку, заявив, что опасаешься преждевременного облысения.

Вечер, подходящий для того, чтобы научиться молитвам исчезнувшего племени оннеютов.

Вечер, подходящий для того, чтобы два раза кряду прослушать «Валькирию» Вагнера или I’m Just A Lonely Guy в исполнении Ричарда Пеннимана.

Вечер, подходящий для того, чтобы завести долгую беседу с Johnny Walker.
Johnny Walker, jetzt bist du wieder da. Johnny Walker, ich zahl' dich gleich in bar!*
(Westernhagen, «Johnny Walker»)

Вечер, подходящий для того, чтобы навсегда отказаться от употребления виски, наркотиков, презервативов, слоеных булочек и оберегов.

Вечер, подходящий для того, чтобы позвонить девушке, с которой ты расстался месяц назад, или для того, чтобы не звонить ей.

Вечер, подходящий для чего угодно, например, для хождения по углям или полетов над городом.

Чудесный вечер.


Рецензии
врубился. доволен как кот объевшийся сметаны. надо подумать. надо написать. надо пробовать новые формы. обеими руками и правой ногой ЗА

Йыван Митри   01.08.2007 10:11     Заявить о нарушении
да, тут можно экспериментировать.
если наберется что-то, сведем вместе.
нельзя сказать, что это самый серьезный вид поэзии.
но очень прикольно может быть.

Евгений Дюринг   01.08.2007 10:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.