Тактовик

В предыдущем очерке мы рассмотрели дольник, который можно рассматривать, как отклонение от «чистой» силлабо-тоники за счет разницы на один слог в межударных интервалах стиха. А что получится, если объем слабых (безударных) интервалов будет колебаться в пределах не двух (1-2 слога) вариантов, а трех (0-1-2 или 1-2-3 слога)? Получится новая группа метров, объединяемая под общим названием – тактовик.

С грозовых монопланов падают на землю,
Перевертываясь в воздухе, молнии и кресты (Шершеневич, 1916)

Метрическая схема здесь такая

- - У - - У - У - - У - -
- - У - - - У - - У - - - У - (У – ударный слог, - безударный)

Как видите, здесь безударные интервалы могут содержать от одного до трех слогов, при этом чаще всего встречаются двухсложные интервалы. Как и в случае с наиболее частыми дольниками, здесь можно выявить первичную трехсложную основу. Но тактовик звучит иначе, чем дольник – более твердо, и, вместе с тем, прихотливее – с большей степенью вариабельности.

Вот еще один пример, из творчества поэта, для которого, казалось бы, подобный метр должен быть чужероден:

Привет тебе, пламя творческого мира,
Вечного знанья пылающий язык,
Чистый зачаток, исход обильный мира –
Призрак смертельный к ногам твоим приник. (Бальмонт, 1923)

Схема здесь такая:

- У - - У - У - - - У -
У - - У - - У - - - У
У - - У - - У - У - У -
У - - У - - У - У - У

Общее для всех тактовиков: большая, по сравнению с дольниками, расшатанность, неустойчивость, расплывчатость метра. При этом отдельные строки тактовика могут звучать (как частный случай) силлабо-тоническими двухсложниками и трехсложниками. Несмотря на это, многие классические примеры тактовиков русской поэзии могут звучать очень жестко, обладать твердым и даже «режущим» ритмом.

В первую очередь это касается относительно редкого варианта тактовика, где междуиктовые интервалы варьируют от 0 до 2 слогов. Самый яркий пример – «Наш марш» Маяковского (1918):

Дней бык пег.
Медленна лет арба.
Наш бог бег.
Сердце наш барабан.

У У У
У - - У - У
У У У
У - У - - У

В нечетных строчках везде нулевые безударные интервалы – эти строки состоят из одних ударных слогов, выражая своим четким ритмом бой барабана. Жесткое звучание сохраняется и в четных строках, несмотря на 1-2-сложные безударные интервалы.

Чаще встречается другой вариант тактовика, где безударные интервалы варьируют от 1 до 3 слогов. Но и их самые хрестоматийные примеры проявляют почти ту же энергичность и упругость ритма

Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стер с лица
- Команда – во фронт! Офицеры, вперед!
Сухими шагами командир идет. (Тихонов, 1925)

- У - У - - - У - - У
- У - - У - У - У
- У - - У - - У - - У
- У - - У - - - У - У

Здесь, кстати, третья строка – чистый четырехстопный амфибрахий, но она звучит как частный вариант тактовика, включаясь в его жестко-упругий ритм.

Вот еще один вариант, где чередуются строки с четырьмя и тремя иктами:

Такая была ночь, что ни ветер гулевой,
Ни русская старуха-земля
Не знали, что поделать с тяжелой головой,
Золотой головой Кремля. (Луговской, 1927)

- У - - - У - - У - - - У
- У - - - У - - У
- У - - - У - - У - - - У
- - У - - У - У

Расцвет тактовика в русской поэзии приходится на 10-е и 20-е годы ХХ века. Представляется, что этот метр хорошо подходил для выражения движения, силы, массы, энергии эпохи войн и революций. Впоследствии тактовик встречается все реже, ныне им пишут лишь немногие.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.