бабочка

        Февраль или март. Много наста, много солнца. В проталинах возле корней плакал, сгорая снег. Она зашевелилась... - Бабочка?!!
        Так в моем доме появился странный питомец. За окном расцветал мороз, что ей оставалось делать? - вцепившись лапками в штору, она будто смотрела за окно; летала редко. Когда солнце припекало особенно жарко - билась в стекло. Бывало, я находила ее притихшей в темном углу. Маленькая трагедия, маленький мир, бумажная балерина Андерсена, сгорающая, бесследно ли?
Прожила она недолго - всего-то пару недель. Говорят - столько им и отпущено...
         Как часто мы похожи на бабочек - иные - чудесные однодневки - пьют летний нектар, теряясь в полотне лета, другим же уготовано биться в стекло, стать вызовом, сбоем, надеждой...; а еще вечное "зачем"...

*
 В за-
 мед-
 лен-
 ном
 тан-
 це

 тор-
 жест-
 венно тая

 я
 ды-шу
 я
 на-би-ра-ю воз-дух...


*

Осталась мне
Неделя лишь,
Я знаю,
Ты заговоришь,
Когда узнаешь, что паркет
И эти шторы
Мне ответ

Измятый лист зимы,
Трава
Под снегом-
Только я жива,
Жива как чистый день в окне,
И Ты протянешь руку мне...

Вот мед
На кончике ножа
И пчелы белые кружат,
Но острый луч меня пронзил
И я срываюсь, что есть сил

Я бьюсь,
Смеюсь
И плачу

Становлюсь
Прозрачной...


*

витражи прозрачных крылышек,
солнце
молча смотрю
знаю,
ты молилась обо мне


Рецензии
...Все то же навязчивое впечатление: разве Вам не приходилось читать "Сольвейг" Блока?.. Вы скорее - блоковская, чем ибсеновская, нет?.. Не думали?..

Виктор Клочков   11.02.2008 07:46     Заявить о нарушении
Блок, скорее, дополнил образ Сольвейг, разве речь идет не об одном персонаже? :-)(давайте проследим откуда к нам пришла "Прекрасная дама" :-)) А если Вы имеете в виду настроение...порой блоковская, порой ибсеновская и... :-) "своя собственная" :-) в итоге. Спасибо Вам.

Соль Цвейг   11.02.2008 19:24   Заявить о нарушении
Вообще говоря, я не уверен, что Ибсен и Блок говорили об одной и той же. А "Прекрасная дама", по-моему, никоим образом с Сольвейг (того же Блока) не связана. .. Слишком уж разнятся темпераментом. Так думаю я...

Виктор Клочков   12.02.2008 00:17   Заявить о нарушении
Виктор, почему Вы сомневаетесь, что Сольвейг у Ибсена и Блока не один и тот же ПЕРСОНАЖ(о персоне речи не идет) ?
Я попытаюсь объяснить, что сама имела в виду.
Больше чем уверена, что Ибсен оказал влияние на творчество Блока. Дело в том, что постановки Ибсена были очень популярны в России, как раз в период молодости Блока. Особенно часто ставили "Пергюнт" на музыку Грига. Цикл "Стихи о прекрасной Даме" были изданы за два года до смерти Ибсена, когда Блоку было 24. Что же в их творчестве общего? Отвечаю - идея. Идея поиска женского идеала. На мой взгляд это очевидно. Может я неправа? :-)

Соль Цвейг   12.02.2008 01:36   Заявить о нарушении
По-моему, слишком общо. Тогда уж и Гете с его "Вечной женственностью" (не Астарта ли? - Великая Сатанинская Богиня Красоты)... А говорить о "единстве" Сольвейг на основании узко-эмоционального "преломления" в поэтической призме, - не чересчур ли?.. А биографическое - постановки - "Блокизируют" ли, обобщают ли образ Сольвейг для обоих авторов?.. ...Ведь это уже, повторюсь, не Сольвейг, а Архетипическое, да "Фауст", не-т? А Сольвейг, думается мне, не просто Имя, или Символ... Это - Архетип, разнящийся с Вечной Женственностью; или Вы смотрели именно общо?..

Виктор Клочков   12.02.2008 01:52   Заявить о нарушении
..Подумал, что Сольвейг Блока - та же - издевательская, раз невнимательная к душе Сольвейг, - альтернативная маска: слишком уж она - блоковская - неслишкомизысканна, что ли... (не смог бы с такой, а Блок, он... ?.. Неужели?.!. Что, правда?!!!!..) Другое дело, что я, к счастию, не Пер Гюнт, и уж не Блок... А издев-ая - в связи с формальным "оригиналом".(..) В сравнительной, естественно, связи.

Виктор Клочков   12.02.2008 02:01   Заявить о нарушении
Только поймите меня правильно, пожалуйста: писал о блоковской без образного перенос на Вас и других.

Виктор Клочков   12.02.2008 02:03   Заявить о нарушении
переноса

Виктор Клочков   12.02.2008 02:03   Заявить о нарушении
Да, конечно, я Вас понимаю :-).
Я не современник вышеперечисленных по сему, чтобы не быть голословной привожу Вам цитаты из работы Николая Бердяева.
(отрывки)
…Но наибольшую известность приобрели ибсеновские женщины. Ибсен раскрывает значительность женского начала. «Женщина с моря» есть символ притяжения бесконечности. Женщина вдохновляет у него к творчеству. В женщине раскрывает он и демонизм и святость. Один из типов ибсеновской женщины есть модернизированная Валькирия. Другой тип — Агнес в «Бранде» и Сольвейг в «Пер Гюнте» — явление святой женственности, на которой лежит отсвет Божьей Матери. Творчество Ибсена есть раскрытие метафизического смысла любви. Творческая значительность человека связана с любовью мужчины и женщины.

…Но самое сильное в «Пер Гюнте» — образ Сольвейг, образ женской верности и жертвенной любви. Сольвейг всю жизнь оставалась верна Перу, всю жизнь ждала его, он хранился в её сердце. И вот в час смерти потерявший свою личность Пер мог найти себе пристанище лишь в сердце Сольвейг, о которой забыл, в её любви и верности. Пер сохранил самого себя, свою личность лишь в Сольвейг. Сольвейг есть вместе с тем и мать-заступница, последнее убежище человека, утерявшего себя и обреченного на гибель. В ней отражена святая и премудрая женственность Божьей Матери, Пресвятой Девы. «Пер Гюнт» имеет глубокий христианский смысл.

БЕРДЯЕВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1874-1948), русский философ и публицист

И ещё, Виктор, Вас не затруднит, не могли бы Вы специально для меня :-) писать(в общении) проще. Я немного теряюсь в Вашей импульсивной подаче :-)

Соль Цвейг   12.02.2008 04:04   Заявить о нарушении
К Бердяеву я не очень... Как-то не внушает доверия,.. Все готов оправдать. Странно, что его философом считают. Впрочем, это не отменяет возможной его правоты... Вот только образ Пуговичника ничуть не уступает Сольвейг по значимости, нет?.. Насчет Пера не уверен... Понимаю, конечно, что хотели Вы сказать, но только разве не упускаете Вы таким образом душу Сольвейг, превращая ее в искореженный Бердяевым символ?..

Виктор Клочков   13.02.2008 16:36   Заявить о нарушении
:-) Касательно Бердяева: как раз собираюсь познакомиться с его работами поближе, мне его как-то рекомендовали,в связи с другими обстоятельствами.

Несомненно, при всей "положительности" Сольвейг, её путь неоднозначен, и тем не менее, её СОБИРАТЕЛЬНЫЙ образ, на мой взгляд, все же светлый изначально. Образ светлой ЗЕМНОЙ женщины. Сольвейг - идущая по земле к небу. Почему мне хочется согласиться с Бердяевым? Потому, что в ЕЁ образе, хотел ли того Ибсен сознательно, или нет(просто ли искал истину(что скорее всего)), действительно, очень ярко высвечены аспекты христианской морали: смирение, прощение. В этой поэме, я бы сказала,- соприкоснулись эгрегоры христианства, язычества, и (затрудняюсь... возможно, буддизма - если о Пуговичнике). И, по всей видимости, эгрегор христианства, в данном случае, доминирует (не без помощи Бердяева :-)).

Вобщем, эгрегоры столкнулись, а мы резонируем :-)))

p.s.Блока оба стихотворения читала :-), давайте сразу уточнять о каком произведении идет речь. Или есть ещё и другие "Сольвейг" у Блока?
:-))))),

Соль Цвейг   14.02.2008 02:22   Заявить о нарушении
Увы, читал лишь "ту", где "...выбегаешь навстречу весне...", "...и я смеясь крушу вековую сосну..." (наверное, запомнил именно это в связи с одним стихотв. Шекспира в переводе Пастернака, не сонетом). Второго найти в тех собраниях Блока, что у меня, не могу. Кстати, не представляю уже, читая разночтения в КРАЕУГОЛЬНЫХ местах священных писаний христианства, что есть оно. А проекции христианства... Ну, не искушение ли чистой воды?.. К тому же, в России христианства не встречал, а Греция... слышал, что там аутентичнее, но конечно, не могу утверждать.

Виктор Клочков   14.02.2008 07:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.