Почему изменён ритм?

 ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­В множестве видов стихотворной интонации можно выделить два основных, между которыми, как обычно, располагаются формы переходные. Это – стих напевный и говорной.
 ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­Что характеризует стихотворения напевные, о которых говорят, что они так и просятся на музыку, и на которые сочинено множество песен и романсов? Кроме лирической темы –
особая композиция. Прежде всего – тенденция к симметричности строфической композиции, особенно в форме песни, в которой строфа замкнута (в конце стоит точка), каждый стих завершён, переносы отсутствуют, строфа делится на подобные ритмико-интонационные периоды или имеет припев или кольцевое строение. При этом тематическое членение совпадает со строфическим. Так – в песнях всех поэтов от Тредиаковского и Сумарокова до Исаковского и Суркова. Заметим только, что не всякое стихотворение, названное автором “Песня”, подчиняется песенной композиции, например “Песня о Буревестнике” или эпическая “Песнь о Гайавате”.
 ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­В более сложной композиции стихотворений романсного типа строфы обычно менее замкнуты, частые в этом типе анафоры создают нарастание интонационного напряжения, разрешающегося в концовке; иногда даже на переломе, в концовке, может появиться перенос. Нередко всё стихотворение состоит из одного сложного предложения.
 ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­Говорной стих имеет много форм – от торжественного ораторского стиха до разговорного. Его характеризует прежде всего лексика: торжественно-патетическая в ораторском стихе, обычная литературная в повествовательном, фамильярная в разговорном. В последних двух нередки переносы. Говорной стих часто нестрофичен, в некоторых жанрах употребителен вольный стих.
 ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­Основа стихотворной речи – ритмическая повторность в размере, рифмовке, строфе. Сильным средством выразительности в говорном стихе может быть нарушение повторности, ритмический перебой на всех уровнях стиха.
 ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­Рассмотрим строфические перебои. Если стихотворение состоит из строф одной модели, а последняя строфа неожиданно изменяется, то два последних стиха выделяют концовку – композиционную вершину стихотворения, разрешение темы. Сильнее выделяет концовку неожиданное изменение длины последнего стиха. Маяковский любил выделять таким образом важное слово в строфе. Ещё сильнее выделяет концовку изменение количества стихов в строфе, например, 5-стишие после ряда 4-стиший: последний, неожиданный стих звучит с особой силой. Ещё сильнее – сочетание названных выше форм. Очень сильный перебой – неожиданное исчезновение рифмы. Но самый сильный – внезапное изменение стихотворного размера. Встречается он в двух основных видах. Первый – включение в монометрический (т. е. одноразмерный) текст одного или нескольких стихов другого размера. Такой стих резко выделяется. Второй вид – столкновение в пределах одного стихотворения или главы поэмы кусков, написанных разными, обычно контрастирующими размерами, так называемая полиметрическая (многоразмерная) композизиция. В этом случае граница между размерами обычно совпадает с тематическим переломом.
 ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­Крупное произведение с одним – двумя иноразмерными кусками – это ещё не полиметрия. Иноразмерные куски в нём – “вставные номера”, воспринимаемые как цитата. Например, нестрофическое письмо Татьяны и песня девушек в “Евгении Онегине”. Иное дело - “кусковая” полиметрия из сопоставимых по величине фрагментов. В сравнительно небольших произведениях “куски” могут быть композиционно организованы: двухчастная композиция; трёхчастная композиция; урегулированное чередование строф разных размеров или разного строения – такая композиция может сблизиться с развёрнутым рефреном; наконец, деление произведения на ряд “кусков”, различных и тематически и метрически. Такая композиция встречается в поэмах Некрасова, Маяковского и др. Того же типа полиметрию встречаем в детских сказках К. И. Чуковского. Он сам теоретически обосновал такую структуру.
 ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­Встречаются и полиметрические строфы: стихи разных размеров чередуются в них в строго определённом порядке. Это уже переход к строфическому логаэду. Если разноразмерны полустишия, это логаэд строчной.
 ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­Чередование в стихотворении “кусков” одного метра, но разных размеров – полиструктура.
 ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­Ещё в 19 в. были единичные опыты сложных структур, когда менялись размеры не только в “кусках”, но и внутри “кусков”, так что смена размера не была мотивирована содержанием.
 ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­В творчестве Хлебникова и некоторых его последователей наряду с “кусковой” полиметрией нередки переходы от одного размера к другому в пределах одной рифменной цепи, даже внутри одного предложения, без всякой тематической обусловленности – такую форму можно назвать зыбким метром.

 ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­ ­­­Разнообразен русский стих. Некоторые его формы жили недолго и стали достоянием истории; многие живут по сей день. Каждый период вносит нечто новое, что остаётся в наследство потомкам. Современная поэзия поражает богатством форм – как доставшихся от прошлого, так и найденных недавно и изобретаемых сегодня.

(из статьи В.Е. Холшевникова “Что такое русский стих”)


Рецензии
Стихи пишутся по вдохновению, их будто кто - то диктует. Я не думаю, что возможно использовать эту теорию при написании стихов.

Галина Агапова   19.10.2009 19:26     Заявить о нарушении
Для написания стихов теорию используют лишь графоманы. А вот для защиты собственных стихов или для научного изучения творчества поэтов, теория очень даже полезна.

Дарья Дроздова   24.10.2009 21:47   Заявить о нарушении
Тем более любая подобная теория пишется постфактум) После глубокого изучения практического материала)))

Дарья Дроздова   24.10.2009 21:48   Заявить о нарушении
Дарья, конечно, Вы правы, я просто в этом ничего не понимаю.:))

Галина Агапова   24.10.2009 22:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.