Когда-нибудь придут все в восхищенье...

Останусь я строкой непостижимой
На памятнике где-нибудь в тени,
Проживший в атмосфере странно лживой,
Аналогом невидимой стены.

Я преуспел, познав мир невидимок,
И много тайн микробов я узнал.
Ко мне мелодий звуки приходили,
Порой их записать не успевал.

Когда-нибудь придут все в восхищенье:
"Один и столько?! Как поверить тут?
Иль, может быть, возобладает мненье-
Под ним скрывался целый институт.

А дело в том, средь всех, каких немало,
Имел я лишь отличие одно-
Всё то, к чему я прикасался, стало
Диковинкой с необъяснимым дном.

Возможно, жизнь моя- простые козни
Прибывших из Вселенной НЛО.
А что гадать? Побыть чудесно возле
Загадкой, всем чиновникам назло!

С времён былинных страшно человеку
Забвение, подобное чуме,
И я не ради корысти иль смеха
Ему сопротивлялся, как умел.

Треть века с бюрократией воюю,
Не знающей, открытий прелесть в чём,
И Знанию дорогу к нам дарую,
А власти это как бы нипочём!

Зато в Грядущем, где меня не будет,
Оценят мой в Науку личный клад,
И АМФОРУ открытий не забудут,
Узнать об этом каждый будет рад!

И много тайн микробов я узнал...
Ко мне мелодий звуки приходили...По ассоциации исторических событий, а всё, что с нами происходит сегодня, когда-нибудь станет историей, можно сравнить мою ситуацию, с тем, что происходило во Франции 18 века.
  Как пишет Л. Зинина в книге о Бомарше, в 19 лет тот изобрёл анкерный спуск, авторство на которое хотел присвоить "королевский часовщик" господин Лепот. Стоило П.О. Бомарше обратиться в редакцию "Курьер де Франс" и Академию наук, авторство было признано за ним. Для сравнения. Отклик автора на "Музыкальную историю" писателя В. Надеина в "Известиях", описывающий эпопею автора на 12 стр., остался незамеченным. С другой стороны, и в "Литературке" появлялись очерки Л. Графовой "Омут" и "Без покаяния"- не суть, а лишь названия их чётко отражают ситуацию автора. В омуте забвения оказались нетривиальные научные находки автора. Без покаяния- никто так и не признал, что было ошибкой их не заметить и не содействовать их развитию. А между тем, ещё в 1977г. в переписке с Бюро писем Президиума АН СССР автор опасался, что его знания и призвание окажутся без признания и звания- как в воду глядел! А ларчик открытий открывался на удивление просто:
  Храня науке верность,
  Трудом найди слабину,
  И, глядя на поверхность,
  Проникнешь в глубину...

Принято делить всех на физиков и лириков. Мой же случай выходит из привычных рамок. Понятное дело, и аспирантура и увлечённость микробиологией, поиск своего пути в науке не могли не привести к научным открытиям. Но почему мелодии стали "доставать" меня, пока их не запишешь или не забудешь- и для меня загадка за семью печатями. Первые семь мелодий в аранжировке учителя химии СШ№9 г.Вязьмы Т.В.Старовойтовой (как я ей благодарен) в её же исполнении на ф-но в августе 1995г. были прослушаны с добавлением ещё девяти уже в этом тысячелетии музыковедом и учителем мызыки В.Н. Кузнецовой. Её отзывом я и проиллюстрирую каждое из 16 своих открытий- для наглядности. Вот её краткая записка: "Анатолий Д!
  Извините, пожалуйста, что задерживаю кассету. Получила огромное удовольствие, продолжайте сочинять! мелодии полны лиризма, глубины и душевной простоты, просто замечательно!" Как же я благодарен В.Н. за такой отзыв! И как жаль, что за десятилетия ничего подобного не пришло из сферы науки!

  Когда было установлено, что реакция среды в биореакторе зависит и очень сильно от его геометрии, количества и качества воздуха, в "амфору" легла строчка-
  "В ТРЁХ ЛИЧИНАХ-УГЛЕКИСЛОТА".
  1.Интересная мелодия, певучая, напевная, большой диапазон.

   И здесь я проиллюстрирую, как я понимаю "игру ума".Мы знаем, что в электротехнике для удобства используется понятие" буравчик", для определения направления магнитных силовых полей. Оказывается, и в микробиологии существует правило, добавлю- курсив мой- правило ВаНеСсы Мэй: "Вероятность, Направление и Скорость Микробиологических ( и не только) процессов определяется реакцией среды, вызывающей при значении ниже пяти, как мы знаем из рекламных роликов, кариес. Остаётся определить, от чего же зависит само значение реакции среды, по научному рН? Вы не поверите, но от ГБ, ДВ и ПАВ. Здесь вы, несомненно воскликнете: "Ну и ну! Причём Госбезопасность, Длинные Волны и ПАВ?Отвечаю, запишите: ГБ- это Геометрия Биореактора, ДВ- Дисперсность Воздуха в нём, а ПАВ- Поверхность Активного Воздухообмена. Поверьте мне, но миллиарды на планете в новогодние праздники убеждаются, какую роль играет углекислота всюду, где она выделяется, Так вот, если вам нальют шампанское в новогоднюю ночь не в бокал, а в высокую рюмку, вы окажетесь в ситуации аиста, которому налили этот напиток в блюдечко. Об этом было известно ещё в середине 1976г. но в отказном заключении чёрным по белому- при улучшении аэрации выделяется не углекислота, а органические кислоты. Спросим, а если так, почему значения рН всегда повышаются? Почему? То-то же.
  Когда был открыт фотоэффект-330нм, появилась другая-
 "КАК СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ, ГЛЯНЬ, "ЗАСТРЯЛ" в СТЕКЛЕ".
  2.Заслуживает внимания.

  Было установлено, тоже с использованием т.н. смешанных культур микроорганизмов и потенциометрии, что остатки фенолов окисляются, "съедаются" с возрастающей скоростью и
 "СЛАДКИ ДЛЯ НАС ОСТАТКИ ФЕНОЛА".
  3.Широкая, напевная, просятся слова! Хорошая гармония.

  "Фенольный парадокс, по поводу которого академик Е.Н. Мишустин высказался, что он может иметь определённое значение (авторское) отразился в "амфоре" так-
  "ДЕЛЯТСЯ ТАЙНОЙ МИКРОБЫ СО МНОЙ"
  4.Вальсовость исчезла вначале. Селодия-размышление.

  . Оказалось, что в микробиологии имеет значение, в какой последовательности вы даёте в качестве питания спирты и
  "СМОТРИ-КА, КРИВАЯ УТОНУЛА"- если поменять её, среда резко подкисляется.
  5.Грустный танец, размышление у рояля.

   С 4 мая 1978г. я в течение двух месяцев регистрировал, повторюсь, как сигнвлы из иных миров синхронные автоколебания кислорода и кислотности с фантастической частотой-8 в час, ранее неизвестные и в "амфоре"- ещё "деталь"-
  "О, ЧУДО! СТАНОВИТСЯ ВОЛНОЙ".
  6.Философия!Замечательно!

   Далее, оказалось, что бактерицидность солей меди и серебра проявляется в условиях, которые друг друга исключают и
 "ТОКСИЧЕН МЕТАЛЛ- РЕШИТ КИСЛОРОД".
  7.Душевная простота, покой слышится...Мелодия-раздумье, философия мыслей.

   Оказалось, что в микробиологии существуют два типа фенольных бактерий, один из которых легко приучается окислять, а проще, питаться анилином, создающим проблемы в экологии и...
  "ДВА ТИПА ФЕНОЛЬНЫХ БАКТЕРИЙ".
  8.Мелодия ритмически не устойчива, надо высчитать, но здорово!

  Оказалось, фенольные бактерии прекращают "питаться" любимой едой, фенолами, в присутствии орто-ксилола, а значит он для них, как для нас- наркоз. Ещё деталь-
 "КСИЛОЛ- "ЗАКРЫЛИ БАКТЕРИИ РОТ".
  9.Удачно! Прекрасная танцевальная мелодия, надо расширить.

   А вот ещё был случай. Добавил я в образцы микробных культур всего три мг на литр соли меди и через сутки без кислорода выделилось столько кислоты, что для её нейтрализации потребовалось полграмма щелочи!
   И- "А ВЫ КИСЛОТЫ НЕ ХОТЕЛИ Б?
  10. Песенный мотив.
   И так далее до шестнадцати, как в давней детской игре. И что любопытно, каждому своему открытию я могу дать, ноу хау, практическое применение, чем мечтвю поделиться со студентами. Так что случай и на самом деле уникальный.
  А теперь...а теперь, зайдя в Интернет, в четверг, 15-го, отмечу годовщину выхода нашего из Афганистана, чтобы как бы сгладить печальные воспоминания другими, из тех же времён, но прекрасными, продолжая игру ума.Но вот опасаюсь- выдержит ли "треножник?" Вспомнив же, что всё это есть проявление творчества в разных ипостасях, а творчество- вещь бестелесная, небесная, как эфир, решаюсь...Начну с предположения, что и вы, наверное, не отказались бы очутиться на "Машине времени" рядом с Блезом Паскалем. Он глядел на вершины, догадываясь- там давление будет ниже. Или рядом с Грегором Менделем, выводящим свои, а теперь всеобщие законы генетики.Или ... здесь я веточкой отрасту от "треножника"...в одной комнате с В.Рентгеном, открывшим в 1895г. загадочные лучи "Х", с чего и началась цепная реакция открытий, в результате которых выяснилось- неделимый ранее Атом можно...развалить и существует спонтанное деление ядер урана (К.А.Петржак и Г.Н.Флёров, 1939-1940гг.) Открылось- Атомом мир можно и взорвать и напоить энергией- в одном флаконе. А раз уж мы коснулись спонтанного деления ядер, отметим, и это тоже будет игрой ума, что существует с недавних пор и формула спонтанного творчества, которую автор назвал в честь гениального ЛЕОНАРДО "формулой да ВИНЧИ" (см. по списку произведений "Сюрприз для нэпмана", где Н- наука, П- поэзия, М- музыка, Н- опять наука.)

  Сей стих из сказки или притчи,-
 Владею "формулой ДА ВИНЧИ".
  Тех, кто захочет всё узнайт,
  Я приглашаю на мой сайт.

  www.artan.moy.su

  Прозой- Способность к спонтанному творчеству= СПО+СПО+ТВО=О(2СП+ТВ)

  Рифмой-

 Творчество- это когда бьют фонтаном
 Мысли, мелодии, рифмы и краски,
  Творчества пик называют спонтанным-
 В нём мы живём ощущением сказки.

   Или, продолжим, с А. Флемингом, случайно не выбросившим чашку с плесенью- сколько жизней это спасло! Не чудо ли, что сохранились новгородские берестяные грамоты, как приветы нам ушедших поколений.А здесь вы должны вообразить, что от одной из ножек треножника отпочковалась ещё одна веточка, которая даст нам повод порассуждать. Передо мной книга 1975. Автор В.Л. Янин."Я послал тебе бересту..." Мой штамп- я её приобрёл в Баку 30 марта 1985г. Признаюсь, я горевал мысленно, что не оказался там, где были найдены первые грамоты- мне было 17.Читаем- "...Поклон от Грикши к Есифу..." стр.34.Не парадокс ли?! Находка грамоты №3 дала археологам первое древнерусское письмо шестисотлетней давности. А в наши дни настоящие открытия вроде бы никому не нужны.
   Удивимся- Как такое возможно в наше-то время?! Да, в нашей жизни умение находить нужные ассоциации очень важно, а в науке- тем более.
  Если призадуматься, описанная ситуация даже более фантастична, если бы выяснилось, что Лохнесское чудище существует в реяльности. Фантастична с трёх, по числу ножек, позиций.Первая- никому еще не удавалось в считанные годы (1975-82гг.) сделать столько научных находок, порой касающихся фундамента науки о жизни. Вторая- мало чьи технические возможности были столь ограничены. Третье- трудно, если вообще возможно, припомнить в истории науки, в рамках последнего тысячелетия, чтобы чьи-то достижения так умалялись,
  что десятилетиями висит в воздухе вопрос статуса автора, нулевой по настоящее время.
  Здравый смысл говорит- уже только за одно научное открытие учёному следует присваивать, безо всяких проволочек, искомое звание, учитывая, что каждым открытием он, пусть и невольно, задевает множество амбиций- "У меня в лаборатории чего-только нет, а открытие делает другой. Не позволим!"

   На такой вот волне приглашу вас к моему открытию за №13, где случайность сыграла немалую роль. Начну издалека. Я производил микрофотографирование образцов микрофлоры из модельного очистного сооружения- меня интересовал состав простейших, из которых всем хорошо известна инфузория туфелька. Увлекшись, я не заметил, что предметное стекло с образцом подсохло. Выбросить? Взглянул в микроскоп и обомлел- кристаллы! Стал размышлять- откуда? Догадка пришла неожиданно- это продукты автолиза микроорганизмов. Почему? Во- первых, в жидкой фазе содержался в избытке азот- ведь образец был взят из модели, находящейся в режиме т.н. стабилизации.Во-вторых, при окислении этот образец потреблял много кислорода. В- третьих, я вспомнил работы харьковских учёных- в них описывалось что-то подобное. И возникла идея. Почему бы не использовать такие воды, вместо того, чтобы их сбрасывать в водоёмы, в получении т.н. физиологически активных соединений (ФАС). Посмотрите, какая игра ума! Полюбуйтесь, как кратко и метко об этом сказано в "амфоре открытий"-
 "МИКРОФОТО ВОТ- ЧУДНЫЙ КРИСТАЛЛ!"
  13.Напоминает итальянский мотив, но чего-то не хватает.
   Ведь и в жизни мы восклицаем собаке- "Фас!", чтобы искала, чтобы брала. Так что и сегодня не всё зависит от оборудования- порой достаточно одного "котелка".

  Прошло несколько дней, пока мне стало ясно, что об открытиях №№11,12,14,15 и 16 тоже надо бы рассказать.
  И вот, сегодня, 19 февраля я снова нажал на "редактировать" и текст польётся.
  Открытие- это редкий, даже редчайший случай прикосновения человека к основам Мироздания, к законам, по которым Оно живёт и развивается. Случайно можно сделать одно, два научных открытия, а если их явно больше, перед счастливчиком надо открывать двери лабораторий, создавать новые, а не захлапывать перед его носом двери, мол, нет вакансий. Это для профилактики в будущем- Россия всегда была богата самородками.
  Вчера случайно, включив "Культуру", узнал, что 6 тысяч лет тому назад египтяне захоронили около полумиллиона мумий животных. Два восклицания: "Не может быть!" и "Какой смысл?" Ответ, думаю, найдётся. Но, спрашиваю я себя и не только себя, какой смысл так бережно не замечать мои открытия? Неужто придется ждать ещё шесть?
  Получается, что об открытии можно написать книгу, а можно сущностть его выразить одной строкой, да ещё вставив деталью в "амфору открытий". А можно посвятить им четверостишие, что и было сделано ранее:

  В мире впервые шестнадцать открытий
 Закольцованы стихотворением.
  Тыщи мелодий- гости наития
 И всё порывами вдохновения.

  Итак, открытие №11. Проверял я как то, есть такой, коэффициент массопоредачи. Вносятся в модель биореактора подряд два реактива- потребляетсяИтак, открытие №11. Проверял я как то, есть такой, коэффициент массопоредачи. Вносятся в модель биореактора подряд два реактива- потребляется кислород. А мне почему-то взбрело в голову внести в чистую воду органику- на кривой потенциометра появилась ступенька. Внёс другую- ещё одна. Замаячила идея мониторинга общей загрязнённости, возможно, за счёт неизвестных взаимодействий ароматики с плёнкой микроорганизмов и датчиком. В итоге:
  "ОДНАЖДЫ ДАТЧИК СБИЛ МЕНЯ С МЫСЛИ-
 "УЗНАВАТЬ" ВДРУГ ОРГАНИКУ СТАЛ!"
  11. Прослушивается вальсовость, но надо задерживать концы фраз.
   
  Следующее открытие позволило мне, а сейчас,и вы в этом убедитесь, испытать поистине сказочные ощущения. Вы, скажем, наполняете ведро водой, а оно всё не наполняется. Эксперимент был таков. Научившись, а на это ушли годы, с точностью до секунды определять скорость окисления фенолов, я задался целью узнать, как будет снижаться эта скорость, если
 я лишу микроорганизмы солей азота и фосфора. Отмыв СКМ от остатков этих солей, я стал вносить обычными дозами раствор одного из фенолов. Проходит час, другой, третий- скорость не снижается. Окислил целый г (на 1л)- без перемен. Что за чудо?! Когда решил определить прирост биомассы подсушиванием её на фильтре из нитроцеллюлозы, заметил одну особенность ( наблюдательность- великая вещь!). Если первоночально подсушенная биомасса не отставала от фильтра, то после скрутилась колечком. Узнал из литературы, что за счёт фенелов может идти прирост клеточной стенки, а значит, пришла идея, таким образом можно повышать жизнеспособность микроорганизмов. Идея, которая повисла в воздухе, а в "амфоре" открытий появилось:
  "ФЕНОЛ. ГРАММ БЕЗ ЭН И П ОКИСЛИЛ".
  12. Красиво!

  Переходим к №14. Учёным было не известно, как фенолы проникают внутрь клетки. Вспомним, что под воздействием области 330нм замедляется скорость окисления фенолов. Вспомним, что она резко снижается в присутствии о-ксилола. Значит, и вы догадались все события происходят на...поверхности клеточной стенки, содержащей, в том числе и ферменты.
  Под воздейтвием света, вероятно, изменяется конфигурация фермента и он
 перестаёт "узнавать" молекулу фенола. О-ксилол, вероятно, "обманывает"
  фермент, структурно он похож на него, и...хозяин остаётся, образно говоря, на улице- реакция окисления остановилась. Ущё одна деталь-
 "КАК ФЕНОЛУ ПОПАСТЬ ВНУТРЬ МИКРОБА?
  ОЧЕНЬ ПРОСТО- В СТЕНКЕ ФЕРМЕНТЫ".
  14. Ритмически сложна, но интересна.

  А вот при описании 15-го открытия мы с вами, читатель призовем на помощь...планеты. Мы знаем, что если четыре планеты станут в одну линию, это будет редчайшее событие и мы поблагодарим судьбу, что оказались его очевидцами.
  От планет, как говорится, перейдём к нашим баранам, то бишь микробам.
  Сначала выявилось, что они иногда могут и не реагировать на свет в области 330нм. Кстати,напомним все открытия были сделаны с использованием смешанных культур микроорганизмов(СКМ) и это, возможно, самое невероятное в истории открытий.
  Узнав об этом, оппоненты возрадовались- "У Артюшкина эксперименты не воспроизводимы". А дело было в том, что микроорганизмы могут двояким образом реагировать на свет- "да" и "нет", "+" и "-".
  Затем обнаружилось два типа реагирования СКМ на избыток фенолов.
  Третья планета - обнаружился (регистрацией кривых дыхания) образец СКМ
 с фантастическим свойством- стоило добавить в него всего 3 мг на л соли меди и на следующие сутки выделилось в 150 раз больше органической кислоты.
  Четвёртая- два месяца я регистрировал передающуюся по наследству особенность СКМ- синхронные автоколебания кислорода и рН. Сделаем вывод: СКМ по одному или, возможно, нескольким признакам стремятся...к
 однородности, используя один или несколько имеющихся у них способов обмена генетической информацией. Деталь амфоры:
  "СМЕСИ МИКРОБОВ "МЕЧТАЮТ", ЧТОБЫ
 СТАТЬ МОНО! ГДЕ АПЛОДИСМЕНТЫ?"
  15. Вальсовая мелодия, красиво!

  И шестнадцатое. Если учесть, что все находки мои, отраженные в 26 литературных и иных источниках, сделаны на основе анализа великого множества потенциометрических кривых дыхания, а по весу это порядка 20 кг теперь уже макулатуры. Но не всё потеряно- если эти кривые внести в компьютер, то продолжение экспериментов в избранном автором методическом ключе, отражённом, в частности, в пяти авторских, думается, позволило бы реализовать давнюю мечту человечества- автоматизировать, с использованием потенциометрии и компьютерных технологий сам процесс получения н о в о г о
  з н а н и я, а именно, сравнением банка имеющихся кривых дыхания с вновь получаемыми при различных средствах воздействия.
  МИГНУЛА ЛАМПА, СИГНАЛЯ НАМ- "ЕСТЬ
 ОТКРЫТИЕ"- СЛЫШЬ МАРША ЗВУКИ.
  ВЕСЬ МИР ТЕПЕРЬ ОБЛЕТИТ ЭТА ВЕСТЬ:
  МИКРОБЫ НА СЛУЖБЕ НАУКЕ!"
  16. Нужны слова, мелодия замечательная.

  А представляете, что бы я понаоткрывал и претворил бы в практику, в жизнь, окажись в хорошо оснащенной лаборатории?! Ведь в далёком 76-ом, 15 июня полетела в "Правду" телеграмма- "ПРОШУ...СОДЕЙСТВИЯ ДООСНАЩЁННОСТИ ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕРСПЕКТИВНОМ НАПРАВЛЕНИИ АРТЮШКИН".Как мечталось поработать с настоящими приборами, но ...начало 80-ых-"Молдавии фенолы не угрожают". Но..." В Институте нет и не будет вакантной должности, к тому же отсутствует лимит на прописку в г. Пущино". Не правда ль, странные парадоксы?!

  А вот как я предполагаю закончить такой странной судьбы авторский сериал "Письмо века на стыке тысячелетий":

 Ещё одно, последнее посланье,
  Закончил я чудесных слов вязанье,
  А вместо эпилога к сериалу
 Я показал, как движусь к идеалу.


489 с. Трилогию Казанцева А.П. `Возвращение в грядущее ` составляют...
395;615похожие
underworldvids.com


Рецензии