Рецензия на стихи Волчица Автор Сергей Рар
Нет - Природу не убить!
Просто плохо будем жить.
Рыбу мы уничтожаем...
Называя это Раем...
Рубим лес и сносим горы...
Потому, что люди - ВОРЫ!
Что дано... не берегут...
Видно смерти, своей, ждут.
Л.Фейгин
21.7.07
10.51.
Свидетельство о публикации №107072100856
Спасибо за поддержку высказанного О Природе.
"Морально-религиозные причины охраны дикой природы
Имеется достаточно утилитарных мотиваций, объясняющих необходимость охраны дикой природы с хозяйственных, здравоохранительных, рекреационных, патриотических, экологических, научных, воспитательных и др. позиций. Им посвящено немало литературы, однако, только прагматические мотивы не в силах защитить дикую природу. Необходимо активней использовать следующие этические и религиозные природоохранные доводы.
1. Дикая природа должна защищаться ради нее самой, потому, что она есть, живет и должна жить собственной жизнью.
2. Охрана дикой природы — действие хорошее само по себе и является актом благотворения, жертвования.
Необходимо осознать, что губить дикую природу нельзя не потому, что это выгодно или невыгодно для человека, а потому, что такой поступок плох сам по себе. Как воровство, как предательство.
3. Дикая природа обладает внутренней ценностью, интересами и не нуждается в оправдании со стороны.
Дикая природа ценна сама по себе, имеет свою цель и поэтому заслуживает уважения и права на защиту.
4. Дикая природа — попираемое меньшинство.
Как попираемое меньшинство дикая природа заслуживает защиты.
5. Дикая природа есть Совершенно Иное.
Любое Совершенно Иное, в том числе дикая природа, требует чтобы к нему относились терпимо, ценили и защищали именно потому, что оно — Совершенно Иное.
6. Дикая природа является священным пространством.
Священное пространство — то, над чем грех глумиться и что грешно разрушать.
7. Дикая природа создана Богом.
Когда человек губит творение Бога — дикую природу, то этим он оскорбляет ее Творца, то есть Бога, что является грехом.
8. Защита природы есть выражение нашей любви к ней.
Любовь к дикой природе является важным стимулом и аргументом ее защиты.
9. Защита дикой природы есть выражение нашего уважения к ней.
Наше уважение к дикой природе основывается на видении в ней товарища, спутника или оценка ее неповторимости.
10. Защита дикой природы есть выражение нашей эмпатии, великодушия и доброты к ней.
Инстинктивное участие человека в боли и страдании животного и растения может являться сильной мотивацией природоохраны.
11. Защита дикой природы есть выражение нашей благодарности к ней. Человек должен быть благодарен дикой природе, как своей матери.
12. Защита дикой природы — есть защита независимого государства.
Дикая природа — особое независимое государство иной цивилизации, существующее автономно, по собственным законам, самостоятельно. Согласно демократическим принципам никто не имеет права покушаться на независимость другого государства.
13. Всякая жизнь — священна.
Если что-то священно, то значит обладает ценностью помимо своей полезности и иных факторов. Оно ценно само по себе и ради самого себя. То, что является святым, нельзя обесценивать.
14. Защита дикой природы — наш долг и обязанность.
Мы обязаны защищать природу не потому, что это принесет нам пользу или кому-то, а потому, что мы обязаны выполнить наш долг перед ней.
15. Человеку должно быть стыдно за уничтожение дикой природы.
16. Непристойно извлекать выгоду из страданий других существ.
Приносить боль и страдание, тем более извлекать из этого выгоду — непристойно.
17. Защита дикой природы — это справедливо.
Охранять дикую природу нужно не потому, что это кому-то выгодно или полезно, а потому, что так справедливо.
18. Защита дикой природы есть защита абсолютной красоты и добра.
Красоту дикой природы можно рассматривать как присущее добро (вне зависимости от пользы для человека), которое мы обязаны защищать.
19. Защита дикой природы есть выражение нашего восхищения, почитания и благоговения перед ней.
Благоговение — страх, смешанный с почитанием, почтительное уважение может являться сильной природоохранной мотивацией.
20. Дикая природа является не только общечеловеческим, но и общемировым, общеприродным наследием (т.е. она — наследие также любого существа). Человек единственный, кто в состоянии это оценить и взять на себя моральную ответственность по ее защите. Люди обязаны быть почтительными к тому, что сделано не ими.
21. Не только люди, но и дикая природа подлежат спасению.
Согласно многим религиям, например, христианству или иудаизму, человек подлежит спасению. Однако американский теолог Дж. Ситтлер высказал идею, что не только люди, но и природа должна подлежать спасению, что является весомым религиозным аргументом в защиту участков дикой природы. Все думающие христиане должны включать дикую природу с сферу своего морального внимания, исходя из того убеждения, что Бог также желает видеть ее искупленной в небесном царстве. Кто знает, может Христос умер в не меньшей мере за дикую природу, чем за людей. Творец дикой природы является также и ее спасителем. Люди же являются коллегами Бога по спасению дикой природы.
22. Охрана дикой природы является актом благотворения и покровительства.
Сильной этической мотивацией защиты дикой природы является обыкновенное человеческое желание помочь, подарить, поделиться, желание заботиться о ком-то или чем-то, в том числе и о «братьях наших меньших», участках дикой природы.
23. Охрана природы — дело божеское.
Защита творения Бога является делом богоугодным.
24. Защита дикой природы является искуплением грехопадения человека
Как полагает украинский эколог В.Н. Грищенко, защита дикой природы — это искупление грехопадения человека, выразившегося в уничтожении людьми экосистем и био - разнообразия, созданных Богом.
25. Защита дикой природы является добровольным ограничением человеком экспансии собственного вида.
Как справедливо считает В.Н. Грищенко, добровольное ограничение экспансии собственного вида (своего рода видовой альтруизм) — нечто принципиально новое в жизни на Земле. Ни одно животное или растение не способно это сделать. У многих видов есть поведенческие механизмы, предотвращающие убийство сородичей в конфликтах, но ни один вид, кроме человека, не способен пойти на ущемление собственных прав и интересов ради прав и интересов других видов, ради сохранения других форм жизни.
26. Все живые существа, земля, ее элементы являются нашими братьями и сестрами (нашей родней).
Как полагал основатель Францисканского ордена монахов римо-католической церкви святой Франциск Ассизский (1182—1226), родство ценно своей связью, но не менее ценен в нем элемент индивидуальности. Как следует обращаться с братом и сестрой? Их не следует эксплуатировать, их надо любить и уважать из-за родственной связи. Более того, как учил святой Франциск, не существа должны служить человеку, а человек существам.
27. Живя, надо давать жить и всему живому.
Как полагал пионер охраны природы России, профессор А.П. Семенов-Тян-Шанский, человек в своей жизни должен выработать высшие социально-этические начала, и возвыситься «до сознания того, что живя, надо давать жить и всему живому».
28. Защита дикой природы есть выражение любви к Богу.
Как полагает российский экотеолог С.Ф. Хрибар, любовь к Творцу выливается «в благоговейно бережное отношение к Его творениям». Верующий христианин, мусульманин и иудей бережно будут относиться к природе из любви к своему Спасителю.
29. Дикая природа обладает не воспроизводимой индивидуальностью и потому требует защиты.
Как пишет д.б.н. В.Ф. Левченко «поскольку любое живое (и организм, и экосистема) смертно, но обладает не воспроизводимой индивидуальностью, то оно имеет высшую ценность», в связи с чем требует к себе бережного отношения и защиты.
30. Человек несет самую большую ответственность за сохранение дикой природы, чем какой-либо вид на Земле.
Разум делает человека самым сильным, что дает ему самую большую ответственность за сохранение дикой природы и других видов.
31. Человек является помощником Бога на Земле и обязан следить за божественным порядком на ней.
Согласно христианству, исламу, иудаизму человек как помощник Бога на Земле должен следить за божественным порядком на ней, а, значит, и защищать природу.
32. Эволюционный мотив.
Поскольку мы объединяем в себе практически все предыдущие ступени эволюции, то должны нести ответственность за все живое (этот аргумент схож с индусской идеей о реинкарнации, когда в прошлых жизнях человек был жуком, рыбой, волком и т.д.)
Согласен, что практика претворения в жизнь многих изложенных выше мотивов и аргументов пока невозможна. Но, как заметил лидер Международного Социально-экологического Союза С. Забелин «сегодняшнее невозможное — это охранять свободную Природу, охранять право на свободу для каждого живого существа. Не в связи с его пользой для человека или рыночной стоимостью, а просто потому, что оно есть, живет и должно жить своей жизнью». А то, что сегодня невозможно, завтра может стать повседневным, обыденным."
Леонид Фейгин 14.05.2009 23:33 Заявить о нарушении
С уважением. Нина.
Нина Богданова 15.05.2009 10:27 Заявить о нарушении
Я сам с этими выводами согласен.
К сожалению, пока, не знаю кем этот Моральный кодекс
подготовлен. Однако это верно.
С Уважением Леонид
Леонид Фейгин 15.05.2009 11:11 Заявить о нарушении