Елена Кудашева. Грозовая развязка

Их величества белые белые башни,
--/--/--/--/-
В напряженной лазури немотно встают.
--/--/--/--/
Из тумана связуется город вчерашний, -
--/--/--/--/-
Беспощадных воздушных турниров приют.
--/--/--/--/

Из провалов вневременья площадь воскресла.
--/--/--/--/-
От молчанья вселенского мне все душней.
--/--/--/--/
Обернув грозовыми разрядами чресла,
--/--/--/--/-
Короли неземные горячат коней.
--/--/--/-/
--/--/---/-/

У того, что мощнее, – раскосые очи,
--/--/--/--/-
Изнывающий жаждой захватною меч.
--/--/--/--/
Он зовет королеву исчадием ночи.
--/--/--/--/-
Он измучен надменностью матовых плеч.
--/--/--/--/

У противника нежные тонкие руки,
--/--/--/--/-
И колчан за спиной, и ясеневый лук.
--/--/--/--/
Он назвал короля порождением скуки.
--/--/--/--/-
«Это шутка была, и не более, друг!»
--/--/--/--/

Загремели орфически звонкие стрелы.
--/--/--/--/-
Развалила пространство нездешняя сталь.
--/--/--/--/
О, король-победитель, и дерзкий, и смелый,
--/--/--/--/-
Неужели тебе королеву не жаль?
--/--/--/--/

(Елена Кудашева),
http://www.stihi.ru/author.html?northmountain

Технически стихотворение написано хорошо, рифмы очень точные,
анапест без сбоев, не считая последней строки второй строфы,
когда задумываешься над ударением в слове «горячат». Название
играет немаловажную роль, т.к. без него непросто сообразить,
что автор аллегорично пытается описать грозу. Либо все-таки
само название – аллегория. Замысел сравнения грозы с неким
рыцарским турниром интересен и чем-то напомнил мне жанр фэнтези.
Однако образы, используемые при этом, прорисованы не очень четко
и не всегда ясны. В первом четверостишии идет описание
скопления облаков, при этом «немотно» воспринимается сложно –
видимо мы все-таки отвыкаем от устаревших слов. Задумалась над тем,
какой город «связуется» из тумана: либо это действительно город,
над которым собирается гроза, либо метафора. Второе четверостишие
говорит о том, что скорее метафора – описывается затишье перед
грозой. Но здесь у меня возникает новый вопрос, что скрывает за
собой образ королей – кто, что это? Надеюсь найти ответ на него
далее, но вопросы только растут. «У того, что мощнее, – раскосые очи,
Изнывающий жаждой захватною меч» - это описание надвигающейся тучи?
Если да, то очень мудрено, предложение сложно читать в целом –
«король с раскосыми очами, который изнывает жаждой, которая
захватывает? меч». Не ясно, кто такая «королева», почему «король»
зовет ее «исчадием ночи» и почему у нее «матовые плечи». Этот
образ я не смогла разгадать. Второй участник турнира сильно
разнится с первым, а его реплику «Это шутка была, и не более, друг!»
следует, видимо, считать за своего рода выпад, повод к началу турнира.
Который и происходит в последнем четверостишии, наступает долгожданная
«грозовая развязка», заканчивающаяся вопросом. Для меня несколько
неожиданно - более привычная «грозовая развязка» - дождь. Или автор
посредством вопроса и пыталась его описать? Тогда получается, что
«королева» - это жара? Многие вопросы так и остались для меня
открытыми. Стихотворение занимательно. Однако не покидает ощущение,
что Елена знает о мире, чей образ она использовала, гораздо больше,
чем рассказала о нем нам. Хотя, возможно, что просто недостаточно
было моей фантазии:)
С самыми наилучшими пожеланиями, Тыша - читательница.


Рецензии