Парамон Перегрин и его поэтическая ниша

 Поэзия Парамона Перегрина привлекла меня своей целенаправленностью, своей пограничностью, связанной с историческим развитием нашей страны. Поэт постоянно размышляет над судьбой народа русского, над судьбой Родины, о последствиях распада СССР, о том, правильной ли дорогой идёт современная Россия, что мы и кто мы в этом её передвижении, значимы чем-то для этого продвижения или просто попутчики.

 ***
 Всё на месте Урал и Тибет,
 Вашингтон, Пиренеи и Дели,
 Возникают мосты и тоннели,
 А страны СССР больше нет.
 («Северо-Муйский тоннель»)
 Я встречала и встречаю много в своей жизни людей, которым не дано жить настоящим, которые только и делают, что оплакивают прошлое и не видят ничего хорошего в будущем для народа нашего, забывая абсолютно о том, что за окном реальная данность – «поганый капитализм», и раз это – данность, то надо приспосабливаться к ней, найти свою нишу, в которой бы человек мог расти, развиваться и совершенствоваться. В своих стихах Парамон верен идеалам коммунизма:

 ***
 Мы, товарищи, можем достичь
 Самой-самой возвышенной цели,
 Пусть с надрывом и пусть еле-еле,
 Но всегда пробиваем тоннели,
 Как когда-то великий Ильич
 Смог пробиться сквозь толщу Антанты,
 Сквозь кольцо Войн Гражданских и смут.
 Не погибли в народе таланты,
 Мы пробьёмся…но нас не поймут.
 («Северо-Муйский тоннель»)
 Вот это «…но нас не поймут» говорит нам о многом. А, прежде всего, о том, что поколение NEXT меняет в корне все устоявшиеся устои старой России (кроме стяжательства), которое будет существовать вечно, пока жив человек. Проблем у этого поколения – море, ему предстоит не просто выжить, но и выстоять, выстроить свою судьбу в этой стране «дураков». Но, как бы мы её не называли, эта страна – данность и реальность, а кто будешь в ней ты? Решать тебе. Станешь ли ты человеком, зверем или пополнишь число педерастов и наркоманов, алкоголиков или станешь достойным гражданином, уважающим себя, свою страну, делающим всё, чтоб её (старушку нашу) уважали все, в том числе, и янки, массовая культура которых взяла в полон часть народа русского, принадлежащего по праву рождения, нашей культуре. Янки умеют подойти к любому с вечной своей «резиновой» улыбкой и желанием добра каждому, всё ради овладения рынком душ российских.

 ***
 Всех убедим, поверим лично
 В рассказы Буша «who is who» -
 Гуманность янки безгранична –
 Почти что пудели в пуху.
 Почти что чайки или сойки,
 Почти хирург с зубным врачом,
 Почти что бармены у стойки,
 Почти что голуби с помойки…
 А то, что янки слишком бойки –
 Так гуманизм тут ни при чём!
 («Гуманность янки безгранична»)
 Эти строки, если вдуматься, могут сказать читателю многое. Действительно американская культура вонзила свои щупальца во все области нашей жизни. Теперь и голуби, и бомжи с помойки так роднят нас с американцами, что роднее братьев по разуму, чем мы и янки, вряд ли можно найти. А гуманизм? «А гуманизм тут ни при чём!». Звериный оскал капитализма, его гримасы везде одинаковы, их суть – нажива, сколачивание капитала любыми возможными и невозможными средствами.

 ***
 Нет правды, товарищи, ни в Абсолюте,
 Ни в чём-то ещё, так что двинемся в путь,
 И в этом далёком и странном маршруте,
 Надеюсь, отыщем Великую Суть.
 Но нет этой Сути ни в жути, ни в мути,
 Ни в кладе старинных испанских монет.
 Весь мир поражает отсутствием Сути,
 Которой, по сути, на свете и нет!
 («Великая суть»)
 Здесь мы вряд ли можем согласиться с П. Перегрином, суть была, есть и будет во всём, что нас окружает. Суть есть и в нынешнем пути развития рыночных отношений, а суть эта, для нас простых смертных, в том, чтобы научиться гибкости мышления, становления и выживания, оставаясь при этом человеком достойным. Всё зависит от того, какова твоя цель в жизни, а креативность, образность мышления сделают твою жизнь интересной и содержательной, не менее, а даже, более, чем жизнь миллиардера, которому, чтобы сохранить приобретённые миллиарды совcем не спится:
 
 ***
 Стало быть, не спится вам спокойно?
 Или же всё чаще снится Ад?
 Снятся революции и войны,
 А ещё вопрос: «Кто виноват?».
 Срочно выбрать истинную веру
 (Что-то путь конечный страшноват!)
 Завтра предстоит миллиардеру,
 Все пути ведут беднягу в Ад.
 («Колыбельная для миллиардера»)
 Судя по стихам, что на авторских страничках Парамона Перегрина и Перегринчика, поэт – атеист и к Богу отношение у него примерно такое:

 ***
 Ах, для веры нужно так немного:
 Миллиард и личный Кадиллак.
 («Я уже почти поверил в бога»).
 Сейчас все – правые и неправые, бедные и богатые повернулись вдруг к Богу. Верить в Бога нынче модно. А кто не верит, тот изгой, поэтому, лично для меня, заявление Парамона, что для веры нужен миллиард, вызывает уважение и удивление. Удивление смелостью, с которой поэт об этом пишет, зная, что клирики, их нападки, не заставят себя долго ждать. А, главное во всём этом, что Парамон Перегрин не меняет своих взглядов в угоду моде. У него свой взгляд, своё направление в этой жизни, своя ниша. По поводу позиций многих поэтов в настоящее время, Перегрин заявляет от их имени:
 
 ***
 Разбежимся по замкам и нишам,
 Отступив от нашествия Зла,
 И в затерянных кельях напишем
 Повесть – летопись мира-угла.
 Всё припомним на страх нуворишам –
 Их поступки, проступки, дела,
 И такое напишем по нишам,
 Чтоб их оторопь сразу взяла!
 («Разбежимся по замкам и нишам»)
 Угол как мир современного человека творчества, его приют, его уют и возможность выговориться, выписаться, что и делают большинство авторов Стихиры. Душа в четыре угла, душа, которая лишь иногда взлетает, но уже теряет свои крылья (об этом можно найти стихи на многих авторских страничках). Почему человеку настоящего неведом свободный полёт, полёт на сильных и упругих крыльях, послушных только зову сердца и ветра? Всё потому что человеку мешает быт, долги, кредиторы и т.д. и т.п. У П. Перегрина есть прекрасное по своей силе юмора стихотворение «Исповедь вечного должника». Как бы то ни было, реальность всё равно нас достаёт, возвращает из «полёта» и заставляет решать проблемы повседневности, от этого не уйти. Так сказать, капиталистическая данность в действии всегда. Одних из нас долги перед семьёй, государством, Богом превращают в рабов, некоторых (сильных волей) в хозяина своей судьбы, стойких и непотопляемых семьянинов, общественных и политических деятелей, просто хороших работников, твёрдо знающих, что они могут и должны делать в этой жизни. У Перегрина есть прекрасная, на мой взгляд, малая рифмованная проза «Рабы не мы? Мы не рабы?», в которой он пишет:
 ***
 Кстати, в старом мире и на БАМе,
 Даже на просторах Целины
 Не были мы всё-таки рабами,
 Не были мы ими в дни Войны,
 Но сейчас купились на металле –
 Шкуре Золочёного Тельца
 Так-то невзначай, рабами стали,
 То-то нас и лупят без конца.
 И теперь без гонора и глянца,
 От Мурманска и до Колымы
 Фразу позабыли мы, поганцы;
 «Мы же не рабы! Рабы не мы!»

 Проблема рабства – проблема довольно-таки болезненная и серьёзная. Если считать, что работяга, трудяга, специалист своего дела – это раб, тогда можно во многом с Перегрином согласиться. Но, тем не менее, реальность диктует своё – человек, крепко стоящий на ногах, профессионал высокого класса в избранном им виде деятельности – не раб, а хозяин своей судьбы. Умение выполнить свою работу хорошо делает из раба человека. А если подойти к рабству с точки зрения политической, то, действительно, многих благ и свобод бывший советский человек потерял в условиях современной российской действительности. Это, прежде всего, право на социальную защищённость человека. А обстоятельства, причинно-следственные закономерности всегда рядом с любым человеком, создавая для него определённые рамки и нормативы, регулирующие его поведение и право его выбора. Их что, тоже рабством назовём? По-моему, раб ты или нет – это внутреннее осознание личности. Если человек считает себя рабом, он – раб. Если же, находясь даже в тяжелейших условиях, человек не считает себя рабом, то он - не раб. Если человеку – рабу предоставить свободу и дать власть, то он многое сумеет натворить, примеров история тому знает достаточно. Не будем обсуждать тут проблему нравственного или политического неравноправия и унижения, поскольку ясно, что это связано, в первую очередь, с тем, как ощущает и воспринимает унижение со стороны государства, товарищей, сослуживцев тот или иной индивид. Я, лично, ни при Советской власти, ни сейчас рабой себя не считала и не считаю. Я – фаталистка, в хорошем смысле этого слова. Я делаю только то, что мне интересно, работаю, пока позволяет мне моё здоровье, на интересной, творческой работе – преподаю. А, значит, имею возможность наблюдать за молодёжью и видеть всё плюсы и минусы воспитания нашего как в стенах общеобразовательных школ, так и в стенах профессионального образовательного учреждения. Как и во все времена, есть – хорошее, есть – не очень хорошее и есть – плохое.
 Дети наши – продолжение наше. Но продолжение более приспособленное, чем мы, к капиталистической реальности. У них, в отличие от нас, имеется иммунитет, они более реально смотрят на вещи и мало задаются вопросами, рабы они или нет. И, как следствие, рост прекрасно подготовленных к перипетиям жизни молодых людей. Естественно, как и во все времена, среди молодёжи есть и наркоманы, преступники, бездари и проститутки, но ведь они тоже существовали всегда, просто при Советской власти это не афишировалось, многое скрывалось от народа. Сейчас идёт процесс появления нового положительного героя как в жизни, так и в литературе. Человека целеустремлённого, твёрдо стоящего на ногах (поскольку знает дело, которому себя посвящает), человека достойного и спокойного, понимающего и видящего все причины и следствия, движущие людьми.
Такой человек не может быть рабом, его и насилие вряд ли поставит на колени, в нём нет жестокости, так как он знает себе цену. Рабство не для таких как он.
 Вот и Перегрин замечает эти перемены, но охватить и осознать их сразу, невозможно, и он пишет:
 ***
 Мозг и душу надеждами грея,
 Строя замки на рыхлом песке,
 Мы меняемся даже быстрее,
 Чем вода в пресловутой реке.
 Вот вчера, например, были юны,
 Били жуликов, пили имбирь,
 А сейчас вымираем, как гунны,
 Портим реки, озёра, лагуны,
 Загрязняем Урал и Сибирь,
 Вот подходим к последней черте мы,
 Здравствуй, старый ручей, Рубикон!
 Ты давно уж не тот и не те мы –
 Что поделать, - Всемирный Закон…
 («Мир не тот, да и сами не те мы»)
 Да, деятельность новоявленных мультимиллионеров оставляет после себя далеко не безобидные следы. Страдает не только экология, страдают люди. Но люди учатся, активизируются, например, зелёные, под действием и напором которых многие предприниматели начинают принимать меры по устранению негативных последствий своего бизнеса. На каждое действие есть противодействие, которые вместе представляют собой связь, отсюда и строки:
 ***
 Мысль пристала и следует тенью,
 И мешает нам спать иногда:
 Есть ещё, остаются сомненья
 В странной «пользе» любого вреда.
 («Есть сомнения в пользе вреда»)
 Парамон Перегрин – человек неравнодушный, организованный, образованный, он человек нашего времени. Может, судя по стихам, он и считает себя человеком прошлого, Советского пространства, той, ушедшей от нас системы, но мы с полной ответственностью, вполне серьёзно заявляем, что поэт – герой нашего времени, нашей эпохи, ею вдохновляемый, ею питаемый. Он нашёл свою нишу – своё направление в поэзии – это гражданственность. Он – гражданин своей Родины, какой не казалась бы она ему – рабыней или императрицей, он предан её народу, его волнуют его нужды и чаяния. Поэт Перегрин нашёл себя в этом, и неважно, нравятся или не нравятся представителям власти или кому-либо его стихи, они - его стихия самовыражения, его образ мыслей, его путь, его ниша.
 Хочется закончить свою работу о творчестве поэта следующими его строками:
 
 ***
 
 Днём и ночью, в любую погоду,
 Хоть за ужином, хоть поутру
 Буду счастью придумывать оду,
 Панегирики Деду Добру,
 Богу, Разуму, людям, но прежде,
 Чем сказать «Счастье долго живи!»,
 Я придумаю оду надежде, оду вере и оду любви.
 («Сочиню я, товарищи, оду»)
 Жизнь меняется. Она меняется, мы меняемся, а, значит, развиваемся и не стоим на месте. Значит, есть у нас будущее, значит, ждёт нас впереди и Слава России, и её возродившаяся мощь.

 P.S. Я, как автор, в этой работе высказала в ней свои жизненные позиции, которые, может быть, идут иногда в разрез с позициями Парамона Перегрина, тем не менее, я рада, что соприкоснулась с творческим кредо поэта, которое направило меня на новые мысли и на новые свершения. Термин «ниша» в экономике означает «сегмент рынка», т.е. развитие рынка данного вида товара. П. Перегрин применил его в ином понимании, чем я. Я же под поэтической нишей поэта имела в виду, именно, развитие его поэзии и новые направления в ней. Удачи всем! Елена.




 


Рецензии
Елена, интересно пишите. На Стихири много интересных неординарных авторов. И хорошо, что многие вот так поддерживают друг друга. Личность поэта ранима, а поддержка позволяет поэту не только выживать, но и творить новые шедевры.
С уважением,
Яна

Голая Абстракция   22.01.2008 06:08     Заявить о нарушении
Яна, спасибо вам за отзыв. Но я больше не пишу такие работы.Потеряла к ним всякий интерес. С уважением, Елена

Поэзия Сердца   24.01.2008 09:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.