Из написанного за много лет, рифмованного и нет

 ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВХОД

2. ДЕТЛИТ

3. «НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ
 И БЫТЬ СВОБОДНЫМ ОТ НЕГО»

4. МЫСЛИ И ЧУВСТВА

5. ЛИЧНОЕ-ЛИРИЧНОЕ

6. ЭПИГРАММЫ, ПОСВЯЩЕНИЯ, НАДПИСИ
 НА КНИГАХ

7. НЕПРИДУМАННЫЕ РАССКАЗЫ

8. РАЗНОЕ

9. ИЗ ШКОЛЬНО-ИНСТИТУТСКИХ ЛЕТ


 В Х О Д
 
 АВТОЭПИТАФИЯ
(надпись на могильном камне)
 
Здесь то лежит,
 что было мной, Аскаром.
”Коньки отбросил” я
 ещё не очень старым.
А был такой же как и вы:
Любил, работал, веселился…
Но пролетела жизнь. Увы!
И здесь навеки поселился.
 P.S. Под камнем сим – лишь
 пепел тела.
 Душа же в Космос улетела!*
 1986
 - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
*Перефразируя американскую
 писательницу Беллу Кауфман,
 можно сказать: вниз по
 лестнице, ведущей вверх.

* * *
«Москва – порт пяти морей:
 Каспийского, Азовского, Чёрного,
 Белого, Балтийского.
 Из трёх последних – выход в
 Мировой океан.»
 (из справочника по географии)

ЗАВЕЩАНИЕ
(по прочтении справочника,
после раздумий )

 В Москва-реку бросить мой пепел
 прошу
 (Кто это исполнит – поклон
 приношу:
 Ведь выполнить это не очень
 приятно.
 Зато не вернусь в этот мир я
 обратно
 И больше не буду глаза всем
 мозолить…
 Могу себе просьбу раз в жизни
 позволить?) -
 Хочу чтобы атомы бывшего
 тела
 Продолжили делать какое-то
 дело
 (Чего как мощам им недвижно
 лежать?)
 Пускай путешествуют по
 океанам
 По разным невиданным мной ещё
 странам…
 В которых живым не успел
 побывать.
 
 2001







 


 СУЕТА СУЕТ

 Была умна, красива,
 всё спорилось в руках…
 Отдавши Богу душу,
 вдруг, превратилась в прах...
 Родные горевали,
 земле предавши прах:
 «Была умна, красива,
 всё спорилось в руках…».

 1990-е

 * * *
 Людей бездарных вовсе - не бывает.
 А если в ком-то дар и не проснулся…
 Скорей всего что человек не знает:
 Не той он гранью к жизни повернулся.

 2005

 A LA ОМАР ХАЙЯМ

 Жить надо чувствами, не только лишь умом:
 Увидеть радугу, услышать вешний гром,
 Познать любовь, очарованья сладость…
 Успеть познать…чтоб не жалеть потом.

 2005 г.
 
 * * *
 Прекрасны первый снег
 и утренние росы,
 И в тёмном небе
 звёзд алмазных россыпь.
 Но в жизни лучшее –
 не все красоты эти,
 А то, что ты …
 живёшь на белом свете.
 Ведь снег, роса
 и царственный алмаз –
 Ничто в сравнении
 с сияньем женских глаз.

 1974


 
 
 * * *
 Любовь – живое чувство. И, как всё живое,
 она рождается, зреет, живёт, стареет и умирает.
 Иногда внезапно, иногда в долгих и страшных
 мучениях. Но, как в материальном мире вме-
 сто одного погибшего существа часто нарожда-
 ется другое, так и в мире чувств вместо умер-
 шей любви может зародиться новая любовь.
 И даже Любовь.
 
 2005
 
 * * *
 Политика с борьбой за власть…
 Для проходимцев только всласть.
 Необходимо для народа
 Лишь вечное:
 любовь, животные, природа.

 2000-е (1990-е?)

 * * *
 «Русский язык сочетает в себе великолепие
 испанского, живость французского, крепость
 немецкого, нежность итальянского, а сверх
 того богатство и сильную в изображениях
 краткость греческого и латинского языков»
 (М.В. Ломоносов)

 О ЯЗЫКЕ, НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ
 И «ЗАГАДОЧНОЙ РУССКОЙ ДУШЕ»

 Язык и национальный характер народа соответ-
cтвуют друг другу. Откуда наша эмоциональность и
расхристанность? – Да, вот, например: « Я хочу пое-
хать, Я поехать хочу, Хочу я поехать, Хочу поехать
я, Поехать хочу я, Поехать я хочу». Или другой при-
мер: тот же «дурачок» можно сказать ласково или
с пренебрежением, негодованием, презрением и т.д.
К тому же одному понятию может соответствовать
несколько слов и даже десятков слов (к примеру,
«выпьем» можно заменить на дёрнем, кирнём, хлоп-
нем, заложим за галстук, поехали, буханём, замажем
и т.д., в зависимости от контекста, от необходимости
подчеркнуть принадлежность говорящего к той или


иной возрастной, социальной группе и т.д.).
 Русский язык настолько богат словами, да ещё и
произносимыми с разными смысловыми оттенками,
многовариантностью порядка слов в предложении, во-
зможностью выделения, усиления значения того или
иного слова в предложении, различными окончаниями
слов в зависимости от склонений, от различных суффи-
ксов, чередованием ударений, временами, спряжения-
ми и наклонениями глаголов, наличием синонимов и
т.д. И, имея такое богатство как русский язык, с множе-
ством синонимов, просто грешно писать главным обра-
зом нерифмованные стихи (белым стихом), разве что в
народном духе, или переводы нерифмованных же стихов
с других языков.
 В английском языке - твёрдый порядок слов в пред-
ложении и переставить их нельзя. К тому же вместо ше-
сти наших падежей в нём всего лишь два – общий и при-
тяжательный. То же и с немецким (разве что падежей в
нём не два, а четыре) и со многими другими языками.
Вот на них-то авторам часто и приходится писать белым
стихом, чтобы точнее передать свои мысли читателям.
 Представляю как иностранцам трудно делать точный
перевод с русского языка, обладающего чрезвычайно
большой смысловой палитрой слов, выражающих раз-
ные оттенки чувств.
 Простота грамматики английского языка, наличие в
нём, особенно в американском английском, «эмоциональ-
ных штампов» (типа стандартных вопросов: «Как пожи-
ваете?», «Вы в порядке?» и ответов: «Олл райт», «О`кэй»)
 делает его средством бытового общения во всём мире и с
 течением времени он будет распространяться, по-видимо-
 му, все шире и шире, даже если не принимать во внимание
 политические факторы. Но, думаю, что неточность, много-
 вариантность при переводе английских слов на другие
 языки рано или поздно приведёт к увеличению удельного
 веса русского языка (как наиболее распространённого сре-
 ди славянских) при составлении наиболее важных между-
 народных документов, по крайней мере с государствами
 Европы и Северной Америки.
 Национальный характер как в зеркале отражается в
 языке народа, в его песнях, танцах и вообще в поступках,
 присущих данному этносу. Инверсия доступна не многим
 языкам.Там где предопределён строгий порядок слов в
 предложении, нет такой напевности и задушевности как в
 русских и вообще в славянских песнях. То же и в стихах.
 Например, фраза « Саша плакала, как лес вырубали…» –
 «суконная», а фраза «Плакала Саша, как лес вырубали…»-
 напевная. В то же время отсутствие строгого порядка слов
 в предложении предполагает и неординарность мышления,
 и нестандартность выражения своих мыслей, приводит как
 к множеству оттенков душевных переживаний ( и не след-
 ствием ли этого является известность и популярность во
 всём мире нашей классической литературы 19-20 веков, по
 крайней мере беллетристики?), так и к анархии в поведении,
 поступках. Не случайно в России были и бессмысленные
 бунты, и поджоги усадьб либеральных помещиков и убийст-
 ва их и таких же либеральных правителей и, наконец, рево-
 люция с жестокостями гражданской войны.
 
 1997 (1998?)
 
 * * *
 Стихи должны быть функциональны. Они должны
будить, бередить, возбуждать, пробуждать мысли, чув-
ства, совесть, наконец. Или хотя бы просто информи-
ровать. В общем - от « Я помню чудное мгновенье…» до
«Нигде кроме, как в Моссельпроме». Они должны поло-
жительно влиять на развитие самодостаточности – ду-
ховных, моральных, эмоциональных, психофизических
качеств, толерантной гражданственности.
 Они должны выражать мысли (желательно свежие)
и чувства.
 Стихи должны удивлять, лучше даже изумлять:«Надо
же! А ведь правильно, как же я сам (-а) этого не заме-
чал (-а), не догадался(-лась)? Впрочем, в такой же мере
это относится и к прозе. Но мысли в стихах более афористи-
чны. А иначе стихи бесполезны:словоблудие, рифмопле-
тение, «розы – морозы». Хотя рифма -то последняя вовсе и
неплохая, но уж больно избитая. И пользоваться ею те-
перь можно лишь в шутливых или иронических стихах.
 
 1999 (1998?)

СЛОВО О СЛОВАХ И О РУССКОМ
ЯЗЫКЕ, И НЕ ТОЛЬКО О РУССКОМ…

Люблю играть я со словами
 и им оттенки придавать:
Сказать ли «матушка», иль «мама»,
 или грубее, просто: «мать».
Слова – как люди между нами
 (так и должно, наверно, быть):
Заставят плакать и смеяться,
 и ненавидеть, и любить.
Слова – они как наши дети:
Пусть некрасивы, злы и грубы,
Но мы за них всегда в ответе –
Ведь их рождают наши губы.
А если ласковы, нежны –
 родители гордятся ими,
Как и потомками своими.
Слова дают своё потомство
 от их же собственных корней:
Приставки, суффиксы, сложенья…
 Но их использовать умей.
Слова стареют, умирают,
 коль суть в них не вмещается
(Так, к сожалению, бывает.
 Их люди быстро забывают), –
 тогда они скончаются…
 Их место новые слова
 заменят вскоре.
P.S. Язык пловцом хорошим должен быть
 в словесном море.

 2005

 * * *
Поэту просто неприлично
Счастливым быть и в жизни личной.
Меняет Вер, Надежд … на Оль иль Зин :
Его душе страдания– что для авто - бензин.
P.S.: Духовно одиноким быть – удел поэта.
 Он выбрал его сам. Кому пенять за это?

 2003
 
 ***
Жить бесполезно мне не интересно.
Что делать, если мыслям стало тесно? –
Пожалуй стоит расселить частично,
(Хотя мне это делать непривычно).
Одну я пропишу …в листок бумаги,
Вторую – другу подарю,
А третью, если хватит мне отваги,
Вручу я той, которую люблю.
Но остальные – оставлю у себя:
Пускай живут себе, плодятся…
 Возможно и они кому-то
Когда-нибудь да пригодятся.

 Ноябрь, 2005





 
 КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕРВОТРЁПКИ
 ПРИ ССОРЕ С НАЧАЛЬНИКОМ
 ИЛИ C ПОДЧИНЁННЫМИ

 Не злись, припоминая чью-то маму,
 А лучше напиши-ка эпиграмму.
 Чтоб избежать душевной раны,
 Обиду – в рифмы преврати:
 Букет словесной икебаны
 Спасёт на жизненном пути -
 Поможет горечь обойти.
 P.S.: Оружия грозней чем слово – нет.
 (Запомни этот мой совет. )

 2005

 * * *
Что Высший Разум где-то есть
 (он же Бог, Создатель),
Не доказал, не опровергнул ни один писатель -
И из тех, что написали все Святые книги…
Но от религий во всём мире лишь одни интриги:
Чей пророк других правей – люди знать не знают,
И религии людей всех разъединяют.
P.S.: Создавать империи они лишь помогают.*
 
 27.05.04 (03 час.35 мин.-03 час. 42 мин.)
 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
*Ханы, шахи, короли…
 Как они не бились,
 Их империи в итоге
 Всё же развалились.

Р.S.: Но стройный принцип Мирозданья
 ведь придумал кто-то.
 Разбираться в этом людям
 часто неохота.
 Суть явлений познавать –
 очень тяжкая дорога!
 Людей желающих всё знать
 не так на свете уж и много.
 А коль не знают что сказать,
 обычно валят всё на Бога.
 P.P.S.:
 Служители культов религий различных*
 За счёт прихожан поживают отлично.
 А коль прихожан становилось им мало,
 Пополнить число их война помогала:
 «Не нашей религии заблудших людей
 В неё обрати. Иль до смерти забей !»
 
 27.05.04 (04 час. 15 мин – 04 час. 18 мин.)

 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
 *Хотя среди них встречаются (и даже чаще,
 чем среди депутатов Госдумы РФ и Мос-
 гордумы) чистосердечные и абсолютно бес-
 корыстные люди. Кстати, и А.С.Пушкин
 был верующим. Однако у него поп жаден и
 глуп (В. Даль: толоконный лоб = дурак), а
 Балда, олицетворяющий народ, умён и на-
 ходчив.

 * * *
 Вопрос «Вы верующий?» лишён смысла. Неверующих людей
на свете нет вообще. Просто, как справедливо заметил один из
персонажей фильма Э. Рязанова «Берегись автомобиля!»,- один
верит, что Бог есть, другой – что его нет. Ни первое, ни второе
доказать невозможно.* Но и то, и это – нормально. Лишь бы один
другому агрессивно не навязывал свою веру. А воинствующих
религиозных (любых религий, конфессий и сект) и нерелигиозных
верующих, пытающихся обратить в свою веру не методом убежде-
ния, а методом принуждения, Мировому сообществу (или собст-
венному правительству, если это происходит в пределах одной
страны) необходимо изолировать от общества… или от жизни, в
 зависимости от степени преступления. А если же Бог всё-таки есть,
и он захочет доказать это людям, он сам найдёт способ сделать это.
 Тот же набор легенд; мифов; преданий-сказаний; наблюдений и
жизненного опыта, часто воплощённых в афористическую форму;
просто выдумок заинтересованных лиц и прочее, а также «чудеса»,
описанные в Библии, заставляют относиться к ней и к прочим по-
добным ей священным книгам других религий как к литератур-
ным произведениям с историко-философским уклоном.

 2006
 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
*Об этом я узнал лишь 1-го мая 2007 года, когда по ТВЦ вторично
и с большим удовольствием посмотрел этот фильм (Первый раз –
при его выходе на экран, где-то во второй половине 1960-х годов.
Но тогда эти слова прошли мимо меня). Оказалось, мысль не столь-
ко персонажа фильма, сколько всеобщая: она настолько очевидна,
что должна прийти в голову каждому человеку.




 ПЕРЕЧИТЫВАЯ А. БЛОКА

Не гунны мы, не гунны, обычные земляне.
И двадцать первый век давно уж наступил.
Скопилось в арсеналах столько дряни,
Что шар земной разрушить хватит сил.
 
 Конфликты у религий, у конфессий;
 Землетрясения, цунами, гибель рек…
 А люди – размножаются как плесень…
 Дурное существо всё ж человек.

Чрезмерное богатство у немногих,
Которого им хватит не на век…
Но нищих стало много и убогих…
Как глуп и жаден всё же человек.

P.S.: Какие там уж нации, народы,
 Религии, конфессии…В наш век
 Теперь мы все заложники Природы:
 Как вид исчезнуть может Человек !

 02 – 03 ч., 15.12.2005

 
О КЛИМАТЕ ЗЕМЛИ И НЕ ТОЛЬКО…
 (после прочтения книг по истории
 климата Земли)

И у Земли настанет климакс,
Он будет поздно или рано:
Взбрыкнёт, вдруг, Климат
И, теплея, поднимет воды Океана…*
Изменятся везде погоды –
И «поплывут» тогда народы:
Голландцам, может быть японцам,
Другим народам, что под солнцем,
Придётся, видно, (как тут знать?),
России гражданами стать
(Их земли, поздно или рано,
 Поглотят воды Океана).
P.S.: Партайгеноссен зря плевались,
 Права учёного поправ,
 И над Наукой издевались…
 А Мальтус был во многом прав ! **
 02 – 03 ч., 16.12.2005
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
*Летом 2005 г. средства массовой инфор-
мации сообщили об исчезновении бело-
снежной шапки Килиманджаро. А ведь
сравнительно недавно ею так восторгал-
ся Э.Хемингуэй.
**Мальтус Томас Роберт (1766 – 1834) –
английский священник, сформулирова-
вший закон, согласно которому рост на-
родонаселения происходит в геометриче-
ской прогрессии, а рост средств сущест-
вования – в арифметической, что приво-
дит к перенаселению. А это, в свою оче-
редь, вызывает как экологические, так
и социальные проблемы.

 
 
 НА КНИГЕ «СОБАЧЬЯ АЗБУКА»
 (МИНИ-КИНОЛОГИЯ)».
 М.:ВНИРО,1994,72 с., тир. 1000 экз.:
 ПОЭТУ РУБЕНУ САРКИСОВУ
ОТ РИФМОПЛЁТА-ПОПУЛЯРИ-
ЗАТОРА БИОЛОГИЧЕСКИХ
 ЗНАНИЙ АСКАРА ПОЛОНСКОГО

Мои стихи почти г…
 В сравнении с твоими.
Но я пишу их все равно:
Я отдыхаю с ними.
Они полезны, но их формы
Грубы порою и топорны.
Вопрос о них предельно прост,
Поймёт всё и кретин:
Обычный серый грубый холст –
Фон лучший для картин.
P.S.: Стихи приходят сами
 (Я только их встречаю):
 Сегодня – здесь и с нами,
 А завтра… тоже чаю.
 
 1995









 
 * * *
 Как на срезе дерева отмечаются годовые коль-
ца, так и на срезе души человека имеются кольца
жизненных интересов и желаний. Их четыре.
 ПЕРВОЕ кольцо проходят все люди, это детские:
«Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет ма-
ма, пусть всегда буду я!». ВТОРОЕ: «Хлеба и зре-
лищ!» - любовь или на худой конец только секс,
материальные блага, здоровье, спорт, путешествия
и т.д. ТРЕТЬЕ – власть, ЧЕТВЁРТОЕ – слава. По-
следняя понимается каждым по-своему. Одному –
это оставить свой след в жизни как творца чего то
полезного, другому – отправиться в последний путь
в сопровождении почётного караула и быть захоро-
ненным у кремлёвской стены, а третьего устроит и
слава Герострата.

 1980-е (1990-е?)

 * * *
 Интеллигент – типично российское понятие.*
Это человек не обязательно закончивший выс-
шее учебное заведение, но получивший базовые,
достаточно основательные знания в сфере искус-
ства, науки или техники, пусть и самостоятельно.
Но при этом он ещё и совестливый (честный, по-
рядочный ), доброжелательный и воспитанный
человек.
 Интеллектуал – понятие международное. Это
человек широко образованный или даже узкий
специалист, но высокого класса, и в любом слу-
чае - оригинально мыслящий, творческий. При
этом он может оказаться человеком невоспитан-
ным, недоброжелательным и несовестливым.
Может быть даже негодяем и подлецом.

 2000-е
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
*Хотя, как справедливо уточнил В.Н.Кочиков
 (товарищ по бывшей работе – А.С.), интеллигенты
 есть везде, но только в России есть интеллигенция –
 социальный слой.

Другие произведения смотрите по адресу http://askar-polonsky.ru


Рецензии