Из написанного за много лет, рифмованного и нет
1. ВХОД
2. ДЕТЛИТ
3. «НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ
И БЫТЬ СВОБОДНЫМ ОТ НЕГО»
4. МЫСЛИ И ЧУВСТВА
5. ЛИЧНОЕ-ЛИРИЧНОЕ
6. ЭПИГРАММЫ, ПОСВЯЩЕНИЯ, НАДПИСИ
НА КНИГАХ
7. НЕПРИДУМАННЫЕ РАССКАЗЫ
8. РАЗНОЕ
9. ИЗ ШКОЛЬНО-ИНСТИТУТСКИХ ЛЕТ
В Х О Д
АВТОЭПИТАФИЯ
(надпись на могильном камне)
Здесь то лежит,
что было мной, Аскаром.
”Коньки отбросил” я
ещё не очень старым.
А был такой же как и вы:
Любил, работал, веселился…
Но пролетела жизнь. Увы!
И здесь навеки поселился.
P.S. Под камнем сим – лишь
пепел тела.
Душа же в Космос улетела!*
1986
- - - - - - - - - - - - - - - - - - -
*Перефразируя американскую
писательницу Беллу Кауфман,
можно сказать: вниз по
лестнице, ведущей вверх.
* * *
«Москва – порт пяти морей:
Каспийского, Азовского, Чёрного,
Белого, Балтийского.
Из трёх последних – выход в
Мировой океан.»
(из справочника по географии)
ЗАВЕЩАНИЕ
(по прочтении справочника,
после раздумий )
В Москва-реку бросить мой пепел
прошу
(Кто это исполнит – поклон
приношу:
Ведь выполнить это не очень
приятно.
Зато не вернусь в этот мир я
обратно
И больше не буду глаза всем
мозолить…
Могу себе просьбу раз в жизни
позволить?) -
Хочу чтобы атомы бывшего
тела
Продолжили делать какое-то
дело
(Чего как мощам им недвижно
лежать?)
Пускай путешествуют по
океанам
По разным невиданным мной ещё
странам…
В которых живым не успел
побывать.
2001
СУЕТА СУЕТ
Была умна, красива,
всё спорилось в руках…
Отдавши Богу душу,
вдруг, превратилась в прах...
Родные горевали,
земле предавши прах:
«Была умна, красива,
всё спорилось в руках…».
1990-е
* * *
Людей бездарных вовсе - не бывает.
А если в ком-то дар и не проснулся…
Скорей всего что человек не знает:
Не той он гранью к жизни повернулся.
2005
A LA ОМАР ХАЙЯМ
Жить надо чувствами, не только лишь умом:
Увидеть радугу, услышать вешний гром,
Познать любовь, очарованья сладость…
Успеть познать…чтоб не жалеть потом.
2005 г.
* * *
Прекрасны первый снег
и утренние росы,
И в тёмном небе
звёзд алмазных россыпь.
Но в жизни лучшее –
не все красоты эти,
А то, что ты …
живёшь на белом свете.
Ведь снег, роса
и царственный алмаз –
Ничто в сравнении
с сияньем женских глаз.
1974
* * *
Любовь – живое чувство. И, как всё живое,
она рождается, зреет, живёт, стареет и умирает.
Иногда внезапно, иногда в долгих и страшных
мучениях. Но, как в материальном мире вме-
сто одного погибшего существа часто нарожда-
ется другое, так и в мире чувств вместо умер-
шей любви может зародиться новая любовь.
И даже Любовь.
2005
* * *
Политика с борьбой за власть…
Для проходимцев только всласть.
Необходимо для народа
Лишь вечное:
любовь, животные, природа.
2000-е (1990-е?)
* * *
«Русский язык сочетает в себе великолепие
испанского, живость французского, крепость
немецкого, нежность итальянского, а сверх
того богатство и сильную в изображениях
краткость греческого и латинского языков»
(М.В. Ломоносов)
О ЯЗЫКЕ, НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ
И «ЗАГАДОЧНОЙ РУССКОЙ ДУШЕ»
Язык и национальный характер народа соответ-
cтвуют друг другу. Откуда наша эмоциональность и
расхристанность? – Да, вот, например: « Я хочу пое-
хать, Я поехать хочу, Хочу я поехать, Хочу поехать
я, Поехать хочу я, Поехать я хочу». Или другой при-
мер: тот же «дурачок» можно сказать ласково или
с пренебрежением, негодованием, презрением и т.д.
К тому же одному понятию может соответствовать
несколько слов и даже десятков слов (к примеру,
«выпьем» можно заменить на дёрнем, кирнём, хлоп-
нем, заложим за галстук, поехали, буханём, замажем
и т.д., в зависимости от контекста, от необходимости
подчеркнуть принадлежность говорящего к той или
иной возрастной, социальной группе и т.д.).
Русский язык настолько богат словами, да ещё и
произносимыми с разными смысловыми оттенками,
многовариантностью порядка слов в предложении, во-
зможностью выделения, усиления значения того или
иного слова в предложении, различными окончаниями
слов в зависимости от склонений, от различных суффи-
ксов, чередованием ударений, временами, спряжения-
ми и наклонениями глаголов, наличием синонимов и
т.д. И, имея такое богатство как русский язык, с множе-
ством синонимов, просто грешно писать главным обра-
зом нерифмованные стихи (белым стихом), разве что в
народном духе, или переводы нерифмованных же стихов
с других языков.
В английском языке - твёрдый порядок слов в пред-
ложении и переставить их нельзя. К тому же вместо ше-
сти наших падежей в нём всего лишь два – общий и при-
тяжательный. То же и с немецким (разве что падежей в
нём не два, а четыре) и со многими другими языками.
Вот на них-то авторам часто и приходится писать белым
стихом, чтобы точнее передать свои мысли читателям.
Представляю как иностранцам трудно делать точный
перевод с русского языка, обладающего чрезвычайно
большой смысловой палитрой слов, выражающих раз-
ные оттенки чувств.
Простота грамматики английского языка, наличие в
нём, особенно в американском английском, «эмоциональ-
ных штампов» (типа стандартных вопросов: «Как пожи-
ваете?», «Вы в порядке?» и ответов: «Олл райт», «О`кэй»)
делает его средством бытового общения во всём мире и с
течением времени он будет распространяться, по-видимо-
му, все шире и шире, даже если не принимать во внимание
политические факторы. Но, думаю, что неточность, много-
вариантность при переводе английских слов на другие
языки рано или поздно приведёт к увеличению удельного
веса русского языка (как наиболее распространённого сре-
ди славянских) при составлении наиболее важных между-
народных документов, по крайней мере с государствами
Европы и Северной Америки.
Национальный характер как в зеркале отражается в
языке народа, в его песнях, танцах и вообще в поступках,
присущих данному этносу. Инверсия доступна не многим
языкам.Там где предопределён строгий порядок слов в
предложении, нет такой напевности и задушевности как в
русских и вообще в славянских песнях. То же и в стихах.
Например, фраза « Саша плакала, как лес вырубали…» –
«суконная», а фраза «Плакала Саша, как лес вырубали…»-
напевная. В то же время отсутствие строгого порядка слов
в предложении предполагает и неординарность мышления,
и нестандартность выражения своих мыслей, приводит как
к множеству оттенков душевных переживаний ( и не след-
ствием ли этого является известность и популярность во
всём мире нашей классической литературы 19-20 веков, по
крайней мере беллетристики?), так и к анархии в поведении,
поступках. Не случайно в России были и бессмысленные
бунты, и поджоги усадьб либеральных помещиков и убийст-
ва их и таких же либеральных правителей и, наконец, рево-
люция с жестокостями гражданской войны.
1997 (1998?)
* * *
Стихи должны быть функциональны. Они должны
будить, бередить, возбуждать, пробуждать мысли, чув-
ства, совесть, наконец. Или хотя бы просто информи-
ровать. В общем - от « Я помню чудное мгновенье…» до
«Нигде кроме, как в Моссельпроме». Они должны поло-
жительно влиять на развитие самодостаточности – ду-
ховных, моральных, эмоциональных, психофизических
качеств, толерантной гражданственности.
Они должны выражать мысли (желательно свежие)
и чувства.
Стихи должны удивлять, лучше даже изумлять:«Надо
же! А ведь правильно, как же я сам (-а) этого не заме-
чал (-а), не догадался(-лась)? Впрочем, в такой же мере
это относится и к прозе. Но мысли в стихах более афористи-
чны. А иначе стихи бесполезны:словоблудие, рифмопле-
тение, «розы – морозы». Хотя рифма -то последняя вовсе и
неплохая, но уж больно избитая. И пользоваться ею те-
перь можно лишь в шутливых или иронических стихах.
1999 (1998?)
СЛОВО О СЛОВАХ И О РУССКОМ
ЯЗЫКЕ, И НЕ ТОЛЬКО О РУССКОМ…
Люблю играть я со словами
и им оттенки придавать:
Сказать ли «матушка», иль «мама»,
или грубее, просто: «мать».
Слова – как люди между нами
(так и должно, наверно, быть):
Заставят плакать и смеяться,
и ненавидеть, и любить.
Слова – они как наши дети:
Пусть некрасивы, злы и грубы,
Но мы за них всегда в ответе –
Ведь их рождают наши губы.
А если ласковы, нежны –
родители гордятся ими,
Как и потомками своими.
Слова дают своё потомство
от их же собственных корней:
Приставки, суффиксы, сложенья…
Но их использовать умей.
Слова стареют, умирают,
коль суть в них не вмещается
(Так, к сожалению, бывает.
Их люди быстро забывают), –
тогда они скончаются…
Их место новые слова
заменят вскоре.
P.S. Язык пловцом хорошим должен быть
в словесном море.
2005
* * *
Поэту просто неприлично
Счастливым быть и в жизни личной.
Меняет Вер, Надежд … на Оль иль Зин :
Его душе страдания– что для авто - бензин.
P.S.: Духовно одиноким быть – удел поэта.
Он выбрал его сам. Кому пенять за это?
2003
***
Жить бесполезно мне не интересно.
Что делать, если мыслям стало тесно? –
Пожалуй стоит расселить частично,
(Хотя мне это делать непривычно).
Одну я пропишу …в листок бумаги,
Вторую – другу подарю,
А третью, если хватит мне отваги,
Вручу я той, которую люблю.
Но остальные – оставлю у себя:
Пускай живут себе, плодятся…
Возможно и они кому-то
Когда-нибудь да пригодятся.
Ноябрь, 2005
КАК ИЗБЕЖАТЬ НЕРВОТРЁПКИ
ПРИ ССОРЕ С НАЧАЛЬНИКОМ
ИЛИ C ПОДЧИНЁННЫМИ
Не злись, припоминая чью-то маму,
А лучше напиши-ка эпиграмму.
Чтоб избежать душевной раны,
Обиду – в рифмы преврати:
Букет словесной икебаны
Спасёт на жизненном пути -
Поможет горечь обойти.
P.S.: Оружия грозней чем слово – нет.
(Запомни этот мой совет. )
2005
* * *
Что Высший Разум где-то есть
(он же Бог, Создатель),
Не доказал, не опровергнул ни один писатель -
И из тех, что написали все Святые книги…
Но от религий во всём мире лишь одни интриги:
Чей пророк других правей – люди знать не знают,
И религии людей всех разъединяют.
P.S.: Создавать империи они лишь помогают.*
27.05.04 (03 час.35 мин.-03 час. 42 мин.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
*Ханы, шахи, короли…
Как они не бились,
Их империи в итоге
Всё же развалились.
Р.S.: Но стройный принцип Мирозданья
ведь придумал кто-то.
Разбираться в этом людям
часто неохота.
Суть явлений познавать –
очень тяжкая дорога!
Людей желающих всё знать
не так на свете уж и много.
А коль не знают что сказать,
обычно валят всё на Бога.
P.P.S.:
Служители культов религий различных*
За счёт прихожан поживают отлично.
А коль прихожан становилось им мало,
Пополнить число их война помогала:
«Не нашей религии заблудших людей
В неё обрати. Иль до смерти забей !»
27.05.04 (04 час. 15 мин – 04 час. 18 мин.)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
*Хотя среди них встречаются (и даже чаще,
чем среди депутатов Госдумы РФ и Мос-
гордумы) чистосердечные и абсолютно бес-
корыстные люди. Кстати, и А.С.Пушкин
был верующим. Однако у него поп жаден и
глуп (В. Даль: толоконный лоб = дурак), а
Балда, олицетворяющий народ, умён и на-
ходчив.
* * *
Вопрос «Вы верующий?» лишён смысла. Неверующих людей
на свете нет вообще. Просто, как справедливо заметил один из
персонажей фильма Э. Рязанова «Берегись автомобиля!»,- один
верит, что Бог есть, другой – что его нет. Ни первое, ни второе
доказать невозможно.* Но и то, и это – нормально. Лишь бы один
другому агрессивно не навязывал свою веру. А воинствующих
религиозных (любых религий, конфессий и сект) и нерелигиозных
верующих, пытающихся обратить в свою веру не методом убежде-
ния, а методом принуждения, Мировому сообществу (или собст-
венному правительству, если это происходит в пределах одной
страны) необходимо изолировать от общества… или от жизни, в
зависимости от степени преступления. А если же Бог всё-таки есть,
и он захочет доказать это людям, он сам найдёт способ сделать это.
Тот же набор легенд; мифов; преданий-сказаний; наблюдений и
жизненного опыта, часто воплощённых в афористическую форму;
просто выдумок заинтересованных лиц и прочее, а также «чудеса»,
описанные в Библии, заставляют относиться к ней и к прочим по-
добным ей священным книгам других религий как к литератур-
ным произведениям с историко-философским уклоном.
2006
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
*Об этом я узнал лишь 1-го мая 2007 года, когда по ТВЦ вторично
и с большим удовольствием посмотрел этот фильм (Первый раз –
при его выходе на экран, где-то во второй половине 1960-х годов.
Но тогда эти слова прошли мимо меня). Оказалось, мысль не столь-
ко персонажа фильма, сколько всеобщая: она настолько очевидна,
что должна прийти в голову каждому человеку.
ПЕРЕЧИТЫВАЯ А. БЛОКА
Не гунны мы, не гунны, обычные земляне.
И двадцать первый век давно уж наступил.
Скопилось в арсеналах столько дряни,
Что шар земной разрушить хватит сил.
Конфликты у религий, у конфессий;
Землетрясения, цунами, гибель рек…
А люди – размножаются как плесень…
Дурное существо всё ж человек.
Чрезмерное богатство у немногих,
Которого им хватит не на век…
Но нищих стало много и убогих…
Как глуп и жаден всё же человек.
P.S.: Какие там уж нации, народы,
Религии, конфессии…В наш век
Теперь мы все заложники Природы:
Как вид исчезнуть может Человек !
02 – 03 ч., 15.12.2005
О КЛИМАТЕ ЗЕМЛИ И НЕ ТОЛЬКО…
(после прочтения книг по истории
климата Земли)
И у Земли настанет климакс,
Он будет поздно или рано:
Взбрыкнёт, вдруг, Климат
И, теплея, поднимет воды Океана…*
Изменятся везде погоды –
И «поплывут» тогда народы:
Голландцам, может быть японцам,
Другим народам, что под солнцем,
Придётся, видно, (как тут знать?),
России гражданами стать
(Их земли, поздно или рано,
Поглотят воды Океана).
P.S.: Партайгеноссен зря плевались,
Права учёного поправ,
И над Наукой издевались…
А Мальтус был во многом прав ! **
02 – 03 ч., 16.12.2005
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
*Летом 2005 г. средства массовой инфор-
мации сообщили об исчезновении бело-
снежной шапки Килиманджаро. А ведь
сравнительно недавно ею так восторгал-
ся Э.Хемингуэй.
**Мальтус Томас Роберт (1766 – 1834) –
английский священник, сформулирова-
вший закон, согласно которому рост на-
родонаселения происходит в геометриче-
ской прогрессии, а рост средств сущест-
вования – в арифметической, что приво-
дит к перенаселению. А это, в свою оче-
редь, вызывает как экологические, так
и социальные проблемы.
НА КНИГЕ «СОБАЧЬЯ АЗБУКА»
(МИНИ-КИНОЛОГИЯ)».
М.:ВНИРО,1994,72 с., тир. 1000 экз.:
ПОЭТУ РУБЕНУ САРКИСОВУ
ОТ РИФМОПЛЁТА-ПОПУЛЯРИ-
ЗАТОРА БИОЛОГИЧЕСКИХ
ЗНАНИЙ АСКАРА ПОЛОНСКОГО
Мои стихи почти г…
В сравнении с твоими.
Но я пишу их все равно:
Я отдыхаю с ними.
Они полезны, но их формы
Грубы порою и топорны.
Вопрос о них предельно прост,
Поймёт всё и кретин:
Обычный серый грубый холст –
Фон лучший для картин.
P.S.: Стихи приходят сами
(Я только их встречаю):
Сегодня – здесь и с нами,
А завтра… тоже чаю.
1995
* * *
Как на срезе дерева отмечаются годовые коль-
ца, так и на срезе души человека имеются кольца
жизненных интересов и желаний. Их четыре.
ПЕРВОЕ кольцо проходят все люди, это детские:
«Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет ма-
ма, пусть всегда буду я!». ВТОРОЕ: «Хлеба и зре-
лищ!» - любовь или на худой конец только секс,
материальные блага, здоровье, спорт, путешествия
и т.д. ТРЕТЬЕ – власть, ЧЕТВЁРТОЕ – слава. По-
следняя понимается каждым по-своему. Одному –
это оставить свой след в жизни как творца чего то
полезного, другому – отправиться в последний путь
в сопровождении почётного караула и быть захоро-
ненным у кремлёвской стены, а третьего устроит и
слава Герострата.
1980-е (1990-е?)
* * *
Интеллигент – типично российское понятие.*
Это человек не обязательно закончивший выс-
шее учебное заведение, но получивший базовые,
достаточно основательные знания в сфере искус-
ства, науки или техники, пусть и самостоятельно.
Но при этом он ещё и совестливый (честный, по-
рядочный ), доброжелательный и воспитанный
человек.
Интеллектуал – понятие международное. Это
человек широко образованный или даже узкий
специалист, но высокого класса, и в любом слу-
чае - оригинально мыслящий, творческий. При
этом он может оказаться человеком невоспитан-
ным, недоброжелательным и несовестливым.
Может быть даже негодяем и подлецом.
2000-е
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
*Хотя, как справедливо уточнил В.Н.Кочиков
(товарищ по бывшей работе – А.С.), интеллигенты
есть везде, но только в России есть интеллигенция –
социальный слой.
Другие произведения смотрите по адресу http://askar-polonsky.ru
Свидетельство о публикации №107070202235