Доживём до понедельника. Тренинг 1

Доброго времени суток, дорогие друзья!


Эта публикация открывает серию авторских тренингов Нэйл

 – ДОЖИВЁМ ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА –

тренингов, посвященных решению проблем коммуникации в виртуальной среде,
а если говорить проще – проблем, возникающих при общении авторов на Стихире.


Первый тренинг – «Давайте говорить друг другу комплименты».
 

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ


Много лет назад один молодой человек в Лондоне мечтал o том, чтобы стать писателем. Ho, казалось, все было против него.
Он не смог посещать школу более четырех лет. Его отца бросили в тюрьму за неуплату долгов и мальчик рано узнал, что такое голод. Наконец, его взяли на работу – наклеивать ярлычки на банки c ваксой в кишащем крысами подвале. Ночевал он на чердаке, в обществе двух других беспризорных мальчишек.

У него было так много уверенности в своих способностях писать, но он получал один отказ за другим. Наконец наступил великий день, когда один рассказ был принят. Правда, он не получил за него ни шиллинга, но редактор ПОХВАЛИЛ его. Он получил признание редактора. Он был так взволнован, что бесцельно бродил по улицам и слезы катились по его щекам.

ПОХВАЛА, ПРИЗНАНИЕ, выразившееся в том, что один его рассказ был напечатан, изменили ВСЮ ЕГО ЖИЗНЬ.
Быть может, если бы не это посещение, он бы всю жизнь проработал на фабрике, кишащей крысами.
Может быть, вы слышали об этом мальчике? Его звали Чарльз Диккенс.

Полстолетия тому назад другой лондонский юноша работал клерком мануфактурной лавки. Он должен был вставать в пять утра, подметать помещение и работать как каторжный по четырнадцать часов в день. Это была тяжелая работа и он ненавидел ee. Через два года он был уже не в силах выносить ee и однажды утром, не дожидаясь завтрака, отправился пешком за пятнадцать миль, чтобы поговорить co своей матерью, которая служила экономкой в одном богатом доме.
Он безумствовал, он умолял ee, он плакал, он клялся, что убьет себя, если вынужден будет оставаться в этой лавке далее.

Потом он написал длинное патетическое письмо своему старому учителю, которому заявлял, что он сломлен горем и не хочет больше жить. Старый учитель НЕМНОГО ЕГО ПОХВАЛИЛ и заверил, что он очень умный и одаренный юноша, способный тонко чувствовать прекрасное, и предложил ему место учителя.

Эта ПОХВАЛА изменила всю будущность юноши и наложила большой отпечаток на историю английской литературы. Этот юноша c тех пор опубликовал 77 книг и заработал миллионы долларов своим пером.
Вы, вероятно, слышали o нем. Его имя Г.Д.Уэллс.

Теперь послушайте, что сказал покойный мистер Уильям Джеймс, быть может, самый выдающийся психолог и философ:
«По сравнению с тем, какими нам следует быть, мы пробудились лишь наполовину. Мы используем только малую часть наших физических и умственных Ресурсов. Иначе говоря, человеческий индивидуум живет до сих пор не выходя за пределы своих минимальных возможностей. Он обладает разнообразными способностями, которым обычно не находит применения».
Да, вы, читающие эти строки, обладаете многими способностями, которые вам обычно не удается использовать, и одна из таких способностей, которую вы, вероятно, не используете в полной мере – магическая способность похвалой и признанием побуждать людей к реализации их скрытых возможностей.

Итак, если вы хотите изменить человека, не нанося ему обид и не возбуждая в нем негодования, пользуйтесь правилом 6:
ХВАЛИТЕ ЧЕЛОВЕКА ЗА КАЖДЫЙ, ДАЖЕ САМЫЙ СКРОМНЫЙ УСПЕХ И БУДЬТЕ ПРИ ЭТОМ «ИСКРЕННИ В СВОЕМ ПРИЗНАНИИ И ЩЕДРЫ В ПОХВАЛАХ».


Дейл Карнеги. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей. (Глава 6)
(крупный шрифт мой. Н.)


Виртуальная среда, в которой мы с вами проводим столько реального времени, а именно, сайт Стихи.ру, предоставляет возможность авторам обсуждать опубликованные стихи, обмениваться комментариями по текстам.
Это, конечно, здорово. Но – насколько эффективно и конструктивно это общение?

Часто ли мы здесь слышим то, что действительно хотели бы услышать, что было бы нам по-настоящему интересно и полезно, что давало бы душевные силы и возможность развиваться в своем творчестве?
Насколько оправдываются наши ожидания от этого виртуального общения?
Получаем ли мы хоть сколь-нибудь адекватную обратную связь на наше творчество, позволяющую компенсировать и восполнить силы и эмоции, затраченные на него?
Мне почему-то думается, что не очень оправдываются, и получаем мы существенно меньше энергии, чем отдаём.
Именно поэтому на сайте постоянно звучали и звучат голоса, вопиющие о жизненной необходимости критики и разборов текстов, а наиболее активные и энергичные энтузиасты пытаются решить эту проблему, организуя различные конкурсы и другие проекты, где авторы могли бы получать эту самую критику. Всё это, действительно, очень здорово, и лично я с большим уважением отношусь к любым попыткам сделать общение на сайте предметным и информативным.
НО.

Есть одно очень большое НО.
Всё хорошо в меру.

К сожалению, под ‘критикой’ на нашем сайте в 10 случаях из 10 понимается именно неблагоприятная оценка и указание недостатков, в результате чего любые попытки ‘критического анализа’ текстов сводятся исключительно к разбору ошибок и неудач автора. И это, если говорить только о содержательной/конструктивной части критических комментариев. О киловаттах негативных эмоций, вскипающих и выгорающих при этом и вызывающих зачастую цепную реакцию конфликтов, умолчу.

В то же время в положительных (хвалебных) рецензиях подавляющее большинство авторов почему-то склонно усматривать только пустой обмен любезностями, игры в ‘кукушку-петуха’ и желание накрутить баллы.
Но разве не может быть к о н с т р у к т и в н о й похвала?
Разве не важно для автора знать – ч т о у него получилось удачно?
Разве мы способны учиться только на ошибках?
На мой взгляд, похвала и указание на удачи и находки автора гораздо более значимы. Они дают точки опоры и ориентиры для дальнейшего движения. Не говоря о том позитивном эмоциональном заряде, который несут в себе.
Впрочем, не буду повторяться, у Карнеги обо всём этом сказано лучше :)

Давайте задумаемся – в чём причины.
Умеем ли мы вообще хвалить стихотворения и их авторов?
Не от того ли и происходит этот, совершенно очевидный лично для меня, перекос в сторону ‘критических’ (синоним ругательных) откликов, что мы не умеем и/или не пытаемся наполнять положительные рецензии к о н к р е т и к о й ?
«Мне понравилось, очень сильно», «классно, просто супер», «афтар пиши ещё», «вы настоящий поэт и мастер слова».
В подавляющем большинстве хвалебные рецензии несут в себе только эмоции и демонстрируют желание общения.
Но н и ч е г о не прибавляют самооценке автора и его поискам.


Давайте попробуем переместить акценты.

На нашем первом тренинге мы будем отрабатывать умение писать конструктивные позитивные рецензии
и анализировать их.


ЦЕЛЬ ТРЕНИНГА
проявится в ходе работы :)



2. АЛГОРИТМ РАБОТЫ

2.1. Размещение текстов.

Если Вы решили принять участие в тренинге – разместите в рецензии на эту публикацию текст своего стихотворения.
Желательно, чтобы это было вполне законченное стихотворение – не «сырой» и не «горячий» текст.
Выберите стихотворение, которое Вы сами считаете удачным, написанное не позднее апреля с.г.
Возможно, не получившее достаточного отклика при публикации.
Обратите, пожалуйста, внимание – обсуждение текста как таковое не является здесь нашей целью,
текст в данном случае – лишь материал (площадка) для отработки коммуникативных навыков.

2.2. Первая часть задания.

Каждому автору, участнику тренинга, нужно написать положительные комментарии на работы в с е х других участников.
Комментарий должен быть лаконичным, предметным (конкретным), позитивным. Желательно не более 3-5 предложений, максимальный объём комментария (на глаз) – как в пункте 2.1 правил.

Огромная просьба к авторам (как участникам тренинга, так и гостям) – не инициировать какие-либо обсуждения и диалоги под текстами. Для общения и диалогов по ходу процесса будут открыты отдельные рецензии.
Иначе нам с вами потом будет сложно анализировать работу.

В идеале постинг участника должен состоять только из текста стихотворения (‘рецензия’) и 10 комментариев (‘замечаний’) участников тренинга.

Размещение текстов и выполнение первой части задания – с момента публикации до 26 июня включительно.

Оптимальное количество участников – 10 человек. Максимум – 15.

Участники тренинга:

1. Сенька Аргентинецъ
2. Агаша
3. Капля Ветра
4. Оскар Боэций
5. Анастасия Калиостро (Нателла)
6. Александр Ланге
7. Светлана Сандул
8. Лейла Меджнунова (Нэйл)


Выполненные задания по состоянию на 30.06.07:

1. Сенька Аргентинецъ:
есть комменты: все
Анастасия Калиостро - отзыв не соответствует заданию, не оценивается
самооценка (1 этап): есть
оценки 2 этап: нет

2. Агаша
есть комменты: все
Анастасия Калиостро - отзыв не соответствует заданию, не оценивается
самооценка: есть
оценка 2: есть

3. Капля Ветра
комменты: все
самооценка: есть
оценка 2: есть

4. Оскар Боэций
комменты: все
самооценка: есть
оценка 2: есть

5. Анастасия Калиостро
комменты: все
оценки непонятны. просьба уточнить.

6. Александр Ланге
комменты: все
самооценка: есть
оценка 2: есть

7. Светлана Сандул
комменты: все
самооценка: есть
оценка 2: есть

8. Лейла Меджнунова (Нэйл)
комменты: все


ВТОРАЯ ЧАСТЬ нашего тренинга будет заключаться в анализе написанных комментариев
и сведения оценок в некоторую общую картинку (об этом – ещё позже)).

2.3. Начнём с самого сложного – с самооценки.

– Тогда суди сам себя, – сказал король. – Это самое трудное. Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.

(Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц)

Каждому участнику предлагается оценить свои собственные комментарии по 3 указанным ниже параметрам.
Градация оценок, конечно, довольно условная, но воспользуемся ей для большей релевантности результатов :)

Итак, критерии оценки.

I – ПОЗИТИВНОСТЬ отклика

градация оценок:
0 – присутствует негативный оттенок
1 – нейтральная окраска
2 – в целом позитивный настрой
3 – чётко выраженная положительная оценка
4 – сильный позитивный мессадж


II – ИНФОРМАТИВНОСТЬ отклика

градация оценок:
0 – конкретика отсутствует
1 – впечатления расплывчаты, суть улавливается с трудом
2 – выражено общее понимание идеи и/или технического решения (солидарность)
3 – отмечены 1-2 удачные детали
4 – отмечен ряд ключевых (концептуальных) моментов (смысловых или технических)


III – ПОЛЕЗНОСТЬ для АВТОРА (в плане творческого развития)

градация оценок:
0 – ничего нового о своем стихотворении автор не узнал
1 – предполагаемый ответ автора: «рад, что вам понравилось»
2 – отмечены существенные детали, удачи и находки автора (фиксация опорных точек)
3 – интересный и/или неожиданный взгляд, есть, над чем задуматься
4 – отклик заставляет переосмыслить текст, «увидел свой стих новыми глазами»


Проставьте оценки на каждый свой комментарий, посчитайте среднее арифметическое (округление – до 2 знаков) и напишите его на своей рецензии.

Для наглядности привожу свои самооценки (по тем комментам, что уже успела написать)

отзыв автору \ критерий . . . . I – II – III

1. Сенька Аргентинецъ . . . . . 3 – 4 – 3
2. Агаша . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 – 4 – 2
3. Капля Ветра . . . . . . . . . . . . .4 – 4 – 0
4. Оскар Боэций . . . . . . . . . . . 2 – 2 – 1
5. Анастасия Калиостро . . . . .4 – 1 – 1
6. Александр Ланге . . . . . . . . . 0 – 4 – 3
7. Светлана Сандул . . . . . . . . . 3 – 3 – 2

СРЕДНИЙ БАЛЛ . . . . . . . 2,71 – 3,14 – 1,71

ВНИМАНИЕ.

Для чистоты эксперимента сами оценки на своём постинге НЕ публикуйте, ТОЛЬКО ИТОГОВЫЙ БАЛЛ.
А вот саму таблицу с оценками прошу выслать на мой мейл – evernr@yandex.ru



2.4. Продолжение оценочного этапа.

По тем же самым критериям каждый участник оценивает рецензии, полученные на своё стихотворение
(7 комментов участников на авторском постинге).
По тому же алгоритму – на своём постинге публикуете итоговый (средний) балл по 3 критериям,
а полную табличку высылаете на мейл ведущего.

Желательно – в течение сегодняшнего дня/вечера (28.06)

Ведущий проставляет аналогичные оценки по всем комментариям участников.

В результате получим по каждому участнику и каждому комментарию по 3 оценки – самооценка, оценка автора и оценка ведущего. Все цифири будут сведены в единую таблицу, которая и даст нам необходимую информацию к размышлениям :)

Просьба к авторам пока так же воздержаться от ответов на рецензии, до получения оценок от всех участников.


2.5. Выводы и заключения.
Обсуждение итогов работы – 3-4 июля.


В Н И М А Н И Е !

Специально для тех, кто читает на бегу и по диагонали, ещё раз хочу подчеркнуть – это НЕ КОНКУРС.

Стихотворения на данной публикации размещаются ТОЛЬКО для участия в тренинге.
Посторонние комментарии не приветствуются.
Инвективная лексика не допускается.


Информация по ходу работы – первый пост.

Для уточняющих вопросов к ведущему – второй пост.




Пожелание друзьям (Булат Окуджава)
http://fro196.narod.ru/library/okujava/okujava.htm


Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно,
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью –
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, –
тем более, что жизнь короткая такая.

(1975)


Автор и ведущая – Нэйл

Модераторы страницы – Rewsky, Александр Ланге, Одиссей Улисс.


Рецензии
ПО ПРОСЬБЕ НЭЙЛ

сообщаю, что итоги тренинга будут подведены после 18.07. Нэйл приносит свои извинения.

Александр Ланге.

Алекс Ланге   06.07.2007 15:20     Заявить о нарушении
спасибо за отмазку, Саша :)

сегодня ближе к ночи подведём черту.
мои пардоны всем участникам.

Нэйл   19.07.2007 10:26   Заявить о нарушении
"уж полночь близится, а Германа всё нет..." (((
мож те с подсчётом помочь нуна? )))

Капля Ветра   20.07.2007 23:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.