Какое стихотворение считать состоявшимся?
За что некоторые несостоявшиеся поэты не любят Александра Сергеевича Пушкина? За то, что тот чётко показал: какие стихотворения поэзией не являются (99 процентов от публикуемого даже ныне). Все они БЕССМЫСЛЕННЫ в той или иной мере. Происходит это оттого, что сами авторы не осознают сего прискорбного факта до момента обращения к редактору из-за "авторской глухоты" (явные стилистические и смысловые ошибки, не замеченные автором).
Пушкин отметил: "Есть два рода БЕССМЫСЛИЦЫ: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая - от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения."
То есть в первом случае недостаёт ума и прочувствования, а во втором - мал словарный запас. Последнее является повальным бедствием и проистекает от малой начитанности и большой безграмотности.
В стихотворениях высшей пробы всегда соблюдено чувство меры и такта, присутствует противоречивое единство узнаваемости (традиционности) образов и их новизны. А становиться первооткрывателем с каждым днём всё труднее. Вызывает интерес уже не только новая мысль, но и её тончайший, ранее не замеченный оттенок (грань). Да и сама цивилизация не стоит на месте, поэтому у любого талантливого поэта всё же есть шанс отобразить своё время и даже заглянуть в будущее, обладая богатым наследием прошлого.
Но избежать полного влияния ("страх влияния") удаётся не всем. Априори читателю интересны произведения только сильной, неординарно-талантливой личности, в которых он всегда найдёт и неповторимые, свежие образы, и глубокие душевные переживания, и гармоничное сочетание формы и содержания.
Ниже привожу в зарифмованном виде требования к стихотворениям в полном соответствии со статьёй Николая Гумилёва "Жизнь стиха".
П О Э З И Я
Властительница дум
и чувств царица!
Для замысла и образа -
раба.
Ты можешь -
в чёткость линий
облачиться...
И взгляд -
сквозь прядь волос
с крутого лба.
И утончённость
рядом с простотою.
И стиль в одежде,
и в походке - жест...
Я - рядом лишь с тобой
чего-то стою.
И ты -
не склонна
к перемене мест!
2005
В заключение отмечу, что если талант отличается ранним духовным взрослением, то гений кроме того способен творить даже вопреки жизненным обстоятельствам нисколько не способствующим, а иногда и противостоящим. Но следует понимать, что даже у признанных классиков не все стихи равноценны.
21.6.2007
Свидетельство о публикации №107062100327
Я говорю об этом потому, что уже не раз сталкивался с характерной реакцией различных "критиков" (беру слово в кавычки, поскольку критика поэтических текстов - дело сложнейшее и неблагодарное, и настоящих осмысленных критиков в сети можно пересчитать по пальцам одной куриной лапы): "А что нового автор смог сказать своим произведением?" (произносится обычно со слегка заметным пренебрежением). Реальный же вопрос, на мой взгляд должен стоять несколько иначе: А что вообще автор хотел сказать своим произведением? И насколько он сумел воплотить свой замысел в жизнь?
Что же до неравноценности стихов - ну, это же само собой разумеется :)
Корэтика 21.07.2007 19:22 Заявить о нарушении
Но есть два камня преткновения:
- не всякий читатель способен адекватно отреагировать,
- "находчивый" читатель откликается не на стих, а на имя.
Относительно "что..." и "насколько...", то не менее важно и КАК.
С уважением и благодарностью.
Владимир Юденко 23.07.2007 12:52 Заявить о нарушении
"От Пушкина до Гумилёва", которую сдал в журнал "Настоящее время".
Владимир Юденко 24.08.2007 10:55 Заявить о нарушении