Какое стихотворение считать состоявшимся?

Мы сильно лукавим заявляя, что не знаем как определить суть поэзии вообще или существо стихотворения в частности. Предметом поэзии являются те стихотворения, в которых кроме обязательных атрибутов (ритм и построчная разбивка) есть ещё искусство придачи слову особой значимости, завершённости, совершенства. Для лирической поэзии характерна неуловимость, таинственность образов, создающих индивидуальный мир поэта, отображающий неординарность зрелой личности.

За что некоторые несостоявшиеся поэты не любят Александра Сергеевича Пушкина? За то, что тот чётко показал: какие стихотворения поэзией не являются (99 процентов от публикуемого даже ныне). Все они БЕССМЫСЛЕННЫ в той или иной мере. Происходит это оттого, что сами авторы не осознают сего прискорбного факта до момента обращения к редактору из-за "авторской глухоты" (явные стилистические и смысловые ошибки, не замеченные автором).
Пушкин отметил: "Есть два рода БЕССМЫСЛИЦЫ: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая - от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения."
То есть в первом случае недостаёт ума и прочувствования, а во втором - мал словарный запас. Последнее является повальным бедствием и проистекает от малой начитанности и большой безграмотности.

В стихотворениях высшей пробы всегда соблюдено чувство меры и такта, присутствует противоречивое единство узнаваемости (традиционности) образов и их новизны. А становиться первооткрывателем с каждым днём всё труднее. Вызывает интерес уже не только новая мысль, но и её тончайший, ранее не замеченный оттенок (грань). Да и сама цивилизация не стоит на месте, поэтому у любого талантливого поэта всё же есть шанс отобразить своё время и даже заглянуть в будущее, обладая богатым наследием прошлого.
Но избежать полного влияния ("страх влияния") удаётся не всем. Априори читателю интересны произведения только сильной, неординарно-талантливой личности, в которых он всегда найдёт и неповторимые, свежие образы, и глубокие душевные переживания, и гармоничное сочетание формы и содержания.
Ниже привожу в зарифмованном виде требования к стихотворениям в полном соответствии со статьёй Николая Гумилёва "Жизнь стиха".

П О Э З И Я

Властительница дум
и чувств царица!
Для замысла и образа -
раба.
Ты можешь -
в чёткость линий
облачиться...
И взгляд -
сквозь прядь волос
с крутого лба.
И утончённость
рядом с простотою.
И стиль в одежде,
и в походке - жест...
Я - рядом лишь с тобой
чего-то стою.
И ты -
не склонна
к перемене мест!

2005

В заключение отмечу, что если талант отличается ранним духовным взрослением, то гений кроме того способен творить даже вопреки жизненным обстоятельствам нисколько не способствующим, а иногда и противостоящим. Но следует понимать, что даже у признанных классиков не все стихи равноценны.

21.6.2007


Рецензии
Я бы оговорился однако, что сама по себе одна новизна стихотворение не спасет. То есть пусть все написано ново и неожиданно, использованы нестандартные образы, ритмика и т.п., но если произведение не проходит контроль по эмоциональной нагрузке, мы получаем стандартное ремесленное упражнение по литературе.
Я говорю об этом потому, что уже не раз сталкивался с характерной реакцией различных "критиков" (беру слово в кавычки, поскольку критика поэтических текстов - дело сложнейшее и неблагодарное, и настоящих осмысленных критиков в сети можно пересчитать по пальцам одной куриной лапы): "А что нового автор смог сказать своим произведением?" (произносится обычно со слегка заметным пренебрежением). Реальный же вопрос, на мой взгляд должен стоять несколько иначе: А что вообще автор хотел сказать своим произведением? И насколько он сумел воплотить свой замысел в жизнь?
Что же до неравноценности стихов - ну, это же само собой разумеется :)

Корэтика   21.07.2007 19:22     Заявить о нарушении
Хотя мной и отмечены: "совершенство" (стихов автора) и "глубокие переживания" (в стихах автора), постараюсь добавить и об эмоционально-чувственной реакции (со стороны читателя).
Но есть два камня преткновения:
- не всякий читатель способен адекватно отреагировать,
- "находчивый" читатель откликается не на стих, а на имя.
Относительно "что..." и "насколько...", то не менее важно и КАК.
С уважением и благодарностью.

Владимир Юденко   23.07.2007 12:52   Заявить о нарушении
Спасибо ещё раз "Коретике". Успел внести некоторые дополнения в статью
"От Пушкина до Гумилёва", которую сдал в журнал "Настоящее время".

Владимир Юденко   24.08.2007 10:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.