Геометрия сознания

Линия - туманна, далека…
Вот отрезок – тот банально ясен.
Линия извилиста - в века.
Что отрезок? – скоротечно кратен.


Плоскости равнинная река -
берегов неявны очертанья:
растворилась, словно не была -
пресной каплей в море ожиданья.


Звёздной сферой жизнь окружена,
трудно объяснимы расстоянья,
а взгляни на звёзды свысока –
точки воспалённого сознанья.

* * * * * * * * * * * * *

Криком, отразившимся от боли,
падающим эхом в немоте,
геометром станешь поневоле,
жаль поэты ныне не в цене.


Дата  создания:  осень 2002г.

https://www.realrocks.ru/songs/866442
(в авторском исполнении - претензии не принимаются)






(повтор от 2007/04/12 19:30)


Рецензии
Публикуется по итогам участия в Четвертом этапе второго конкурса философской лирики (Клуб Великого Предела):

Сергей Вотинцев   24.08.2007 13:00     Заявить о нарушении
Ранее данное стихотворение называлось "геометрия сознания", но встретив недопонимание (смысла) произведения и, желая подтолкнуть читателя к осмыслению его идеи, я переименовал стихотворение в:
"Найди себя в изгибах линий".
Представив его на "Четвертом этапе второго конкурса философской лирики", я вновь столкнулся с недопониманием (обсуждение на конкурсе приведено ниже).
На момент написания результаты конкурса не известны (но вполне предсказуемы), поэтому я решил заранее опубликовать авторскую трактовку идеи стихотворения (на конкурсе я её продублирую, но после основной части подведения итогов - а на данную страничку никто из конкурсантов явно не зайдёт):

Очевидно, что геометрические образы - не более чем инструментарий, посредством которого мне хотелось донести до читателя некие мысли.

1. Начну с последней строфы, так как она является основой (припевом) данной песни: с самого первого крика младенца, с момента рождения его матерью (в муках и боли), человек всю жизнь остаётся одиноким и его крик ("падающим эхом") пропадает в немоте равнодушного мира. В этом мире в цене не поэты, а более приземлённые и деловые представители человечества - "геометры".
В заключении песни (что в напечатанном тексте не указано) припев поётся с изменённой последней строкой: "...Стань поэтом вопреки судьбе" - это очень важно для понимания замысла автора.

2.Первая строфа поднимает извечный вопрос: что важнее - земное, бренное (деньги, война, карьера - зашифровано символом "отрезок") или неосязаемое и бесценное (любовь, поэзия, самопожертвование -"линия"). "Отрезок" можно "попробовать на зуб", но век его недолог.
"Линия", словно "улыбка Моны, пушкинская лира" не всегда понятна современникам, но она может прожить века.

3. Вторая строфа наиболее прозрачна, более того, шаблонна: жизнь представляется человеку огромной рекой и прожить её он жаждет без потрясений и безоблачно. Отсюда и образ "плоскости равнинная река". Далее всё очевидно: жизнь внезапно заканчивается и память о человеке
растворяется, словно капля, в "море ожидания" (неотвратимой смерти).

4.Третья строфа посвящена сравнению большого и малого, великого и ничтожного:
а). Человек - микроскопическая пылинка внутри "звёздной сферы" (более детально данная тема освещена ранее в стихотворении "Зарождение вселенского неба", представленным мной на Первом этапе второго конкурса философской лирики).
б). Человек ощущает себя "маленьким" и ничтожным по отношению к окружающим его успешным (богатым, красивым, счастливым...) людям, по отношению к Власти и государству и, наконец, по отношению к Богу (последнее утверждение более подробно раскрыто в стихотворении "Кукольник", которое я планирую представить
на следующем "Пятом этапе второго конкурса философской лирики").

Вот и всё. Нашли ли Вы себя "в изгибах линий"?


С уважением Вотинцев С.А.

Сергей Вотинцев   24.08.2007 13:03   Заявить о нарушении
После "расшифровки" приведу обсуждение данного стихотворения на конкурсе:

Моё обращение к читателю:

Прежде чем очистить свой буфер памяти от только что прочитанных строк
не поленись - прочти вновь одно название этого стихотворения. Это название обращено именно к тебе, мой читатель. Если и после этого ты воскликнешь (в душе):"Что это за бред"... значит ты прав, это стихотворение не о тебе и не для тебя.

P.S. На самом деле суть стиха слишком прозрачна, но варианты и толкования могут быть различны. Очень хотелось бы услышать версии читающей (философствующей...) публики.
У меня имеются три различных стихотворных варианта на тему, поднятую в рассматриваемом произведении, так что если кому будет не понятно, то пишите - я опубликую "облегчённый" вариант.
Главное:прежде чем делать вывод - попробуйте понять мысль автора. Читать - это тяжелая работа, а практика показала, что некоторые не в силах понять и значительно более прозрачные мысли.

Сергей Вотинцев 22.08.2007 12:27

***
Сергей, просьба - оопубликуйте "облегчённый" вариант... пока ассоциация - геметрический плач поэта

Авов Аволог 22.08.2007 16:45

***
Авову Авологу 2007/08/22 16:45

Вот видите Володя, что бывает, когда "голова" наоборот повёрнута.

Уточните - для Вас опубликовать просто "облегчённый" вариант, или уж сразу...на полную катушку и без сантиментов?

P.S. Выжду паузу, проверим IQ посетителей...

Сергей Вотинцев 22.08.2007 17:22

***

Честно, я старался. После первого прочтения буфер памяти наполнился беспомощностью и смятением. После второго я был удручен еще больше... Неужели мой IQ настолько не дотягивает? Или Вы сказали правильно - это не про меня и не для меня? Вот это наиболее вероятно. Пожалуй, без облегченного варианта мне не справиться. И лично я не согласен с Вами насчет того, что чтение должно быть тяжким трудом... Для кого Вы пишете? Для себя или для читателя? Я предполагаю, что вероятнее всего - для избранного читателя? Сдаюсь. Дать философское толкование я просто не в силах, извините, не потянул...
Только вопрос насчет рифм, уфф... Я, конечно, не специалист, но ясен-кратен, река-была, окружена-свысока, немоте-цене - это рифмы? Или у Вас предусматривается их периодическое отсутствие?
Надеюсь, не обидел мнением?
С уважением,

Рон Лоре 22.08.2007 18:38
***

Рон Лоре

За мнение спасибо. О каких обидах может идти речь.

1. "Для кого Вы пишете? Для себя или для читателя?" - Я считал и считаю, что поэт всегда (если он не конъюнктурщик) пишет только для себя, так как поэзия - это его неотделимая часть (это как с детьми – для кого их рожает мать). Без этой "части" (и некоторых других) Homo sapiens мало чем отличается от домашнего (именно домашнего) скота. На каком-то этапе развития у поэта (и то не у всякого) появляется желание вынести своё творчество на публику, но это совершенно вторичное желание (перефразируя известное изречение: «Ищи поэзию в себе, а не себя в поэзии»). Если Вы успели заметить (по предыдущим конкурсам) я пишу разнотипные стихи, но даже за нарочитой простотой в моих стихах (мне хочется считать именно так) практически всегда присутствует "второе дно", но (как и в рассматриваемом случае) чаще всего «расшифровка» лежит на поверхности. Я был бы полностью уверен, что Вы банально беззлобно подтруниваете надо мной, однако опыт с «Дикобразом» и т.д. внушает мне некие сомнения в данном предположении. Поэтому примем за рабочую версию, что Вам действительно непонятно моё стихотворение, но тогда прошу ответить на ключевой вопрос:
- считаете ли Вы, что данное стихотворение имеет право быть представленным на данном конкурсе философской лирики (прошу ответить на данный вопрос каждого из читателей, иначе мне придётся объяснятся с организаторами);

2. «насчет рифм» - может это прозвучит странно, но я не вижу большого криминала в (указанных Вами) примерах. Вы справедливо отметили периодичность довольно точных рифм, на которой (как на каркасе) держится ткань стихотворения. Главное же в нём именно та философская мысль (выраженная через геометрические образы), которая оказывается так неуловима для Вас.

P.S. Ещё больше насмешу: данный вариант, как и его «облегчённый двойник» являются песнями (где четвёртая строфа – припев). Вы не огорчайтесь – мой солист также не понял о чём идёт речь и, как следствие, полностью её запорол. Так что приходится «петь» её самому (она одна из самых любимых моих песен, поэтому я так стремлюсь найти единомышленников).

С уважением Вотинцев С.А.

Сергей Вотинцев 22.08.2007 21:03
***

Сергей, здравствуйте
Мнение, опять-таки совершенно субъективное. Из-за своего образования я привык иметь дело с метафорами. Поэтому, мне этот стих показался метафоричным. Если я не прав - можете дальше не читать))
Основной смысловой каркас (все ИМХО) - противопоставление линиии как символа бесконечного и отрезка как символа конечного. Бесконечное - неясно, конечное - очевидно.
Это проходит через первых четверостишия. Там же - мысль о развитии конечного через исчезновение в большем. Противоречия частного и общего снимаются в общем. Интереснее последнее четверостишье - тем более, если это припев. Опираясь на выизложенную трактовку, даю общую концепцию стихотворения - только геометрия (в совем античном значении ср. Платон "Не геометр да не войдет в Академию") работает с наиболее общим. В этом общим сливаются противостоящие ему частности (см. выше). Поэт же имеет дело как раз с ЧАСТНОСТЯМИ. Общим вывоб. Вижу 2 (сходу, потом додумаю). 1 - мир утерял частно-поэзию (чувства, эмоции, образность и т. п. ) в противовес - геометрии (научности, ясности). 2 - геометрия дает противоречия и снимает противоречия.
С моей точки зрения, стих - философский.
Подробней, если успею, позже.
С уважением
Рог

Рог Судного Дня 22.08.2007 23:04
***

Нет, Сергей, я не подтруниваю - не вижу необходимости, когда речь идет о серьезных вещах и имеется просьба оценить произведение. Просто я думаю, моему конкретному мышлению (у меня не гуманитарное образование) непривычно среди такого количества метафор - увы, ничего с этим не поделать, и когда я читаю подобные вещи, через пару строф наступает то, что физиологи зовут запредельным торможением... Можно собрать все силы и напрячься, конечно, но опять же... Читать с трудом - это не для меня. Я ленивый читатель)))
Насчет адекватности стихотворения конкурсу - я считаю, что, несомненно, здесь найдутся люди, которые оценят его как должно. Да и отстоять свою точку зрения Вы сумеете - в этом я нисколько не сомневаюсь)
С пожеланием успеха, Р.Л.

Призрак Гуманизма 22.08.2007 23:36
***

Рогу Судного Дня 2007/08/22 23:04

"мир утерял частно-поэзию (чувства, эмоции, образность и т. п. ) в противовес - геометрии " - Вы довольно точно определили сущность первой (но только первой) строфы.
Метафоричность стиха несколько проще (но шире), нежели Вы предположили.

Чтобы более не "выкобениваться" приведу "облегчённый" вариант (на моей страничке данное стихотворение имеется и там же приведено доказательство его связи с конкурсным произведением):

На встречу Солнцу.


Улыбка Моны, пушкинская лира –
многоязычной памятью полна.
Кровавой поступи эпический Аттила –
из пепелищ оставил письмена.


Незримый миг, годами прирастая,
струится жизнь в песчинках бытия,
и, чистые ладони поднимая
навстречу Солнцу, не жалей себя…


От ручейка, травинки и Эйнштейна,
до света звезд, погасших не вчера –
полуденный мираж, мозаикой видения
растают облаком, увы, в последний час.


Улыбка Моны, пушкинская лира,
И в продолжение – ваши имена!
Оставь две новых ноты – в дар для Мира,
и нет геройству, если в нём война.


P.S. Уважаемый Призрак Гуманизма, сейчас Вам стал более понятен смысл стиха?

Сергей Вотинцев 23.08.2007 06:27

***

Ну тупой я, тупой (с))))))) Не переживайте так, Сергей))
Да, тут смысл более понятен, хотя и кажется лично мне сликом "размазанным по строчкам". Причем только после N-го прочтения я понял, что некоторые предложения все же согласованы, с первого взгляда это понять очень трудно. И действительно, я полагаю, это "не мое" - ни по смыслу, ни по стилю.
Давайте так... Дабы уж окончательно "не выкобениваться" (с), объясните нам истинный смысл Ваших творений - потому как по себе знаю, что порой никто не понимает лучше самого автора, что же он в действительности хотел сказать.
С уважением, Р.Л.

Призрак Гуманизма 23.08.2007 11:35

***

"...объясните нам истинный смысл Ваших творений ..." - всенепременнейше, но только после голосования.

Кому надо и так поймёт.

Сергей Вотинцев 23.08.2007 12:53

***

извиняйте, но на мой взгляд ...струится жизнь в песчинках бытия... - масло масляное

Авов Аволог 24.08.2007 00:01

***

Авов Авологу 2007/08/24 00:01

По поводу "масло-маслянное" - не могу с Вами согласиться, так как "бытие", состоящее из ежедневных проблем, дел и т.д. ("песчинки бытия") - это далеко не вся "жизнь", а только её "видимая часть айсберга".

Сергей Вотинцев 24.08.2007 07:10

***

А я скажу наоборот - понятие бытие шире (если не отождествлять с бытом)), оно включает и жизнь (т.е. то что живёт, живое) и не жизнь. Камень - это бытиё, а то что вы о нём думаете - это жизнь, процесс вашей жизни. В этом смысле жизнь течёт в берегах бытия...

Авов Аволог 24.08.2007 13:13

***

Останемся каждый при своём мнении, так как этот спор не на один час.

Что есть живое, а что нет?

Живое в неживом, или вселенная - как живой организм?

P.S. Вы лучше поделитесь мнением - идея стихотворения Вам стала понятнее?
Я уже подготовил полную (разжеванную) расшифровку, но всё ещё надеюсь на читателей-философов.

Сергей Вотинцев 24.08.2007 13:46

***

Если всё живое, то и нет смысла говорить о жизни т.к. нежизни получается что нет.
С точки зрения (пусть даже эти точки - звёзды) воспалённого сознания всё ясно с самого начала: частное является частью общего, конечное - бесконечного и пусть ты даже ничтожнейший поэтический микроб, то всё равно ты на одной линии с Пушкиным, только щас поэты не в цене их не убивают, а если они даже и сами вешаются, то всем плевать, но всё ж нужно вздевать чистые ладони и дарить равнодушному миру свою изогнутую лиру и... и нет геройству, если в нём война?! нет, последнее сами объясните, плизз.
Что точно, так это что с геометрией Вы вряд ли дружете, т.к. там важна точность формулировок

Авов Аволог 24.08.2007 14:13

***

Авов Авологу 2007/08/24 14:13

За мнение спасибо.

Свою версию опубликую позже.

Сергей Вотинцев 24.08.2007 14:22

***********************

Сергей Вотинцев   15.09.2007 17:49   Заявить о нарушении
Результаты участия в конкурсе:

Корэтика 24.08.2007 18:44 - 1 место Сергей Вотинцев
Авов Аволог 25.08.2007 09:07 - 3 место Сергей Вотинцев
Павел Мангупский 28.08.2007 07:58 - 3 место Сергей Вотинцев
________________________
Итого: набрал 11 баллов, разделив 9-10 место

Большинство из "судей" совершенно не поняли сути стихотворения, и, кроме того, посчитали себя оскорблёнными моими комментариями.

Кто виноват?.. у каждого своя правда.

Сергей Вотинцев   15.09.2007 17:59   Заявить о нарушении