арагви

ночные маршруты мои - паутина метро…
сегодня свой путь выбираю по скомканной карте
сухих красных вин… человек, per favore, утрой
запить сладкий привкус мигрени и вылить на скатерть.
как жаль, никогда не умела пьянеть до потери ума,
а лишь растворяла рассудок в холодном бокале
на дне [малокровие памяти…] худ мой карман
на слово… а помнишь, как раньше другие икали
от переедания мной, как молились стихам,
что горлом выходят, фонтанами хлещут и ранят
навылет… теперь я с лафета по старым горшкам
стреляю и мажу… потуги напиться - на грани
безумия… выплыть уже не смогу никогда -
швыряет и тянет в воронку мой дряхлый кораблик.
да черт с ним, сегодня мне огненная вода
развяжет язык… человек, а давай-ка, Арагви!...
присядь, я тебе расскажу, что такое стихи,
как больно тире залезают занозой под ногти,
а точки мои, как настой из полынной тоски,
ведут к разрушению печени… думаешь, смог ты
вкрутить запятую тупым саморезом в висок,
от букв отказаться заглавных, отсечь междометья,
как руку ворюге… мой мелкий Кубинский Песок
глаза мне засыпал, лицо исстегал словно плетью…
прости, человек, я сегодня, наверно, стеку
словами по стенкам бокала, как потом по коже…
давай повторим по хорошему коньяку…
и… выкинь меня, я случайный нетрезвый прохожий…


Рецензии
Когда я произношу это слово – амфибрахий, сразу же на ум приходят строки «однАжды встудЕную зИмнюю пОру» (-+--+--+--+-). Но таким амфибрахием сейчас не пишут. Обычно это пятистопный, как здесь. Еще отличие данного случая – иной порядок мужских и женских рифм.
Какое опять уместно длинное: «какжАль никогдА неумЕла пьянЕть допотЕри умА». Почему пятистопный амфибрахий терпит здесь шесть стоп?
Одна из многих причин в особой ритмике. Нередко встречаешь стихи, построенные как бы на разных трехстопниках. Здесь мы имеем довольно похожий случай, хотя и обратный. Дело в том, что первые строки с самого начала читаются в два приема, и если разбить их на две. как раз и получим пример того, о чем я говорил:
-+--+--+ ночнЫе маршрУты моИ
--+--+ паутИна метрО
-+--+--+--+ какжАль никогдА неумЕла пьянЕть
--+--+ допотЕри умА
-+--+--+ присЯдь ятебЕ расскажУ
--+--+ чтотакОе стихИ
Тут, правда, рифмы нет для большей схожести, но и так ясно. Чередуются амфибрахий и анапест. И вот в таком (подобном) сочетании «разных» размеров частенько и видишь размер вполне определенный, но не всегда единый.
Здесь же, когда читаешь первую полустроку, не очень нуждаешься в том, чтобы она была определенной длины, поскольку это ведь часть строки. Потом же, когда делящая пауза пройдена, большее значение играет одинаковость окончания, а это здесь как раз и есть – пара анапестовых стоп. Так и скрадывается в данном случае шестистопность упомянутой строки.
А забавно, что стихотворение пролежало у меня ровно полгода.
Более серьезно можно было бы придраться к последней строфе:
-+--+ --+--+--+
-+--+--+--+--+-
-+--+--+--*--+ давАй повторИм похорОшему … коньякУ
-+--+--+--+--+-
Иные запросто скажут, что здесь ломка размера.
Да, ломка, строго говоря. Но она не случайная, она не от того, что автор ничего более придумать не смог. Если хотите, это авторская ломка, вполне уместная именно в заключительных фразах, дабы усилить некое философское обобщение, либо, напротив, внезапно привнести иронию в повествование. Как здесь.
А «спасти» размер можно. В «злополучную» фразу легко встраивается уместное в подобном разговоре «Эх» или что иное односложное, обозначаемое самой ритмикой стиха как пауза. Либо разбить строку на афибрахиевую и анапестовую полустроки:
-+--+--+-- давАй повторИм похорОшему
--+ коньякУ
Это, конечно, более сложный пример псевдоразличных трехстопников, но и он встречается.

Забавно, что сегодня ровно полгода прошло, как я взял эти стихи почитать домой. После я много раз пытался что-то сказать по их поводу, но каждый раз не получалось, потому что поругать стихи не за что, а просто сказать – понравилось – слишком мало.

Лера Фински   12.01.2008 07:48     Заявить о нарушении
Очень занятно и приятно одновременно. Знаете, я никогда раньше не задумывалась над размером, ритмикой, то есть не старалась строго соответствовать правилам стихосложения. Возможно, зря, конечно...
Сегодня я не могу контролировать форму, мне важно содержание. Я, однозначно, вырасту, но не сейчас... Спасибо.

Кубинский Песок   10.02.2008 16:34   Заявить о нарушении
Ну, не старалась. Ведь вовсе необязательно знать, что такое бемоль и диез, чтобы хорошо петь. У Вас везде неординарный и непростой ритм, но его нельзя назвать неправильным. Об этом я и пытался рассуждать. А за мои рассуждалки кое-кто меня может наругать :-))

Лера Фински   15.02.2008 11:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.