Репка

Из цикла "ПЕРЕЧИТЫВАЯ СТАРЫЕ СКАЗКИ"

Сажает репку дед Семён,
дрожит его рука.
И вот уже посажен он
родимым ВЧК.

- Ты, - говорят, - такой-сякой –
кулак, солёна мать!
И дед повинной головой
пытается кивать.

И бабка Марья в тот же год
посажена в тюрьму.
- Ты поливала репку? Вот –
езжай на Колыму!

И внучку выслали за сто
проклятый километр.
Она лишь вскрикнула: - За что?! -
И свет в очах померк.

И жучку угостил колом
какой-то живодер.
И загорелся кошкин дом,
как праздничный костер.

А мышка, сыром рот набив,
всё хвостиком стучит.
Суров ЧК, но справедлив
и меч его и щит!


Рецензии
Здравствуйте, Вадим Львович!
Стихотворение «Репка» давно пользуется моей благосклонностью. И есть за что. Чёткая, логически выверенная структура. По катрену на каждого персонажа. По ритму - так могла бы звучать бодренькая пионерская песня или речёвка для пионерского парада (ямб со сплошными мужскими окончаниями, с чередованием четырёх и трёх стоп). Всё на нерве – при внешней невозмутимости повествователя, с серьёзным видом излагающего донельзя нелепый сюжет. И было бы ещё как бессмысленно, если бы это не было ПРАВДОЙ.
Мне обычно трудно комментировать Ваши чисто юмористические стихи. Я не знаю, что сказать. Как-то нелепо выискивать в своей голове серьёзные аналитические мысли по поводу произведения, не претендующего хотя бы на философское осмысление жизни. Уж такая вот я. Мне особо бывают милы стихи с сарказмом, с явным социальным подтекстом. Оттого «Репка» - одно из моих любимых. Это сейчас оно некоторым кажется неактуальным. Если так подходить к делу, не впитывать в свою душу трагических уроков истории – то она рискует повториться. Не зря многие уже тоскуют по сильной сталинской руке. Но забывают об изнанке этого всеобщего порядка… Не бывает так! Не сажают за культивирование репы! – А за чтение стихов Цветаевой или Есенина – что, тоже не сажали? А за сбор колосков или картофеля после уборки урожая? Забываем!
Да, стихотворение смешно в силу нелепости сюжета. Но этот смех читателя не имеет права быть беззаботным. Это смех, смешанный с ужасом. И ведь не только в репрессиях государства вся проблема. Народ свято верил, что любая нелепость – правда. Сказали «враг народа» - значит так оно и есть. Не все отворачивались от страха. Большинство – искренно. Вот что плохо. И такие стихи, пусть даже сейчас, нужны. Они залог того, что в будущем тридцать седьмых годов не будет. Высмеять проблему значит наполовину решить её, как говорил Задорнов.
Хорошо, что настали времена, что об этом можно так внешне беззаботно писать и смеяться.

P.S. Ах, Вадим Львович! Вот хотели Вы меня видеть на своей страничке. А стало ли от этого лучше? Хорошо ли у меня получается? Сомневаюсь. Это вообще нормально – говорить о Ваших стихах серьёзно, с элементами литературоведческого анализа? Я уж сама боюсь переборщить. Боюсь, Вы за голову схватитесь от результата! Это ж нелегко – человеку, до двадцати лет жившего вне юмора, не выносившего анекдоты и прочие приколы – заниматься комментированием иронической поэзии. Когда прирождённо серьёзный человек начинает говорить о юморе – эффект такой же, как от слона в посудной лавке. Поэта нужно судить по законам, им самим над собой установленным. А разве я могу знать эти законы? Сужу по своим – и такая ерунда зачастую выходит. Ах, поскорей найти бы Вам поистине достойного интернет-собеседника!

Впрочем, видимо, это проклятье любого, пусть даже самого талантливейшего ирониста: читают толпы, а умного и ласкового слова никто не скажет. Гражданский лирик может быть поэтически безграмотным – но его стихи обсуждаются горячо и активно.

С уважением, Лена.

Елена Трепетова   29.06.2007 19:21     Заявить о нарушении
Действительно, писать об ирониках сложно. Вот на моем любимом сайте иронической и юмористической поэзии есть две статьи: Хаита о творчестве Иртеньева и Евтушенко - о Глазкове. Первая из них - явный пример того, как не следует писать об иронистах. У Евтушенко много лучше. Он вообще умеет интересно подать чужую поэзию (можно вспомнить его "огоньковскую" Антологию).
Ирония лукава. Ведь мою "Репку" можно прочесть и как некую пародию (согласен, это кощунство!) на отдельные образчики лагерной литературы времен перестройки.
Только не соглашусь с патетикой фразы: "И такие стихи, пусть даже сейчас, нужны. Они залог того, что в будущем тридцать седьмых годов не будет". Очень даже запросто могут быть. Разумеется, в ином обличье.


Вадим Забабашкин   29.06.2007 20:12   Заявить о нарушении
Воспользовалась интересной ссылкой и заинтересованно прочитала обе статьи. Да, далеко мне до Евтушенко. Боюсь, все мои комментарии к Вашим стихам даже до Хаита не дотягивают. Напишу псевдонаучную "рецу" - перечитываю - и самой неловко. Как научиться быть более органичным критиком? Органичным в оценке иронической литературы? Научите, что ли...
И на себя тупо смотрю - надо ведь, а до второго толкования стиха (на что пародия?) и не додумалась...
...Я прекрасно понимаю, что тридцать седьмые годы могут повториться. Именно потому, что большинство людей ничего не читают. А вот если бы читали - хотя бы Ваше стихотворение - можно было бы более уверенно надеяться на лучшее...
С уважением, Лена.

Елена Трепетова   29.06.2007 21:38   Заявить о нарушении
Ага: чтобы не было репрессий - надо писать побольше книжек про репрессии, чтобы покончить с бандитами - снимать побольше фильмов про бандитов... Так вроде наши творческие люди этим только и занимаются.

Вадим Забабашкин   01.07.2007 13:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.