Пятая книга одесситки из Нью-Йорка

Инна Яковлевна Богачинская, явно обладающая "лица необщим выраженьем", начинала свою творческую деятельность как журналист в «Вечерней Одессе». Поэтому неудивительно, что её новая книга «РЕПОРТАЖ ИЗ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО МИРА» (Нью-Йорк, 2007), которую я назвал бы одновременно и поэтической, и журналистской, наполнена, как полноводная река, словами искренней благодарности в адрес многих работников газетного пера «Вечерней Одессы»: особенно заслуженной журналистки Ларисы Бурчо и Людмилы Гипфрих, кстати, не только многоопытной журналистки, но и поэтессы.
 Книга как новый литературный проект выделяется среди других своим необыкновенным крылатым размахом, своей масштабностью как знаковое событие на горизонте современной поэзии. Эта пятая по счёту книга интересна тем, что от неё веет свежей поэзией завтрашнего дня с её мощным разнообразием и экстравагантностью. Книгу эту можно назвать не только ярким фотоснимком нашей эпохи, но и своеобразным путеводителем к поэтическим вершинам творчества. Это попытка показать, какой хотелось бы видеть нашу поэзию завтра.
 Как говорил один мудрый немец, в мире ничего нет прекрасней и величественней, чем «звёздное небо надо мной», и с тех пор за два последних столетия небесные пейзажи не утратили своего величия. Я думаю об этом, глядя на изящное художественное оформление поэтического сборника: поэтесса держит в руках рог изобилия, откуда сыплются космические звёзды. И я уверен, что автор этой книги останется на звёздном небосклоне, хотя некоторым из звёзд, увы, суждено закатиться…
 Если перефразировать Гёте, то все трещины мира проходят через её поэтическое сердце. Замечу, что именно в ней, в Инне Богачинской, я находил постоянную решимость и безрассудную смелость помогать другим в их тяжёлые минуты. Всегда искренне верящая в справедливость, имея нрав предобрый, она бесстрашно помогала многим, в том числе и мне, и эта смелость её всегда величественна, что свойственно лишь возвышенным душам.
 Однажды, помню, кто-то из читателей назвал её «одесским Киплингом». Одесский литератор Георгий Пилипенко, которому попала в руки литературоведческая книга, анализирующая стихи Иосифа Бродского и Инны Богачинской, заявил, что творчество этой поэтессы стоит на одном уровне с такими поэтами, как Вознесенский и Ахмадулина. Кто-то из журналистов сравнивал Инну с героем Гайдара, с наездницей, скачущей впереди и высекающей из души стихи, как искры из сабли. Поэт Андрей Вознесенский указал, что необычный талант Инны Богачинской кроется в «московской школе поэзии», которая идёт от Цветаевой, от русских футуристов, от поэзии Юнны Мориц и Беллы Ахмадулиной и даже от «Слова о полку Игореве». Впрочем, сколько читателей, столько мнений, но все они, безусловно, сходятся в одном: у Богачинской – свой особый голос и личная философия с глубоким складом ума.
 Одесские любители поэзии хорошо знакомы и с её именем, и с высоким оригинальным, неординарным творческим потенциалом, и с этим её густым бархатным голосом, напоминающим цветущие флоксы, маттиолы и бархатцы.
 Когда мне впервые довелось познакомиться с этой юной тогда, начинающей поэтессой, помню, как её глаза сверкающими буравчиками буквально ввинчивались в собеседника. Ведь я помню Инну Богачинскую с той поры, когда она, одесская студентка с пронзительными глазами правдоискательницы, тревожными, спрашиваюшими, делала лишь первые робкие шаги в журналистике и поэзии; и лирико-философские вопросы трепетно горели а её глазах, как отблески таёжных костров. Она обладает редким для поэтов даром – умением слушать других, а потому и возникала в её стихах профессиональная журналистская хватка недюжинных поэтических способностей, несмотря на её скромность и самодостаточность. Конечно же, немалое и, можно сказать, особое влияние на Инну оказало общение с Андреем Вознесенским, чьё вступительное слово к её творчеству находим в новой книге. Однако я не склонен всерьёз говорить о «московской школе». По-моему, Инна Богачинская – живописец пера именно «одесской школы», где всегда ценились фонтанирующая игра ритма и удаль остроумного смысла, отточенность стиля и чувственная плоть слова. Так что после прочтения или прослушивания с голоса её стихов мы почти физически чувствуем аромат и вкус слов, как ощущаешь, бывало, острое покалывание пузырьков зельтерской на языке, когда пьёшь прохладу газировки в летний одесский полдень.
 Как поэт Инна Богачинская, озорная и элегантная, сформировалась неторопливо, с мудрой силой постепенности, не растрачивавшейся на пустяки.
 Новая книга – прекрасный подарок любителям поэзии, где бережно собраны не только мудрые и проникновенные стихи поэтессы, но и высказывания о творчестве её многих читателей и коллег по перу. В «Репортаж из Параллельного мира» включены эссе, поэтические посвящения многих стихотворцев автору, отзывы, письма. Включены страницы прозы, которая становится правдивым документом истории, той, которая волшебным образом не просто дополняет строки поэзии, но даже как бы диктует их. Это не только книга, но и своего рода творческий аккумулятор, центр притяжения, праздник слова, поэтическая трибуна Инны Богачинской, вокруг которой объединяются влюблённые в её яркое и полновесное слово одесситы всех стран.
 Новая книга – это нержавеющее и животрепещущее свидетельство того, что нё автор Инна Богачинская выдержала испытание и как гражданский поэт, и как лирик, а это удел только больших и талантливых личностей. Её книга - это универсальный простор общения для всех, кто любит читать и писать. Это свидетельство того, что у нас есть кому говорить во весь голос о наших сердцах и душах: ведь сейчас, когда вы читаете этот мой экспромт-рецензию, Инна Богачинская уже пишет новые стихи, и это главное.


Рецензии