Понимаем ли мы поэзию?

Маленький исторический экскурс.
Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении "Поэт и толпа" сказал:
"Кругом народ непосвящённый
Ему бессмысленно внимал."
Там же - ещё более остро:
"И толковала чернь тупая..."
И в другом произведении - уже в форме полемики:
"За новизной бежать смиренно
Народ бессмысленный привык..."
("Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы")

Должен с огорчением констатировать: спустя 177 лет народ не стал менее непосвящённым или менее тупым (бессмысленным). В чём же суть проблемы?

Для начала заглянем в медицинскую энциклопедию. Речь бывает: внутренней, внешней, устной и письменной. "Расстройства речи являются одним из симптомов заболевания или одним из его
последствий." Различают восемь (!) видов речевых расстройств только устной речи. Одно из них допускает "нарушение ПОНИМАНИЯ речи".
Вот почему мамы, читающие сказки Пушкина своим малолетним детям, не сталкиваются с проблемами их умственного развития, а в дальнейшем - успеваемости в школе. Хорошее слово
не только лечит, но и развивает, расширяет кругозор. Ритмическая поэтическая речь - глубоко проникает в сознание ребёнка, формирует чувство гармонии, меры и любви. Образует
центры образной привязки памяти, которые способствуют оптимальной обработке информации. В итоге - личность стремительно развивается, радует всех своей неординарностью и талантливостью.

Адекватное восприятие смысла и замысла произведения требует подготовленной матрицы человека: грамотности (невозможна без начитанности), образованности, культурности, интеллектуальности.
Читатель должен уметь сопереживать на уровне сотворчества, иметь навыки работы с литературой. Увы - это далеко не всем дано в силу целого ряда причин и обстоятельств.
Статистически - одному из десяти тысяч взрослого населения. Отсюда (ведь каждый поэт проходит и сам стадию читателя) и чрезвычайно малое количество поэтов, творчество которых переживает их самих.
 
Поэтому требовать от всех читателей ПОНИМАНИЯ поэтического слова - тоже бессмысленная попытка. Но хотя бы увеличение грамотной прослойки в обществе - крайне желательно для любого государства. Это требование времени и оно равно относится как к гуманитарной, так и к технической сфере человеческой деятельности.
А спор физиков и лириков разрешил своим личным примером ещё Леонардо да Винчи: будущее -
за всесторонне развитой личностью.

9.6.2007

   На фото: читаю стихи членам МАП. В президиуме: Татьяна Житкова - президент МАП, Пётр Антропов - поэт, представитель Клуба интеллектуалов. На первом заседании Международной ассоциации писателей. Какие одухотворённые лица! Меня явно понимают.
   А наше слово непременно отзовётся, и дела - тоже.

25 января.
2017

   ***   Послушать мои стихи можно здесь:
            youtube.com/watch?v=jxDE8myrKgI


Рецензии
Владимир, но ведь никто и не требует ото всех понимания поэтического слова. Но как поэзию преподают в школе. Анализ стихотворения требуют - это его надо на винтики-гаечки разобрать.И что от стиха останется? Наше государство со своими ЕГЭ и правами детей без их обязанностей не хочет увеличивать грамотную прослойку в обществе. У меня такое ощущение, что у нас и государства-то уже давно нет.( Журналист во мне заговорил). Назовите мне хоть одного государственного деятеля, достойного моего, Вашего уважения. Ну, пожалуйста, назовите...Вчера вычитала, что уровень коррупции в образовании на втором месте после таможни. Мы уже правоохранительные органы обогнали по коррупции? Департамент образования Москвы отчитался, что ЕГЭ по русскому языку на "отлично" написали 17 процентов учащихся. И кто в это поверит? А как мы делаем "медалистов" рассказать или уже и так все знают?
Очень полезна Ваша статья, очень!

Татьяна Ивановна Кузнецова   18.06.2007 21:41     Заявить о нарушении
Татьяна, спасибо за отклик. Но государство никому и ничего не должно, у него другие изначально функции.

Владимир Юденко   19.06.2007 00:56   Заявить о нарушении
А вот тут я с Вами не согласна. Мне лично государство столько задолжало! В том числе и денег. И столько гарантировано Конституцией : бесплатное образование, бесплатное здравоохранение, справедливый и независимый суд, помощь в воспитании детей ( я дадже не имею в виду материальную), достойную зарплату и невмешательство в личную жизнь...Конституция РФ - Основной Закон - моя настольная книга. Ну и где все это?
А какие же функции у государства? Мне интересна Ваша точка зрения. Может, мое сознание неверно отражает действительность? Тогда я его накажу :-)

Татьяна Ивановна Кузнецова   19.06.2007 14:25   Заявить о нарушении
Задолжавшего Вам государства уже нет. А если и это задолжает - оно ещё раз сменит "вывеску".
Открыл философский словарь (1966 года). Государство - орудие политической власти, призвано "держать в узде эксплуатируемые массы".
Сущность государства - "диктатура экономически господствующего класса".
Вы себя к нему относите?

Владимир Юденко   19.06.2007 21:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.