Понимаем ли мы поэзию?
Александр Сергеевич Пушкин в стихотворении "Поэт и толпа" сказал:
"Кругом народ непосвящённый
Ему бессмысленно внимал."
Там же - ещё более остро:
"И толковала чернь тупая..."
И в другом произведении - уже в форме полемики:
"За новизной бежать смиренно
Народ бессмысленный привык..."
("Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы")
Должен с огорчением констатировать: спустя 177 лет народ не стал менее непосвящённым или менее тупым (бессмысленным). В чём же суть проблемы?
Для начала заглянем в медицинскую энциклопедию. Речь бывает: внутренней, внешней, устной и письменной. "Расстройства речи являются одним из симптомов заболевания или одним из его
последствий." Различают восемь (!) видов речевых расстройств только устной речи. Одно из них допускает "нарушение ПОНИМАНИЯ речи".
Вот почему мамы, читающие сказки Пушкина своим малолетним детям, не сталкиваются с проблемами их умственного развития, а в дальнейшем - успеваемости в школе. Хорошее слово
не только лечит, но и развивает, расширяет кругозор. Ритмическая поэтическая речь - глубоко проникает в сознание ребёнка, формирует чувство гармонии, меры и любви. Образует
центры образной привязки памяти, которые способствуют оптимальной обработке информации. В итоге - личность стремительно развивается, радует всех своей неординарностью и талантливостью.
Адекватное восприятие смысла и замысла произведения требует подготовленной матрицы человека: грамотности (невозможна без начитанности), образованности, культурности, интеллектуальности.
Читатель должен уметь сопереживать на уровне сотворчества, иметь навыки работы с литературой. Увы - это далеко не всем дано в силу целого ряда причин и обстоятельств.
Статистически - одному из десяти тысяч взрослого населения. Отсюда (ведь каждый поэт проходит и сам стадию читателя) и чрезвычайно малое количество поэтов, творчество которых переживает их самих.
Поэтому требовать от всех читателей ПОНИМАНИЯ поэтического слова - тоже бессмысленная попытка. Но хотя бы увеличение грамотной прослойки в обществе - крайне желательно для любого государства. Это требование времени и оно равно относится как к гуманитарной, так и к технической сфере человеческой деятельности.
А спор физиков и лириков разрешил своим личным примером ещё Леонардо да Винчи: будущее -
за всесторонне развитой личностью.
9.6.2007
На фото: читаю стихи членам МАП. В президиуме: Татьяна Житкова - президент МАП, Пётр Антропов - поэт, представитель Клуба интеллектуалов. На первом заседании Международной ассоциации писателей. Какие одухотворённые лица! Меня явно понимают.
А наше слово непременно отзовётся, и дела - тоже.
25 января.
2017
*** Послушать мои стихи можно здесь:
youtube.com/watch?v=jxDE8myrKgI
Свидетельство о публикации №107061001051
Очень полезна Ваша статья, очень!
Татьяна Ивановна Кузнецова 18.06.2007 21:41 Заявить о нарушении
Владимир Юденко 19.06.2007 00:56 Заявить о нарушении
А какие же функции у государства? Мне интересна Ваша точка зрения. Может, мое сознание неверно отражает действительность? Тогда я его накажу :-)
Татьяна Ивановна Кузнецова 19.06.2007 14:25 Заявить о нарушении
Открыл философский словарь (1966 года). Государство - орудие политической власти, призвано "держать в узде эксплуатируемые массы".
Сущность государства - "диктатура экономически господствующего класса".
Вы себя к нему относите?
Владимир Юденко 19.06.2007 21:05 Заявить о нарушении