Личный взгляд. Базис культуры. Глава вторая
Изменение культуры. Первобытный строй и искусство.
Древние наскальные рисунки можно воспринимать как искусство и как информационное панно для будущих поколений – наглядную иллюстрацию к рассказам старших. Оставляя подобную память о быте, старались увековечить полученный за период существования племени опыт и передать другим, на случай если всё или почти всё племя скосит эпидемия. Передача знаний и образов была главной причиной развития изобразительного искусства. Отнюдь не эстетические стремления диктовали первым живописцам расположение и цвет фигур на стенах. Красители, которыми они пользовались, добывались из природы, из окружавших растений и камней, растираемых в порошок и добавляемых к основному составу в роли присадок, дававших новые оттенки. Достигнуть точности передаваемого старались всегда. То, о чём мог задуматься древний человек сопоставимо с современной самобытностью оставшихся в живых племён. Разве что, их средства передачи знаний накрепко основались в современном мире как стиль рисунка «этно». Приобретённое коммерческое тяготение к этому стилю породило множество подобий и плагиата.
Творческое мышление начиналось с одежды. Предметом первой необходимости в любое время суток сначала была шкура животного, а после появления костяных игл – простейшего покроя облачения. Портные были второй выделявшейся группой после охотников. Они плотно зависели одна от другой: без шкур не было одежды, без одежды не возможно выживать в условиях зимы. До появления ткачества эта связь держалась безусловно, после -- началось соперничество по некоторым позициям. Например: летом ночью ходить в меховом тулупе жарко, но без него холодно, а шерстяное тканое изделие решает эту проблему с достаточной эффективностью. Соответственно и выбор в данный сезон падает на него. Но в случае длительных трудных походов шкура лучше защищает от ссадин и ушибов. На охоте она незаменима в качестве лёгкой брони от случайного попадания когтями; ткань не имеет таких защитных свойств и не может соперничать в этих условиях с толстой шкурой крупного животного. Строя от этого целостность производственно-потребительской сети, в которой периодически мог иметь место товарообмен с другими племенами, можно заключить, что экономическая деятельность первобытного общества началась одновременно с первым ремесленничеством.
Личные качества каждого члена племени – конструктор, из которого состоит идентичность общества. Каждый влияет на целостность. Отщепенец не может не повлиять на дальнейшее развитие; т. к. после его изгнания, племя лишится своей части, не сможет быть целым организмом на протяжении долгого времени, до его полного духовного восстановления. В современном мире с увеличением масштабов общества, не столь масштабно воспринимают потери даже нескольких. Их особая индивидуальность не наталкивает на размышления о равенстве каждого. Болезнь человечества, глобализация, не даёт большинству заметить мнение меньшинства о неверности принципа естественного отбора в отношении физически слабых личностей. Падение, приведшее к бессознательному подавлению в себе видимых отличий у большей части человечества, несомненно, должно ослабнуть и дать возможность новому поколению избавиться от нигилистических идеалов старого социализма. Сама философия, как наука, со временем примет другую форму и, возможно, будет обозначаться другим термином; а старый термин после того приобретёт оттенок словоблудия разной степени ценности (философия, по сути, представляет собой вершину игры разума с фантазией и собственным опытом мыслителя). Надо учить себя новому восприятию всего, что нас окружает, подходя к этому комплексно – лечить не только последствия, но и причину их возникновения. И это возможно. Будет желание вылечиться и исцеление произойдёт. Только не стоит сидеть, сложа руки, и ждать прихода удобного для этого времени и благоприятной политической и экономической ситуаций. Её может не быть очень долго… И что? От того стоит медлить с реформами внутри рыночной экономики, давно превратившейся в рынок монополий разных областей производства, не считая лишь единичные. Так мир лишается выхода прогрессивных идей почти сразу после их появления. Пример: электромобили, их производство могло стать массовым ещё в начале прошлого века, но нефтяная монополия не дала развиться производству, лишающему их многомиллионного дохода от продажи бензина и соляры. Нефтедобыча не вымерла бы полностью, лишь сократилась в несколько раз, поскольку перемещать грузовые фуры на длинные расстояния до сих пор нет возможности чисто на электроэнергии (если не ставить на тягачи ядерный реактор; что не безопасно в случае случайного столкновения с поездом). Даже потеряв подавляющую часть дохода они бы не обнищали, и смогли бы позволить себе не многим меньше, чем сейчас.
Дополнение ко второй главе
Инициализация личности.
Процесс запускается ещё внутри утробы, как только появляется способность ощущать мир, через звуки и эмоциональный фон окружающей мать среды. Через восприятие голосов и интонаций формируется значительная часть менталитета и характера в целом; не зависимо от наследственных данных. Новорожденный имеет представление о мире в области звуков и ритмов, которые запоминались в течении вынашивания; наиболее влиятельными из них будут: резкие и повышенные голоса, ударные инструменты, негативные отзывы о чём-либо, и всё что было последний период его пребывания внутри. После выхода на открытый воздух, перехода в иное пространство, которое раньше только слушал, всё продолжается… и уже с большим эффектом взаимодействия. Увидев мир, меняется многое, но общее представление об отношениях в семье не меняется, оно обрастает новыми впечатлениями, фактами, мнениями – расширяется и развивает характер с первых дней. От обстановки дома зависит вся жизнь, и только самые значительные изменения могут поменять человека, перестроить значительную часть характера и изменить мнение о мире. Но случаются такие события крайне редко и так же редко приносят положительный результат. Желание быть собой бесперспективно в замкнутом обществе, где почти ничего не попадает извне. Желание быть любимыми присутствует во всех нормальных людях. Самоопределение в жизни – главная цель её начала, в период формирования физического и морального. Любоваться собой – забавно, пока это не становится путём самопоиска. Уравнивать всех по правам и целям уже не актуально, слишком много связей между людьми. Так многие эксперименты в области социологии и обваливались… при попытке создания идеального государства не учитываются личные особенности каждого, не любят «учёные» такого количества переменных и стараются выразить одно через другое, объединяя в группы под одной переменной, да вот и не получается всё гармонично согласовать, …и такое государственное новообразование рушится, когда у народа, загнанного в тупик, кончается терпение. Не следует проводить эксперименты заново и заново, пытаясь вывести формулу счастливого социализма – такого не бывает! И, я надеюсь, никто не станет доказывать обратное, приводя недолговременные успехи рухнувших попыток создания утопий, или, что ещё хуже, создавая новые социализмы («социоклизмы» -- не случайная звуковая ассоциация. Оно ведь так и есть: народ загоняют в рамки, месят и мнут, а то, что от этого остаётся, промывают изнутри для очередного повторения процесса. В роли ополаскивателя сейчас применяют «левую демократию», плавно перетекающую в очередную «социоклизму»). С этим вирусом надо направленно бороться с низов и сверху, стараясь снова не пустить эту заразу в правящую верхушку. К этому будут стремиться многие из вновь пришедших, в тайне хранившие эту затею, их надо отбрасывать сразу, как только они проявят себя в этом качестве. …Одно обидно, что это почти не возможно а с гражданской активностью обстоит всё очень вяло; высказывать своё недовольство на кухне дома и на вечеринке горазды многие, но пойти и проголосовать «в лом»! И так жить далее? В круговороте социализмов и «демократических мифов»…
…Разве может это называться жизнью?
Где пространство так чудесно лживо,
Где политик истекает слизью,
Раскрывая ржавых уст врата.
Может это называться жизнью?!
Где преступна и карается мечта,
Где загоном общая клета –
За колючими заборами места.
Где свобода – звук пустой,
И только где-нибудь аукнет иногда…
(Надеюсь, мне простят мою нескромность случайно задетые читатели)
Немного о политике. И так… Всё что имеем мы, всегда с какой-то из сторон имеет нас! …Но если оно имеет откровенно и без разрешения, надо срочно ликвидировать и перекраивать по другой модели, более пластичной и органичной. А если для этого надо пролить кровь? В этом случае надо упреждающе вежливо предупредить и попросить покинуть насиженные места самостоятельно, а в случае отказа действовать по обстоятельствам, не подчиняясь жёстким контрмерам верхов; не проваливаться под натиском внутреннего врага. Опуская свои руки, мы развязываем руки правящим чиновникам и монополистам. Пока способны говорить рядовые граждане, политикам остаётся комментировать происходящее и, всё же, в чем-то подчиняться избирателям и «сторонним наблюдателям» (термин, определяющий позицию не участвовавших в выборах). Но что делать когда врут? :0( …Врут с улыбкой, вежливо, заигрывая, как бывалая театральная кокетка. Принимаешь их слова на веру – не далёкого ума глупец, не принимаешь – и слушать нечего эту грязную ложь. Есть проституция, когда женщина продаёт свои ласку и тело, а есть политическая проституция, когда чиновник продаёт своё место с потрохами, сидит на нём до конца срока, вежливо всем улыбается безо всякого стеснения и говорит красивые, запутанные, порою не однозначные, речи. С экрана ж ничем не отличается от хороших и правильных. За ним стоит кто-то, дёргает за верёвочки, одну из которых, по последней моде, принято привязывать к шее, чтоб не дёргался в стороны;…выбор есть всегда: либо быть Пьеро (куклой), либо не долго раскачиваться под потолком за какую-то, наскоро сшитую, «липу» (это цивилизованный вариант. Иной: расстрел без объяснений, на улице или в подъезде (кому что больше нравится), порою на виду у публики); хотя бывают перспективы и помилее – уход с поста по своевременному истечению срока, но увы… не со всех постов можно так уйти. :0) Иногда может быть и такое: привязывают накрепко на «ниточки» и пляши под их дудочку, но убегать ни-ни, повиснешь на одной из них, будешь кувыркаться до поры, до времени, а потом отправишься после громкой интриги на свалку истории; хорошо если в живых оставят :0), можно будет в старости тихо в стол мемуары пописывать, авось, через пол века или даже раньше прочитают историки.
Но не всё так грустно. Есть ещё пути к светлому, счастливому будущему. Как это обычно бывает в романах: мудрость и истина покрыты тьмою, …если смотреть на ворота амбара, не стучась в них и не подбирая ключи. Даже на звон ключей, рыскающих внутри замка, хоть кто-то да откликнется, спросит: «В чём дело?». Но кто бы знал, что ответить? Кабы знали, постучались бы, спросили… Видимо спросить нечего по делу, не сформулировали ещё. Готовятся, как на экзамене, но не знают, к чему стремиться, абитуриенты-интернационалисты. То, что внутри амбара, они наизусть многие знают, в коротких конспектах . Но!... Для того, чтобы приступить к серьёзному изучению законспектированного материала, надо для себя определить важные вопросы: хочу ли я?, могу ли я?, горю ли я (желанием получать эти знания)? Ведь от знания правды порою становится не уютно в этом мире и уже так хочется попасть в тишину и покой, где никто не побеспокоит сплетнями и прочей чушью.
Свидетельство о публикации №107052902991