Лучшие альбомы 20 го века, Lacrimosa, Elodia, 1999

Первая группа на немецком языке, с которой я познакомился, а началось знакомство именно с этого альбома. «Великолепно!!!» – сразу же сказал я. Или, может быть, подумал. Настолько великолепного сочетания классической музыки и тяжелого металла я не слышал, причем до этого я был знаком с тяжметом, в котором присутствовали элементы классики, однако здесь мы имеем скорее классическую музыку с элементами металла, причем эти разносторонние пласты совершенно равноценны и не мешают друг другу. То, что многие рокеры в последнее время записываются с оркестром, не означает, что нельзя создать что-то воистину прекрасное при наличии таланта. Великий Клоун Печали Тило Вольф, имеющий неповторимый голос, который многим может показаться ужасным, выпустил настоящий шедевр, и, будучи теперь знаком со всеми его предыдущими альбомами, я могу сказать, что это его лучшее произведение. Пригласив для записи своего шестого диска 187 человек, включая Лондонский симфонический оркестр (их записывали на знаменитой студии Abbey Road) и музыкантов Гамбургской оперы, через 14 месяцев Тило представил на суд слушателей рок-оперу, разделенную на три действия – по 4, 2 и 2 композиции соответственно. Названо это произведение в честь полубогини Элодии, повелительницы любви и смерти, которая уже появлялась в предыдущих альбомах группы, – и рассказывающая «историю любви, которая обречена на неудачу» и пытающаяся ответить на вопрос, «может ли любовь в конце концов стать настолько сильной, что она уничтожит саму себя, и может ли слишком много любви убить» – любящего ли, любимого ли. На концепцию альбома повлияла греческая мифология, хотя Элодия – это имя испанской мученицы IX в.; правда, в других странах оно тоже встречается.
1) «Am Ende der Stille». Вступает грустное фортепьяно, присоединяются струнные. Вокал появляется под несмелые фортепьянные аккорды и тревожные скрипки. Ощущение такое, что Моцарта слушаешь, потому что здесь задействованы только классические инструменты. Грустно, иногда по-щемящему тревожно, но красиво. Вокальная часть длится всего около минуты – лирический герой упоминает о словах своей возлюбленной, которые она произнесла однажды утром; он не сообщает, что именно она сказала, но вряд ли что-то хорошее, раз это превратило в камень его надежду. Потом идет сплошной инструментал, в котором на полную мощь играет оркестр, сопровождаемый фортепьяно. Вольфганг Амадей обязательно сказал бы Тило: «Браво!» Пока звучит эта композиция, музыка показывает целый спектр различных чувств.
2) «Alleine zu zweit». Вступает акустическая гитара, подключается бас, им вторят струнные. Тило поет сначала довольно спокойно, но когда присоединяются ударные и электрогитара, играющие в среднем темпе, его голос становится эмоциональнее, а потом ему еще и подпевает Анне. Они рассказывают нам о том, как любовь их персонажей постепенно приводила к тому, что они отдалялись друг от друга. Особенно запоминается припев: «Танцуй со мной, жизнь моя!» Второй куплет они поют по очереди (незабываемое впечатление) – каждый из героев желал бы вернуть то, что было, но сомневается в том, что этого хочет другой. Впечатляет гитарный риффинг, который эффектно сочетается с оркестром. Голос Тило невероятно эмоциональный – он просто раздирает слушателю сердце, – да и Анне прекрасно дополняет его. От их дуэта – особенно ближе к концу, когда Тило начинает даже хрипеть, – у меня до сих пор мурашки бегут. Впрочем, как и от всего альбома в целом.
3) «Halt mich». Вступают струнные, а затем ударные. Вокал появляется с замедлением темпа. Лирический герой очень тоскует по возлюбленной, и ему уже не хочется жить, когда он чувствует огонь собственного желания. Припев особенно тревожен – сначала оркестр звучит тихо, но становится громче вместе с голосом, когда также появляется электрогитара. Эффектно звучит жесткий гитарный риффинг, сменяющийся скрипками. Заканчивает композицию оркестр – после пронзительных криков Тило: «Держи меня, жизнь моя, крепче!»
4) «The Turning Point». Обязательная англоязычная композиция в исполнении Анне. Вступает оркестр с солирующим кларнетом. Сначала Анне говорит по-фински (!), видимо, кого-то цитируя. Примерный перевод фразы: «Мимолетные облака в теплую погоду уносятся ветром, как этот сон, в котором тебя больше нет со мной, ибо слишком поздно». Далее, под постепенно вступающие ударные, она уже поет по-английски. Героиня рассказывает нам о своем сне, в котором она посетила потусторонний мир. В основном музыка играется оркестром под медленные ударные, перед припевом появляется бас, а в самом припеве возникает жесткий риффинг. Героиня увидела себя, привыкшую отдавать все другим, забывая о себе; возможно, все потеряно, однако она благодарит своего возлюбленного за его чувство и за то, что он указал им обоим правильный путь и дал ей понять, что две половинки составляют единое целое, более сильное, чем они сами порознь. В конце грустно играет оркестр, пока музыка не затихает.
Мы подошли ко второму действию, в котором события приобретают роковой оборот.
5) «Ich verlasse heut Dein Herz». Лучшая вещь на альбоме. Посвящается всем тем, кто вынужден был расстаться с любимыми. Басовые аккорды, подключается фортепьяно. Атмосфера создается тревожной бас-гитарой, мягкими фортепьянными аккордами и тихим, но жутковатым воем гитары. От лица своего лирического героя Тило обращается к своей любимой и говорит, что должен ее покинуть, но благодарит ее за все. Подключаются струнные оркестра, затем акустическая гитара и позднее гулкие ударные. Последней наконец вступает жесткая гитара. Вокал то становится почти истерическим, то шепчет. «Я оставляю сегодня твое сердце, твою жизнь, твои поцелуи, твою теплоту, твою близость, твою нежность», – поет Тило, а Анне повторяет: «Мою жизнь, мою любовь, мое тепло, мои поцелуи». После этого идет долгий инструментал с отличным гитарным соло, по духу напомнившим Pink Floyd. В определенный момент гитару заменяет фортепьяно, однако потом она возвращается, звуча все более пронзительно. Окончание диминуэндо я трактую как иллюстрацию того факта, что лирическому герою очень трудно расстаться с любимой и он до самого конца оттягивает этот момент. В конце вновь звучит фортепьяно. Думаю, гитара олицетворяет терзания героя, а фортепьяно – успокоение; таким образом, он все-таки смиряется с тем, что расставание неизбежно. Гениальная композиция – все чувства понятны из музыки и вокала, и даже знание языка здесь не требуется.
6) «Dich zu tten fiel mir schwer». Тревожно вступают струнные, периодически сменяющиеся жесткой ритм-секцией. Под риффующую гитару, эффектно контрастирующую с музыкой предыдущей композиции, начинает петь Анне – голос у нее при этом звучит невероятно агрессивно. Она говорит о том, что ее героиня чувствует себя очень плохо, она прокляла своего любимого, но все равно хочет к нему. Через какое-то время начинает вокалировать Тило – его герой признается в том, что отдал своей возлюбленной все, а она сделала ему больно; тем не менее, он не может ее забыть, и воспоминания гложут его. Музыка постепенно почти полностью переключается на металл в скоростном темпе. В определенный момент остаются лишь тревожные звуки, словно из потустороннего мира, и басовые аккорды, раздается небольшой взрыв и следует жесткий гитарный риффинг, к которому присоединяются струнные. Затем остаются только струнные, которые то сменяют электрогитару, то звучат вместе с ней. Вновь идет тяжелый металл, в то время как на заднем плане играет оркестр. Вокал становится все эмоциональнее – лирический герой говорит, что убил свою любимую, хотя сделать ему это, естественно, было нелегко. Однако возникает вопрос: сделал ли он это на самом деле или же просто убил ее в себе? В конце все затихает.
И вот наконец мы подошли к кульминации этого великолепного произведения.
7) «Sanctus». Тема на целых 14 минут. Временами напоминает Rhapsody. Долгое оркестровое вступление – напряжение то нарастает, то спадает. Наконец появляется хор, поющий «Святой Боже», очень напоминая «Реквием» Моцарта. Неожиданно ко всему этому на некоторое время подключается жесткая ритм-секция. Вновь один оркестр, играющий неописуемо грустно, потом опять вступает хор – на этот раз четко слышно мужские и женские голоса, особенно когда они поют а капелла. Опять вступает ритм-секция, и с появлением вокала Тило следует риффинг под размеренный ритм и плачущие скрипки. Лирический герой рассказывает нам о том, как он и его возлюбленная пали и стали единым целым, а в их сердцах загорелось новое пламя и они восхваляли за это Господа. Видимо, они попали в загробный мир, из которого смог вернуться только он один. После короткого инструментала вновь звучит хор, уступающий Тило, поющему медленно и тихо, но все-таки пронзительно. Под оркестр и медленные ударные солирует то гитара, то флейта. На протяжении столь длительной композиции, естественно, следует множество переходов, в которых оркестр, хор и жесткий гитарный металл сменяют друг друга, но ближе к концу они уже звучат вместе. В конце музыка возвращается к оркестровому началу.
8) «Am Ende stehen wir zwei». Тревожные «м-м» и «а-а» хора, в медленном темпе появляется ритм-секция с риффующей гитарой. Вскоре Тило начинает петь, а через некоторое время к нему присоединяется и Анне. Их персонажи надеются на то, что у них есть еще один шанс. После первой вокальной части слышатся какие-то странные завывания – в фильмах под такую музыку обычно появляются призраки, так что подозреваю, что это поет Анне, чья героиня осталась в потустороннем мире. Какой же еще шанс? Возможно, имеется в виду следующая жизнь, поскольку любимая ведь мертва. Эффектно звучат два голоса под хор на фоне ударных, а жуткий крик, раздающийся под металлический аккомпанемент, весьма впечатляет. В конце герой говорит, что любовь всегда останется с ним и поможет ему, если страдания убьют надежду. Заканчивается альбом протяжными и грустными вокализами хора («а-а»).
Конечно, подобная музыка далеко не всем может понравиться. Вы должны любить продолжительные темы с разнообразными сменами темпа, в равной мере уважать классику и металл, а также то, что возникает при их взаимодействии, и относиться с благосклонностью к вокалу Тило Вольфа, который, может быть, не так уж и силен, но зато прекрасно подходит к его музыке. Не помешает также страсть к готическим романам. Чем большему количеству пунктов вы соответствуете, тем больше шанс, что вы полюбите эту замечательную группу, которая создает готическую атмосферу не чувствами ужаса и человеконенавистничества, а погружая нас в глубокую печаль от того, что происходит вокруг, причем никакой пафосности я здесь не чувствую. Радует, что Тило предоставил здесь Анне больше возможностей для вокалирования в сравнении с предыдущими работами. И спасибо ему также за то, что он своими произведениями показывает, насколько может быть красивым немецкий язык. В устах того же Тиля Линдеманна (Rammstein), например, он звучит гораздо агрессивнее.

В мире бывают произведения исскуства, которые по красоте, сложности или прочим качествам своим обречены быть непревзойденными. Безусловно, таких произведений очень, ОЧЕНЬ мало.....
"Elodia" - одно из таких произведений. Никто и никогда не создаст нечто хотя бы отдаленно похожее на это великолепное творение герра Вольфа & фрау Нурми. Великолепный сплав готики, метала и симфонической музыки при первом же прослушивании поднимает такую волну эмоций, какую не суждено больше поднять никому... "Elodia" - это бесконечный танец волшебных мелодий. "Elodia" - это нескончаемый поток печальных улыбок и слёз счастья. "Elodia" - это торжество настоящей МУЗЫКИ... Все песни, без исключения, созданы лишь для того, чтобы вызывать у слушателя эмоции. На данном альбоме Lacrimosa заставляет нас и грустить и радоваться, и плакать, и смеяться... И после первого прослушивания хочется слушать ещё и ещё... Напевая при этом "Tanz! Mein Leben tanz! Tanz mit Mir..." "Elodia" - это вершина творчества Lacrimosa, величайшее произведение, созданное в жанре Sympho Gothic Metal. И вряд ли эта вершина будет покорена когда-либо и кем-либо... Даже сам Тило вряд ли сможет превзойти себя в этот раз...


Рецензии