Личный взгляд. Базис культуры. Глава первая

Я решил запустить в ход собственные статьи, не касающиеся конкретики и точной описательной науки; это абстрактная картина развития человека на прямой времени. Это не стоит расценивать как попытку написиния чисто научной статьи, это не так, более в том жизненного, практического; я не применял датировки и эпохальные отметины, чтобы не прицепляться к цифрам, сосредоточившись на ступенях развития.

"Базис культуры"

Глава первая.
С чего начиналась культура. Какой путь пришлось пройти человечеству от примитивного добывания пищи к сельскому хозяйству. Зачатки феодализма.

Любая, даже малейшая культура, характеризуется наличием в жизни группы людей каких-либо ценностей. И какими бы те, в свою очередь, ни показались в далёком будущем, они, всё же, остаются доказательством наличия централизующего начала. Культура могла зародиться тогда, когда потенциал мышления вышел за рамки дикого существования, когда отношения между особями приобрели качественно новый этап развития. Наиболее характеризующее отличие культуры от животной изобретательности -- передача и обогащение знаний из поколения в поколение. Навыки, закреплённые в результате опытов у одного поколения, следующему передаются как фундаментальное знание. Каждый является звеном общества, связывающим нить информационного потока племени на прямой времени.
Сначала был страх. Перед природой многие животные слабы не только физически, но и морально. Главный шаг первых разумных гоменидов -- поиск объяснения всему, окружающему их в мире. И в этом случае не важна верность анализа происходящего, важно само существование описания. Оно даёт неизмеримо больше, чем точные характеристики природного явления. Через простейшее описание закладывается образ, формирующий индивидуальную реакцию особи.
В следствии эволюционного расширения границ разума появляются сложные взаимосвязанные представления, на базе которых формируются первые верования и устные мифы, обростающие подробностями или увядающие за последующую жизнь племени.

…Так совершенствуется и развивается язык общения, попеременно генерируясь внутри группы и приходя частично извне. Новые слова, обозначающие, по сути, одно и то же, в разных племенах имеют различные корни, разную описательную глубину. Характеризуя явление или предмет, делают это по отработанной мышлением схеме или в её рамках. Каждое новое слово подвластно фонетическому базису, сложившемуся в языке. Приходящие слова с непривычными звуками видоизменяют и приспосабливают. Если даже имена подвержены значительным изменениям при переходе из одной языковой группы в другую, то различие в основной массе слов -- это совершенно естественно, так же, как и различие культур. Звучание языка в целом формирует менталитет нации. Так, схожими по менталитету могут быть нации, говорящие на языках разного происхождения, но имеющих схожие акустические данные. Звук формирует материю, её внутреннее состояние, предопределяя структуру мышления.

Связь времён. Человеческая генетика очень медленно следует за меняющимися условиями существования. В РНК содержится вся эволюционная ветка организма; от зарождения в виде одной клетки до формирования человеческого образа, проходя заново каждую из стадий эволюции. Так остаточные свойства ушедших в прошлое народов, имеющих не продолжительный близкий контакт с существующими, запечатлелись в их генофонде. Движение от прошлого к нашему времени прошло через множество поколений. Смену поколений определяла возможность воспроизводства потомков. Частота смены поколений -- скорость эволюции вида.
Совершенствуя разум, человек отделяется от природы, искусственно отдаляет себя от неё, оставаясь абсолютно зависимым, как и прежде; убывает желание замечать эту связь. Меняются условия и границы сражения с окружающим миром, но коренная причина пребывает в неизменной форме – желании управлять всеми процессами или, хотя бы, в них участвовать. Отсюда и все основные неприятности, связанные с нашими методами ознакомления с миром. Мир тому не рад и старается выразить это недовольство, по-своему: разнообразными катаклизмами, изменениями в океанических течениях. До многих уже давно дошло, что надо прекращать этот вандализм, а до остальных либо не дошло, либо им о том не говорили всерьёз. Не далеко и надоесть этому сложному симбиотическому организму, в котором существуем и гадим, разрушая его и заставляя перестраиваться под новый химический баланс. Пользуясь приборами и предметами, меняющими биосферу, мы побуждаем её отвечать на наш непроизвольный вызов. Так, не желая того, меняем среду обитания для всех существ, более и менее чувствительных к изменениям. Какие-то приспособятся к новой обстановке, другие со временем вымрут. А на эволюцию вины не переложишь, слишком очевидными будут причины и улики. Нефть самостоятельно не могла открыться, да пока такого ещё не случалось. Выходящий природный газ можно приспособить или опечатать.

Кочевничество. Постоянное перемещение по местности первое время было нормальным явлением. Не было чёткой привязанности к территории. Перемещались за диким мясным скотом, который мигрировал за погодными условиями. Надо было держаться на приемлемом расстоянии от стад, зависимость от которых довлела, вынуждала часто менять место. Приходилось охотиться и тратить силы на добывание пищи вне ареала обитания. Нехватка ощущалась и в других источниках питания; растениях и воде, пригодной хоть сколько-нибудь для питья, во время засух. Позднее кочевники, как и оседлые жители, приручив мелкий домашний скот, стали перемещаться, меняя места пастбищ, и оказались зависимыми от особенностей грунта и количества осадков.

Оседлость. После приручения животных, во многих климатических зонах надобность в перемещении отпала. Появилось время на обработку земли. Путём множества экспериментов находили новые методы земледелия, скотоводства и строительства. Силы, прежде уходившие на сворачивание и раскладывание переносных жилищ, охоту и поиск съедобных растений, начали перенаправляться в другие области. Началось ускоряющееся развитие технологий и быта. Вслед за этим, без отставания, стартовала феодальная раздробленность. Возникла возможность экономически безущербного деления сфер влияния между семьями и отдельными представителями племени. Родоплеменной строй, эволюционируя, породил следующий вид отношений между членами общества – феодализм межкастовый, с наследованием статуса и власти.

В какой-либо форме феодализм существует повсюду и в наше время, будь он официальным или контекстным, возникающим между поколениями. Он – неизменная точка отсчёта нашего прогресса.


Рецензии