Суровому филологу А. П

Для Вас, я знаю, всё не ново:
Рондо, сонет, малыш-септет –
Храня петрарковский завет
На формы смотрите сурово.

Но я на помощь призову
Шекспира образ величавый –
Его же тоже бес лукавый
Сподобил переврать строфу.

И вот по-аглицки пишу.
Но, всё ж, охватом рифмовать
Прошу мне разрешенье дать:
Я с обучением спешу.

Сначала Сидни обойду,
А там и к Данте подойду :)


Рецензии
Ух ты! Мне сонет посвятили:) Я суровый филолог, а в жизни я очень разная и непредсказуемая:)

Сонет - чуднейшая из форм!
Застыну в вечном реверансе -
Эмоций бурных милый шторм
Не так прекрасен, скажем, в стансе.

Шекспир, Петрарка, Дант, Ронсар,
Молюсь на вас, сонета боги!
Мне ниспошлите дивный дар,
Чтоб гениальной стать в итоге!

Пророков нет в своей стране,
А гений чтится после смерти...
При жизни нет признанья мне!
На вечность творчество проверьте!

Стройна сонета строгость строк -
Она продлит земной мой срок!

Ирина Прекрасная-Повышева   17.05.2007 07:02     Заявить о нарушении
Уважаемая Ирина!
Уж, не обессудьте - спрошу как филолога:)
Почему в России не сложилось своей классической формы сонета, как в Италии и Франции?
или она не разрабатывалась?
или русский язык настолько универсален, что в этом не было необходимости?

Ульрих Из Торвила   19.05.2007 22:25   Заявить о нарушении
Интересный вопрос. Дело в том, что отклонения от известных сонетным форм называют вольностью. Может, эта вольность, и есть - русское многообразие форм? Надо мне поднять лекции за 4 курс Светланы Дмитриевны Титареко, которая преподавала спецкурс "Русский сонет". Нас из курса к ней человек 5 ходило. А вообще русские не следуют даже классике рифм в первых двух катренах. Вольная бунтарская душа (=менталитет народа) вечно бросается в крайности не только в политике, но и в обычной жизни. Думаю, это проблема менталитета русского народа - нежелание и неготовность жить по закону, по порядку. Ведь бюрократы законно отнимают у народа то, что народу положено по закону. Уход от ограничений, вольность, свобода - мечта русского народа, которая, очевидно воплощается в том, что у нас в России не весьма популярен жанр сонета. Да и вообще - твёрдая философская форма (а философская лирика как жанр в среде литетератроведов вызывает споры не только в определении, но и в отнесении: выделять ли философскую лирику как самостоятельный жанр или относить в состав любовной, элегической или пейзажной лирики) для свободолюбивой русской нации, любящей философию, потому, вероятно, и трудно приживается, что она требует соблюдения законов жанра. Да и само отношение к философской лирике, где ставится под вопрос её наличие, заставляет задуматься и об отношении к сонету как философской форме. Это моё мнение, и оно может быть оспорено, но мне думается, что появление своей, русской формы сонета возможно при перемене менталитета русского народа, когда все русские будут соблюдать законность. Ведь только в России может быть такой фактор в деловой встрече как неявка по причине крайне нетрезвого состояния нестояния на ногах. С другой стороны, лень - двигатель прогресса, а русский человек ленив. Мы из лени зарабатываем больше, чтобы дома освободиться от тягот быта. Хотя по старинке всё-таки многие люди по-советски не работают, а зарабатывают. Поэтому у нас отвратительное качество обслуживания в бутиках, супермаркетах и банке. Одна женщина рассказывала, что в подруга её проживает в Канаде, и если за 40 секунд в банке к клиенту никто не подошёл, персонал просто увольняют. Если бы у нас было такое же отношение к человеку в России! Но у нас за такое не увольняют точно - страна многомиллионная и товарищ Сталин выдал закон "Незаменимых людей нет". На Западе государство существует для защиты прав человка и его свобод. У нас наоборот - люди винтики государства. Мы для него, а не оно для нас. Поскольку государство не интересуется личностью, личной жизнью своих граждан, то и лирика в такие времена не популярна. А ведь лирика - это проявление именно личной жизни человека. Расцвет лирики, особенно в России приходится на правление "добрых царей", которые разворачивали политику в сторону личности. А сейчас негласная цензура губит не только литературу, но и журналистику. Купленная и проданная журналистика со своими мифами врывается в жизнь простых граждан. Но мало кто знает, что простая гадалка, которая платит налоги, должна стоять в очереди, чтобы их заплатить, но не имеет права подать свободно рекламу и чиновники, издав указ, говорят, завуалируйте свой вид деятельности, и работайте. Проститутки и то больше в чести, чем те, кто честно работает и стремится помочь человеку в различных ситуациях - будь то выигрыш в суде или просто правильная постановка диагноза (медицина у нас, блин! Извините за выражение, но отправляет пациентов "к бабушкам"). То есть налоги платить обязаны, а права на подачу за родные деньги и немалые, извините, нет. Равно как, у нас есть свобода вероисповедания. Но если ты не православный, а язычник, то у тебя - куча проблем, т.к. церковь узурпировала право на чудо. ПРичем всемирно. И нетерпима к другим религиям, особенно тем, которые на данной территории существовали задолго до христианства, которое уничтожало культурные шедевры (Одна история "Слова о полку Игореве" чего стоит - целый ОБОЗ ШЁЛ НА СОЖЖЕНИЕ!!!). Так вот собственная форма сонета, в понимании русского народа, ещё раз повторяю - это моя точка зрения, может появиться в период, когда государство заинтересуется жизнью своих граждан, и когда граждане будут соблюдать законность и выражать свои свободы (о которых люди чаще не знают в нашей стране, что является даже своеобразной традицией - от незнания культурно-исторических истоков собственной нации до понимания порядка как такового). Твёрдая философская форма (а значит устойчивая!) может сложиться лишь в устойчивых и устоявшихся условиях существования народа и изменении менталитета (в то время как к поэзии в России даже во времена Пушкина и Ломоносова относились как безделью, кроме как во времена правления Екатерины II, которая вела бурную литературную жизнь и списывалась с философами всей Европы, которые были не в чести в своих странах). А это произойдёт, мне кажется, не скоро. Т.к. к появлению в России всего нового, в том числе и на Западе, относятся как к очередной ереси и профанации. К примеру, руны и руническое письмо существует не только на Западе вплоть до Болгарии, но и на Енисее у тюрков (Орхонские рунические надиси), а также рунические знаки присутствуют даже в официальных алфавитах включая Индию и Арабские части Евразии, но никак на Западе не признают, что в России МОГЛИ И ДОЛЖНЫ БЫЛИ СУЩЕСТВОВАТЬ (даже Гераклит писал о России за 3 тыс. лет до Рождества Христова как о великой нации). У безграмотных тюрков есть свои рунические памяткники, а у нас много чего христианство уничтожало, так у нас даже "Книгу Велеса" во всём мире считают мистификацией!!! Правду доказать невозможно. Русские с приходом христианства потеряли авторитет в мировом сообществе. Так что даже если и изобретут русскую форму сонета, то мировое сообщество будет говорить, что это новая сонетная ересь.

С уважением к Вам (очевидно, Валерий - по звуку Ульрих и Валерий звучат близко), Ирина. Надеюсь, я доступно объяснила свою точку зрения, ответив Вам экспромтом на вопрос. Но я всё же подниму лекции Светланы Дмитриевны о русском сонете и освежу в памяти. Надеюсь найти более позитивные тенденции в отношении русского сонета.

Ирина Прекрасная-Повышева   20.05.2007 04:16   Заявить о нарушении
P.S. Прошу прощения за опечатки - "слепой" набор. Светлана Дмитриевна Титаренко. остальные опечатки - от скорости набора, да и "строка летела, мысль, неслась, рука на кнопке сорвалась":))

Ирина Прекрасная-Повышева   20.05.2007 06:05   Заявить о нарушении
Уважаемая Ирина!
Поскольку Вы ответили на мой вопрос в большей степени как культуролог, а не филолог, позволю себе написать в том же ключе. Хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что сонет, как поэтическая форма, достиг расцвета именно в "эллинизированных" (по терминалогии Вячеслава Иванова)странах. А у варварских, живущих в границах Матушка-Волга - Отец-Рейн, народов, увы!, нет. Я не стану особо углублятся в эту тему - у Жозефа Гобино всё расписано достаточно внятно - но подвожу речь к тому, что, очевидно, русский менталитет тут ни причём. Германцы также не блеснули национальной формой сонета. А вот тот факт, что в немецком (иных не знаю, извините) языке, слова короче, звонче и, как правило, с ударением на первом слоге, в отличие от русского, явно говорит о том, что твёрдые поэтические формы для различных народов дОлжны отличаться условиями написания. Классический пример - борьба Дю Белле с засилием "итальянщины" и выработка "Плеядой" национальной формы сонета.

Ульрих Из Торвила   20.05.2007 15:48   Заявить о нарушении
Я - Дмитрий :) Первоначально мой никнейм был "Ульрих фон Лихтенштайн", но после выхода на большой экран фильма "Легенда о рыцаре" пришлось от него отказаться.

Ульрих Из Торвила   20.05.2007 15:51   Заявить о нарушении
Господа, прошу прощения, но раз уж вы филологи, что такое сонет? я имею ввиду какие там стандарты написания, или точнее, как отличить сонет от стиха?

С уважением, Дмитрий М.

Дмитрий Морозов   18.06.2007 21:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.