Разбиваясь о неизбежность и любви, и жизни, и себя

 Геннадию Банникову.


 Настоящий талант всегда многогранен. И хотя, неблагодарное дело анализировать поэзию, тем более, автора, не любящего «заскорузлых конструкций литературных критиков», всё же попробуем, поживее - в ритме аллегро.

 Стихотворения Г. Б. часто вызывают улыбку, иногда кажется, что автор задался целью порадовать читателя:

« Я снова рад увидеть лично вас -
Рифмую кровь с любовью и морковкой»

 При этом отметим вольное, но мастерское владение словом:

 «без на то алаберной причины»,
«не пойму, за что там, бьётся моё сердце». –

 цитаты приводятся по памяти, при анализе книги их было бы гораздо больше, но быстрая запоминаемость стихов – показатель лёгкости восприятия, лёгкости, только по форме, содержание же их часто – энциклопедично:

Прибудет Меньшиков в Березов наступит утро для стрельцов
Ах эти тернии и розы зачем ложитесь на лицо

Забыв про то где был доселе про параллельные миры
Я просыпаюсь в понедельник до времени и до поры

Картина репина не ждали квадрат малевичевский чёрн
Мои вчерашние скрижали сегодня как бы не при чём

- и далее про Шишкина, Рахманинова, Шаляпина, полёт шмеля и Маргариту, да простит мне автор слишком вольную трактовку. Спрессованность информации не делает его стихов тяжеловесными, по выражению Б.Кенжеева «мертворожденными».

Гармония и Красота – вот главные линии всего творчества Геннадия Банникова.

К чему же нам придраться? А пусть, в конце концов, если читателю интересно – потрудится сам, уверяю вас, процесс этот будет приятным и интересным. Жаль только, что у стихотворений часто, - грустный подстрочник: «И не выбросишь слов из печальнейшей песни»

И уж совсем особенно звучит:

Кончилось Болдино, я возвращаюсь назад.
Вместо стихов – телевизор, еда и газеты,
Служба, театры, футбол и возня президентов –
Вместе свиваются, словно в корзину лоза

Кто-то швыряет меня на плетёное дно –
Как высоко поднимается край у корзины.
Едкие слёзы текут по щекам некрасивым-
Страшно, противно и пусто без розовых снов.

Я начинаю в отчаянье лезть на плетень
Под возмущённые вопли царей и султанов –
Эти святые в залапанных кровью сутанах
Вместе со свитой разводят пургу и метель.

Кто – то хороший вчера уже мне помогал,
Жаль, что не сдюжили пальцы мои и колени…
С верой в осенние тёплые дни откровений
Буду карабкаться сквозь холода и снега.


Лейтмотивом по творчеству летит не просто ирония, а я бы сказала - эстетика порока и декаданса. Но потому что сказанное поэтом - красиво, читатель не воспринимает – правдиво. Буквально переданный смысл воспринимается, как красивая метафора; правда, как отвлечённость - «печаль вселенскую изведав»,…но это проблемы скорее читателя, чем автора.
Хочется отметить, что темы стихотворений – «многоассоциативны», но, тем не менее, всегда отцентрованы вокруг одного чувства, идеи, сюжета, суть которого часто сразу заявлена в названии. Это обстоятельство и выдаёт в авторе человека, мыслящего довольно упорядоченно, логично, несмотря на всю бесприземлённость чувств (нужно отметить, что в природе существуют и около 20 технических статей его же авторства).
Совсем не хочется петь дифирамбы, честное слово, но как тут от них удержаться. Возникает ощущение какой-то умной сумашедшенки… а может, просто жизненная мудрость:

Возомнила метельная злобная матрица,
С белым шумом пуская вихрастые ветры,
Что своим уравненьем до сути дотянется
Сокровенной моей, глубоко интравертной.

Не могу я понять, как же так получается –
Минусовка завьюжит аккомпанементом –
Я себя ощущаю горячим, но чайником,
Выпускающим пар по ушедшему лету.

Нет больших длинных стихотворений, поэм, кажется, автор как-то даже и не склонен относиться к себе серьёзно, может, поэтому и пишется – легко, вернее так читается. Нельзя не отметить музыкальность ритма, что и неудивительно, ведь многие произведения – это авторские песни.
В подаче образов, идей и в определении жанра произведения, присутствует вечная интрига – «читатель, отгадай-ка сам!» Обнаруживается как будто присутствие поэта на нескольких планах, взгляд на себя и свои самые серьёзные проблемы со стороны, сверху, как бы в контексте Мирозданья, истории и всеизвестности. Но, однако, все наблюдения точны, тонки и эксклюзивны…не важно на какую тему:

Россия? Америка? – серый туман
Остался от двух распальцованных наций…

Конечно, много стихотворений о любви, но в них - собственно женский образ скорее силуэтен, как у Бальзака. «Ну не делай этот поворот!» - ведь «я люблю остолбенеть от гениальности скульптуры». Вечный поиск идеала, Снегурочки, потерянной в «турецких банях»,
«А я пишу один и тот же стих –
Любовь и смерть гышпанского идальго»

(Лирическим отступлением, позвольте вам, автор, задать один отнюдь не литературоведческий вопрос: кто же вам нужен, идальго, – Дульсинея со сковородкой?)
И просто очень нравится вот это:

Виолончельная душа.

Пройдя сквозь наши ауры и коконы,
Оно нам души пламенем лизнёт,
Ах, лето, лето – бабье, синеокое,
С такой невероятной желтизной.

И защемит душа виолончельная,
Внутри растает чёртик восковой,
Для пущего осеннего значения
Поёт о чём-то вкрадчиво гобой.

И тут же скрипок стая воробьиная
Смешается с мельканьем конфетти,
И мы, как тени, как святые иноки,
Сквозь листья и сквозь музыку летим.

Я знаю, это лето не закончится,
Зачем ему кончаться, чёрт возьми –
Здесь всё возможно, если очень хочется,
На нашем дальнем краешке земли.

 И наконец, чтобы долго не мучить читателя писательством, поскольку всюду весна, на том и закончим, соглашаясь с поэтом:

Вернулось солнце с тучкой на макушке,
Я тоже набекрень надел панаму,
Подумал, что сезона нету лучше,
Когда ко всем тепло приходит. Амен.


Рецензии
Присоединяюсь ко всем теплым словам в адрес Гены.
Ай да Машенька, ай да малацца!
От меня лично преогромный респектище!
Твой до гроба,

Сергей Судаков   04.08.2007 17:21     Заявить о нарушении
Ну раз уж так!!!, - то принимается и респект

кстати,о том, как стихи писати,
не пришлёте свой личный "конспект"?

Мария Душаева   05.08.2007 17:59   Заявить о нарушении
Мой путеводный нить я излОжил подробно в следующем своем произведении:
http://www.proza.ru/2005/10/27-190
Эту лекцию меня приглашали читать в литинститут имени Кой-кого, но я сослался на нехваток времени.
А и впрямь, листьев в той год навалило - тьма, не поспевал метлой махать, туды их в качель!
Охо-хо, жизтя наша....
Не кашляй, Машенька.

Сергей Судаков   05.08.2007 18:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.