Роль свободного времени в философствовании
Досуг без духовных занятий – гибель для человека.
А. Шопенгауэр
Всем хорошо известны пророческие слова К. Маркса о том, что богатство общества будет измеряться количеством не рабочего, а свободного времени человека, того времени, которое будет использовано им для восстановления физических и духовных сил, а также для совершенствования своих знаний и способностей, для духовного роста.
Но наличие необходимого для всестороннего развития человека времени и умение им разумно пользоваться – не одно и то же.
Проведенные за последние годы социологические исследования показывают, что неумение использовать свободное время – беда многих наших людей, что очень часто решение всей проблемы связано с отсутствием такого умения. А ведь каждый нерационально использованный час в бюджете свободного времени человека – потеря общественного богатства.
Конечно, не стоит все обобщать в больших масштабах. Ведь если прислушаться к словам Чжан Чао, можно быть уверенным, что есть человек, который “…ничему не радуется так, как досугу, но не потому, что бездельничает в это время. Досуг дает возможность читать книги; досуг дает возможность посетить знаменитые места; досуг дает возможность пить вино; досуг дает возможность писать книги…”
Свободное время можно расценить как условие, необходимое для духовного развития личности. В Библии сказано: “Мудрость ученого человека приумножается возможностью досуга”.
Социологи под свободным временем человека понимают ту часть внерабочего времени, которая остается за вычетом времени, так или иначе связанного с производством (работой), времени на дорогу, времени, идущего на домашний труд и другие бытовые нужды, и, наконец времени, необходимого на удовлетворение физиологических потребностей (сон, прием пищи и т.п.).
Таким образом, свободное время – это время, идущее на учебу, самообразование, общественную деятельность, чтение газет, посещение кино, удовлетворение творческих потребностей. Творчество – это процесс индивидуальный. И он тем ярче, индивидуальнее, чем больше личность получает для творчества стимулов, пищи от общества и отдает ему. Но творчеству тоже надо учиться. Есть десятки книг о том, как учиться творчеству, на чтение и ознакомление с которыми мы готовы с пользой потратить наше свободное время.
Как отмечал Ф. Ницше: “Человек, который болен и лежит в постели, приходит иногда к заключению, что обычно он болен своей службой, занятием или своим обществом и из-за этой болезни потерял всякую рассудительность в отношении самого себя: он приобретает эту мудрость благодаря досугу, к которому его принуждает болезнь”. Сейчас довольно сложно разграничить рабочее и свободное время, т.к. много людей берет работу на дом, не задумываясь о свободном времени как факторе духовного совершенствования личности, “… времени для… более возвышенной деятельности”, – К. Маркс.
По словам И. Канта: “Величайшее чувственное наслаждение, которое не содержит в себе никакой примеси отвращения, – это, в здоровом состоянии, отдых после работы”.
Перед человеком встают не только вопросы, связанные с решением повседневных практических задач: житейских, производственных и т.п. Он пытается найти ответы на вопросы наиболее общие и глубокие: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение в этом мире человека? Что лежит в основе всего существующего – материальное или духовное начало? Подчинен ли мир каким-либо законам или в нем господствует хаос? Может ли человек познать окружающий мир и что представляет собой это познание? В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность? Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном, свободе и справедливости, а также о многих других мировоззренческих вопросах.
Размышляя над ними, человек может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или же на научные знания. Это зависит от типа мировоззрения, одним из которых является философское. Следует заметить, что для размышлений надо время, свободное время.
По словам Т. Гоббса: “Досуг – это отец философии”. С этим, конечно, некоторые могут не согласиться, как и с тем, что такое “философия”, т.к. дать определение этому слову пыталось очень большое количество философов.
Из общей массы определений можно выделить лишь основные идеи:
1. Философия – это исследование конечных причин.
2. Философия – это исследование того, что считается уже известным.
3. Философия – это умение ставить жизненные вопросы.
4. Философия – это исследование оснований мироздания, его сущности.
Как было уже сказано, для исследований, умения ставить вопросы, восстанавливать свои физические и духовные силы, развития, правильного пользования знаниями, планирования, познания, удовлетворения творческих потребностей, совершенствования и многого другого, что составляет философию необходимо свободное время.
Время, когда мы не подвержены внешнему воздействию, когда никто не может помешать нашей творческой деятельности, когда мы заняты удовлетворением наших интеллектуальных потребностей, когда мы посвящаем себя духовному развитию.
“Свободное время – это богатство, которым можно свободно располагать” – К. Маркс. Ведь действительно создано много трудов в философии благодаря свободному времени.
Свидетельство о публикации №107042701224