Вышивка моя

"ВЫШИВКА МОЯ"

И вот уже "меньше сделалось тоски", говоря языком Виктора Соколова, когда я прочитала сборник его стихов "Проснуться жаворонком".Тоски, частенько наваливающейся от чтения бесчисленного стихотворного мусора. Не буду каркающей вороной изрекать общеизвестное, займусь "жаворонком" – одним из 200 (такой, увы, тираж), вылетевших в свет в 2005 году. Скромная книжечка с поэтическим названием – труд человека, прожившего чуть больше половины земной жизни ("две трети лета позади", как написано им ещё в молодые годы), открывает мир индивидуальный и в то же время обнажает пласт непростого времени, выпавшего на нашу долю, заставляет вспоминать, сопереживать и задумываться.
За внешней простотой изложения, если исключить "самое раннее", просматривается подтекст, свойственный работе разума, философское осмысление жизни без назидательности и высокомерия.
Виктор Соколов в своих стихах ироничен (весь Антинаучный раздел, стихотворения Летнее время, Нечто О бледном банщике,Баллада про обиду, Бабье лето), трепетен ("Вот путь отстукали колёса", Наяда…), разухабист (Камаринское). Любовная лирика и открыта, и целомудренна:

Она свою любила красоту…
………………………………….
Она во мне раздула жар мужчины,
Но в нём не загорается поэт.
________

Я шёл к тебе – косым дождём к земле,
Травой тянулся к солнечному свету,
Лучом стремился сквозь любую тьму.

Я превращался в каплю на стволе,
В слова любви, пришедшие к поэту,
А став собой, шёл к дому твоему.

Ещё:
Под облака взвивалась птицею
Живая, чуткая любовь
________

И никогда любить не поздно нам,
Мудрей с годами становясь.
________

Недуг любви, в котором так непросто
Смешение печали и добра.

В стихотворении "Мои слова возникнут и растают" поэту хочется зарыться в землю и подождать, когда он "прорастет", "взойдёт", право же, это излишне скромно, хотя бы долю этой скромности другим, в каждых виршах обзывающих себя ПОЭТОМ!
"Поиск души" – какое глубокое лирическое стихотворение! Человек-природа-город – всюду душа, душа поэта!
В стихах Виктора Соколова природа описана так, что она обретает особую прелесть, затейливо играет новыми гранями. Подмечены такие нюансы, которые у читателя создают эффект присутствия, он рядом с атором любуется красотой: ("Осени многоголосье", "Морозный воздух чист и звонок", "Нам не нужна прохлада в декабре"). В поэтическом слове воедино сливаются и живопись, и музыка, и прикладное искусство:

Воздух, нарисованный колокольным звоном.
Небо, чуть окрашенное пением жаворонка…
________

…………..маленький жаворонок
Плетёт своё кружево – песни.

В "Зиме затяжной" – абсолютная истина:

"Цвета настоящие – полутона"

И щемящий, не риторический вопрос:

Какие для сева
Храним семена?

В этом и в других стихах (раздел "Нетерпеливая Россия") волнение за судьбу Отчизны. Эта забота сердечная, а не кликушеский вопль бесчисленного количества пишущей братии моего поколения и даже помоложе. В моём любимом сонете Виктора Соколова "Я наблюдал движение миров..." нахожу весь спектр поэтический и для многих аспектов жизни могу цитировать строчки сонета, вот и к этому абзацу две:
 
Но дух народа после катастроф
Мужал и креп, а не впадал в смятенье.

Вообще сонеты удаются поэту, они классически выстроены и очень содержательны, взять хотя бы "О прошлом тосковать немудрено":

О, миг прекрасный нынешнего дня!
Ты полон ностальгии и мечтаний,
Бессчётных дел, преодоленья бед.

И не пугая, радует меня
Ниспосланная трудность испытаний
И в памяти оставшихся побед.

И триолеты сделаны мастерски, но видно я не резонирую с их ритмом, хотя отдаю им должное.
А вот сейчас я, надеюсь плавно, перехожу к замеченным шероховатостям, как мне показалось. И, не смотря на резонное замечание автора, вопрошающего:

Кто заметит корявость веток,
В букет собирая осенние листья
? (вопрос мой)

тот, безусловно, безнадёжный прозаик, но может быть он собирал листья для гербария, так сказать – в целях научных, и обращал внимание на родительское дерево. Я превращаюсь в этого унылого человека и начинаю крючкотворствовать…
В Сонете "Ты думаешь, что были времена" очень дробно читается первая строчка второго катрена из семи одно-двусложных слов, и ещё я насчитала пять глаголов "быть" в восьми строчках, вот.
В "Счастье" хотя и хорошая составная рифма "спит оно" к слову "испытано", но на слух, почему-то с питьём-питаньем связывается. В стихотворении "Стёрла ночь позолоту заката" очень занозистая строчка "и без зла на невзгоды". А в "Антинаучном" я спотыкаюсь о стих "Ну а может быть наоборот" и во второй строфе "…откуда-то ты, То и…"
Вот, пожалуй, и всё, что я изыскала, можно сказать под лупой, в работе "вышивальщика":

Канва известного сюжета,
Пестрящий бисер бытия,
Знакомый в нитках выбор цвета,
Но только вышивка моя.

И я от всей души поздравляю Виктора Соколова с его удачным сборником, желаю дальнейших творческих успехов и новых книг, где также будет
"Строй сильных стоп со стуком сердца слит".

Татьяна КУВШИНОВСКАЯ, декабрь 2005



 


Рецензии