Россия страна самодостаточная. Введение к циклу

Россия – страна самодостаточная. В отличие от большинства стран нам захват чужих территорий и природных богатств не нужен. У нас есть всё. Поэтому вместо колониальных захватов нам всегда важно было создавать собственную инфраструктуру – пути сообщения, приспособленные к природе Севера, Сибири, Дальнего Востока. Инфраструктура позволяет оперативно защищать границы страны, вести мировую торговлю, создавать новые города, свободно перемещаться жителям в пределах страны, увязывать морские перевозки, разрабатывать месторождения полезных ископаемых. Для и во благо человека.
Развитие путей сообщения в России имеет глобальную тенденцию – связь Севера и Дальнего Востока с её южными и западными областями. Основополагающим было решение Александра III о строительстве Транссибирской Магистрали. Был попечителем этого славногодела и император - царь Николай II. Дорогу строили с 1894 по 1916 год. Тогда же прорабатывались проекты железной дороги на Чукотку для связи через Берингов пролив с Американским континентом. Это бы позволило иметь сухопутное сообщение с Северо-Востоком и глобальный торговый оборот Евразии и Америки через Россию с немалой для неё выгодой. В 1917 году весной Николай II, идя навстречу прошению купцов и промышленников, издал указ о строительстве ветки Транссиба к Якутску. Если бы не переворот осенью, как знать...
**
Российский Корпус Инженеров Путей Сообщения для подготовки специалистов был создан по указанию Александра I. До конца 19-го века он был единственным институтом подобного высокого уровня в стране. Выпускникам присваивался вместе с званием инженера дворянский титул.
После Октябрьской Революции огромную работу по восстановлению дорог после гражданской войны взяли на свои плечи ведущие специалисты из этого и других институтов путей сообщения. Был среди них и мой дед - П.Г. Таллако. Под его руководством было восстановлено движение по Транссибирской магистрали, разрушенной во время Гражданской войны. Грамотную доверительную работу с ними вёл Народный Комиссар Путей Сообщения Ф.Э. Дзержинский. После его кончины началась сталинская «охота на ведьм». Специалистам из выше названных институтов вменялось вредительство и шпионаж. Расстрелы, лагеря обескровили «мозговой центр» НКПС. Политики готовились к мировой войне, ввязались в европейские проблемы. Обустройство дальних областей страны железными дорогами было отложено на долгие десятилетия.
Жизнь подтверждает давнюю мудрость царя-миротворца Александра III. Мощные магистрали через «глухие» места страны актуальны в наши дни в ещё гораздо большей степени. Не должно быть таких мест.
Эту небольшую стихотворную работу я посвящаю прекрасной категории российских граждан – железнодорожникам - и памяти их предшественников, инженеров Петербургского Института Путей Сообщения имени Александра I, в том числе - П. Г. Таллако.
В этих 14-стишиях я пытаюсь в виде выдержек из делового блокнота показать мгновенья творчества русских инженеров-путейцев, выпускников Института Путей Сообщения имени Александра I, попавших на сложнейшие участки Транссиба – строительство дороги вокруг озера Байкал и в бассейне реки Амур.
«С полуулыбкою глядишь ты в объектив» - цикл, посвящённый их жёнам.


Рецензии