Возрождение Энкаустики

1.« Плиний»

Крестьяне - Боги, созидающие мир
Твореньем рук изваянных из камня
Не эти руки ли, хвалил Плиний*?
Головой затерянной в преданиях

О старец! Многие молчат уста
Не ведая ни имени, ни праха
Того кто в белом одеянии Христа
Писал икону «Сергия и Вакха»**

Последние осколки каменных картин
Написаны задолго, до нашей эры
Не мы с тобой, загадочный Плиний
Вытеснили искусство – темперой**

Не нам с тобою знать
Кто сделал шаг к рожденью энкаустики
Ты жил почти 2000 лет назад
Как изменились пути искусства

Плиний* -древнеримский историк

«Сергий и Вакх»** - 6-7в.
(монастырь св. Екатерины)

2. «Ода Анакреона»

Встань, сын отцов своих, отец своих сынов!
Первый из последних наследников Родоса
Я - Анакреон терял счет пройденных холмов
Дабы поведать старцу все, что не сбылось

Не ты ли? Создатель каменных палитр
Божественных икон из пинии* лощеной?
Не ты ли? Жестким локтем сбитым
Окрашивал в цвет ночи костью жженной,
Матовый оттенок холстов?

Так нарисуй, как я скажу
Чтоб видеть мог твою картину
И сердце билось, чтоб от облика любимой

Нарисуй мне прежде волосы ее
И если воск твой может
Пусть свежесть этих златых волн
Чарует на берегу оставшуюся соль

А выше век под этими волнами
Рисуй чело ее - белое как кость
А брови не сливаясь и не разделяясь
Но как у ней пусть крыльями теряясь

Вливаются одна в другую
Но для долгого взгляда очей
Должен взять ты чистое пламя
Чтоб глаза - как у Афины. Нет!
В тысячу раз нежней!
Вызывали любовь даже у камня

Молоком молодых коров
Свежестью розы
Нарисуй ей щеки и нос
Июльской росой ее морские слёзы

А еще ты губы ей нарисуй
Как у Пейто
Так сладко влекущие к поцелую
И одень ее наконец в пурпур
Розовый-светлый
Нежный чтобы насквозь
Видел свежесть тела ее молодую



Пиния* - вид итальянской сосны

3. «Апеллес»

Не в те ли старые века
Когда писали «Богоматерь с младенцем»
Бывали говорят, такие мастера
Писавшие лицо сквозь сосуд цестром*

Слова Плиния дошедшие до нас
Оповещают что был художник Зевкис
Его картины стоили под час
Столь высоко - что их нельзя купить
И он дарил их, ибо их цена бесценна
Так доброта его благословенна

Один из самых великих мастеров
Придворный Македонского - Апеллес
Его «Венера Анадиомена»
(Выходящая из волн)
Всех превосходит и доселе

Цестр* - инструмент для заливки краски в углубление доски

4. «Полиокрет»

В Греции есть все? Все может быть
С добром почитали художников тех лет
Вы может быть читали? Нет?
Воинственный Деметрий Полиокрет*
Однажды осадил Родос
И город брать ему пришлось
С той стороны где в старой мастерской
Пунический иль омыленный воск кипел
И старый мастер был у добрых дел
Так, преклоняясь искусству Протогена*
Полиокрет осаду снял
О том гласит легенда

Деметрий Полиокрет * - завоеватель
 Протоген* - знаменитый энкауст своего времени

5. «Рецепты Плиния»

Рецепт 1) Пунический воск.

В котел наполненный морской водой
Воск бросали
Должен быть не прикасаем под луной
Котел на холодном камне

Затем с огнем роднили старый котел
В него ложили натриум* сырой.
Немного поташа чтоб был он весёл
И ложкой пену сними идущую волной

В сосуды тонкие всю смесь вливали
Мастера для радости влюбленных
Трижды так варили и остужали
Сушили на ситах плетенных
На солнечном и лунном свете
Льняным платком укрывали от ветра

Натриум* - сода

Рецепт 2) Омыленный воск

Котел железный наполни дождевой водой
И на огонь смиренный ставь
Когда заговорит вода, бросай поташ - рукой
Пунический остывший воск добавь

Когда же смесь с тобой заговорит
Приобретая цвет парного молока
Сними с огня!
Иначе ведь сгорит
Напоминая крашенные сажей облака

6. «Портрет молодой женщины»

На провощенной доске старинной
Покрытой грунтом, мелом с камедью
Женщины портрет красивый
С затаенной грустью ведьмы

Волосы блестят как листья
Вьющиеся мелкие локоны
Серьги и подвеска - тоже кистью,
Так выражены на сером фоне

Знающий мастер сказал :
Портрет оплавлен пламенем жаровни
Даже через тысячи лет он узнал
Почему налет отражается на фоне

На ней хитон серый от веков
В прошлом бледно- белый
Брови над глазами высоко
Розовый гиматий и плечи загорелые

Блики на лице как кованы
Во взгляде тайна и явь страниц
Выглядят не очень строго
Глаза, овеянные нежностью ресниц

Они красоту и время свяжут
Глаза красивых властных дам
А губы словно что-то скажут
Ну что-то вроде : « Шерше-ля фам»

«Портрет молодой женщины»
 - Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
 г. Москва конец 3 века
 


Рецензии