Возрождение Энкаустики
Крестьяне - Боги, созидающие мир
Твореньем рук изваянных из камня
Не эти руки ли, хвалил Плиний*?
Головой затерянной в преданиях
О старец! Многие молчат уста
Не ведая ни имени, ни праха
Того кто в белом одеянии Христа
Писал икону «Сергия и Вакха»**
Последние осколки каменных картин
Написаны задолго, до нашей эры
Не мы с тобой, загадочный Плиний
Вытеснили искусство – темперой**
Не нам с тобою знать
Кто сделал шаг к рожденью энкаустики
Ты жил почти 2000 лет назад
Как изменились пути искусства
Плиний* -древнеримский историк
«Сергий и Вакх»** - 6-7в.
(монастырь св. Екатерины)
2. «Ода Анакреона»
Встань, сын отцов своих, отец своих сынов!
Первый из последних наследников Родоса
Я - Анакреон терял счет пройденных холмов
Дабы поведать старцу все, что не сбылось
Не ты ли? Создатель каменных палитр
Божественных икон из пинии* лощеной?
Не ты ли? Жестким локтем сбитым
Окрашивал в цвет ночи костью жженной,
Матовый оттенок холстов?
Так нарисуй, как я скажу
Чтоб видеть мог твою картину
И сердце билось, чтоб от облика любимой
Нарисуй мне прежде волосы ее
И если воск твой может
Пусть свежесть этих златых волн
Чарует на берегу оставшуюся соль
А выше век под этими волнами
Рисуй чело ее - белое как кость
А брови не сливаясь и не разделяясь
Но как у ней пусть крыльями теряясь
Вливаются одна в другую
Но для долгого взгляда очей
Должен взять ты чистое пламя
Чтоб глаза - как у Афины. Нет!
В тысячу раз нежней!
Вызывали любовь даже у камня
Молоком молодых коров
Свежестью розы
Нарисуй ей щеки и нос
Июльской росой ее морские слёзы
А еще ты губы ей нарисуй
Как у Пейто
Так сладко влекущие к поцелую
И одень ее наконец в пурпур
Розовый-светлый
Нежный чтобы насквозь
Видел свежесть тела ее молодую
Пиния* - вид итальянской сосны
3. «Апеллес»
Не в те ли старые века
Когда писали «Богоматерь с младенцем»
Бывали говорят, такие мастера
Писавшие лицо сквозь сосуд цестром*
Слова Плиния дошедшие до нас
Оповещают что был художник Зевкис
Его картины стоили под час
Столь высоко - что их нельзя купить
И он дарил их, ибо их цена бесценна
Так доброта его благословенна
Один из самых великих мастеров
Придворный Македонского - Апеллес
Его «Венера Анадиомена»
(Выходящая из волн)
Всех превосходит и доселе
Цестр* - инструмент для заливки краски в углубление доски
4. «Полиокрет»
В Греции есть все? Все может быть
С добром почитали художников тех лет
Вы может быть читали? Нет?
Воинственный Деметрий Полиокрет*
Однажды осадил Родос
И город брать ему пришлось
С той стороны где в старой мастерской
Пунический иль омыленный воск кипел
И старый мастер был у добрых дел
Так, преклоняясь искусству Протогена*
Полиокрет осаду снял
О том гласит легенда
Деметрий Полиокрет * - завоеватель
Протоген* - знаменитый энкауст своего времени
5. «Рецепты Плиния»
Рецепт 1) Пунический воск.
В котел наполненный морской водой
Воск бросали
Должен быть не прикасаем под луной
Котел на холодном камне
Затем с огнем роднили старый котел
В него ложили натриум* сырой.
Немного поташа чтоб был он весёл
И ложкой пену сними идущую волной
В сосуды тонкие всю смесь вливали
Мастера для радости влюбленных
Трижды так варили и остужали
Сушили на ситах плетенных
На солнечном и лунном свете
Льняным платком укрывали от ветра
Натриум* - сода
Рецепт 2) Омыленный воск
Котел железный наполни дождевой водой
И на огонь смиренный ставь
Когда заговорит вода, бросай поташ - рукой
Пунический остывший воск добавь
Когда же смесь с тобой заговорит
Приобретая цвет парного молока
Сними с огня!
Иначе ведь сгорит
Напоминая крашенные сажей облака
6. «Портрет молодой женщины»
На провощенной доске старинной
Покрытой грунтом, мелом с камедью
Женщины портрет красивый
С затаенной грустью ведьмы
Волосы блестят как листья
Вьющиеся мелкие локоны
Серьги и подвеска - тоже кистью,
Так выражены на сером фоне
Знающий мастер сказал :
Портрет оплавлен пламенем жаровни
Даже через тысячи лет он узнал
Почему налет отражается на фоне
На ней хитон серый от веков
В прошлом бледно- белый
Брови над глазами высоко
Розовый гиматий и плечи загорелые
Блики на лице как кованы
Во взгляде тайна и явь страниц
Выглядят не очень строго
Глаза, овеянные нежностью ресниц
Они красоту и время свяжут
Глаза красивых властных дам
А губы словно что-то скажут
Ну что-то вроде : « Шерше-ля фам»
«Портрет молодой женщины»
- Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
г. Москва конец 3 века
Свидетельство о публикации №107041002153