Исторические этюды. с. Суково. Пасхальная редакция
Церковь Казанской иконы Божьей Матери. Село Суково.
Прежде, когда черновики писал карандашом (а писал, только карандашом), то, начиная тему, крайне трагичную, где рисовать, приходилось безысходную обездоленность и дикую разруху, замешанную на слезах и крови, то с кончика остро заточенного карандаша, самопроизвольно начинали стекать капельки слёз... Огромные, горькие капли...
Я с трудом дожидался, когда закончится грифельная истерика... и приступал...
Нынче же, когда стал пользоваться чудом электроники – компьютером и этот – туда же...
В отличие от своего предка, компик не рыдает – его начинает глючить – то вдруг текст, уже частично отпечатанный, исчезает, то неожиданно перемещается в другие разделы и папки... ну, и вообще...
Горько и не хотелось бы привносить грусть в эти радостные Пасхальные дни, но всё же совершу прогулку по селу, и по тому, что ныне осталось от Храма Казанской иконы Божьей Матери, украшавшего некогда живописное, словно лаковая Палехская миниатюра, древнее село Суково, которое таковым и осталось, если напрячь, включив воображение...
Действительно, не зря рыдают карандаши и глючит технику, когда приходится вспоминать о подобных большевистских, да и нынешних демократических непродуманных, порой бездарных беспределах, вплоть до кровавых...
+ . + . +
В писцовых книгах от 1577-го года записано, что «Комаревского стана сельцо Суковское-Селижа на речке Селижаре в поместье за Кудеяром Бойгеном, а преж того за Бойгеном Тотаром. Но тот с кого началось село, его первоначальным владельцем был Иван Иванович Суков, в 1517-м году, бывший ясельничим в Коломенском уезде».
Скажу честно, до села Суково проложена неплохая асфальтированная дорога так, что добраться туда можно довольно комфортно. Тем более по пути следования трассу окружают типично Русские пейзажи с живописными старинными деревеньками, раздольными полями, чередующиеся с ещё девственными лесами.
Село Суково расположилось вокруг огромного, старинного живописного пруда, с крошечными островками, на которых, плакуче притулились, густые, словно огромные зелёные шары – ивы...
На восточном, самом высоком берегу пруда в 1745-м году, на средства и усердием владелицы села, княгини Е.А. Ярославовой была построена церковка. Место это видно выбрано было недаром – во первых это одна из самых высоких точек села, но самое чудесное в выборе места то, что церковь была видна из каждого закоулка села, а самое мудрое и одновременно умилительное было в том, что церковь ещё чудесней смотрелась в отражении пруда, как бы падающей в самое небо. Я не писатель, увы, но описать созерцаемое не по силам, я думаю, даже великим мастерам пера, ибо только глаза могут передать всё восхищение от увиденного. В общем-то архитектура церковки довольно непритязательна – небольшая деревенская церковь, в традиционном для сельских церквей стиле – на центральном четверике располагался восьмерик, раскрепованый по сторонам света, с пристроенной, в начале XIX-го века, трехъярусной колокольней, соединенной с центральной частью храма, небольшой трапезной. Кстати в трапезной, чудом сохранились и не плохо, фрагменты приличных фресок.
Особо бросается в глаза, нарушающий пропорции храма, высокий верхний ярус колокольни – звонницы, с огромными арками – видимо для лучшего акустического эффекта...
Летом 1745-го года, при огромном стечении селян, не только местных, но и из дальних сёл и деревень, состоялось торжественное, праздничное освящение Храма во имя Казанской иконы Божьей Матери с приделом во имя преподобного Андрея Критского. На освящении храма также присутствовали Коломенские Архиереи и коломенское монашество.
Не надобно особо напрягать воображение, чтобы увидеть, как, менее ста лет назад выглядела эта мааааленькая деревенская церковка на высоченном, зелёном, заросшем густым ивняком, берегу пруда, а вокруг чистые, уютные домики с палисадами, ряженые во всё лучшее бабы, выпившие медовухи, лихо отплясывающие под заливистые звуки гармони, развесёлые мужики, а рядом, мирно жующие изумрудную траву, сытые коровы и белоснежные козы – сюжет для Палехской миниатюры – и это именно так!
А ныне... А ныне мой карандаш рыдает, мой компик глючит и очень хочется – полный, до краёв, губастый гранёный стакан скверной водки... без закуси...
Сейчас, если сквозь слёзы, посмотреть на мой маленький умирающий храмик, то сквозь мутную пелену слез, мы увидим – обезглавленная, кровоточащая колокольня, накренилась вправо, словно ещё раздумывая, упасть ей совсем или на что-то надеясь, набравшись сил, постоять... Центральная маковка безнадёжно склонила свою чёрную голову влево, а крест, словно уже нацелившись в захламлённую грешную землю, завис, параллельно этой земле... И всё ЭТО, каким-то чудом, держится на грудах, осыпавшегося со стен храма, кроваво-красного кирпича – С. Дали отдыхает со своими сюрами…
Я не берусь судить, почему всё так и почему мы, зачастую, такие!
Но это весьма характерно, не по всей, правда, России – но ЭТО ЕСТЬ! И это БЕДА наша –общая беда!!! Значит и вина на всех нас – значит Судия нам всем, Господь наш Иисус Христос.
Господи, Милосердный, помоги нам стать не «новыми русскими», а помоги, молим тя, вернуться к истокам Веры Православной, ибо без Тебя ни можем творити ничесоже!!!
+ . + . +
А Храм этот, даже в руинах своих, пусть осквернён, обезображен, но всё ж хорош, прекрасен и не смотря ни на что – БЛАГОДАТЕН! Слава Тебе Боже наш, слава Тебе!!!
Тем паче у храма Казанской иконы Божьей Матери, с 9-го сентября 1937-го года, имеется Небесный Покровитель – Преподобномученик игумен Мефодий (в миру Николай Михайлович Иванов)
Преподобномученик Мефодий родился в 1899-м году в городе Симбирске в семье священника. Окончил церковноприходскую школу. По окончании духовного училища в городе Алатыре он поступил в Симбирскую Духовную семинарию, не успев окончить её из-за переворота 1917-го года. В 1923-м году поступил послушником в Московский Покровский монастырь, где в том же году был пострижен в мантию с именем Мефодий и рукоположен в сан иеродьякона. В 1925-м году иеродьякон Мефодий был рукоположен в сан иеромонаха. В 1933-м году, он поселился в городе Кашире, так как в Москве ему жить запретили. Из Каширы отец Мефодий переехал в село Суково Каширского района, где стал служить в Казанской церкви; здесь вокруг него собралась небольшая монашеская община.
В 1936-м году иеромонах Мефодий был возведён в сан игумена, о чём он сообщил епископу Гурию, находящемуся в то время в ссылке.
26 июля 1937-го года руководство НКВД по московской области отправило распоряжение начальнику Каширского НКВД, требуя немедленного ареста игумена Мефодия, причём в процессе следствия требовалось доказать его контрреволюционную деятельность, а так же его связи среди попов-антисоветчиков. 28 июля отца Мефодия арестовали.
31 августа 1937-го года игумену Мефодию предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности и враждебном отношении к руководителям ВКП(б) и советскому правительству.
8 сентября 1937-го года «тройка» НКВД приговорила отца Мефодия к расстрелу.
9 сентября 1937-го года игумен Мефодий (Иванов) хладнокровно расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой...
СВЯТЫЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЧЕ, ОТЧЕ МЕФОДИЙ, МОЛИ БОГА О НАС! Аминь.
* * *
P.S. Эх, если б смог я стать великаном, как в детских мечтах – взял бы я этот храмик, это Чудо моё, красавца моего, окунул бы в этот прудик, отмыл бы его шампунькой, подклеил, подмазал, подкрасил, а затем – сметя своей великанской ручищей все эти хибары убогие, окропил бы Святой водой место это и воздвиг бы Храм сей, вновь на высокий, заросший ивняком, берег живописного пруда. И чтоб вокруг – уютные, чистые домики с палисадами и добрые, добрые дядьки и тетки в нарядных красивых одеждах, раздавали всем детишкам вкусные пряники, воздушные шары и конфетки и ласково улыбаясь, нежно гладили по волосам...
А в прозрачном, душистом от ладана, православном воздухе – праздничный перезвон колоколов и все радостно кричат – ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!! – ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!!!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !!!!!!
***ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ, СМЕРТИЮ СМЕРТЬ, ПОПРАВ, И СУЩИМ ВО ГРОБЕХ ЖИВОТ ДАРОВАВ!!! Аминь.
* * * *
*Исторические этюды составлены, частично используя информацию сайта www.stupinohram ru, а так же из различных других исторических источников, дополнены рассказами местных жителей и подкорректированы личными изысканиями, впечатлениями и воспоминаниями составителя.
Свидетельство о публикации №107040900717
А ваше пожелание в конце напоминают картины Кустодиева и немного Малявина... Красивые мечтания...
Фаустова Эль 20.04.2007 01:10 Заявить о нарушении
Христос Воскресе!
Эль, искренне благодарю за замечательные сравнения с великими Мастерами, ведь я тоже чуть-чуть художник.
В этой редакции, Эль, я смягчил реалии во имя Пасхи, а на Прозе.ру. на моей страничке опубликован более жёсткий вариант. Если интересно – сравните, но настроение обещаю подпортить ещё боле...
Храни Вас Бог, сестричка! С тёплой улыбкой – Евгрррр
Евгений Родионов 23.04.2007 10:35 Заявить о нарушении