Книгочёт

(Участвуя в КОНКУРСЕ на лучшую маркетинговую идею по продвижению КНИГИ)

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

1. Вместо предисловия.

 Я всегда мечтал заиметь собственный книжный магазин, при чём не какую-нибудь обыкновенную, школьного уровня читаловку, а самый пристойный, книгозастиранный и книгопотрёпанный «К н и г о ч ё т». Так как денег на магазин я не накопил, а интерес к книгам со временем не угас, а, наоборот, только растолстел и прибавился, принимаю ответственейшее маркетинговое решение : надо эту свою авторско-читательскую мечту описать и (если получится) как можно выгоднее кому-нибудь продать. За внимание – спасибо.

2. Случай с рукоприкладством

 Если книжный магазин будет только магазином – хана всем книгам! Маркетинговый приём «как бы случайно забытой кем-то книги» должен быть расширен до маркетингового правила : «случайных книг не бывает». (Есть только случайные авторы…)
 
Таким образом, маркетинговая цель знакомства с книгой становится вторичной. Первичной же задачей будет вос-создание «как бы» случайного стечения обстоятельств, при которых это знакомство (читателя с книгой, читателя с автором книги, читателя с другим читателем другой книги и т.д.), всё-таки произойдёт. Важен психологический эффект «отстранённости от странности» всего происходящего. Рука, впервые берущая и листающая книгу, не может быть т о л ь к о моей рукой. Это всеобщее рукопри-КЛАД-ство есть в данном случае наиболее значимый элемент продаж (перекладывание книги с полки на полку, ощупывание обложки книги*, «влистание в листопад»), но именно поэтому сам процесс выбора книги всегда имеет дополнительную информационную нагрузку: кто эту книгу прочитал до меня, что мне с этого знакомства будет, какие ощущения передаются в момент перехода мысли из возможного состояния в реальное произведение и почему, например, в этой книге не хватает одной страницы*?

 
3. История с книгопечатанием.

 При таком случайном, постраничном раскладе напрашивается мысль о сетевом бизнесе методом прямых продаж : книга продаётся, передаётся исключительно из рук в руки, хранится в специальном футляре, выпускается малым тиражом и содержит в себе эксклюзивные по своей остроумности и красоте авторские ремарки. Что-то мне это напоминает. История книгопечатания на Руси. Распространение христианства сразу после Рождества Христова. Переписка с многочисленными комментариями и описками от руки.
И т а к. Появилась книга?

4. Маркетинг начинается с вешалки.

 Книжный магазин должен начинаться «с вешалки». В качестве «вешалки» я бы соорудил в центре зала огромную конструкцию, напоминающую Вавилонскую и Пизанскую башни одновременно, и разместил бы в ней (на ней) некое количество книг. Книги должны быть совершенно разной тематики и направленности, но желательно - новинки сезона, в т.ч. на иностранном языке. Книги должны как бы случайно падать на пол, но подбирать их уже будет не (только) специально обученный для этих целей продавец*, а смущенный таким положением дел вошедший в магазин покупатель. Вообще, мне кажется, что покупателя надо привлекать к книжному труду непосредственно. Опосредованно, маркетинговая стратегия должна быть направлена на повышение читательского интереса и способствовать более широкой кругозорности общественных масс.
 Где-то в укромном уголке я бы разместил шикарный, антикварный стол, за которым сидел бы старичок диссидентской наружности и копался бы в книжных фолиантах. Огромная стопка книг, которая вот-вот должна упасть на голову бедного труженика науки, символизировала бы, что здесь покупатель может найти книгу на любой вкус и по любой тематике, даже если название книги не входит в обязательный список для внешкольного чтения. Старичок этот, конечно, непрост. Он умеет находить общий язык с кем угодно, готов предоставить по вашему требованию любую информацию и компетентно ответить на интересующие вас вопросы. Он – сказочник и волшебник, и вы невольно чувствуете, что это место его родной дом. Одним словом, Книгочёт.
 Далее. Экран, по которому показывают книги. Да, да. Книги надо показывать*. Их надо открывать, переворачивать страницу за страницей, следить за вращением звёзд, ориентироваться в направлениях света и улавливать в книгах то, что невозможно снять даже скрытой камерой. В современном контексте это значит, что электронные носители информации передают не всю информацию или , если быть точнее, передают с большим количеством погрешностей и неудобностей, с которыми , по-видимому, человечество ещё долгое время будет учиться совместно жить.

 
5. Лабиринтомания.

 Всего занятнее в книжном магазине должны быть не сами книги, а то, что за этими книгами скрывается. Это маркетинговая идея совпадает с современным процессом деконструкции слов, смысловых значений, когда автор будущей книги вынужденно натыкается на неизвестный ему первоисточник, а любая фраза тут же становится чьей-то цитатой, отсылаемой в далёкое прошлое либо в потенциальное будущее*. Т.е. за одной книгой на полке должна быть припрятана (по смысловому и необязательно принципу) другая книга, за одним литературным героем может скрываться целое семейство самых разнообразных родственников.
 Таким образом, при выставлении, представлении книжного ассортимента книги надо располагать не только в горизонтальной последовательности, повернув корешками к читателю, но и в вертикальной: горой-небоскребом, многоэтажной башней, на каждом этаже которой, спускаясь по лестнице ассоциативных и не только связей, будет находиться «очередная ступень человеческой эволюции». У букиниста в «Старой книге» такое расположение является само собой разумеющимся и случайным. Важно, чтобы сохранился дух книгоискательства и при этом появилось нечто совершенно новое: сознательное руководство к чтению и поиску книг.

6. МаССкулатурные дела.

 Обмен книгами, как и обмен DVD дисками, на мой взгляд, хорош только в том случае, если данная услуга оказывается бесплатно. Иначе : прибыли – кот наплакал, а времени на это постоянное дежурство возле «склада с макулатурой» потрачено столько, что в пору закрывать магазин. Поэтому…
 Можно продавать книги на вес. Можно устраивать детские праздники Старой Открытки. Вместо Книги жалоб и предложений можно поместить футурологическую Книгу прогнозов и предположений. Чур, чур, первая запись моя!
 
7. Первая запись.

«Даю уроки звездоплавания. Изменю Вашу электронную орбиту за три часа. Чтение по глазам. Дешево. Книгочёт.»



ПРИМ.

*В данном случае важна осязательная, хаптическая сторона книгопродукции: «Почему книги избраны как первый экспонат на выставке тач-арта? Потому что в регистре современных ощущений самые удивительные метаморфозы происходят именно с книгой. Из объекта зрительного она всё больше превращается в объект осязательный, а также обонятельный и слуховой. Поскольку бумага теряет ценность как источник знаковой информации, заменяясь экраном, - что от неё остаётся? Прежде всего, запахи разных лет, разной степени ветхости. А также звуки: шуршание, шелестение. И наконец, прикосновения: гладкая, шершавая, рыхлая, глянцевая бумага.» (М.Эпштейн «Философия тела» СПб, Алетейя. 2006г. стр. 44)
*Книга, в которой специально вырвана страница или, наоборот, вставлены для читательской рефлексии несколькой чистых страниц, как это, например, сделано в «Уникальном романе» М.Павича.
* Предлагаю новую должность – подниматель книг!
* Примером такого замечательно книгопоказа может служить экранизация первых восьми глав «Божественной комедии» Данте. Реж. П.Гринуэй.
* См. Станислав Лем «Библиотека XXI века».


Рецензии