Среди бурелома... изданных строф
От красот природы в умиленье!
Захотелось посвятить стихи ей.
Бурей налетело вдохновенье...
И поэт не сладил со стихией.
(Татьяна Кувшиновская)
Ах, кабы я не знала ни автора, ни редактора стихотворного сборника "Песня родника"! Но, увы! Зелёную тоску, навеянную книжкой в обложке цвета изумруда, придётся развеивать, не называя имён. Это, похоже, становится моим стилем при разборе неудачных, с моей точки зрения, публикаций. Благо, тиражи их невелики, да и критика дойдёт до очень узкого круга. Я пробовала заинтересовать стихами из этой книги своих близких и соседей, но после двух строчек:
В молчании кротком лес в зимнем уборе
Тенями играет небесных светил,
они, попытавшись осмыслить фразу, отказывались от этой затеи и от дальнейшего знакомства с творчеством автора.
Да и то: небесные светила, ночь, и, значит, светил этих, по крайней мере, два (две яркие луны), которые могли бы отбрасывать тень от предметов, и с этими тенями играл бы лес. Если неоправданную инверсию «Тенями играет» заменить на «Играет тенями», то и это не спасает, так как сами по себе светила теней не имеют.
Обидно, что и предисловие, и стихотворное посвящение "Автору" служат плохую службу впервые печатающемуся стихосложителю, создавая у него иллюзию успеха.
Согласитесь, худо-бедно рифмующий, умеющий держать ритм и размер человек, чтобы называться поэтом, должен много-много ещё чего уметь и иметь за душой, чтобы не пополнять ряды дилетантов и, чур, меня!, графоманов.
К чести автора, готовясь к изданию, он прибег к редакторскому глазу, но, то ли не прислушался к советам, то ли редактор попал под гипнотическое влияние, скорей всего последнее, так как трудно объяснить, чем вызвана похвала такому четверостишью:
Смеётся жаворонок звонкий
Назло дождям, назло ветрам,
За ними я бегу вдогонку…
И наша радость – пополам!
Покажите мне жаворонка, заливающегося в дождь, объясните, как догонять дождь и ветер, и с кем делит радость автор? Или другой пример из предисловия:
Ночные феи стерегут
Покой в глуши в лесах тенистых,
Цикады вдалеке поют
В алмазных росах серебристых…
Положим – «феи», может о них речь в произведении, но почему не «Покой в глуши лесов тенистых», или «Покой глуши в лесах тенистых», или «Покой глуши лесов тенистых». И никуда не годится масло-масляная красивость: «алмазные серебристые росы». Вдобавок, не понятно, в какой точке пространства находится наблюдатель-слушатель, возможно в лесу, ближе к опушке, так как в глубь не пустят феи, а цикады поют все-таки вдалеке, наверное, в поле. «Алмазных серебристых рос» ночью не увидеть, а только можно умозреть. И «леса тенистые», да ещё ночью – находка?
Я не поленилась прочитать все 67 стихотворений, перелезая через пень-колоду, и, если кто-нибудь найдёт, пройдя по моим следам, хотя бы одно произведение без сучка и задоринки, пусть ткнёт меня в него носом.
От многоразово повторенных шаблонов, ничего не говорящих читателю восторженностей в различных сочетаниях, вроде «блаженство, царство, божественный, сказочный, волшебный, загадочный и т.п.», я почувствовала себя переевшей чего-то приторно-сладкого. А скомканное словечко «средь»! Я споткнулась на нём никак с десяток раз.
Стоит ли говорить о приблизительности рифмы: «храмы-залы, укрыт-кружит, ветерок-василёк, пробегает-оставляет, куда-то-святки, сверкает-мерцает, зимы-сосны, образах-краях, тополей-быстрей, ручьём-ветерком, мелькнёт-зажжёт, ветвям-листам, тоску-бегу, ползут-бегут…»
Построение фраз – здесь, как сейчас говорят, и грамматика, и стилистика отдыхают:
– И шум ветвей берёзок голых
мне шепчет строфами стихов;
– Златые купола с крестами на церквах;
– Слышу вибрации мыслей былого;
– Открыли ПОТОМКИ нам таинство знаний
И древнюю письменность первой строфы…
Как понять этот опус:
С небесной мыслью просветлённой
Вела духовный разговор
Я так понимаю: «Небесная мысль» – она изначально светлая, а тут выходит, кто-то просветил её и теперь на равных ведёт с ней беседу.
Автор, в желании поведать миру нечто, захлёбывается в чувствах, теряется во времени и пространстве: он постоянно «весь дрожит» и трепещет, у него не глаза, а «очи», он весь – чувственность и восторг, но ведь читателю надо самому покрыться мурашками при чтении стихов, проникаясь той картиной, которая вдохновила поэта, а не беспокоиться об его, поэта, психическом состоянии.
Алогичность и неорганизованность изложения мысли постоянно заставляет читателя возвращаться к предыдущей строчке или строфе. За всем этим не замечаешь ни находок поэтических, ни музыки стиха... И какой контраст с живительными строчками Поэтов, чьи цитаты предпосылаются к тематическим разделам сборника! В общем, налицо состоявшееся издание несостоявшегося поэта. Чтобы не показался мой разнос злопыхательством, ничем не подтверждённым, судите сами:
– В перелесье пробегает незамеченный зверёк;
– И муравьи в мудрёных пирамидках
Свой издадут приветствующий писк.
(Специально встала на колени перед муравейником, чуть ли в ухо ни забрались муравьи, а писка не услышала. Вдобавок – корявая инверсия «Свой издадут» – а чей же ещё?) ;
– От снега плечи распряМИЛИ ЕЛИ,
Ссыпая с лапника цветы зимы.
(Ветви живые называются лапами, обрубленные – лапником) ;
– Задорный гомон птиц весёлых –
Цветёт во мне палитра слов;
– Люблю я ПРОСТОРЫ зелёных полей,
Где иволга плачет СРЕДИ ТОПОЛЕЙ;
– Мерцает лунное свеченье
И тень бросает на лицо;
– Лес, в бесконечность уходящий,
Вдаль синей лентою бежит;
– Весь мир становится цветущим;
– И чахнут от дождей цветы в природе,
И травы вянут в заливных лугах. ;
– Касается ветвей плакучих
Лесных просторов впереди. ;
– Курится тумана густой балдахин,
Скрывая вершины зубчатых седин.;
– Летний день горит от зноя,
Жизнь стихает на часок.
Млею я в траве по пояс,
Слышу Музы голосок.
Песнь живого родника, в отличие от "Песни родника" – сборника, с которым я присела утолить жажду, однообразна, но не утомительна. Хотелось бы и автору этой книжки, и себе самой пожелать писать не красивенько, а красочно, не выспренно, а задушевно, не банально-шаблонно, а "по-свойски, даже как лягушка". Само собой – с почтением к русскому языку.
Лето-осень 2006 года
==================================
ЭПИГРАФ и вирши
басня посвящается таким авторам, как моя знакомая петербурженка и курчанка-сетираторша.
Стихоплёты в сетях Интернета
Ищут, чем приукрасить бы вирши:
Предпошлют им эпиграф ПОЭТА –
Под –
банально банальщину свищут.
Лучше б стёрли под ним всё до точек –
Ведь ЭПИГРАФ стесняется строчек!
6.07.2012 ;-))) ЕСз
Свидетельство о публикации №107033101873