Что послушать старенького? Deep Purple

Deep Purple


ХТО ТАКИЕ?

Главная хард-роковая группа всех времён.

Четыре состава, постоянная текучка кадров, ругань между участниками, многочисленные распады с неизменным воскрешением и ощущение каждого альбома как последнего... И надо всем этим один незыблемый Ян Пейс - единственный человек, который верен Purple со дня основания по сей день, а это, на минутку, четыре десятка лет. А ещё выше первородный рок-угар, в котором они знают толк побольше всех панков и трэшеров вместе взятых.


ЧЁ ИГРАЮТ ТО?

Начиналось всё с прогрессива, но затем в группе появилась сладкая парочка Гиллан и Гловер и Purple выпустили один за одним "In Rock", "Fireball" и "Machine Head", поставившие между названием группы и понятием "хард-рок" знак равенства.
После их возвращения в 1984, они сильно смягчили саунд, сделав его более удобноваримым, но с уходом Блэкмора в девяносто четвёртом, Purple превратились в откровенное посмешище, исполняя что-то невнятное, лежащее между поп-роком и поп-металом с фолк-элементами а-ля Led Zeppelin. Всё это, в принципе неплохо, но уж больно им не идёт. Представьте себе Джеймса Хетфилда в роли вокалиста Duran Duran...


ЧЕМ ЗНАМЕНИТЫ?

Первое, что вспоминается о Purple, это "Дым над водой" и это вполне нормально. Вечно живой гимн хард-рока и по сей день невероятно хорош.
Что ещё было в Purple? Потрясающие музыканты, коих, учитывая постоянные смены состава, набралось немало. Джон Лорд, Томми Болин, Дэвид Ковердейл, Глен Хьюз, Ян Пейс, Роджер Гловер... Все они - далеко не последние люди в мире рока.
Но более других знамениты, конечно, Ричи Блэкмор и Ян Гиллан.
Блэкмор отметился в не менее популярных проектах Rainbow и Blackmore`s Night, Гиллан исполнял вокальные партии самого Христа в знаменитой рок-опере Эндрю Ллойда Уэббера, пел в Black Sabbath и Gillan, но путёвку в мир "большо музыки" им дал именно Deep Purple.


ЧЁ ПОСЛУШАТЬ-ТО?

Среди Шестнадцати студийных альбомов группы нелегко заблудиться и нарваться на записи, которые повергнут вас в уныние.

Если вы не являетесь поклонниками прогрессива, то первые три альбома вам лучше пропустить. По большому счёту, тоже можно сделать и с последними тремя и остановится на тех альбомах, которые характеризуют их с лучшей стороны. Это альбомы 1970-1974 и 1984-1993 годов.

Если останутся силы на что-то большее, то не премините отведать концертных записей, коих на счету Purple великое множество. Возможно, они расскажут вам о группе гораздо больше, чем иные студийные записи.


ПЯТЬ ЛУЧШИХ АЛЬБОМОВ



1. Machine Head (1972)

Deep Purple нынешнего состава в последнее время на гастролях исполняет "Machine Head" целиком, от начала до конца. И ничего удивительного в этом нет, поскольку этот дракон о семи головах-песнях содержит только хиты, включая "Highway Star", "Lazy" и "Space Truckin".
К моменту выхода этого альбома, группа купалась в лучах славы "In Rock" и мало думал, что им удасться переплюнуть этот шедевр. И всё таки Purple прыгнули выше головы.
На протяжении всего альбома музыканты демонстрируют колоссальное взаимопонимание, апофеозом которого является "Pictures Of Home", композиция с потрясающим соло Роджера Гловера на бас-гитаре.
Ну и, разумеется, альбом знаменит песней "Smoke On The Water", негласно считающейся гимном хард-рока. Знаменитый рифф из этой композиции - настоящий эталон, который наверняка занял бы почётное место в "палате мер и весов" классического рока, если бы таковая, конечно, существовала бы.



2. In Rock (1970)


Выход пластинки, после которой музыканты группы проснулись знаменитыми, предварял интересный и неоднозначный альбом-эксперимент "Concerto For Group And Orchestra", записанный совместно с Лондонским Филармоническим Оркестром. Процентов на семьдесят его можно было считать детищем Джона Лорда, тяготеющего к классическим гармониям. На этом альбоме новый состав группы сыгрался, окончательно сформировав неповторимый стиль группы: мощная ритм-секция Пейс-Гловер, красочные органно-клавишные партии Джона Лорда, тягучая соло-гитара Ричи Блэкмора и богатейший вокал Яна Гиллана.
Корни "In Rock" росли из блюз-рока и это очень заметно, особенно на таких композициях, как "Into The Fire" и "Speed King", но звук был более прогрессивен и насыщен, чем у многих их коллег - очевидно, сказалось недавнее прошлое группы.
Ну а самым ярким событием альбома стала баллада "Child In Time" - бенефис Яна Гиллана. В этой песне он настолько высоко задрал планку для своего вокала, что впоследствии сам не всегда дотягивался до неё. Даже теперь, по прошествии почти сорока лет, с трудом верится, что это его настоящий голос, без студийной обработки. Не удивительно, что после "In Rock" Гиллана пригласили петь партии Христа в "Иисус Христос - Суперзвезда" Уэббера. Альтернативы на тот момент ему просто не было.


3. Perfect Strangers (1984)

В начале восьмидесятых годов мало кто мог надеятся на возрождение Purple, а уж тем более самого именитого второго состава. Музыканты разбрелись по своим проектам, из которых наиболее удачным был Rainbow Ричи Блэкмора, группа не менее великая и одиозная, чем Purple. И тем не менее, старая гвардия на время забыла свои разногласия и выпустила потрясающий альбом.
"Perfect Strangers", однозначно, одна из лучших работ группы. Шикарные мелодии, потрясающие аранжировки, а главное, настоящий рок-н-ролльный дух, ощущения которого так не хватало восьмидесятым. Единственное, что музыкантам не удалось вернуть - это ощущения мощи и грубоватого напора, которым так славились их ранние работы. Purple стали более мягкими и от того более удобноваримыми, сильно добавили в пафосности и помпезности, но всё равно были узнаваемы и стилистически неповторимы.
Наряду с роскошными "боевиками" "Knocking At Your Back Door" и "A Gypsy's Kiss" альбом содержал красивую балладу "Wasted Sunsets" и десятиминутный инструментал "Son Of Alerik", что придало особую вдумчивость и философскую направленность их музыке.
После такого грандиозного успеха, казалось, группа снова вознесётся к былым вершинам, но вечный конфликт Гиллан-Блэкмор дал знать о себе намного раньше, чем можно было предположить. Жаль. Иначе Purple были бы сейчас чем то большим, чем группа, играющая на прошлой славе...


4. Slaves And Masters (1990)

После выхода этой пластинки, многие съязвили, что она должна была выйти под названием Deep Rainbow, намекая на странноватый саунд альбома, словно скрестивший открытость, драйв и веселье музыки Deep Purple с тяжестью, вдумчивостью и мистицизмом, которыми был пропитан Rainbow. Кроме того, вместо ушедшего на время Гиллана на этом альбоме пел Джо Линн Тёрнер, старый знакомый Блэкмора по временам Rainbow. Вокал Тёрнера, конечно, был весьма бледен на фоне Гиллана и это стало главной причиной того, что критика весьма холодно приняла альбом.
Правда же заключалась в том, что "Slaves And Masters" стал последним великим альбомом группы, пускай и с несколько не свойственным ей звуком. Но тогда, конечно, об этом никто не мог знать.
Интригующая, пронизанная мистическими звуками "King Of Dreams", "The Cut Runs Deep" с красивым клавишным вступлением и настоящая металлическая баллада в блэкморовском стиле "Love Conquers All" стали главными жемчужинами этого альбома. Но и остальные композиции не подкачали, благодаря чему он легко слушается и воспринимается целиком. Ни один более поздний альбом Purple, к сожалению, этим замечательным свойством не отличается.

5. Burn (1974)

При рассмотрении лучших работ Purple нельзя обойти стороной и альбомы, записанные третьим составом, то есть с Дэвидом Ковердейлом и Гленом Хьюзом вместо
Гиллана и Гловера соответственно.
"Burn" достаточно обманчив по своему звуку. Открывающий его одноимённый трек - это типичные Purple времён "In Rock" и "Machine Head", скоростные, напористые и громкие. Но остальные песни альбома носят гораздо более спокойный, блюзовый характер. Это и неудивительно, если учесть, что за веселье и взрывной стиль в группе отвечала троица Пейс-Гиллан-Гловер, большей половины которой в группе уже не было.
Тем не менее, Purple показали, что они могут быть интересны и в этой ипостаси и держаться не только на харизме Гиллана. Впрочем, до популярности гиллановских времён они всё же не дотягивали.


ЧЁ ТЕПЕРЬ?

Корабль, под названием Deep Purple скользит по пурпурным волнам и по сей день, выпуская альбомы, которые не становятся событиями, но греют душу преданным фанатам. Стоит ли ждать чего-то большего?
Из золотого состава, в группе осталось не так уж мало - Гиллан, Пейс и Гловер. Нет сомнения и в талантах более молодых Стива Морса (гитара) и Дона Эйри (бас). Но чего-то группе не хватает, и что-то подсказывает, что это "что-то" не Ричи Блэкмор и не Джон Лорд. Ответ, по всей видимости, лежит на поверхности.
Deep Purple - великая группа и с этим никто не спорит. Но даже великим группам надо когда-нибудь заканчивать, иначе они норовят утратить этот статус и превратится в посмешище. Гиллан и компания всё что могли уже сказали где-то к началу девяностых и это главная причина того, что с ними никто не считается.
Да, они не лезут "командовать парадом", у них есть и всегда будет свой слушатель, но может и имеет право ли ТАКАЯ группа довольствоваться малым? Впрочем, они заслужили право сами решит эту дилемму...


Рецензии
Я как услышу "Дым над водой" - так крыша от счастья улетает:-)

Бэт Большакова   25.01.2008 15:42     Заявить о нарушении
Хм ая думал ты металлистка) Да старинА Ричи так зажигает что буд здаров) Лонг лив рок н ролл!

Оборотень с Гитарой   29.01.2008 13:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.