Смешной случай счастливых школьных лет

 
 Преподавательница изобразительного искусства Ольга Александровна задумчиво и важно расхаживала по классу. Дело в том, что день был особенный: заканчивался 7-й класс, и это был последний, прощальный урок рисования в жизни. Она собралась с мыслями и подвела итог: «За эти 7 лет мы с вами изобразили немало прекрасного:
рисовали времена года во всем их великолепии, старинные храмы, произведения народного творчества. Но я думаю, что больше всех вам запомнился урок, где мы пытались изображать своих мам, наделяя их портреты всей нежностью и любовью. Но знайте, что все эти годы у каждого из вас имелась и вторая мама - любящая вас, и, поэтому, строгая и справедливая. Это – я. И сегодня мне бы очень хотелось, чтобы последняя ваша зарисовка была посвящена мне. Нарисуйте мой портрет. Постарайтесь создать не немое изображение, а мой внутренний образ. В общем, пытайтесь писать так, как подскажет вам сердце. Лучшие портреты будут вознаграждены: их авторы получат пятерки за четверть и, может быть, за год, а портреты навсегда займут место в моей домашней коллекции».
 Олег был что называется «не от мира сего». Он частенько спал на уроках, был прямым, иногда слегка грубым школьником. Но это не мешало ему быть умным, проницательным и довольно талантливым человеком. Волевой, но довольно замкнутый, постоянно живущий своим внутренним миром, Олег при всяком удобном случае стремился соригинальничать и проявить свою индивидуальность. Вот и в этот день, краем уха ухватив последние фразы, сказанные Ольгой Александровной, он встрепенулся, взял в руки альбом, достал из пенала остро поточенный карандаш и с видимым азартом принялся за дело.
 Наш юный живописец был чем-то похож на гениального Леонардо: такой же странный разноплановый левша из далекого, никому не известного городка. Он обладал и математическими, и художественными способностями, имел золотые руки, был рассудителен и справедлив при общении с любыми людьми. Но, как и свой отец, он хотел быть военными, «самым обычным солдафоном», как он почему-то любил повторять.
 Итак, команда на старт была дана. Школьники зашуршали своими карандашами и кистями. Комната наполнилась молчаливым напряженным шелестом. Как ни странно, в этот раз старались все. Возможно, фраза: «Последний раз в жизни» так подействовала на взрослеющих, переходящих в старшие классы школьников.
 В этот солнечный майский день Олег сидел со мной. Через три минуты после начала работы я, бросив беглый взгляд через плечо, был поражен живостью того лица, которое появлялось из-под карандаша. Ольга Александровна прекрасная, чувственная, даже помолодевшая, нежно, но все-таки несколько строго глядела на нас из-за своих роговых очков.
 Через минуту портрет был готов. Он получился даже лучше, чем мог бы быть у уличных художников, если бы учительница вдруг решила бы заказать им свое изображение, чтобы повесить на стенку и показывать друзьям. Один из одноклассников, попросив альбом у Олега, передал его по рядам, и все, изучив изображение, оценили его высокое качество и мастерство Олега.
 Заметив это, Ольга Александровна подошла, взяла этот альбом, вгляделась в собственное лицо и сказала, что очень довольна им. Она заявила, что Олег получает «отлично» в аттестат, только попросила прорисовать фон и костюм, чтобы не стыдно было дома повесить это практически настоящее произведение искусства в рамку на лучшую стену своей квартиры, наверное, похожей на небольшой художественный музей.
 Но внезапно в дверь класса заглянула завуч школы и попросила Ольгу Александровну подойти к ней. Как только учительница вышла за дверь, Олег вновь взял карандаш, улыбаясь загадочно и очень-очень хитро. Когда через пару минут я, оторвавшись от своего посредственного, почти детсадовского рисунка, вновь глянул в альбом талантливого соседа, меня пробил такой ужасный смех, что все, сидевшие в классе синхронно повернули головы в сторону нашей парты.
 Тут же альбом Олега был вновь передан по рядам, и теперь смех, грохотавший как близкий горный обвал, сотрясал весь корпус, в котором размещался наш класс. Признаюсь, так ни я, ни мои одноклассники больше не смеялись ни разу в жизни.
 Так что же так рассмешила друзей на одном из самых серьезных занятий года?
Не буду вас мучить и немедленно расскажу все без утайки. Дело в том, что наш талант, которого после этого случая, без сомнения, можно назвать гением, наделенный огромнейшим чувством юмора и воображением, состарил изображение Ольги Александровны приблизительно на 40 лет! Теперь из-под тяжелых старушечьих очков на нас смотрела 80-летняя редкого уродства ведьма. И изображение было такого высокого качества, словно его исполнил сам Леонардо! Это было незабываемо. Все, даже явные недоброжелатели Олега, давясь от смеха, который уже начал переходить в лай, жали творцу руку, с трудом проговаривали свои восторженные впечатления сквозь смех.
 Вдруг веселый гвалт мгновенно смолк. Дело в том, что учительница семимильными шагами вошла в класс. Это был подлинный момент ужаса. От Олега ее отделяло не более 15 метров в классе. Через несколько секунд она подойдет, вновь возьмет в руки свое изображение, так внезапно изменившееся до неузнаваемости и в приступе злобной мести резко снизит оценки за все свои портреты (которые, влияют на балл в аттестате).
 Теперь представьте следующую картину: с одной стороны класса – грозная учительница, обратившая свой взгляд на то место, где сидит Олег, с другой стороны – сам Олег, что-то неторопливо и спокойно дорисовывающий в альбоме, а, тем временем, по бокам класса замерли одноклассники. Так тихо, что слышен стук сердец, слышно жужжание комара у дальнего окна. И вот Ольга Александровна направляется к Олегу. Еще несколько секунд, и все будет кончено. Но что это? Она берет из рук Олега альбом, обычным голосом говорит: «Достаточно, я рада, что ты хорошо трудился все эти годы», и ставит оценку «отлично» в классный журнал. Когда она вновь вышла из класса, все, не понимая в чем дело, бросились и портрету. С альбомной страницы на них вновь смотрела молодая Ольга Александровна, только теперь ее лицо было прорисовано гораздо лучше, а вместо морщин наблюдались слегка подтертые переходы света и тени, казалось, придающие изображению даже не фотографическую, а даже более реальную живость.
 В тот момент, когда по классу прокатился глубокий вздох облегчения, прозвенел звонок, о существовании которого все забыли (тоже, наверное, единственный раз за всю учебу). Мы сдали свои рисунки на проверку и, весело смеясь, вышли из школы навстречу светлому, как мечты и надежды школьника, майскому дню.

18 марта 2007 г.


Рецензии