Вадим Сыромясский. Дыхание разума
ДЫХАНИЕ РАЗУМА
Откровения, суждения и убеждения.
Философская эссеистика.
1. Исходные позиции
# Менар писал: “Думать, анализировать, изобретать – это вовсе не аномалия, а нормальное дыхание разума”. Трудно удержаться, чтобы не добавить: чем чище и свежее воздух, тем глубже и полнее дыхание разума.
· Каждому человеку в этой жизни присвоено звание. И каждый старается рядиться в одежды, соответствующие этому званию.
· Не бывает людей безгрешных и безвинных. Бывают люди ангельски наивные.
· Завистливый человек болезненно переносит похвалы в чужой адрес.
· Бессердечный человек отказывается от своего прошлого. Наивный человек верит в то, что это прошлое можно вернуть.
· Перестройка сознания – дело не простое. Человек советской формации еще долго не сможет осознать, как это можно быть господином, не имея ничего за душой.
· Родителей не выбирают. Это они выбрали друг друга, чтобы потом нас воспитывать. Что-то подобное происходит в политике. И потом остается только сокрушаться, когда нам достаются непутевые отцы отечества.
· Молодость – это кредит в банке жизни. Старость – остаток на сберегательной книжке в том же банке.
· Иллюзия в повседневной жизни напоминает чарующий аромат фруктовой эссенции в черном шоколаде.
· Все, что недосягаемо и недоступно, - то вечно. Все, что доступно и прикасаемо, изнашивается, блекнет, постепенно умирает физически и в сознании человека.
· Афоризмы – это кристаллы мысли.
· Глупость страшна тем, что от нее порою ни спрятаться, ни скрыться.
· Умный знает, что и как надо делать. Мудрый знает, что и когда делать не следует.
· Совесть – это солнце, которое подсвечивает деяния каждого из нас. И как солнце она прячется в кучевых облаках.
· Внешний лоск в искусстве подать себя есть ложь, призванная скрывать обратную сторону медали.
· Зло не ходит в одиночку. Оно предпочитает стаю.
· Обмен мыслями делает людей толерантными и сближает духовно.
· Имея красивую и привлекательную жену, лучше узнаешь окружающих тебя людей.
· Не зная броду, не женись.
· Случайным бывает только то, чего мы не ожидаем. Все происходящее в природе имеет свой первоначальный замысел. И человек в этом плане – не исключение.
· Допущенная при строительстве моста ошибка – это проект будущей катастрофы.
· Жизнь не терпит альтернативы. С волком на лесной тропе не разойтись. Или ты его убиваешь, или он тебя загрызет.
· Люди, лишенные чувства юмора, склонны понимать все буквально и судить обо всем прямолинейно. Они не ощущают аромата сарказма, тонкой иронии и добродушной шутки.
· Излюбленный прием догматиков – обвинять в недомыслии инакомыслящих.
· Хула и похвала одинаково не приемлемы для принципиальной критики.
· Судить безапелляционно великих так же не интеллигентно, как и попрекать начинающих.
· Цивилизованная свобода – это консенсус между желаемым и дозволенным.
· Создание семьи есть эксперимент. И как всякий эксперимент позволяет выявить надежность выбранной модели.
· Наши изъяны уравновешиваются нашими устремлениями к совершенству. Вот где скрывается секрет нашего нравственного здоровья!
· Если невесту долго не выбирают, то ей самое время призадуматься, почему.
2. Размышления.
· Действительность не обязана быть интересной или содержательной. Это мы должны привносить в нее все разнообразие жизни.
· Думать – значит пребывать в четвертом измерении.
· Спать – значит расставаться на время с этим миром, будучи уверенным на скорое возвращение. Умирать – значит уходить навсегда. Умирать легко тому, кому этот свет постыл.
· Чтобы знать, надо читать. Чтобы писать, нужно чувствовать.
· Ум – это стратегия. Разум – тактика, анализ, холодный расчет. Когда же заходит ум за разум – то это уже катастрофа.
· Зависть, пожалуй, самая низменная из всех человеческих слабостей.
· Ампутация совести – процесс сродни суициду – совершается самим индивидуумом или по его молчаливому согласию.
· В афоризме автор находит короткое забвение своих сомнений.
· Времена меняются. И мысли послушно изменяют свой радиус – вектор.
· Абсолютного одиночества не бывает. С нами неразлучно наше второе Я, с которым можно побеседовать обо всем, если, конечно, никто не мешает. От него также невозможно отвязаться в тяжкие минуты жестокой бессонницы.
· Не следует искать смысл жизни как таковой. Ибо смысл – это дитя жизни. Все, что живет и функционирует, продуцирует смысл.
· Ум человеческий более расположен к гаданию. Поэтому так возросло доверие к предсказаниям астрологов.
· Люди с тяжелым характером плохо переносят претендующие на оригинальность мысли и суждения окружающих.
· Понуждать других принимать за истину собственные суждения – это ли не верх цинизма?
· Когда все можно, это не свобода, а дисбаланс бытия, беспредел, которым непременно воспользуются силы зла.
· Каждый человек – это весь мир в миниатюре с некоторыми отличительными признаками. В то же время весь мир – это человечество, но уже без отличительных признаков, как единая и уникальная общность.
· Продлевать жизнь человеку значит отодвигать драматическую развязку в его битве за выживание. Если же априори совершенствовать условия жизни, то долголетие придет непроизвольно и постепенно.
· Смерть – самый надежный механизм мироздания. За бесконечные годы бытия не известно ни одного случая, чтобы она кого-то не заметила и прошла мимо. Даже сын Божий не избежал этой участи. Жизнь в своих проявлениях многообразна, сложна и великолепна. Смерть неотвратима и однозначна как стоп-сигнал или конечный выключатель.
· Философия провозглашает: все в мире относительно. Но не стоит обольщаться. Не все – смерть и нуль абсолютны.
· Верующие – это люди конечного мировосприятия. Уверовав в однажды принятую парадигму, они больше не беспокоят свой разум сомнениями, не терзают душу осознанием смысла жизни и своего предназначения в этом мире, и при этом отдают себя полностью во власть предписаний судьбы.
· Люди уверовали в Бога – Творца, который сопровождает нас по жизни и постоянно озабочен нашими проблемами и состоянием нашего духа. Но получает право на жизнь и другая гипотеза. Наш Создатель подарил миру некую изначальную модель и заложил в нее программу свободного саморазвития. При такой постановке вопроса Homo Sapiens может претендовать на роль ведущего звена в богоизбранной системе и при этом осознавать, что от его ответственных действий зависит будущее жизни на Земле и, возможно, во Вселенной. Тогда противодействие алгоритму свободного развития в природе – наш самый большой грех.
· Латинская поговорка: “По когтю узнаем льва”.
Иисус: “По плодам узнаете дерево”.
Так кому следует отдать приоритет? Или прав каждый по-своему?
· Знатоков своего дела, которых принято называть учеными, можно подразделить на две принципиально отличные категории. К первой можно отнести тех, кто располагает обширными знаниями в области того, что уже известно. Ко второй категории принадлежат те, кто владеет глубокими познаниями того, что пока не известно окружающим. Как те, так и другие дороги матери – науке. Но судьба более благоволит к первым.
· Игнорировать опасность более опасно, чем сама опасность, поскольку она получает возможность приумножить свой разрушительный потенциал.
· Следует признать: презумпция невиновности – неразрешимая дилемма, как коммунизм – красивая мечта. “Не пойман – не вор. Не успел бросить бомбу – не террорист”, - говорят злоумышленники и при этом злорадно ухмыляются. А закон оказывается в двусмысленной ситуации. Как нам представляется, презумпция невиновности должна стать высшим принципом технологии правосудия, но не его красным знаменем. О какой презумпции можно говорить сейчас, если в обществе существуют досье для контроля за благонадежностью (читай: невиновностью) людей и секретные тюрьмы для предполагаемых преступников? Просто жизнь имеет свои жестокие реалии, которые не укладываются в наше восторженное воображение и правовой идеализм. Главное – упредить злоумышленника. А справедливое правосудие постфактум, жестокие формы возмездия – слабое утешение для пострадавшей стороны.
· По-немецки dumm – глупый, тупой. По-русски думать – значит мыслить, быть разумным. Отсюда следует, что слова сами по себе довольно условная вещь. Не зря сказано: что русскому хорошо, то немцу нет.
· Богатые не такие изверги, как их рисуют. Они всегда хотят, чтобы у бедных всего было много.
· Неравенство – продукт коллективной деятельности людей, претендующий на неизбежность. Равенство – идея, рожденная интеллектом и тяжело пробивающая себе дорогу в жизни.
· Реклама и массовая культура питаются низменными инстинктами человека – хищника и жадного потребителя.
· Незнание – залог здоровья и козырная карта обывателя.
· Там, где нет вымысла, там нет искусства. Где нет искусства, там одна бухгалтерия и статистика.
· То, что известно всем, это уже банальность, о которой не следует напоминать. Так думают хранители принципов на литературных сайтах.
· Настоящее здоровье никогда не ощущается как таковое, настоящая любовь не требует доказательств, настоящая дружба не знает сомнений, русская слава не нуждается в рекламе.
· Любовь – экзотический плод жизни. Она цветет, зреет, румянится, наливается прозрачным нектаром, превращается в зрелый плод, который под конец сморщивается и усыхает, оставляя стойкое ко времени семя, ради которого и стоило жить.
· Можно предположить, что сон – это образ, рожденный сознанием в ответ на стеснение души и плоти. “Сон разума рождает чудовищ”, - написал Гойя под своими офортами. Недостаток кислорода, перегруз нервной системы, застывший вопль отчаяния заставляют нас видеть гиену огненную.
· Бег на длинные и короткие дистанции несовместим с раздумьем. Эту роскошь может позволить себе только бег трусцой – бег, который не бредит финишем, бег ради бега.
· Организм человека подвержен неблагоприятному воздействию на него погоды и времени суток. Что это? Заложенный Творцом механизм расшатывания нашего здоровья, или это индикатор того, на сколько оно уже подорвано?
· Как только у нас появляются дети, жизнь обретает смысл: вырастить, воспитать, продолжить историю собственного рода.
3. О делах наших грешных
· В результате культурной революции то, что раньше считалось таинством жизни, стало достоянием толпы. То, что было недоступно для нескромного взгляда и охранялось религией, стало нравами, вседозволенностью, патологической свободой нравственной демократии.
· Мертворожденная демократия порождает неограниченную свободу действий одних при молчаливом согласии других, исповедующих догму о непротивлении злу насилием.
· Идеи – это квинтэссенция знания, опыта, веры и заблуждений, капитуляция перед величием богов и оракулов и, наконец, добровольная сдача в плен чужим предубеждениям. Идеи никогда не подлежат приватизации и принадлежат тем многим, кто в них уверовал. А отдельным выдающимся лицам просто удается дать идеям такую емкую трактовку, от которой захватывает дух.
· Оказавшись в объятиях Буша, западная демократия потеряла свою невинность.
· Инквизиция Буша не стала изобретением. Она идет проторенной дорогой Святой Инквизиции.
· Жизнь становится все более грязной и жестокой. Литература капитулировала и не ищет больше идеал личности. В Лондоне узаконивают мужеложескую семью и отдают ей на воспитание рожденных естественным способом несчастных малолетних детей. В Амстердаме собираются поставить памятник проституции. В Багдаде казнят бывшего государственного деятеля путем “отделения” головы. Все это вопиет о том, что в своем “развитии” Homo Sapiens приблизился к пропасти, из которой нет возврата.
· Пришедший в литературу мат – это сообщение о банальных вещах и событиях. Разящий эффект ему обеспечивают уничижительная тональность, эмоциональная агрессия, образность низменного воображения и глубокое презрение к человеческой сущности.
· Пали тяжкие оковы плутократии, и мы получили обратно страну рабов, страну господ. Идея равных перед богом потерялась где-то. Спасибо партии за это и лично Михал Сергеичу.
· Революции разъединяют людей на две стороны от баррикад. Контрреволюции делают то же, но меняют местами разъединенных. Вопрос, что же приведет людей к единению остается вечно открытым. Безусловно, это не изобилие и не всеобщее благополучие. Подвинуть человечество к единению может только реальная угроза вселенской катастрофы, когда ни у кого не останется шансов на спасение в одиночку. Отсюда задача для науки: вычислить и спрогнозировать такую катастрофу. Какое-то время страх глобальной катастрофы внушала ядерная опасность, но она постепенно превратилась в привычку.
· Падение супергосударств и империй, крах социальных моделей, реформация религий, глобальное падение нравов и культуры убедительно свидетельствуют о непреходящей роли личности в истории.
· Проблема в том, чтобы человек который стал политиком, оставался человеком.
· Как только на авансцене появляется очередной умный мальчик, у оппозиции рефлекторно появляется желание дать ему по башке.
· Бесконечные разговоры на тему секса и оргазма, шоу телевидения и красочная полиграфия убивают инстинкт.
4. Натуральная философия
· Утверждать, что человек – хозяин на планете, конечно преувеличение. Скорее он нерадивый квартирант, которого ждут неприятности.
· Прошлое и будущее – светлые времена. Мрачное время – современность.
· Человеку свойственно приписывать себе экстремальные явления природы. Всемирный потоп, глобальные потепления и похолодания, цунами, бури и ураганы – все это наказание господне, а не естественные циклические процессы, свидетелем которых оказался человек.
· Природа ставит заслон любому беспределу, тем самым реализуя закон предельных состояний.
· Каждый, кто пришел в этот мир, отмечен печатью обреченности.
· После сорока любая перемена воспринимается как напоминание о быстротечности нашей жизни.
· Как справедливо определяет диалектика, большое количество непременно переходит в плохое качество.
· Диамат определяет материю как философскую категорию для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущения. Но в ощущениях мы имеем дело с объективной реальностью в виде земного притяжения, света, звука, динамических и тактильных воздействий и так далее, то есть, с физическими процессами, где материя кажет себя, оставаясь тайной за семью печатями. Так что за саму материю мы принимаем ее образ. Можно предположить, что постичь до конца материю так же нереально, как нереально постичь абсолютную истину.
· Исаак Ньютон заявил: “Гипотез я не измышляю”. Но гипотеза по определению научное предположение. Тогда возникает вопрос, что же ученый проверял в эксперименте? Мэтр явно погорячился. Просто ему везло, что его априорные утверждения хорошо (по тому времени) подтверждались практическими результатами. А постановочные вопросы рождались непорочным зачатием.
· Истинный ученый не доверяет гипотезам. Истинность каждого нового предположения он проверяет с помощью эксперимента, спланированного по результатам предыдущих предположений.
· Движение является относительным только в системе физических объектов. Движение отдельно взятого физического субъекта всегда абсолютно. Отсюда следует, что движение, как таковое, есть абсолютный физический процесс.
· “Физический вакуум”, - это что-то, напоминающее ломоносовский флогистон. Это воображаемая часть пространства, в пределах которой абсолютно ничего нет. Пока существуют гравитация, магнетизм, свет, космические потоки и другие материальные проявления, предполагать возможность объема, где они не присутствуют было непростительным нонсенсом.
· Непрерывное усложнение подвигает систему к хаосу, взрыву и неопределенности. Затем хаос рождает нечто новое, отличающееся устойчивостью в новом цикле функционирования. Пример тому дал распад системы социализма. На очереди американская система ценностей.
· Дорога в Храм Природы вымощена консервными банками и зелеными штампами экологических служб.
5. Проблемы ремесла
· Носителями мрачной философии обычно выступают физически нездоровые люди. Свои страдания они проецируют на собственное видение мира.
· Интерес массовой аудитории читателей – безусловно показатель востребованности произведения. Но это еще не означает, что мы имеем дело с классикой.
· Судить о писателе по его отношению к реформам или по его героям, значит судить о человеке по его фотографии, сделанной в пасмурную погоду.
· Вымысел должен быть интереснее, увлекательнее, содержательнее и таинственнее реальной действительности. Иначе его никто бы не читал.
· Коммерческий успех произведения – дело преходящее. Наличие непреходящих ценностей выявит время.
· Стиль кухонных разговоров недавнего прошлого прочно укоренился в текстах современных практикующих писателей и их коллег – любителей в сетевой литературе.
· Туманное прошлое привлекает людей с богатым воображением. Мрачное настоящее зовет на службу желающих заработать на жизнь. Лучезарное будущее вдохновляет восторженные души поэтов и романтиков.
· Эпиграмму, иронический пассаж, острую шутку может дружески воспринять только добрая душа.
· Для автора его произведения как собственные дети: они не могут быть лучше или хуже друг друга. Они ему одинаково дороги.
· Пословицы, поговорки и афоризмы полирует время. Подвергаются общественной редакции также мудрые мысли, которые приписывают персонажам далекого прошлого.
· Билль о правах. Каждый, кто пришел в этот мир, имеет право на самиздат.
· В своих мистически окрашенных повестях и эссе Хорхе Луис Борхес подобно изощренному анатому вскрывает внутренний мир своих героев. Людей, которые по своему месту в жизни никогда не могли бы так сложно мыслить, так непостижимо правильно говорить, и вообще существовать в реальной действительности стран Южной Америки. “Игры со временем и пространством” и “мифология окраин” – два полюса литературного мира писателя, в котором безраздельно господствует вездесущая смерть.
· Если бы каждые сто лет рождалось по одному Борхасу и по два Чорана, то мир сошел бы с ума и погиб раньше, чем на нас обрушится очередной всемирный потоп.
· Любой афоризм или сентенция есть свидетельство мироощущения индивидуума. Это что-то родственное ритуалу исповеди. От исповедуемого нельзя требовать, чтобы он говорил только высоким стилем. С другой стороны, говорящий не должен забывать о своей ответственности перед богом и людьми. К чему приводит потеря этой меры ответственности мы убеждаемся, слушая первозданные, не заготовленные заранее, мыслеформы таких деятелей, как коммунист Горбачев или капиталист Буш. Содрогаясь от негодования, мы прозреваем и начинаем понимать, кому доверили свою судьбу и будущее своих детей.
· Правдиво лгать – непревзойденное искусство средств массовой информации.
· Издатели и редакторы – покупатели, которые подбирают платье по своему вкусу или заранее заготовленному шаблону.
6. Орбит без сахара
· Героические поступки совершаются вне регламента. На подвиг время не резервируется.
· Герои погибают исключительно по своему выбору, ослепленные идеей и во славу этой идеи.
· Вера и надежда – это костыли, которые помогают нам передвигаться после того, как мы попали в аварийную ситуацию.
· К собственным суждениям быстро привыкаешь, и уже через неделю готов их уступить Джонатану Свифту.
· Когда на телевидении говорят “осужденный”, я ощущаю себя возбужденным и возмущенным.
· Афоризм звучит наиболее убедительно в устах налогового инспектора.
· Веди себя так, как будто ты уже счастлив, - и это заинтригует удачу.
· Оппозиция ведет себя как гость, которого не пригласили к свадебному столу.
· Женщины бывают умными и красивыми. При этом каждая умная мечтает быть красивой. А каждая красивая считает, что и того достаточно.
· Кто увидел однажды, как делают вареную колбасу и сосиски, тот начинает понимать, что в каждом деле есть секреты мастерства.
· Заблуждаться – право каждого. Но никто не имеет права делать свои заблуждения проклятием для других.
· Когда дураки думают, это уже кое-что.
· Деньги – это аккумулированные возможности.
· Деньги как здоровье – когда их нет, наступает сильное недомогание.
· Как говорят, деньги лишними не бывают. Но бывают излишними возможности, которые они открывают.
· Долги нужно отдавать, чтобы они не превращались в неподъемную ношу и тяжесть на сердце.
· Говорят, что культуру Украины на Евровидении будет представлять Верка Сердючка. No comment.
· Успех в бизнесе лишает чувства меры и нагнетает болезненную и безоглядную предприимчивость.
· Бараны служат пищей для более сообразительных животных.
· Ослов меняют на переправе.
· Мат – это заведомо недостоверная информация и посягательство на неприкосновенность личности.
· Жизненный цикл человека довольно банален: родился – чего-то не успел – состарился – умер.
· Забвение провоцирует память к импровизации.
· Мода – всего лишь переход к очередным стандартам бытия.
· Бог хотел сделать более привлекательной обезьяну, и случайно создал человека. Сейчас он, похоже, решил вернуться к первоначальному замыслу.
· Молодость, здоровье, деньги, карьера придают внешнему облику человека ореол власти и высокомерия, который бесследно исчезает на смертном одре.
******* ~~~~ *******
Свидетельство о публикации №107031701861