Студент Макар Умнов

Часть 1. Портрет
Молодой, красивый голубоглазый блондин, Макар Умнов был необычайно мудрым юношей. В свои двадцать, с небольшим, лет, он поражал окружающих своими логическими выводами, несоответствующей возрасту задумчивостью и потрясающим знанием жизни. Он учился в университете на физмате. Учился отлично. Мечтал стать великим ученым-математиком и шел к своей цели основательно, не спеша, шаг за шагом.
 С детства, прилежный и в меру общительный мальчик, с ангельской внешностью поражал воображение девочек, и казался чем-то недосягаемо–привлекательным, не смотря на это, слыл мальчиком скромным во всех отношениях.
 Как-то на четвертом курсе университета однокурсник Макара Савелий Лапатьевский привел его на персональную выставку местной художницы Евдокии Бочкиной в художественную галерею «Вернисаж».
 По правде говоря, Макар то идти туда не хотел. Не то что бы он не любил изобразительного искусства, нет, напротив, он очень любил живопись, но маститых художников, в основном итальянцев Эпохи Возрождения, современным же искусством не интересовался и всячески игнорировал.
 При просмотре работ Бочкиной, Макар ходил грустный, задумчивый и даже зевал, но так было не долго, до тех пор, пока взор Макара не уткнулся в портрет девушки в золоченной раме. С полотна на него смотрело задумчиво -прекрасное лицо коротко стриженной брюнетки. Ее темные глаза были полны печали, а губы полны желания и страсти. Как художник мог заключить в одном образе столько много чувств, Макар не понимал, и эта мысль поглотила его целиком и полностью. Он час простоял напротив картины, не сходя с места.
 Вернувшись домой, он долго не мог уснуть - перед его глазами стояло прекрасное лицо таинственной незнакомки. Как ее зовут и где ее найти, и не является ли она плодом воображения этой Бочкиной? А может это известная натурщица местного художественного ВУЗа? Тогда есть шанс с нею познакомиться…
 Утром Макар поделился своими думами с Савелием.
- Ээээээ, насколько я помню, это автопортрет Е.Бочкиной в юном возрасте. Сейчас она толстая и старая, ей уже больше тридцати. Так что забудь.
 Макар поблагодарил товарища за информацию, но не поверил сказанному. Не могла же к тридцати годам красивая женщина измениться до безобразия, даже если она и потолстела, все разно в ее чертах что-то должно было остаться от портрета.
 Вечером Умнов зашел в галерею.
 Дверь была закрыта для посетителей. Шел демонтаж выставки.
Макар постучал в стекло. На пороге показалась довольно пышная дама в цветастом платке на голове, а ля «бандана» и с длинным мундштуком в зубах, на конце которого дымилась полуистлевшая сигарета.
- Вам кого?
- Мне Евдокию Бочкину. Автограф хочу взять. Вот – и Макар зачем-то протянул аккуратный в кожаном переплете блокнотик и ручку.
- Заходи! – с каким-то юношеским задором проговорила дама, схватив руку Макара, и резко втащила его в дверь.
 Только в зале галереи Умнов понял, что эта экстравагантная особа и есть Евдокия Бочкина.
 Она была такая смешная, что лучезарная улыбка Макара излучала детскую радость и непосредственность. Бочкина заметила это и тоже стала улыбаться.
- Тебя как звать-то?
- Макар.
- Макар, а что тебе и правда понравилась выставка, раз за автографом пришел?
- Нет. То есть да. Мне один портрет понравился. Ваш автопортрет. Твой. То есть Ваш…
 Бочкина засмеялась теплым смехом, и Макар почувствовал, как это тепло потекло по всему его молодому телу.
- Давай, на – «Ты». Мне тоже этот портрет нравится. Ему пятнадцать лет уже. Хорошая работа. Я его не продаю.
 Евдокия предложила Макару банку пива. Одной рукой она протянула банку студенту, другой указывала рабочим, где нужно снять картину и куда поставить. Потом перевела взгляд на юношу, их глаза встретились и сверкнули молнии.
 Умнов стал не частым, но всегда желанным гостем в мастерской художницы.
Макар обычно сидел на диване и пил чай, пока Евдокия работала кистью. Когда же натурщик или натурщица уходили, Умнов начинал торопиться и тоже быстро уходил. Иногда Бочкина успевала сделать зарисовки с юноши, а иногда и нет.
 Тридцати пятилетняя женщина влюбилась в мальчишку. Она боялась себе в этом признаться и все чаще по этой причине отказывала во встречи.
Но чем больше она отказывала, тем чаще студент приходил к ней. Ее умиляло, то, как произносил ее имя Макар: «Дуня», с таким придыханием, что по ее затылку бегали мурашки.
 Ее неудержимо влекло к нему. Но она отчетливо осознавала, что их роман продлиться не долго, из-за большого разрыва в возрасте и внешности. К тому времени она достаточно располнела, и не имевшая ранее ни каких комплексов, стала комплексовать. Она даже села на диету. Но это ни к чему хорошему не привело. Целый день Бочкина пила одну лишь воду, а ночью открывала холодильник и поглощала недельный запас.
 Через год после знакомства Евдокия решила, что хватит. Она упаковала злосчастный Автопортрет в бумагу и стала поджидать Макара. Она готова была высказать ему все: что почти, что любит его, но не позволит пламени страсти поглотить его юное сердце, что не погубит его чистую душу, не прикоснется к его юному телу, дабы не осквернить своим…
 В тот вечер Макар не пришел. Бочкина напилась и уснула.
 На следующий вечер студент мялся в прихожей мастерской и боялся войти, ему было стыдно, что не смог предупредить Дуню вчера по ряду объективных причин, что у него нет возможности…
 Бочкина вручила Макару подарок – картину и налила в бокал вина. Умнов, будучи неимоверно мудрым юношей, понял, что этот вечер прощальный, и не долго думая, выложил Дуне, все, что творилось у него на душе.
А в его душе было следующее:
Макар влюбился сначала в портрет, потом, когда он, Макар узнал какая прекрасная душа у нее, у Дуни, то влюбился и в душу. Но, как мудрый человек, он, Макар понимал, что их с нею, с Дуней, связь продлится недолго, по ряду причин. Основная причина, это большая разница в возрасте, конечно, еще есть и другие. Это взрывной характер Бочкиной, ее поклонники, не дающие прохода; компании художников и музыкантов, постоянно тусующиеся в мастерской, наконец, ее беспорядочный не аккуратный внешний вид. Как, все таки хорошо, что дальше поцелуев у них не зашло. Иначе бы кто-то первый изменил, за ним сразу же сделал тоже и другой. Это боль. Это разочарование. У каждого из них в жизни еще будут встречи. Они оба интересны и общительны. Полноценной семьи с детьми у них бы все равно не получилось. Для родов Дуня уже стара, да и какой сейчас отец из Макара. Материальное положение у него, Умнова, нулевое. Он бы себе не позволил жить за счет любимой женщины. И его бедняжку, Макара, это все так гнетет в последнее время, что он решил все же открыться и расстаться навечно. Если нужно порыдать вместе об их несчастной взаимной любви, если нет расстаться с чистыми душами…
 В первую минуту после того, как Макар умолк, Бочкиной хотелось врезать парню в ухо.
Немного позже – спустить с лестницы. Но, переборов животные инстинкты Евдокия выпила бутылку вина с горла и разбила ее об проклятый портрет, после чего, надев полушубок, спустилась в арт-подвал к рок-музыкантам для кутежа.
Макар постоял на пороге некоторое время. Взял портрет и вышел на заснеженную улицу ночного города.

Часть 2. Жизнь как есть
 Еще до разрыва с Бочкиной Макар познакомился с хозяином художественной галереи «Вернисаж» Давидом Израилевичем Коганом, точнее это Бочкина познакомила их. Давид Израилевич проникся отцовской любовью к незаурядному юноше и по окончании Умновым университета предложил бывшему студенту должность арт-дтректора галереи. Макар думал ровно месяц. Совмещение должности не мешало аспирантуре в институте, но давало большую прибыль при удачных стечениях обстоятельств, поэтому, в конце концов, он согласился.
 Когда он вошел в зал галереи, то был неприятно удивлен. Там опять проходила выставка Евдокии Бочкиной.
 На этот раз выставка имела тематику « Лица и души» состояла только из новых работ. За год художница успела написать одиннадцать живописных полотен и сделать дюжину графических работ.
 На стенах висели портреты мужчин и женщин, детей и собак. У одного портрета стояла группа людей, восхищенно всматриваясь с мазки.
Умнов обомлел, увидев прекрасно выполненный собственный портрет под вызывающим названием «Жизнь как есть». В центре композиции было его молодое красивое лицо с пронзительным взглядом голубых глаз, наполненных тоской и болью, а вокруг его лица ореолом были сотни маленьких женских лиц, от детских наивных до сморщенных лиц старух. Все эти лица смотрели на Умнова, умоляющи, еще чуть-чуть и из сотни глаз польются неудержимые слезы всемирного женского горя.
 Макару захотелось сорвать портрет. Порвать его в клочья! Облить серной кислотой.
 Потом вдруг пришла мысль разыскать, во что бы то не стало Дуню и двинуть ей в ухо…
 Но он взял себя в руки. Прошел в кабинет Когана и поинтересовался: давно ли висит экспозиция и можно ли выкупить картину «Жизнь как есть»? На что Коган ответил, что эта картина, к сожалению не продается. Так решила художница и что он, Коган, сам бы ее купил для галереи с большим удовольствием. Хитро прищурив глаз, Давид Израилевич заметил, что есть некоторое портретное сходство с Макаром, персонажа данного полотна, и что может быть, Бочкина уступит молодому человеку и продаст картину, а тот в свою очередь перепродаст ее за большие деньги ему, Когану.
 Естественно Макар не собирался перепродавать никому полотно. Он просто хотел избавиться от своего портрета, что бы ни кто не мог его никогда больше увидеть.
 В кабинет директора галереи радостно вкатилась Бочкина. Не заметив Умнова, она бросилась с объятьями на Когана.
- Давидик! Здравствуй солнце! По-моему это успех!
- Здравствуй, дорогая! За два дня три полотна! Просто замечательно! Может, все же продашь «Жизнь как есть»? Спрашивают, солнце. Вот молодой человек, мой новый арт-директор, купит в домашнюю коллекцию, если мне продать для галереи не хочешь. – «Давидик» хитро подмигнул художнице, развернул ее лицом к Макару.
Лицо Бочкиной налилось пунцовой краской, она, стиснув зубы, прорычала: «Никогда!» и вышла из кабинета, хлопнув дверью.
 Портрет провисел еще пять дней, собирая вокруг себя большие толпы народа. Критики отметили, что это - лучшая работа Бочкиной за последние годы: нашли в ней «отражение первопричины борьбы полов», «емкость мысли» и «безысходность бытия». В общем, портрет имел успех. Сначала Макар был в бешенстве, что его портрет рассматривает каждый, потом попривык, а когда зрители случайно замечали пробегающего мимо похожего на портрет молодого человека и долго смотрели ему в след, Макар понял, что он невольно становится знаменитостью, что его узнают доже на улице. Бешенство, равно как и раздражение прошло, и появилась некая гордыня. Желание во что бы то ни стало обладать портретом, превратилось в манию. Но Бочкина была неумолима. Она на отрез отказалась продать после выставки портрет, ни за какие деньги. Более того, она пообещала, что Умнов не продержится и месяца на рабочем месте.
 С ненавистью в душе к Дуне, приступил Макар к работе в галерее. Он придумал новый бизнес план, в котором художникам-реалистам в стиле Бочкиной было не место. Проанализировав всю финансовую ситуацию предприятия, Макар пришел к выводу, что подобная работа галереи не приносит прибыли. За аренду помещения под выставки художники ничего не платят. Деньги приносят только продажа билетов и картин. Картины продаются плохо. Поэтому первое, что он предложил – брать дань с экспонентов, второе - банкеты и пресс-конференции только за счет экспонента. Аккредитация платная, привлечение местного телевидения и радио обязательна на каждое открытие выставок, это тоже все ложится на плечи экспонентов. Так же необходимо сменить банальное название «Вернисаж» на более криативное «Гламур», соответственно и вставлять гламурные работы, например художника Данилы Папенко-Осипука. Так же не плохо бы организовать выставку нового направления в искусстве векторную графику, которая, по мнению Умнова, будет более посещаемая и прибыльная.
 Коган утвердил этот план, с болью в сердце. Он понимал, что испортятся отношения со многими хорошими художниками, но заманчивые финансовые перспективы взяли верх.
 Через полгода художественная галерея «Гламур» была известна далеко за пределами города. В ней выставлялись даже московские гламурные художники и художники ближнего зарубежья. Открылось арт-кафе и Интернет-клуб тоже под названием «Гламур». Коган и его компаньон Макар Умнов выкупили все трехэтажное здание, в котором находилась галерея, занялись ремонтом помещений и планировали открыть гостиницу «Гламур».
 Портрет Умнова «Жизнь как есть»… После того как Коган в мягкой форме объяснил Бочкиной, что галерея меняет свое направление, и, скорее всего Евдокии придется искать другое место для выстовок, но они все равно останутся друзьями, Бочкина взяла портрет и пошла в кабинет арт-директора галереи. Она подошла к Макару и со всей силы надела ему на голову картину. Холст треснул, и завис на плечах молодого человека.
 Макар отдал в реставрацию полотно. После реставрации отвез портрет на дачу и повесил рядом с портретом Бочкиной. Так они там и весят: портрет немолодой художницы и молодого преуспевающего бизнесмена.
2006-2007г


Рецензии