Мёртвые у войны глаза -Татьяна Кувшиновская-
Мёртвые у войны глаза
=============================
Образ этот, всеобъемлюще характеризующий состояние вражды, я почерпнула из стихотворения девятиклассника 129 школы Бориса Спиридонова, опубликованного в самодеятельном сборнике под названием “Война в стихах детей и ветеранов”, изданном в Санкт-Петербурге весной 2005 года. Сборник состоит из стихов школьников 5-11 классов и очень взрослых поэтов-любителей клуба “Большая Охта”. Все они жители Красногвардейского района, а собрала их и организовала поэтические конкурсы, посвященные празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, Евгения Михайловна Мухина – заведующая Лабораторией краеведческих исследований Дома творчества юных “На Ленской”.
Почти все участники конкурсов стали соавторами книжки, изданной по прозаической причине обидно малым тиражом.
Что удивительно, читая стихи детей в уже состоявшейся книжке, я безрезультатно сдерживала слёзы, хотя все стихи прошли через мои руки не один раз, и когда я была в составе жюри, и при подготовке их к печати.
Разве можно остаться равнодушной к непосредственному детскому взгляду на события давно минувшие. Они прошли через юные, но мудрые сердца, благодаря рассказам живых свидетелей тех лет, кинолентам, книгам и работам художников.
Ребята так прониклись атмосферой того времени, что даже от первого лица вели повествование, отождествляли себя с лирическим героем стихов.
Прочитайте “Рассказ блокадницы” Анастасии Тиде (8 кл. 134 школы), или “Путь за водой” Анны Пузовик (8 кл. 532 школы):
Вот она – лунка с водой.
Пальцы зажали ведро.
Тонкой и слабой рукой
Надо наполнить его.
Даже, если в поэтических опытах детям помогали взрослые наставники и родители, это только увеличивает ценность результата, ведь переживания, сопутствующие совместному процессу творчества – добрая добавка в воспитании, вернее в самовоспитании личности, о чём мы, “прапоколение” и беспокоимся. Наивный пафос юношеских стихов соседствует с произведениями, умудрённых жизнью ветеранов. Предъявлять высокие требования к их творчеству никому, надеюсь, не придёт в голову – всё, что легло на бумагу, бередило их сердца, призывало поделиться с близкими своими мыслями и болью, страхом, который
...в те годы в душе поселился,
Остался навечно, он там угнездился.
Так говорит в своём стихотворении “блокадный ребёнок” Инна Ревзина. А тёзка её, Инна Данилова, девятиклассница 177 гимназии, силясь представить пережитое соотечественниками в те трагические дни, пишет:
Нам страх людей не суждено понять,
Ведь мы на месте их не побывали.
Пусть никого не удивляет, что некоторые строчки дословно повторяются в стихах молодых и пожилых авторов. Делать подарки и принимать их в данном случае позволительно.
Кто пережил блокаду Ленинграда,
Тот подвиг совершил вовек.
(Александра Усатая, 129 школа, 6 кл.)
Кто пережил Блокаду из блокад,
Тот жизнь на свете не одну прожил!
(так пишет руководитель Александры, поэт Владимир Ковальчук)
Совместный сборник седых и юных не на словах, хотя здесь Слово – основа, показывает сколь неразрывна для общего блага должна быть ниточка понимания между поколениями. Без этой связующей нити нет будущего ни у старых, ни у малых. И особенно тревожно за молодёжь, если она окажется своего “непомнящей родства”. А что вот эти детки – наша надежда, ясно становится, стоит только прочитать строки:
Весна! Капель летит за ворот,
От солнца наш проспект ослеп,
Но молча я смотрю на город,
Так вот что значит это – Хлеб!
(Кристина Тонковская, 151 школа, 7 кл.)
Очень удачно связуются обе части сборника – “Война, блокада глазами детей” и ветеранская “Память сердца”, стихотворением шестиклассника этой же школы Валерия Савченко “Осколок”:
Железку странную ребята
На стройке вечером нашли.
.........................
– Война, – сказал мой дед, – осколок.
И я услышал бомбы свист.
А прошедший войну Григорий Крутянский, вспоминая в стихотворных строчках эпизоды войны, постоянно обращается памятью к отдавшим жизнь в те годы и фронтовикам, и труженикам тыла:
Они отдали жизнь свою,
Чтоб мы спокойно дальше жили.
Я честь всем павшим отдаю,
И вас прошу, чтоб вы их чтили.
Заканчивая далеко не полное обозрение строго, в соответствии с содержанием, оформленной книжки стихов, я благодарю Дом творчества юных “На Ленской” за доставленное ни с чем не сравнимое удовольствие общения с детьми, сверстниками и коллективом Дома. Благородное дело – забота о детях и стариках. Пусть Жизнь светится в наших глазах.
Татьяна КУВШИНОВСКАЯ (житель блокадного Ленинграда)
Апрель 2005 года
© Copyright: Татьяна Кувшиновская, 2007
Свидетельство о публикации №1701260099
Свидетельство о публикации №107030602090
http://www.stihi.ru/2007/01/26-131
http://www.stihi.ru/2007/01/26-125
http://www.stihi.ru/2007/01/26-76
http://www.stihi.ru/2007/01/26-111
http://www.stihi.ru/2007/01/26-88
С уважением, Татьяна Аркадьевна
Татьяна Кувшиновская 17.01.2008 19:50 Заявить о нарушении
Татьяна Кувшиновская 18.01.2008 00:48 Заявить о нарушении