Несколько слов о рифме
Первое - если половина стихотворения зарифмована, то вторая его половина не может быть белым стихом.
Второе - хорошие рифмы - это редкие рифмы. Стихосложение - это поиск, уход от банальных рифм. Смысловая нагрузка, самобытный авторский почерк, неожиданные рифмы - вот составляющие успеха произведения.
Третье - рифмы только в сочетании с ритмическим рисунком стиха приводят к гармонии, поэтому важно чтение стиха вслух.
И четвертое - знать минимальную теорию.
Рифма мужская - рифма с ударением на последний слог, женская - на предпоследний.
Дактилическая рифма - ударение на третий слог от конца строки, гипердактилическая рифма - рифма, в которой ударение падает на четвертый слог от конца строки.
Итак, мои любимые рифмы - это рифмы, сочетающие в себе признаки двух смежных рифм - женской и дактилической, дактилической и гипердактилической.
Вот два примера:
Пожары в Калифорнии - Вероника Черкасова :
Отстраниться, уснуть, распластаться
Под прессами воли?
Ведь пожар не потушишь
Одною слезинкой поэта.
Лишь несутся в эфире частички
Безумья и боли
И буравят мозги, словно дрель,
И не спится поэтому.......
Здесь рифма "поэта-поэтому". Это пример сочетания женской и дактилической. И еще один пример из моей "коллекции":
Время выбрало нас... - Замалина Лина
Время нас не жалело, и взлёты с паденьями вновь перед нами расставило, словно бутылки с портвейном. Промолчал, кто умнее, и выпил, и дальше пошел, остальные остались и пить продолжают, наверное.
В данном случае обратите внимание на рифму "портвейном-наверное".
Далее, очень приветствую рифмование разных частей речи. Мне особенно импонирует сочетание "существительное-глагол". Для примера возьму свой старенький стишок.
*** Апрельский смех, увы, забыт... - Замалина Лина
Апрельский смех, увы, забыт.
Я не ропщу на внешний вид,
В ладонях тает поздний снег
Без притязаний на успех.
В наклонной плоскости моей
не жду хороших новостей.
Но я не тень, жива ещё.
Поплюй, мой друг, через плечо.
© Leena Zamaleena, апрель 1989
Три из четырех рифм сочетают разные части речи.
В эту же группу рифм хочется отнести конструкцию из нескольких слов в конце строки, образующих рифму. Например:
перелётное - Серж Ган
Слова улетали с птицами:
некрепкие, НЕУКЛЮЖИЕ.
А осень играла лицами
Дождем разбивая В ЛУЖАХ ИХ.
Хочется отметить стихи с продолжением рифмы еще одной или двумя строками, образующими звуковой ряд. Как мне видится, это придает стихотворению некоторый шик. К этой категории рифм отнесу также промежуточные рифмы, которые находятся в середине строки. Здесь можно говорить о звукозаписи.
Для примера: "По белому белым" - Лина Замалина
http://www.stihi.ru/2007/01/20-260
А вот примеры внутренней рифмы, хотя она здесь очень приблизительная, но всё же имеется:
сказки в конверте - http://www.stihi.ru/2007/01/12-327
Отодвинув старую МЕБЕЛЬ, прекращая вздыхания пылью,
позволяя излишеств моды нестройный ряд,
всё хорошо, что в МЕРУ - сказки становятся былью, -
я снова рекламная дива с обложки календаря.
Два слова в защиту глагольной рифмы. Имеет право на существование, но необходимо следить за качественной составляющей остальных рифм в стихотворении. У меня есть стих с финальной глагольной рифмой (даже и не рифмой - слова однокоренные) - я не считаю это криминалом. Здесь "рифма" принесена в жертву смысловой нагрузке:
http://www.stihi.ru/2006/05/09-53
Признак некачественного стиха и "плохой" рифмы считаю сочетание типа "меня-тебя", где идентичны только гласные, а также примитивные частовстречающиеся рифмы "розы-слезы-морозы", "кровь-любовь", "вечер-свечи", "бродяга-дворняга" - уж извините, это перебор.
Хочется пожелать успехов на пути к нужной рифме.
Свидетельство о публикации №107030200002
Хотя Вашей любви к разносложным рифмам не разделяю.
По большей части это просто выдрюки.
Также как и не разделяю Вашей нелюбви к рифмам, где совпадает гласныя.
Кстати, а как Вы относитель к рифмам, где гласные не совпадают?
Ваш "признак некачественного стиха" может вызвать только улыбку.
Бедные классики!
Гипердактилическая рифма - не обязательно на 4 слог с конца.
Более точно, - более чем на третий. Можно на 4, 5,6..
Кажется у Блока (если память не изменяет) встречалась рифма с ударением на 7 слог от конца.
С уважением
Тимофей Бондаренко 30.06.2007 22:01 Заявить о нарушении
Замалина Лина 02.07.2007 00:17 Заявить о нарушении