Комментарии к Манифесту неоимажинизма
*Мы живем в беспафосное время. Слово «пафос» годится лишь для того, чтобы извлечь из него букву «ф» и сказать «фуй».
2. Буква О, стоящая отдельно, провоцирует на хохот, отворачивание и эмиграцию на другую страницу.
*Букву О можно в этом контексте рассматривать как символ всего, к чему приложимо определение «пафОсный», а также как символ нелепОсти, пустОты и ничтОжества.
3. Вспомните какой-нибудь стих, начинающийся с буквы О (О вещая душа моя! О доблестях, о подвигах, о славе) и вы поймете правоту сказанного.
*Примеры выбраны не случайно. Стих Тютчева стоит того, чтобы его процитировать полностью:
О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги –
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный.
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духов...
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
Это – классический пример пафосного стиха. Основу пафоса здесь составляет вера в двойственность бытия и двойственность души.
Для неоимажиниста единственным видом или способом бытия является бытие образа. Все остальное – нелепость и пустота (см. выше). «Образ, и только образ».
Особенно нелепым неоимажинисту представляется пафос страданий. В мире, где каждые полчаса на мине подрывается человек, причем каждый пятый из подорвавшихся оказывается ребенком (africana.ru/news/2004/12/041202_kenia.htm), писать исполненные страдательного пафоса стихи ему кажется неприличным.
Никакой замаскированной современностью надсоновщины!
То же самое относится и к пафосу умиления или пафосу надежды.
Цель неоимажиниста – создать естественную среду обитания образов. Поэтому он может использовать любое слово из лексикона Тютчева. Но не букву О в начале строки.
Что же до Блока, то буква О в его стихе – это «Оптовый склад трагизма и боли», где не все в порядке с накладными.
Всё миновалось, пора слёз прошла.
Мозоли от слёз под глазами – отличительный знак не принадлежащих к неоимажинизму.
4. Неоимажинизм – это «не имажинизм». Разумеется! Еще бы! Кто станет выдавать себя за покойника?
*Но может быть, мы являемся его аватарой?
5. Неоимажинизм ни в коем случае не «изм». В этом он похож на хитрую ящерицу, вовремя избавляющуюся от хвоста.
*Напрасно г-н Элефф пытается ухватить нас за хвост – мы им не дорожим.
Наши теоретические манифесты – всего лишь ложные цели, подобные тем, которые используются подводниками для отражения торпедной атаки.
Мы не так наивны, чтобы полагаться на силу аргументации. В то время, как идет теоретическая дискуссия, мы создаем образы, мы пишем стихи.
Неоимажинизм – это очевидность присутствия образа, а не очевидность умозаключения.
Еще раз: «Заметьте: какие мы счастливые. У нас нет философии. Мы не выставляем логики мыслей. Логика уверенности сильнее всего».
6. Неоимажинизм – это просто гласные, цукатами всыпанные в густое тесто согласных.
*Мы придаем большое значение фонетике. Звуки создают образ. Образ – это броня строки.
7. Произнесите Е-О-И-А-И-И. Если вам это не доставит удовольствия, то поспешите на ближайшую биржу и купите себе немного чего-нибудь.
*Например, купите себе немного призовых баллов и проанонсируйте какое-нибудь свое пафосное стихотворение на ленте рецензий.
8. Те же, кто прошел этот тест, могут сверить свои ощущения с определением, приводимым ниже:
Неоимажинизм – это эмерджентный имагинитивный процесс, приводящий постепенно к интенсивной фибрилляции всей ткани умственных и эмоциональных привычек.
*Справка: фибрилляция – разновременные и разрозненные сокращения отдельных мышечных волокон, лишающие орган способности нормально функционировать.
7. Примером такого процесса пусть послужат пять строк, нарушающие ритмическое дыхание этого манифеста, но позволяющие увидеть его сияющие легкие:
буква «о» похожа на смех гладиатора
на байкеров-меломанов собравшихся в фойе оперного театра
на ярость комиссара полиции заставшего жену с прокурором республики
на банкротство небольшой итальянской фирмы по изготовлению воздушных насосов
на огорчение филолога, увлекшегося манифестом неоимажинизма и сошедшего остановкой позже
Другим примером пусть будут другие двенадцать строк, выявляющие торжество свободных образов над повседневностью смыслов:
осиновые стволы
корнями вверх
фисташковый
бонсай нашей
растерянности
бледно-зеленый
словно лицо
старого медника
или президента
республики
отравленного
диоксином
*Первый стих – это нанизывание образов на шампур четко определенной формы, второй – серфинг на ритмико-фонетической волне; последний может продолжаться сколь угодно долго (берегом здесь служит лишь выносливость серфингиста).
Неоимажинисты заинтересованы в разработке форм неоимажинистского стиха. Каждое новшество будет приветствоваться и приобщаться.
8. Вы слышите в наших произведениях верлибр образов.
Это цитата.
* Источник – Декларация имажинистов, 1919. esenin.niv.ru/esenin/imazhinizm.htm
Я убрал из строки букву О – оригинал выглядит так: «О, вы слышите в наших произведениях верлибр образов».
У наших далеких родственников есть и другие недостатки; возможно, когда-нибудь мы об этом поговорим.
Однако выражение «верлибр образов» искупает все недоделки.
9. Неоимажинизм своевременен, потому что наступило время верлибров.
* Об этом – stihi.ru/2007/02/26-1354
10. Помните: читая эти строки, вы движетесь вдоль передовой линии неоимажинизма.
*Снова аллюзия на текст Декларации.
11. Манифест написан поэтом Дюрингом по призыву Клуба Неоимажинистов
*Клуб Неоимажинистов – замечательный проект Дормидонта Зимова.
Самоназвание «поэт» восходит к тексту Декларации. К чему оправдываться?
12. Остальные, ау?
*«Музыканты, скульпторы и прочие: ау?» – там же.
Свидетельство о публикации №107022802764