Судьба Увээна
От редакции
Сознавая то естественное нетерпение, которое испытывают читатели ТК, спешащие припасть к источнику нетленной духовности, редакция старается регулярно публиковать фрагменты монументального эпоса. Сегодня это один из ключевых участков текста, условно озаглавленный учеными "Судьба Увээна", поскольку здесь недвусмысленно сообщается о целом ряде грядущих судьбоносных испытаний, выпавших на долю героя. По существу перед нами – предсказание. Для художественной структуры "Увээна" данное обстоятельство глубоко значимо. Вместе с тем оно значимо и для исследователей. Уже сейчас имеются факты, заставляющие соотнести Увээна с Гильгамешем, героем шумерского эпоса. "Увээн" наследует "Эпосу о Гильгамеше" – или же мы имеем обратную зависимость? Многие исследователи настаивают на провиденциальном начале "Увээна", в котором по сути предвосхищаются многие художественные произведения, их герои, а также – реальные люди и события будущего. В таком случае время создания "Увээна" следует отнести к более далекому прошлому. Насколько далекому? Кто знает… Это – одна из самых интригующих загадок великого эпоса.
Не думал молодой повеса,
Катясь в пыли на вороных1,
Что пьяной волею Отвеса2
Лишится всех своих родных;
Что ждут его – сердечна рана3,
Четыре дуры, три болвана4;
Что грозный дядя сей же час
Долой его прогонит с глаз,
А позже, словно неприятель,
Привяжет у ворот Увы5,
Где по ночам слонялись львы
И всех съедали – о, Создатель!
Не думал Увээн-ого6,
Что вреден север7 для него!
1 Вероятно, отсюда и пошло выражение «прокатить на вороных», т.е. оставить ни с чем, отказать.
2 Отвес, верховное божество увээнского пантеона, бог-дрыновержец; имел обыкновение решать судьбы людей, хорошенько приняв на грудь.
3 Намек на какое-то любовное увлечение Увээна.
4 Скорее всего, имеется в виду постоянная компания молодых аристократов, наиболее близких герою: четыре женщины и трое мужчин (Увээн – четвертый); с этой компанией Увээн проводил большую часть времени, в основном – пируя.
5 Ува – столица увээнов, обнесенная крепкой изгородью из верблюжьей колючки.
6 Ого – принятое среди увээнов особо вежливое, почтительное обращение к представителям высшей знати.
7 Увээн воспитывался в южных провинциях Увээнии, куда его отправил дядя, опасавшийся притязаний племянника на верховную власть.
Свидетельство о публикации №107021300133