Антология верлибра на стихире - 2000
История верлибра как "жанра" (на Стихи.ру), возможно, начинается раньше, поскольку авторы верлибров нередко помещали свои стихи в другие разделы.
В 2000г. в разделе "Верлибр" публиковались следующие авторы:
Theoretic
Слойко
Ната Сучкова
Taya Boich
Роза Л.
Germina Nue
Дмитрий Богатырев
Максим Йэ
Призрак
Magenta
Лойсо Пондохва
Singer
Russian Flaming
Mayra
Aspidistra
Горрба
Rusalochka
Иван Баринов
Яфа
Самарканд
Sima
Годзиллокосильщик
Москаленко Сергей
Nik 27
С.Беньяминов
Дан
Инна Ф.
Ниже приводится большая часть верлибров, опубликованных в 2000г. (в целом их не так уж много).
Тексты разбиты на 6 групп – по типу верлибра. Однако классификация эта чисто эмпирическая и интуитивная. Я не интересовался специально такими особенностями как инструментовка, метричность, дисперсия, регуляция, гомоморфность и т.д.
Тем не менее эта классификация, я думаю, имеет некоторую практическую ценность: практику-верлибристу полезно иметь представление о возможных типах верлибров – не структурное, теоретическое, а наглядное, эмпирическое.
Интересно было бы провести такую же работу и в отношении верлибров, опубликованных в последующие годы. (Ясно, что количество авторов и текстов стремительно возрастало, и потребуется гораздо больше времени и сил, чтобы ознакомиться, например, с материалом 2006 года и как-то классифицировать его.)
ВЕРЛИБРЫ А
1. Иван Баринов
Песня (Вечер, тридцать первое октября)
Протяни руку
между жёстких веток -
У дороги - в пыли весь -
низкий куст сирени -
До лица - одного из
тающих последних -
ты дотронься - останется
прикосновеньем
Ты листа - одного из них -
тающих последних -
чуть коснись - останется
у тебя в руке...
Верлибр - 2000/11/01
2. Лойсо Пондохва
Мечта
Венеция - дитя нежности и разврата,
Где куртуазная любовь поет о счастье,
Где гондольеры поют о каналах,
Где голуби поют о воздухе.
Медь монет лежит на дне каналов,
Где лежали мы с тобою,
Где тонули радости и печали,
Где гармония цвела в тишине.
1999 г.
Верлибр, 2000/11/22
О море, за море, в море. 1-ая редакция
Когда соленые волны породили сушу,
Когда вода впервые разбилась о камни,
Синяя бездна застонала от боли,
Покрыв раны пенной кровью.
Умея взлетать над волнами,
Дельфины - морские птицы,
Впервые разбились о камни,
Потеряв абсолютную свободу.
Яростно поет сердце океана,
Узнавшего свои границы,
В которые надо биться,
Чтобы забыть про счастье.
1999 г.
Верлибр, 2000/11/28
3. Роза Л.
Не верь глазам своим
Когда с уходом человека
Весь мир вокруг вдруг превращается в пустыню-
Не верь глазам своим...
Когда с приходом человека
Пустыня расцветает как оазис-
Не верь глазам своим...
Когда с приходом иль уходом человека,
Что есть вокруг-не претерпевает измененья-
Забудь глаза его...
Когда своим глазам ты перестанешь верить
И всех,кто рядом был и есть,глаза забудешь-
Считай окончившимся свой земной удел.
Верлибр 2000/12/06
4. Горрба
О вреде компромиссов
Вы говорите мне : спустись на землю!
Но ведь там уже вы...
Вы говорите мне : надо быть проще!
Но я не умею лазать по пальмам...
Вы говорите мне : да ты просто ребёнок!
Значит, мне осталось жить больше.
Вы говорите мне : ты несчастный человек!
Вы ни черта не смыслите в счастье.
Вы говорите мне : но ты должен уважать нас!
А я и пытался с вами не встретиться.
Я просто шёл на работу.
У меня очень интересная работа.
Я отрабатываю свою видовую приставку.
Как бишь её?..
Верлибр - 2000/11/15
5. Singer
Обычно...
Человек обычно считает так:
- Одна слезинка, две слезинки, три слезинки...
А ведь Небо не умеет считать.
Человек обычно ходит так:
- Один шаг, два шага, три шага...
А ведь Земля не умеет ходить.
Почему же Человек все делает обычно,
А Небо и Земля ничего не умеют?
Потому, что Небо и Земля
Его безмерно Любят!...
Белый и вольный стих, 2000/11/18
6. Mayra
Вавилон
***
Играй, играй, моя дудка!
Третьего дня
Через эти ворота
В наш город явился
Путник зеленоглазый.
Он ушел отсюда слепым -
Он выплакал глаза свои
У меня на коленях.
***
Задолго до рассвета
Людей на окраинах
Будит пение шакалов.
Далеко разносится оно
Под душными звездами,
И кажется - шакалы тоже
Стары, как мир.
***
Боги! Среди голубых
И белых персидских холмов
Выросли эти пантеры -
Черные гибкие тени,
Неотступные, как мои мысли.
Глаза их - безжалостнее,
Чем луна и солнце.
***
В час, когда наступает ночь
И сумрачные храмы наполняет
Дым сладковатых курений,
О чем тогда шепчутся твои боги
Из желтого старого камня?
- О том, что время щербит
Их мраморные носы,
Что человеческие жертвы
Ныне так редки…
О том, что с каждым годом
Все тяжелее
Давит на их плечи
Этот мир лени и тлена.
***
На эту площадь
В дни казней или торжеств
Стекается весь город.
И когда я смотрю со своей башни
На волнующееся
И многоцветное людское множество,
Я вижу диковинный лес
Деревьев, рождающих ветер.
***
Победители народов,
Побежденные временем!
Ваши гробницы ныне
Слепы и равнодушны.
Величие имен ваших
Уже давно стерлось бы,
Не шепчи их ветер,
Гуляющий
Среди весенних садов.
***
Близко ко мне подошла
И встала, в накидке широкой.
На жемчужных заколках - блики
Предзакатного солнца,
Перламутром запястья охвачены,
Кипарисовые трещотки на щиколотках,
И сандаловый ветер дремлет
В глубине опахала.
***
Город цветов и пыли -
Праха отцветших столетий…
Земли есть лучше,
Но только здесь сладка
Извечная печаль стариков -
О жизни,
Растраченной напрасно.
Верлибр, 2000/11/16
ВЕРЛИБРЫ В
1. Singer
В мире скал...
В мире скал - необычное рядом.
В мире деревьев - обычного не найдешь.
Неужели весь Мир так замечателен?
...Ветер, несущийся по морскому простору -
Мой Друг!...
Верлибр, 2000/11/18
...почему бы и нет?
Стоит ли кричать,
Слышащему тишину Запредельного?...
Надо ли молчать,
Кричащему на грани Безвременья?...
....почему бы и нет...
Лирика: философская, 2000/11/18
Когда то мое сердце...
Когда то мое сердце
Превратится в Чудесный Лотос,
Лежащий на Ладони Вселенной...
И я уже начинаю ощущать его аромат...
Но где же Ладонь???
Твердые формы: восток (рубаи, хокку, танка), 2000/11/18
2. Rusalochka
Философично о жизни и о себе...
1
иллюзорность мира
доказывается
цветом тоски,
которая имеет переходные оттенки
от страдания к радости.
2
я - ночной Арлекин
с двухцветным лицом
и скрюченными от душевной боли пальцами.
в круговерти дня и ночи перепутаны
мелькавшие лица,
в лунном свете не видно изломов сердца...
а разум всегда прям...
дай, Господи, разум
мучиться любовью до безпамятства.
3
я дарила им тело- просили душу.
я дарила им душу- просили тело.
ты в стороне наблюдал людской муравейник,
думал о вечном...
и я рассмеявшись
отдала тебе и то и другое.
4
мы разбиваем головы
о тайны мироздания...
но кто же ответит мне:
о чем поет эта птица?
что думает в чреве, еще не родившийся ребенок
и почему ты меня любишь?
3. Яфа
Кот цвета осени
Едва заметный в круге света от фонаря,
Мягко ступая по опавшим листьям,
Прошел кот цвета осени.
Наверное, летом он тоже был зелен.
Верлибр, 2000/09/09
Призрак
Желто-розовые лучи заката,
веером восходящие в небо,
отразились в морской воде
и стали похожи на цветок,
в центре которого светился призрак,
быть может, создавшего его.
Дитя
Когда держишь на коленях дитя,
ощущая доверчивую тяжесть его тела,
вдыхая аромат легкого пуха не его макушке,
как будто сама вселенная
вмещается в твои объятья.
Верлибр - 2000/11/08
Сосны
Снег, долгожданный и щедрый...
Сосны раскинули ветви,
Словно Даная трепещут,
С небом вступая в соитье
Верлибр, 2002/03/10 01:40
4. Москаленко Сергей
* * * (Синяя память. Я осторожен.)
Синяя память. Я осторожен.
Стаей вернувшихся птиц
Кружат мои вожделенья.
Солнце расколет
Все зеркала.
Прощенья не будет.
22.03.97
Белый стих или верлибр Лирика: любовная, 2001/01/26
5. Nik 27
Я ни за что не держусь
Я ни за что не держусь
Вот разве за грусть
Вот разве за хлеб
Что валяется в поисках воробья
Верлибр, 2000/10/22
6. Инна Ф.
Она девушка.
Она девушка
У нее птичьи глаза
И короткая челка
У нее утро во всех частях тела
И дым сигарет вместо сожалений
Белый и вольный стих, 2000/08/06
ВЕРЛИБРЫ С
1. Годзиллокосильщик
Псевдоквазиложномнимость II
Ворох гордеевых узлов
и лестниц Мебиуса
Всего лишь клубок
наших судеб...
Где каждый подвешен
на волоске...
Волоске таком тонком,
что он даже
не существует...
Белый и вольный стих, 2000/10/22
Логосы
Солнце размером со ступню Гераклита
Не подвержено загару
А люди обитающие там
Не нуждаются в Пожарниках
Возможно все они счастливы
И смеются над всяким Логосом...
Так пел Нерон -
Первый Поэт христианского мира.
Верлибр, 2000/10/28
2. Москаленко Сергей
Я живу сейчас потому...
Я живу сейчас потому,
Что там, в неясном грядущем
Меня дожидаются внуки
И тянут меня к себе...
Я живу сейчас потому,
Что там, в неясном грядущем
Кто-то мои стихи читает
И шлёт гонорары дней...
25.06.87
Верлибр, 2000/10/23
* * * (В мире все уже есть.)
В мире все уже есть.
Но все суть танец.
Перо крокодила или коготь медузы.
Странные вещи и наши пляски вокруг,
Которые сами - суть странные вещи.
Молекулы и электроны.
Планеты и галактики.
Кванты света нанизаны на сами струны времени.
Есть Тот, кто касается их...
Узор скоротечен и неосязаем.
Распад превращается в новый узор.
Вечен лишь Танец.
Танцуй и не смотри по сторонам.
19.03.2005 10:45
Верлибр, 2005/03/20 16:30
3. Sima
Я встретила ночь...
Я встретила - ночь в расстегнутом платье
На улице предрассветного города;
Не то чтобы пьяную в дым -
Скорее, в дымку, подобную той,
Что клубится по утрам над болотом;
В этом нет ничего странного,
Только дырка от третьей пуговицы,
Вырванной с мясом,
Напомнила мне твои глаза -
Такие же пустые и безысходные...
Верлибр, 2000/05/12
4. Taya Boich
Странная двойственность
Мы здороваемся каждый раз,
как будто впервые.
Встречаемся лицами,
как бы забывая,
что уже давно поселились
Друг в друге.
Только странная двойственность:
в том, что, переменив оболочки,
мы опять разминулись.
И опять -
здороваемся,
как чужие,
но уже не друг с другом,
а каждый с собой.
Верлибр, 2000/12/09
5. Ната Сучкова
Старею
раньше
мне иногда
встречались люди кусающие травинки
или обломки спичек
хвостики леденцовые в левом углу рта
сейчас все чаще
больничные рыжие трубки
соломинками для коктелей
Старею.
Верлибр 2000/12/12
6. Germina Nue
Дыханье стало ровней...
Дыханье стало ровней.
Я больше не переживаю.
Вернее - пережила...
Кажется, пережила
То, что смущало разум,
То, что сжимало сердце,
Заставляло дрожать голос,
Вынуждало корчиться тело.
Взгляд мой теперь спокоен
И тускл. Не стоит плакать.
Не стоит мечтой терзаться.
Послушай, в пустынном доме
Забавно играет эхо...
29.11.2000.
Верлибр 2000/11/30
7. Призрак
Мать-и-мачеха
На развалинах старой крепости
я нашел цветок мать-и-мачехи.
Зимы уже не было,
и солнце грело совсем по-весеннему.
И кто-то сказал,
что прилетели грачи.
Но не было ни радости, ни печали.
Ведь двадцать пять лет назад
весенним днем
я тоже нашел цветок мать-и-мачехи.
И мне было тревожно тогда,
И я плакал отчего-то...
И с тех пор минуло
двадцать пять лет.
И я не почувствовал
ни радости, ни печали.
Верлибр, 2001/01/27
8. Magenta
Горечь смешливого тона (из Слез).
Когда мы смешливым тоном
Раним душу,
То получаем ненависть в ответ.
За чем разговаривать с человеком,
Которому клялся в любви,
С ухмылкой.
За чем уязвлять,
За чем вызывать неприязнь,
Боль зачем вызывать?!
Я ненавижу,
Я ненавижу по настоящему,
Ненавижу до крови на губах,
Ненавижу до боли в голове,
Ненависть и горечь просачиваются,
Струятся из моих зрачков,
Они затопляют комнату.
Вы ,видите их?
Эту горечь и боль?
Ты, видишь их?
Эту обиду и скорбь?
Посмотри!
Ненависть унизительна,
Но я опустилась до ненависти!
Боль возвышает,
Но я не стала мученицей!
Верлибр 2000/11/22
9. Rusalochka
В аквариуме плавало Время
В аквариуме плавало Время,
От стены к стене, от угла к углу
проползало,
просачивалось меняя цвет.
Оно наблюдало за мной от скуки,
Пристальным взглядом
мумии или змеи,
гипнотизирующей кролика.
А я- не сожалела и не раскаивалась
От того, что сделала
с собственной жизнью.
Время надувалось пузырем
и важно текло мимо.
Ему было все равно-
буду ли я на этом свете,
Или может перейду на следующий
В котором тоже есть свое Время.
Иногда я прячусь от его
пристального взгляда.
И тогда, как сейчас,
оно плавает в аквариуме,
Не имея к моей жизни
никакого отношения.
И можно не ждать крика будильника в ночи,
Как впрочем и саму ночь.
В безвременье я думаю о вечном:
о прошлом и будущем.
О настоящем можно не беспокоится.
Прошлое наполнено людьми,
запахами и звуками.
Оно целомудренно и грешно,
бесстрашно и импульсивно.
Оно волнуется, ворочается,
как огромный океан при приливе.
При ближайшем рассмотрении,
во всю эту феерию красок
вплетается цвет мудрости,
горечь разлук, печаль знания.
Прошлое угрожающе прекрасно-
так и тянет прыгнуть в него,
как в омут головой.
Но есть будущее:
оно пастельно- неоформленно,
нежно-заманчиво,
иногда свежо,
как воздух перед грозой.
Будущее постоянно покрикивает,
позвякивает,
прыгает на одной ножке
и меняет лица.
Его шепот манит,
но понять о чем он- невозможно,
Это песни на незнакомом языке.
Временами будущее исчезает,
и тогда я сижу и смотрю
на безразличное Время...
Ни о чем не сожалею и не раскаиваюсь.
Верлибр - 2000/11/05
ВЕРЛИБРЫ D
1. Инна Ф.
Твои глаза
Твои глаза –
Птицы в зоопарке
Серые совы
За решетками ресниц
Серые совы
Забытые в руках дня
Не помнящие меня
Видящие
Только шесть сантиметров
За фильтром американской сигареты
Но это все что заставляет меня петь
Это все за что легко умереть
Это все
Верлибр, 2000/08/30
Мороз выжигает на стекле узоры
Мороз выжигает на стекле узоры
Паяльной лампой солнца
Приложи монетку к панцирю льда
И ты увидишь мой профиль
В окне напротив
За увядшим цветником –
Черновиком Андерсена
Знаю
Ты не пойдешь за мной
В страну белых ульев
И белых пчел
По стеклянной дороге нашего детства
Но однажды февральским вечером
У подъезда дома-кораблика
Ты возьмешь гитару
И бутылка пойдет по кругу
И – ни к кому не обращаясь –
Ты споешь песню
Про мальчика
Который ждет тебя
По ту сторону льда
Верлибр, 2000/12/07
Расскажи мне про озеро
Расскажи мне про озеро
Вечером
Когда каждый час все глубже
А мера нежности -
Игрушка рядом с утомленными руками
Расскажи мне про озеро
Вечером
Когда закат
Красная головка ребенка уходит под воду -
Версия последнего мгновения
И синева горчит
Как твои губы
Расскажи мне про озеро
Вечером
Когда на коже раздражение лунного света
И все что хочется -
Это принять димедрол
И спать
Спать
Спать
Обнимая воду - свою возлюбленную
Расскажи мне про озеро
Несущее запах спокойствия и лени
Когда на берегу никого нет
И только тишина в матке ночи
Белый и вольный стих, 2000/08/03
2. С.Беньяминов
Паук
Паук многоногий, нагой и упрямый...
Паутина авосек.
Что поймал паук?
Сегодня - хлеб,
а завтра - сахар...
Так ткётся повседневность -
по рукаву, всё выше,
и с ней идёт паук.
Проходит время,
в пивном прибое бьётся
набальзамированная рыба,
и вы считаете ей кости
зубами будущего черепа,
принадлежавшего скелету,
некогда облечённому вашей плотью,
сгнившей по причине смерти,
наступившей,
как полагают ошибочно в очереди,
от рака сердца.
Верлибр, 2000/09/09
В преддверии ада
Я снова возвращаюсь
к первоначальному выкрику.
Я выпалил им
в коммуникационную жуть.
Я заставил их врезать улыбку
в деревянные губы,
когда уносила в зубах пуповину
яга-повивалка.
Кашляли собаки.
Я отбросил форточки ушей.
Личико моё налилось кровью,
я весь напрягся в преддверии ада.
Случай поверг к моим мягким коленкам
белую хлябь.
Я не раз просыпался в снегу,
отрезвлённый холодной купелью.
Я, осыпанный манной небесной
в огнях фонарей,
распоясанный, бледный,
за грош медный
приступаю с утра
к производству детей
.
Верлибр, 2000/09/18
3. Москаленко Сергей
* * * (Быстрый, Внезапнее правоты...)
Быстрый,
Внезапнее правоты -
Визг тормозов.
Контрольный выдох.
Гильза помады катится
На асфальтовую стерню...
Крик воронья.
Баррикады в небе.
Ты со своей тишиной
Не протиснешься...
Спи.
До седьмого архангела
Вслушиваться в трубу
Не телефонное дело...
Смерть.
Даже от скуки
Плод.
Дырка в сияньи -
Плоть.
По реке стволы...
Я говорю про быстрый
Выкидыш правоты...
07.06.05
Верлибр, 2005/06/19 21:10
4. Sima
Он читал ей...
Он читал ей Ходасевича и Ахматову.
Она смеялась и делала вид,
Что не слышит.
Он ругался про себя
Строчками своих стихов
И улыбался только верхней губой.
Ее кошке было весело
Ловить тени бабочек на обоях,
Но ее посадили на колени,
чтобы в шерсти спрятать смущенье.
Со страниц смеялась Ахматова,
Узнавая то, что описано.
Он заметил и закрыл книгу.
Она, не поняв, рассмеялась,
А он все читал про себя свои стихи
И плакал в душе
О том, что никто уже
Не ловит бабочек.
Верлибр, 2000/10/31
5. Яфа
Вместо новогодней открытки
Вместо новогодней открытки
Ты прислал мне кусочек своей души.
Я поместила его в оправу,
Свитую из нежности лепестков жасмина,
Смеха рассветного ветерка,
Играющего оконными шторами,
Наивности капель росы в сонных бутонах,
Узоров тонкого кружева флейты
И отблеска солнца на гранях снежинок.
Ты доволен?
Верлибр, 2001/01/02
Призрак
Желто-розовые лучи заката,
веером восходящие в небо,
отразились в морской воде
и стали похожи на цветок,
в центре которого светился призрак,
быть может, создавшего его.
Верлибр, 2000/11/01
Залив
Сквозь ресницы сосен
на песчаном веке
око блестящее вижу,
что в зеркале неба
окликнуло
замечтавшееся
свое отраженье
всплеском
негромким,
боясь испугать
Верлибр, 2002/10/13 21:35
ОТКРЫТЫЙ ПРОЕКТ*
… не перепутать сны, свои и о себе,
не засыпать, обнявшись,
за сотню километров друг от друга,
не забрести в «Бродячую собаку»
на полчаса к знакомому актеру,**
не проезжать, как будто в кинокадре,
в окне автобуса на фоне заснеженного леса,
не приходить проведать сосну знакомую на берегу залива
и чаем не поить её горячим из термоса,
не разводить костер,
водой не обливаться на морозе,
а в жаркий день не плыть, чтобы увидеть,
что там, за мысом, нА море творится,
не пить вино на камне, как русалка, вдали от берега,
не слышать мелодию для своего стиха в кошачьем пенье,
не сидеть в метро причинно близко,
(в отличие от прочих пассажиров или песчинок,
близких беспричинно),
не пытать сделать длиннее жизнь,
замедлив скорость воспроизведенья удачных
(с точки зренья режиссера) отдельных эпизодов,
не качать детей,
не видеть их осмысленной улыбки,
когда они в пространстве обнаружат тебя
как узнаваемый объект...
и не благодарить Тебя за сонмы «не»,
Тобою превращенных в антиподы,
чтоб долго жить и умереть счастливой…
___________
*(на «Не верить, не надеяться, не жить» DNS
http://www.stihi.ru/2004/02/05-1856)
**Речь идет о моноспектакле Сергея Федотова "Александр Вертинский. Желтое танго.)
08.02.2004, утро 5:15 – 5:25
Верлибр, 2004/02/12 14:06
6. Горрба
Возвращайся скорей
привет, малыш
нет, не просыпайся
я просто хочу, чтобы ты знала
я застолбил для тебя
мой любимый булыжник на Дворцовой набережной
а также два лепестка от Ростральной колонны
и несколько крыш на Невском
я украл для тебя глобус с Дома книги
он теперь твой
можешь включать его по вечерам вместо ночника
и столбы света, подпирающие Эрмитаж
мы будем гулять между ними, правда?
а Эрмитаж – он и так крепкий
и ветер с Троицкого моста
он немножко нахальный, но вкусный и ласковый
и дождь
его здесь и так хватит на всех
и кусочек Зимней канавки
и блики фонарей на Неве
металлические дорожки
плещутся
зачем они мне
так
возвращайся скорей
Верлибр - 2000/11/10
7. singer
Я слышу цвет шагов Вечности...
Я слышу цвет шагов Вечности...
Я чувствую запах Ее Голоса...
Тишина врывается ураганным ветром.
Голос флейты, не долетая до моих ушей,
Растворяется в Тишине моего Сердца...
Что же еще?
Искренний аромат Таинственного Лотоса
На стопах моего неверия,
И причудливый замысловатый узор
На крыльях моей Любви...
Белый и вольный стих, 2000/11/18
8. Taya Boich
Виноградный лист - мелодия в стихах
Города как паутины.
Параллели и откосы
мередианы, диагонали
поисков и найденных дорог.
Ты ласково сложишь руки
в молитве,
и вены твои совьются
плющом виноградным.
Городские дома -
оплетут их заросли старых роз...
И град утренний,
из отверстий - дверей
человечьими единицами
засыплет, будто свежими мухами
паутины дорог,
и парковые тропинки.
Семенение быстрых ног,
слов,
скороговорка, причитание,
перечень,оторопь -
сухая россыпь корма
для людей.
Плач по названиям,
потерявшим своих хозяев,
отходные по городам
без улиц и площадей.
Молитва задыхающегося в слезах.
А руки твои бережно
несут паука к груди,
к солнечному сплетению.
Две руки - два пути
две карты - улицы
на одно сердце, на одно лицо
лабиринты без минотавров -
но в тысячи раз страшнее.
Погадай мне на человека?
Города, города, дороги,
карты и лица - паутина жизни,
в которой последний аккорд -
виноградный лист, прижатый к губам,
как рука брата.
Верлибр, 2000/12/09
9. Russian Flaming
Неплохо бы знать
Неплохо бы знать,
как на других языках
«я не хотел вас обидеть»
Разбудил ветер, хлопнув балконной дверью,
Больше нет наслаждения сном,
Кроме запоздалой попытки
Натянуть его обрывок.
Ощущение тяжелого одеяла,
никчемного в такой духоте.
Засипел байк, но его перебила цикада,
за ней запел весь хмель,
накинутый как плащ на стену.
Эти дерзкие погремушки
всю сиесту не давали мне вздремнуть.
Старая немка ругает
шумных студентов
и слышно оправдание девушки.
Особенно мне приятно пышное «ауф»,
похожее на вуалехвоста
или даму со шлейфом,
которая обернулась.
Немецкое «да»- вылитый морской еж
и так же часто встречается в Херсонисосе
как и он в лавках.
«Найн» звучит нежно вечером,
пронзительнее к утру.
Какое издевательство!
Выглядит как буква «бета»,
а на деле оказывается спаренным «с»,
совсем эти немцы ошалели-
где наберешь столько терпенья?
В первую ночь на Крите
мне приснился все тот же жалкий боярышник
и ты с невнятным рассказом о том,
что из ягод можно сделать варенье.
Этот разговор случился во второй день
нашего безразлично-обязательного общения.
По вечерам я развлекаюсь свистом
и кто-то на соседнем балконе отвечает.
Ты мое единственное неисполнимое желание.
Провалиться бы в сон,
задохнуться, лишь бы не выдумывать
и не просыпаться от жажды и жара.
Вспоминаю как ты протирал
дверное стекло.
Хотелось подойти и приложить
ладонь так, чтобы она
совпала с твоей
прикоснуться хотя бы с другой
стороны стекла
к этой кружащей руке.
Забрести бы в таверну, одну из тех,
где почти не бывает посетителей
- двое-трое за ночь,
с отсыревшей стеной,
заросшей зеленью,
и вдруг найти тебя.
Верлибр, 2000/11/17
Спящая кошка похожа на китайца в шубе...
Спящая кошка похожа на китайца в шубе
Комната, в которой звучит музыка,
никогда не бывает пустой,
даже если там нет стула.
-А как вы думаете? Думайте, как вам хочется, и не ошибетесь!
И вдруг, почти в секунде
От желанной близости она увидела
оживленное димочкино лицо-
"ты о чем-то догадываешься..."
Яблоко, лежавшее на блюде между двух свечей
казалось восковым.
Сутки понемногу испарялись.
Мост обретает огни, и,
расчертив синусоиду над рекой,
что-то празднует.
Протиснувшись сквозь ограду,
мы совершенно безнаказанно
срезали мокрую сирень,
окунаясь в душные облака с головой.
Две-три каллиграфические буковки
не помещались в строке
и мне приходилось
делать переход в неположенном месте.
У уличных торговок вяли розы,
они укрощали шипы и мяли лепестки
грубыми пальцами.
-Роза! Розочка! Неужели ты оставляешь
меня одного?
Воскресенье стало последней возможностью
превратить понедельник
в счастливый день.
Если сказать о том, что он
красив, он начинает гримасничать от смущения
и наносит на лицо усталость,
что-то мерзкое и шутовское.
-Множество перевоплощений?
Ну вы можете представить, как ваш бог
в образе обезьяны ищет себе бананы на обед?
Пшено тоже может петь
если его съест птичка.
Верлибр, 2000/11/22
Дверной зрачок...
Дверной зрачок
Распяливает изображенье
Без малейшего уважения
К стоящему по ту сторону.
Ключ насилует непослушную дверь.
Она отдается с плачем.
Под проходным балконом
По-детски канючит
Нагруженная тележка дворника.
Ров на месте Тверского.
Страстной завис в воздухе.
Из храма пахнуло
Голубеобразными ангелами.
Железная завитушка над крыльцом
На которую оседает
Жадная, жирная пыль.
По бульварному кольцу
Скользит трамвай "аннушка".
Фрагмент Покровских ворот.
Выпорхнул ангел
И покружился над отражением неба-
Я бросил ему хлеба.
В апрельском небе
болтается ус троллейбуса
Водитель выходит,
Ставит на лестницу
Узкий лакированный мыс
и высокий каблук.
Эскиз университета.
На звездный шпиль
Наброшено кольцо тумана.
Подсвеченные слабым
Зеленоватым светом выступы
Делают его пышным,
Как свадебный торт.
Грачи пищат, как игрушки,
Которым надавили на живот.
Воробьи копошатся в песочнице.
Верлибр, 2000/11/22
Та самая, синайско-пастушья красота...
Та самая, синайско - пастушья красота,
когда в темноте подошедшего барана
можно принять за любимого,
вставшего на четвереньки.
Неожиданно прозвучала дудочка
и из - под ледяной корки
вытянулся кустик с дрожащими белыми ягодами.
,,Ты не знаешь, что это? ,,
,,Клюква в сахаре,, - кричало мое
внутреннее эхо,
проваливаясь все глубже и глубже.
,, Я тебя хочу,, - смаковал я в утробном затишье.
Неуверенность. Шутка или глупость.
Недопонимание.
Раздражение заглянуло в душу, как опоздавший ученик.
Я прошу прощения только у Бога.
Чудак читал книги по ономастике
и держал в мозгу, как ключи,
связку ассоциаций:
Артур по -кельтски ,,медведь,, , Анна значит ,, благодать,, ,
Тамара - ,, пальма,, ...
Внутриликующий мир сталкивался со скучным
и видел он как, усмехнувшись, медведь
успокоился и отвернулся к стене;
как свежа и красива пальма ;
как благодать входит к нему, сияющая.
День оказался уродливым, как Сикейрос.
Мои ошибки и заблуждения наскакивали друг на друга.
Захотелось таких стихотворений,
чтобы с ними уйти на сырой, холодный чердак
и не вернуться к обеду.
Если встать до полудня,
времени оказывается так много,
что можно захлебнуться.
Понимаешь ли ты, что Еврейские мальчики
единственное доказательство существования Бога ?
Показалось, что я сплю или наконец- то так оступился,
что уже нечего терять,
потому я так откровенно
болтаю с тобой обо всем...
Спасибо, что ты так смотришь на меня
и слушаешь, как ангел.
Ощущение одиночества обласкивало,
но лишь усиливало мир,
делая сознание под стать обыкновенному.
Все они скучали по туманному парку, вернее,
по себе, гарцующим среди этой своры.
Растерявшись, я заметил только небо -
черноту с дрожащей бледной точкой,
притаившейся в углу окна.
Однажды дым окружил его голову и стал нимбом.
С тех пор они больше не расставались.
Даже мои дифирамбы кажутся тебе издевательством,
и это потому, что меня
вырастили в пробирке.
Я буду лежать без сознания,
брошенный в пыль, с раскрошенной сердцевиной
и раздавленным суставчатым стебельком...
Главное, чтобы не пришлось оправдываться
перед самим собой.
Верлибр, 2000/11/22
Вот этот, чудо что не разбит....
Вот этот, чудо, что не разбит-
Столько воспоминаний.
К ветке его подтягивает шелковая лента.
Скандинавский узор.
Надтреснутый.
Матовый. Розоватый с подснежником.
Шар со школьной елки.
Фигурка с углублением.
В детстве называлась "рыбьим глазом",
а позже "спектр"
(Возможно, витрина магазина
с одноименным названием
и моргающими лампами)
Неновогодний рисунок- бабочка.
Бородач в красном.
Скорее похож на боярина,
чем на святого.
Лисичка в платке,
облапившая балалайку.
(Если бы не мелкие черты- медведь)
Колокольчик.
(Не звенит и не пахнет)
Прозрачная сторона.
Внутри салатово-розовый лепесточный орнамент.
Напоминает леденец.
Блестящий.
Скоро растает?
Ветка топорщится,
как ус Петра Первого.
Мохнатые лапы широко расставлены.
Орешек.
Две подвески-собачки.
У надоевших игрушек-
изломанные проволочки,
Те, что поновее- с бантами.
Радужная пирамидка
с кусачей защелкой.
Сколько-то лет назад
Украшениями были
Картонки, конфетки и мандарины.
Болит палец,
прищемленный пирамидкой.
Верлибр, 2000/12/27
Крест Андрея Первозванного....
Крест Андрея Первозванного
Изгибается над черным
морем, точно нанесенным
на полотно.
Полоска пены теряет интерес,
Перекатываясь, утекает
За прощальными кивками
Треугольных флажков.
Шепот обо всем,что рядом.
Чайки- о тех, кто далеко
настолько, что не напишет письма.
Гудок обращается
К нервному западу.
Неряшливый берег
Хочет сменить имя
На оправдывающее- Византия,
но остаться необходимым.
Верлибр, 2000/12/27
ПИЦЦА
Пицца - густонаселенный остров,
Где обитают
Грибы, похожие на
Грустных мексиканцев.
Лежат квадратики алого перца
И побежденный лук.
Сыр нахально себя ведет в духовке,
Хватает помидоры,
Тает, облепляет зелень,
Растягивается, сладко зевая.
Верлибр, 2001/01/14
ВЕРЛИБРЫ Е
1. Дан
ЛАХОР
Огни Лахора проступают за окнами купе - световые пятна, ясно видимые с возвышенности. Дорога более не кажется уходящей в бесконечность и приобретает ясную цель. Толпы пассажиров суетливо перепаковывают чемоданы. Это их ждут поддернутые дымной пеленой вокзалы, миллионы теплых городских огней, приветливо распахнутые двери домов.
Древние, как сон, цивилизации давно растворились в небытие. Но отличались ли те люди от нас?
Верлибр, 2000/09/16
БЕЗ ИМЕНИ
Я вижу лица друзей и твое лицо в тихом сумеречном пространстве. В душных мегаполисах Азии, в прохладном вечернем Иерусалиме, в строгих европейских городах, под каменными покровами зданий происходят миллионы событий и почти беззвучны движения губ. Печаль и радость разлиты в мире.
Верлибр, 2000/09/19
ЗОЛОТО
Краткий миг встречи, которой не было. Этот момент несуществования - самое острое воспоминание из всех. Чудес, говорят, не бывает, но все же они порой случаются. И тогда из темного золота земли поднимаются на наших глазах каменные города.
…….
Отплывают корабли, а тем временем город готовится встретить новые морские караваны. Наши украшения из светлого золота отыщутся спустя тысячелетия и народы будущего поместят их в свои жилища. Мы этого уже не увидим.
Но сегодня мы живы, мы приносим дары к подножию кносского храма и женщины в желтых и голубых одеждах, вздувшихся от ветра, принимают их. Яркий полдень.
Верлибр, 2000/10/17
XXXXXXX
…………….
Школа, skola, вырезанный на парте лиственный узор. Покрытая цыпками рука сжимает шариковую ручку. Диктант. И огромное голубое небо за окном, крыши домов, заваленные снегом. Через залитые светом пространства я вижу твои глаза, твои черные вьющиеся волосы. Сколько еще тайн рассыпано в мире?
В шуме ветра угадываем мы голоса людей. О чем они рассказывают нам? О тех, других, кто, как и ты, блуждает здесь по ночам, о времени, течение которого не прекращается, о твоих мыслях? В распахнутые окна дома вливается тьма, затопившая мир. Будь же, как прежде, ты желанна и пусть ночные светила горят, как и прежде, на черных небесах.
Стихи, не вошедшие в рубрики, 2001/01/05
2. Дмитрий Богатырев
жестокай кот
Закон говорит, что тот, кто имеет коня или овцу, равняется коню или овце; имеющий собаку равняется мышонку; имеющий почтенных родителей получает образование; утирающий нос воздыхает; играющий на дуде печалится; имеющий же кота только, только кота и ни соринки денег, будет бит деревянными поводьями по хребту, и многие позавидуют участи его. Ибо у погоняющего осла нет ушей; у доящего корову нет вымени; у сидящего на слоне нет силы, и не имеет семени владеющий жеребцом. У того же, кто делит молоко с котом, прибавится храбрости; тот, кто держит кота на руках, угоден Господу; забавляющий котенка не узнает горестей. Ибо так сказал тот, у кого шерсть на лбу и четыре лапы, две о пяти когтях и две о четырех: "Вешающий не снимет, но пьющий подавится." И на это я уповаю.
Верлибр, 2000/11/27
ВЕРЛИБРЫ F
1. Theoretic
050498
Много-много гpоз и стихов назад
в дeтствe
собиpал сeмeна акации дyмал каждоe дeнь
гоpстка сeмян в ладошкe - всe лeто
и пыльноe солнцe в зeнитe
нeба чepного до синeвы
Oшибался конeчно каждоe сeмя акация
бeсконeчна аллeя цвeтyщих моих заблyждeний
и комy сeмeна собиpать
Верлибр, 2000/12/26
050498(3)
миp сломался дeшeвой игpyшкой
макyшкой киваeт y цepкви нeчeсаной нищий
можeт ждeт что обpадyeт кто нeпpистойной засалeнной тыщeй
вот и люди скользят по покатой нeкpyглой зeмлe
таpаканы на мокpом столe пищeй им гpязь
и смeясь повалились гypьбою в ловyшкy мeтpо
и пища покатила кyда-то во тьмy элeктpичка
можeт лyчшe сквозь дыpкy вepeвки
или в омyт но там вeдь eсть чepти
или лyчшe постpоить хоpомы из кости слоновьeй
повepьтe так лyчшe
Верлибр, 2000/12/26
2. Слойко
Я - стекло
Я - стекло
я порезался
люди с арбузами
образами
обузами
узами
визами
ВУЗами
бусами
музами
Лизами
Looser"ы с chees"aми
мечутся бисером
между меня
Я - стекло
я стекаю
горячее - красное
чёрное - грязное
белое - спелое
тонкая тонкая тонкая
ваза я
Я - астролябия
смелая смелая
смелая смелая смелая рыба
рыбааквариум
Я - стекло
"Я" стекло
отражаю свою пустоту
ту-ту-ту
ту-ту-ту
ту-ту-ту
ту-ту-ту
мой трамвай
не зевай
твой маршрут
Там и Тут
Я - магический шар
только мною войдут
отпечаток ладони
сачок паучка
отражение радуги
в точке зрачка
Верлибр, 2000/12/13
3. Максим Йэ
Тёплый Кафка.
Положили Кафку
Около плиты.
Кафка нагрелся.
Заложили пальцами
Важные места.
И память, и руки в тепле.
Верлибр 2000/11/27
4. Aspidistra
Бред
Кувалдой величественной по мягкому воску моей души
Упало грозное правдивое слово,
Раскалённым памятником государевой ненависти
Свешались с веток сосульки,
Упадут на головы просвещённым гражданам.
Грозной палкой на списки легла тень древнего порока,
Посыпалась всякая дрянь из карманов,
Простыня разбилась о конечную точку ветра,
Загоготали воробьи за пазухой,
Перевернулось время вниз головой,
Пострелял охотник всех гусей,
Затаилась в каморке пустынного странника
Белая злая колючая мышь,
По порядку вышли из моря твари,
Заголосили бабы, поехавшие на сенокос,
Запетляла ниточка по столам,
Пушки выстрелили всё,
Залпами по берегу прошлось чёрное солнце,
Синяя гордость не смогла забыться - пришлось работать,
Снег не выпал, дождик не пошёл,
Змеи не укусили за пятку - уже хорошо,
Поросята во дворе зарезаны, водка выпита,
Сено съедено, овцы целые…
Верлибр, 2000/11/11
5. Самарканд
Инкарнация текста
Опрокинутые именем
Горе от умма
Кто подскажет дальнейшую ленту событий
Модный текст из предыдущих разговоров
Сортированное поло
Мяч в лунке
Аист на реке
Калина
Камни
На гранях капли
А в каплях отражения
Они наполняются
Прессованый картон
Тоже опора для спины
*****
Модный балет-текст
Из среды-сферы
Предыдущих разговоров балласт
Сортированное поло-полуяблоко
Полярный-поляризованный шаг
Мяч-взгляд в лунке
Аист-лист по реке
Камни врозги-врозь
На гранях капли обточенных
Ибо здесь отражение средь воды
Они наполняют волны
Прессованый картон
Изображение кротостью
Это я полагал слово со спины
Тоже опора для мечтаний
*****
Баллет-текст
Из среды-сферы
Разговоров-балласт
Поло-тело-полуяблоко-популярность-плавучесть
Мяч-взгляд-шаг-к-лунке
Лист-аист-на-реке
Камни-врозги-врозь
На-гранях-капли-отточенные-ибо-здесь
Отражение-сред-воды-сродней
Они-наполняют-волны-собой-событий
Прессованое-картон-портье
Изображено-открыто-открытки-Пало-Альто
Это-я-послал-слово-со-спины
Это-я-подал-знак-Вам
Тоже-опора-для-шлема-имени
Белый и вольный стих, 2000/10/05
444
пышные волосы прокламаций
клеймят зачинщика плевком в збрую
покинуты запорошенные соты
непрошены забытые инферналии
оно ещё напомнит о себе
ударом по энергетическому телу
и тогда придётся очнуться
даже если будет ещё не очень поздно
сорок сороков по четверному
44444444444444444444444444444444444
44444444444444444444444444444444444
44444444444444444444444444444444444
44444444444444444444444444444444444
Стихи, не вошедшие в рубрики, 2000/10/07
Тов. Загель
товарищ Загель
держал револьвер
рукоятью вперёд
но его не интересовало
пророческое самоубийство
его интересовали
метафизические
возможности ствола
прокламация на столе
и звезда на кожаной фуражке
давали понять
кто он такой
но кто он такой
на самом деле
этого не знал никто
даже Никто из фильма
"Deadman".
Малая проза: cтихотворения в прозе, 2000/10/07
Попс одолевает
Не ведая страха
Только смутное беспокойство
В существе
Фон продолжается шириться
Внутренние ощущения
Коренятся повыше и посередине
Звуки сотрясающихся костей
Лягушачья икра
Кто бы подумал
Но это так смешно
Попс одолевает
Лохайская мандолина
Спасает всё реже
Часто поутру не бывает
Светлых моментов
Автоматическая жизнь
Попс одолевает
Изредка самосозерцание.
Белый и вольный стих, 2000/10/08
Опт жадущих
Такова судьба падроиотов
Тянущихся доремифапой к зозузэлоиту
Оно о бес бес бес оценно и вается
Беремерегись
Так вердикте меняло с затянутыми глазами
В метеороловогический паркмрак
Сумрадарачно
Мыс Находкапитана переедаетёт радиоприветствует
И зряточки заторгуют товарными знакамисутро
Хлопушка настигает тень
Но тень бесцветна
И растения поют свою трудовую песню
Остатки событий продолжаются
My Go
Повторяемость событий
Начинает думать о вчерашнем дне
Гайденс по руку
Гюльчитай на экране
Влажный снег
Словно нейтральное настроение
В интернет-кафе
Нет свободных мест.
Верлибр, 2001/01/31
Ткань спонтанного обращения
Здравствуйте это ткань спонтанного обращения нечего ничьего сказать в самом себе попытка древо телеграфного стиля взрастить на пике самобытности я зазомбированного прошлыми воплощениями лейся песня на просторе на просторе седой волны висков прошлого я люблю виски и кофе с ромом на пароме из кале в дувр даже маленькие буквы алфавита перестают быть большими детьми и повествуют о прошлом откуда ушёл пластилиновый будда он очередной ушелец имя которого пишется с маленькеой буквы это меиапервый опыт пробы телестиля в счкесть подражания средствам массовой информации они сами себе воздадут чест халву денежными знаками в погоне за ними проходит прохождение заканчиваю потом продолжу не как самоцель а как поэтический акт ценный сам по себе опыт написания абстрактных статей на псевдонаучную тематику годится для прошлых днней.
Верлибр, 2002/11/09 12:59
Свидетельство о публикации №107021100062