Скрещение
От редакции
Комиссия УНЕСКО уже приступила к своей работе во Всемирном институте увээноведения. Каждая из сторон представила аргументы в пользу правоты избранных ею путей реконструкции великого эпоса. Предоставим экспертам решать, чья правота правее, а чья – левее. И обратимся непосредственно к яблоку раздора, к "Увээну". Со вступительным словом к читателям сегодня выступит уважаемый доктор П. Упс.
Д-р П. Упс: Не следует думать, что "Увээн" чистой воды эпос и ничего более. "Увээн" – единый всеобщий пратекст, вобравший в себя все роды, все жанры литературы. Это звучит невероятно, однако невероятное – норма "Увээна". В эпосе "Увээн" есть немало образцов подлинно высокой лирики. Вы только вслушайтесь:
Мой первый бульк, мой бульк бесценный!
А? Каково? Или вот это:
На холмах Увии лежит бухая мгла;
Шумит Бутылка1 предо мною.
Еще один пример:
Пора, пора, попойки сердце просит!
О том, что уже, действительно, давно пора, древний певец говорит неоднократно:
Пора, брат, пора!
А также:
Пора, пора! рога трубят!
Мы можем встретить в "Увээне" образцы тонкой и в то же время – дружеской, мягкой иронии:
Румяный Моцах мой, бухарик толстопузый!
Имеются очень меткие зарисовки повседневного быта:
На красных лапках глот тяжелый,
Задумав пить, как полиглот,
Глотнул – и падает, веселый!
И все же, видимо, особенно дороги читательскому сердцу будут лирические вкрапления. В "Увээне" очень точно, психологически убедительно передается волнение молодой увээнки:
Я с вами пью, чего же боле,
Могу и лыка не вязать?
Теперь я знаю, в вашей воле
Меня похмельем наказать.
Или вот здесь:
Лишь только б слушать ваши бульки,
В ответ вам булькнуть, а потом
Все булькать, булькать об одном
И день и ночь до новой гульки.
Не менее интересны и образцы мужской лирики:
Бухой для всех, едва не связан,
Я думал: трезвость и покой
Замена кайфу. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан!
Да, мир "Увээна" чрезвычайно глубок, многогранен... Если не сказать больше. Сегодня вниманию наших читателей предлагается отрывок, в котором описывается весьма характерный увээнский ритуал, связанный с религиозным праздником. Чего никак не может втемяшить в свою башку уважаемый доктор Л. Опух.
Раз в скрещенский вечерок2
Девушки поддали,
За ворота пузырек,
Опростав, бросали3;
Веселились под окном:
Курицу поили
Неразбавленным вином4,
А потом – варили.
В ванну с брагою хмельной
Окунались с головой
Дедушкой Агапом5.
Расстилали белый плат
И на нем ложились в ряд,
Потрясая храпом!
Ранее указывалось, что Бутылкой называется река, на которой стояла древняя Ува. До этого сообщалось, что город-государство Ува стоял на одноименной реке. Здесь нет противоречия. Дело в том, что на языке увээнов Ува значит Бутылка. Таким образом, и город, и река, и царевна Аха имели одно и то же прозвание. Но спутать их трудно. Мы не согласны в корне с мнением уважаемого доктора П. Упса, усматривающего в подобном использовании этого слова некую метафору с провиденциальным значением. Все объясняется гораздо проще. Бутылка стоит на Бутылке, и в ней живет Бутылка. Что тут непонятного? Утроение одного названия, конечно же, не случайно в эпосе и прямо связано о присущим народному сознанию принципом троичности (ср.: «Третьим будешь?»). Тот же корень ув- нетрудно заметить и в самоназвании увээнов, и в имени главного героя, которое означает «всегда находящийся рядом с бутылкой», «живущий бутылкой». Существует гипотеза, принадлежащая моему перу, что в реке Бутылке текла не вода, а хмельной напиток. Иначе откуда бы увээны взяли столько спиртного для своих бесконечных поддач? Если эта гипотеза верна, то увээнам, конечно, крупно повезло. И, быть может, потому они оставили такой значительный след в мировой культуре. Ни для кого не секрет, что все великие дела в истории цивилизаций совершались в состоянии измененного сознания.
2 Скрещенье – один из важнейших религиозных увээнских праздников, день, когда у всех правоверных увээнов должны скрещиваться (косить) глаза.
3 Ритуальное состязание: кто дальше бросит.
4 В обычные дни курицу поили разбавленным вином, что, конечно, гораздо экономнее, но не позволяет быстро добиться состояния измененного сознания.
5 Один из ритуалов Скрещения. Кто такой дедушка Агап, выяснить пока не удалось. Не исключена его хтоническая природа.
Свидетельство о публикации №107021102893