стихотворение о красоте

З. СТОЛЯРОВ

Научно-исследовательское стихотворение о красоте

«…А, если это так, то что есть красота,
И почему ее обожествляют люди?...»
Н. Заболотский

Так что же это "так",
Которое обожествляют люди,
На чем стоит прекрасный мрак
Копнем поглубже - что под спудом?

И я могу, как пострадавший встарь,
Принесть свою крупицу на алтарь.

Мы все хотим любви, добра самим себе,
А по скончании ратных дел - покоя.
Для шибко грамотных и тех, кто на уме,
Два первые стиха - объемлют остальное.

И сладко верить нам в потьме мирских забот,
Что кто-то лучший, принц, принцесса
Сегодня явится из очарованного леса
И нас от самого себя без корысти спасет.

И только вперим взгляд в обличье красоты,
Сулящей эти блага даром и надолго,-
Готова бездна из борьбы и маяты,
И забываем с ходу и себя, и Бога.

И так, вот вывод - три кита:
"Добро себе", "Покой" и "Вроде даром" -
На них гарцует гордо красота
Воспламеняя подданных пожаром.

И есть ещё один неистолкуемый ньюанс,
Чуть ощутимый, иррациональной пробы
Средь хаоса, жестокости и злобы
Терзаний вечных без ответа
Фантом живой гармонии и света,
Смиряя, потрясает нас.

Да, поднятый вопрос витиеват, непрост.
Рассмотрим несколько еще её неосвещённых свойств.

Известно – красота - источник вдохновений,
Есть мненье - ей по силам мир спасти!
Известны даже светлые колени,
Что вдохновили гений Дебюсси!

Но между ними нет обратной связи,
И от него она, ну, ни в едином глазе!
Ответа нет! Лишь переливчатое эхо
Самодовольного серебряного смеха.

И тут трагедия. Для каждого своя.
И это так непостижимо, что нельзя
Не вопрошать, авторитеты попирая,
А есть ли связь, хотя б прямая?

Но есть глубинное сродство меж сторонами:
Само себя сжигающее пламя,
Как пепел, ей - бессмертие дарит.
Эх, ты, краса! Извечный вдохновенья паразит!

Из простой трусости нам красота блестит,
Она неверно возвещает безопасность.
Врожденный страх мы жаждем заменить
На страх потери, страх за частность.

И чтобы довершить открывшийся позор,
Безкомпромиссный аргумент - в упор:
Какой смельчак дерзнет на честную муру
С уродством рядом просыпаться по утру?

Вольно обожествлять рассмотренный предмет
И жечь банкноты, фимиам иль свечи,
Но где титан, герой или поэт,
Который смог ее себе очеловечить?

Но лучше всех раскроет её суть
Её неверный выбор и ничтожный путь
Мимо талантов, гениев ретивых
В руки с рогами, на копытах примитива.

Она как млечность, как туман слепа,
Что ей свобода, искренность и страсть?
С рожденья безысходная раба
И узурпируется так же, как и власть.

Так вот как колется сей мрамор или лёд!
А сколько прежде сказано о ней!
Один лишь миф о превращении в свиней...
Пора отмщать! Досада мести ждет.

Анафема тебе, разверстый винегрет!
Долой условность, льстивый пиетет,
И в хвост, и в гриву расчехвостим,
До положенья риз, до кости!
И нет ее вообще. И видим, что хотится!
Самопроекция! Прекрасная мокрица!
Психоз врожденных представлений.
Эриния беды, молчащее растленье,
Гнилушка-светлячок, смазливое полено,
Стриптиз здуревших от порядка генов,
Ходячий микроад, затравка для распада,
Дурманящий коктейль из игл и шоколада,
Подернутый жирком злокачества парад,
Антропоморфизма гиблый результат.

Вот так тебе,
Универсально-увлекающее средство,
Невозвратимое и чудное,
Как детство.

Блажен и счастлив, мудр ли тот,
Кто прозябал у твоих ног,
А, красота,
А, сатаной сформованный белок?!

1973 год


Рецензии