Пушкинский треножник
ru.wikipedia.org›Последняя дуэль и смерть А. С. Пушкина
Дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом) состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки близ Комендантской дачи. Дуэлянты стрелялись на пистолетах.
Предтреножье.
Вот поглядите- пушкинский треножник,
Одной ногой в науке- это факт,
Другою он поэт, душой художник,
И...раз, два, три, есть музыкальный такт.
Не чудо ли! Все три в одном флаконе,
Как повод для вселенской, для молвы.(х)
Несутся трели снизу, на балконе
Их гениально слушаете вы.
Молчит мобильник, в рот воды набравший.
Учёный мир в молчаньи онемел.
Опёрся о треножник пострадавший-
Он в творчестве найти себя посмел.
Судьба таких в России- лишь забвенье,
Полюбят после жизни их всерьёз.
Они приходят в мир лишь на мгновенье,
Улыбку чтобы вызвать между слёз.
(х)-Отлитой в форме бронзовой совы. Такой вариант строки пришёл к автору, когда он вспомнил, что более года назад посылал в адрес теле-передачи "Что?Где?Когда?" свои вопросы в надежде на выигрыш приобрести компьютер- это сделало бы более реальной и доступной возможность через Интернет доказать, что используя разработки и научные открытия автора (см. "ГЛО СЕН НАУ"- гглобальная сенсация науки), Россия, на одном из перспективных направлений способна занять лидирующие позиции. Однако ответа не последовало, к сожалению.
О, как мечталось мне когда-то стать очевидцем хотя бы одного научного открытия. Вспоминаю, что был весь в экране (в сороковых)) давнего к-фильма "Большой вальс", когда в экипаже "сочинялась" знаменитая на весь мир мелодия. Как я жалел, что мне в 37-ом было всего два года и я не видел залов, требующих покарать без права переписки всех, кто не чуял под собою страны, инако мыслил или не соглашался плясать под дудочку отца всех времён и народов.
Прошли десятилетия и всё сбылось в моей судьбе. Научные открытия во множественном числе и...их невостребованность. Тысячи непрозвучавших мелодий...И...статус охранника. Чтож, всё верно. Узнаю- это Россия. Сказано ведь- "Умом Россию не понять..."
Давным-давно одно письмо
Хорошей книгой стало./x/
Читал её я и не мог
Не прослезиться малость.
Пришли иные Времена,
Поверишь в то не сразу:
Вот кипы писем- ни одна
Не вышла и рассказом.
Не правда ль странный парадокс?!
При всём честном народе-
Их много, я один и "бокс"
Такой вот нынче в моде.
"Два капитана" В.Каверина- о, как я зачитывался романом в детстве, вовсе не представляя, что много лет спустя переживу подобное сам- унывая от не поддающихся логике безразличия к научным находкам во множественном числе и их невостребованности.
Примечание: Кстати и к пушкинской дате, до которой осталось "Девять дней одного года" и возник где-то во мне своего рода "Пушкинский треножник", -каждой ножкой его я трепетно прикоснусь к памяти гениального поэта, отчётливо сознавая: второго такого не будет.
Поначалу я и не предполагал, а сегодня 19-ое февраля, что мой треножник, по исполнении его будет напоминать изготовленное из эссе-лоскутков полотно, глядя на которое из разных дней, я буду что-то добавлять, какие-то смысловые куски усиливать или, наоборот, ослаблять- вероятно так себя ведёт художник, стремясь по касательной к идеалу, а как верно подмечено: движение- всё.
1.Ранее парадоксальность своей ситуации в науке- статус сторожа (своих открытий что-ли?) и пушкинские мотивы автор отразил прозаическими эссе- "Чудак-человек, или один в поле воин", "Мраморная Пушкиниана", а также стихами "Итак, она звалась Наукой, или рассказ о том, что же было потом, какая была заваруха", "О, сколько здесь открытий чудных исчезло, испустило дух и сколько в толпах многолюдных с судьбой газетой битых мух". "Один за всех делает открытия и все на одного с криком: "Бить его!", "Она звалась Татьяной", "Поникли одуванчики открытий", "В России будь ты сам Сократ...", "Зайдите в параллельный мир","Сквозь тернии я прорывался к науке", "Минули времена, когда Евгений..." и др.
2.Впервые публикуется "рецепт" от автора для начинающих повышать свой творческий потенциал: "Читайте А.Пушкина, А.Чехова, М.Твена, под музыку к/ф "Весёлые ребята" в компании "Эзопа" А.Калягина лепите "Пластилиновую ворону" и...произойдёт "Обыкновенное чудо"- вы, играючи в шахматы, как "Тот самый Минхгаузен", совершите "Путешествие на Луну"
Когда такое произойдёт, позвоните автору (8-903-893-73-51), чтобы счётчик застучал, как от радиации так, что великий Н.Озеров, живи он, воскликнул бы: "Такая радиация нам нужна!"
3.Автор впервые публично раскрывает, как варится "котелок" его творческой кухни своими высказываниями: "Спорт, искусство и наука, разные сферы проявления человеческого "Я", сливаются в одну достигаемым в них совершенством- тела, души и мысли". Доживи А.С. Пушкин до наших дней, я так думаю, это изречение не оставило бы его равнодушным. А вот как я откликаюсь на высказывание замечательного артиста и режисёра Н.С. Михалкова, чьи фильмы и особенно "Неоконченная пьеса..." , которую я считаю классикой, так запала мне в душу, по поводу судьбы артистов, а , получается, и учёных ,в России:
В России, чтоб любили Вас, хотите?
Для этого сначала вы умрите,
Но будет лишним хвалебных слов парад-
Вы мышкой жизни не щёлкнете "назад".
А вот ещё одно из блюд той же творческой "кухни", попробовав которое, Александр Сергеевич, несомненно произнёс бы: "Браво, сударь, отменно!" Летом 1978г., в эссе "Чудак-человек, или один в поле воин", мысленно перенесясь в ХХХ век, я представил, как тогда малыши будут изучать алфавит. Потом этот фрагмент был опубликован в номере "Вяземского вестника" от 15 сентября 1998г. Буквально на днях в том диалоге появился ещё Ёж ЗИКЛМ и вот он в улучшенном варианте:
-Абв! Где Ёж Зиклм Нопрст?
-У Фхцчшщ Эюя". Вспомним, что и писатель Александр Грин, любимый мною с детства, давал своим персонажам вымышленные имена.
Актуально будет вспомнить и фрагмент публикации, теперь уже давней, в газете "Авоська" под названием "МРАМОРНАЯ ПУШКИНИАНА".
"Вот так же спонтанно, судя по воспоминаниям современников, создавал свои творения и А.С. Пушкин, не сознавая, вероятно, как далеко из-под копыт его Пегаса разлетятся магические кристаллы всего, к чему бы он ни прикоснулся.
"Буря мглою небо кроет..."Всего четыре начальных строчки из "Зимнего вечера" вызывают у нас ощущение спектакля, представления. Вот вы, услышав завывание ветра в печной трубе, выходите на крыльцо и сразу оказываетесь в объятиях метели, которая, заигрывая с вами, бросает прямо в лицо горсть снежинок. Вот она пытается закружить вас в снежном вальсе. Разгулявшаяся стихия как-бы приглашает вас на карнавал эмоций, на сцену, где снежные вихри в объятиях тёмной ночи, где могучий ветер, как ни старается, ничего не может поделать с худенькой, голой берёзкой. Вдруг вы слышите волчий вой и пытаетесь понять, чем он вызван- страхом, чувством голода, одиночеством? А вот детский плач заставляет вас вспомнить давний сюжет из Ростова- плачущая девчушка. Она так ждала кенгурят, а они из-за какого-то вандала не родились. Вспоминается и совсем давний сюжет- снятая в Югославии на киноплёнку детская слеза, в которой за несколько минут отразилась целая жизнь с её радостями и печалями.
В этом есть что-то мистическое, но облик великого поэта привиделся мне на одной из станций бакинского метро...впрочем, не буду повторяться- игру воображения в прожилках мрамора на стенах метро я ранее описал в более раннем варианте публикации в "Вяземском вестнике", с которым вы можете ознакомится в приложении к стихотворению "Скоро Пушкина дни".
Судьба открытий автора в России воочию доказывает, что Россия- не Франция. Например, известнный египтолог Жан Франсуа Шампольон в своё время получил в помощь шесть художников, что помогло ему подарить миру много удивительных открытий. Когда-нибудь и открытия автора получат известность, но сегодня, чтобы ускорить этот процесс, ему нужен выход, доступный выход в Интернет. Несмотря на все усилия, воз и ныне там. Вот как эта ситуация выглядит в рифмах:
Конечно, очень нужен Интернет
Мальцам, кто не в ладах с законом от природы,
Но тем нужней он, в том сомненья нет,
Кто жизнь кладёт свою открыть их для народа.
Думается, и в данном случае Александр Сергеевич поддержал бы автора.
По ассоциации исторических событий, а всё, что с нами происходит сегодня, когда-нибудь станет историей, можно сравнить мою ситуацию, с тем, что происходило во Франции 18 века.
Как пишет Л. Зинина в книге о Бомарше, в 19 лет тот изобрёл анкерный спуск, авторство на которое хотел присвоить "королевский часовщик" господин Лепот. Стоило П.О. Бомарше обратиться в редакцию "Курьер де Франс" и Академию наук, авторство было признано за ним. Для сравнения. Отклик автора на "Музыкальную историю" писателя В. Надеина в "Известиях", описывающий эпопею автора на 12 стр., остался незамеченным. С другой стороны, и в "Литературке" появлялись очерки Л. Графовой "Омут" и "Без покаяния"- не суть, а лишь названия их чётко отражают ситуацию автора. В омуте забвения оказались нетривиальные научные находки автора. Без покаяния- никто так и не признал, что было ошибкой их не заметить и не содействовать их развитию. А между тем, ещё в 1975-77г. в переписке с Бюро писем Президиума АН СССР автор опасался, что его знания и призвание окажутся без признания и звания- как в воду глядел! А ларчик открытий открывался на удивление просто:
Храня науке верность,
Трудом найди слабину,
И, глядя на поверхность,
Проникнешь в глубину.
А когда до пушкинской даты оставалось двое суток, к автору, и опять ночью, пришла идея, как говорится, раскрыть свои карты, на удивление, будь он сегодня с нами, Александру Сергеевичу ( О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух ...) и всем, кого интересуют вопросы познания мира на стыках науки и исусств. Впрочем, немного предыстории. Передо мной единственный из 12 экземляров рукописи в переплёте "О науке, с искусством, с истоков, или путешествие на волнах памяти к островам творчества и самопознания", отправленных в 1985г. с целью привлечь внимание к весьма интересному. Подумалось- кто-нибудь догадается посодействовать с публикацией. Увы, впору Андрею И отправиться с экспедицией- куда они все подевались? Вот как начинался 3-ий этюд. "На склон тысячелетия человек ступил глубоко познавшим мир, сумев разбудить и впрячь в колесницу цивилизации могучие силы природы. Бесстрашно шагая навстречу неизведанному, срывая покровы тайн с явлений окружающего материального мира, человек замедляет в нерешитедьности шаг, когда нужно заглянуть...вглубь себя." Сделаю это я сегодня, вот сейчас. Рискованный это будет эксперимент- полетят камни, как всегда бывает, когда ты в чём-то превзошёл других.
Так вот, оказывается, на моей кухне, в кустах стоит, вообразите, стоит комод старинный с ящичками, на которых надписи- "наука", "музыка", "поэзия", "смешанное", означающее ситуацию, когда трудно отделить, скажем, науку от поэзии. Перейдём к иллюстрациям. Впрочем, предварю их четверостишием-
Как солнце светит сквозь туман,
Хочу я к вам пробиться,
Игрою тонкою ума
Чтоб с вами поделиться.
Подумаете- "Во даёт!" Но...
Обложка рукописи "ПоЭзд на Муром, или пригласительный билет в Историю" расшифровывает, о чём пойдёт речь, потому что начало её чем-то напоминает молекулу ДНК. От "ПоЭз" ответвляется в сторону "ия", от "на" в другую- "ука", от "му", естественно, "зыка", "ром" продолжается- "антическое восприятие жизни". А теперь другой случай, скажем, игры ума. В конце 90-ых на территории Германии было потеряно письмо, которое я через редакцию "Немецкой волны" пытался переслать Королеве Великобритании. Кроме описания приключений супруги Алевтины Долженко, жившей в конце войны с родителями в Вулверхемтоне, в нём содержались в качестве подарка в конвертике, украшенном внучкой Юлей, марки с портретами царствующих особ России начиная с Петра Первого. По поводу случившегося в редакцию одной газеты пошла телеграмма-письмо,содержавшая осмысленную игру цифр: "Длящееся ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ игнорирование замалчивание ДЕВЯТИБАЛЛЬНОЙ сенсационноси археологической кавычках находки будущем ВОСЬМОГО чуда света древнегреческой поэтической амфоры СЕМЬЮ трещинами отрицательных заключений заполненной меньшей мере ШЕСТЬЮ открытиями фундаментального свойства микробиологии смешанных культур номерами 998505 1031912 1058899 Госкомизобретений описанных том числе письмом ПЯТОГО ноября адреса редакций ЧЕТЫРЁХ газет ранее Общей ТРЁХ телеканалов аудикассетами стороны Институтов ДВУХ Академий АКХ Памфилова Наук СССР итогом ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬ НУЛЕВОГО статуса позволяет предположить России багажом нового знания невозможно сесть поезд идущий Науку а ВЕЛИКАЯ ГРАНИЦАМИ РЕСУРСАМИ НАРОДАМИ СТРАНА ВМЕСТО ОСВЕЩАТЬ МИРУ ПУТЬ ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ ВЫГЛЯДИТ ПОГАШЕННОЙ ЛУНОЙ КОСВЕННО ЗНАЧИМОСТЬ ОТКРЫТИЙ ПОДТВЕРЖДАЕТ СООБЩЕНИЕ ПОЛЯКОВОЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ПОЧТАМТА НОМЕР 19311 ТЕРРИТОРИИ ГЕРМАНИИ УТРАЧЕНО ПИСЬМО НОМЕР 145 ПРОСЬБОЙ ГОСПОДИНУ СОРОСУ ПОДКЛЮЧЕНИИ ИНТЕРНЕТУ КОНТАКТОВ ЛОНДОНСКИМ НЕЙЧА ОПУБЛИКОВАНИЯ ПАРАДОКСАЛЬНОМ РЕАГИРОВАНИИ СМЕШАННОЙ МИКРОФЛОРЫ ВНЕШНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРЕДМЕТ ВОЗМОЖНОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ ИНТЕРЕСАХ ПРИОРИТЕТА РОССИИ СОТРУДНИКОВ НОБЕЛЕВСКОГО КОМИТЕТА КАК СЛУЧАЕ АКАДЕМИКОМ ПАВЛОВЫМ РЕДАКЦИИ КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕССА АРТЮШКИН".
С подлинным верно: г.Вязьма, 8 декабря 1999г., бригадир телеграфа Маланина.
Немного спустя к этой телеграмме было добавлено следующее примечание: Девятибалльная сенсационность- ничтожно малая вероятность сделать в течение одной жизни шесть научных открытий. При общем населении планеты (тогда) в шесть миллиардов она примерно равна единице,делёной на 10 в 54(!!!) степени. Кстати, позднее эта телеграмма стала страницей в эссе, обложка которой сейчас будет представлена, как в оригинале- игрой ума:
"О б открытиях
Д венадцать
И збранных из
С отен сокрытых
С траниц
Е сть!
Я в Стране Чудес, или возвращение А. ван ЛЕВЕНГУКА", задавшем лейтмотив многим письмам авторского сериала "ПИСЬМО ВЕКА НА СТЫКЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ". И опять парадокс, но сколько их было- не счесть. Известно, что роман А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", который и прятали, и закапывали, в конце концов вышел в печати, заслуженно став бестселлером- Историю, как бы она ни была печальна, не следует забывать. А вот письма сериала- в редакциях десятка изданий, во множестве инстанций, а воз с письмами и ныне там. Зато призывы поддерживать полезную инициативу, делать всё для усиления интеллектуального потенциала страны льются рекой.
А теперь откроем ящичек с "музыкой". В январе 2002г., в преддверии нашей рубиновой свадьбы на радио Вязьмы прозвучала одна из тысяч мелодий, нет, не сочинённых, а просто начавших приходить в середине 1976г. и почему-то синхронно с научными открытиями, признать которые ой-как никому не хотелось. А между тем, услышав её, знакомый признался: "Было впечатление, что играет целый оркестр", а мелодия исполннялась на ф-но учителем химии шк№9 Старовойтовой Т.В. в её же аранжировке- так что тысячи мелодий ждут выхода из "заточения". Подошла очередь рассказать о "древнегреческой
амфоре открытий". Случай, скажем так, феноменальный. Человек не только сделал открытие, что, несомненно, должно было бы повысить его статус. Ведь сколько кандидатов наук просто покупают диплом. Но автор, возможно, впервые в истории науки каждое своё открытие сделал "деталью" "древнегреческой амфоры", да ещё и с фамильноё ручкой. Не верите? Так послушайте.
Принято делить всех на физиков и лириков. Мой же случай выходит из привычных рамок. Понятное дело, и аспирантура и увлечённость микробиологией, поиск своего пути в науке не могли не привести к научным открытиям. Но почему мелодии стали "доставать" меня, пока их не запишешь или не забудешь- и для меня загадка за семью печатями. Первые семь мелодий в аранжировке учителя химии СШ№9 г.Вязьмы Т.В.Старовойтовой (как я ей благодарен) в её же исполнении на ф-но в августе 1995г. были прослушаны с добавлением ещё девяти уже в этом тысячелетии музыковедом и учителем мызыки В.Н. Кузнецовой. Её отзывом я и проиллюстрирую каждое из 16 своих открытий- для наглядности. Вот её краткая записка: "Анатолий Д!
Извините, пожалуйста, что задерживаю кассету. Получила огромное удовольствие, продолжайте сочинять! мелодии полны лиризма, глубины и душевной простоты, просто замечательно!" Как же я благодарен В.Н. за такой отзыв! И как жаль, что за десятилетия ничего подобного не пришло из сферы науки! А теперь перейдём к описанию содержания самой АМФОРЫ ДАО ДАУ, первые две строфы которой я приведу уже 3 мая 2013 года в 20:46, чтобы было ясно как выглядела авторская ручка, над которой, сами понимаете пришлось поработать, и значимость которой, как принято в России будет оценена уже другими поколениями россиян, если только пугающий всех на планете астероид Апофиз не будет отклонён одним из предлагаемых способов- окраской, ядерным взрывом или искусственно созданны астероидом.
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ АМФОРА ОТКРЫТИЙ
СНЕЖОК В ХХI ВЕК,
ИЛИ
ИСТОРИЯ НЕЧАЯННЫХ ОТКРЫТИЙ,
ЧТО СДЕЛАНЫ МНОЙ В ДУХЕ ЛЕВЕНГУКА А Р
ДОПОДЛИННО ОПИСАННЫХ СОБЫТИЙ, Т
В КОТОРЫХ ДРУЖИТ С МУЗАМИ НАУКА...
Ю
ОТКРЫТИЙ СЕКРЕТ? А ЭТО ТАК ПРОСТО- Ш
КОМПРЕССОР, ВОДА И ВОЗЬМИ ЧУТЬ ЗЕМЛИ, К
ПОЛЗУТ КРИВЫЕ ДЫХАНИЯ РОСТА, И
ПРИБОР ЗАШУМИТ, ВОТ ЕМУ И ВНЕМЛИ! Н
Когда было установлено, что реакция среды в биореакторе зависит и очень сильно от его геометрии, количества и качества воздуха, в "АМФОРУ" легла строчка-
"В ТРЁХ ЛИЧИНАХ-УГЛЕКИСЛОТА".
1.Интересная мелодия, певучая, напевная, большой диапазон.
И здесь я проиллюстрирую, как я понимаю "игру ума".Мы знаем, что в электротехнике для удобства используется понятие" буравчик", для определения направления магнитных силовых полей. Оказывается, и в микробиологии существует правило, добавлю- курсив мой- правило ВаНеСсы Мэй: "Вероятность, Направление и Скорость Микробиологических ( и не только) процессов определяется реакцией среды, вызывающей при значении ниже пяти, как мы знаем из рекламных роликов, кариес. Остаётся определить, от чего же зависит само значение реакции среды, по научному рН? Вы не поверите, но от ГБ, ДВ и ПАВ. Здесь вы, несомненно воскликнете: "Ну и ну! Причём Госбезопасность, Длинные Волны и ПАВ?Отвечаю, запишите: ГБ- это Геометрия Биореактора, ДВ- Дисперсность Воздуха в нём, а ПАВ- Поверхность Активного Воздухообмена. Поверьте мне, но миллиарды на планете в новогодние праздники убеждаются, какую роль играет углекислота всюду, где она выделяется, Так вот, если вам нальют шампанское в новогоднюю ночь не в бокал, а в высокую рюмку, вы окажетесь в ситуации аиста, которому налили этот напиток в блюдечко. Об этом было известно ещё в середине 1976г. но в отказном заключении чёрным по белому- при улучшении аэрации выделяется не углекислота, а органические кислоты. Спросим, а если так, почему значения рН всегда повышаются? Почему? То-то же.
Когда был открыт фотоэффект-330нм, появилась другая-
"КАК СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ, ГЛЯНЬ, "ЗАСТРЯЛ" в СТЕКЛЕ".
2.Заслуживает внимания.
Было установлено, тоже с использованием т.н. смешанных культур микроорганизмов и потенциометрии, что остатки фенолов окисляются, "съедаются" с возрастающей скоростью и
"СЛАДКИ ДЛЯ НАС ОСТАТКИ ФЕНОЛА".
3.Широкая, напевная, просятся слова! Хорошая гармония.
"Фенольный парадокс, по поводу которого академик Е.Н. Мишустин высказался, что он может иметь определённое значение (авторское) отразился в "амфоре" так-
"ДЕЛЯТСЯ ТАЙНОЙ МИКРОБЫ СО МНОЙ"
4.Вальсовость исчезла вначале. Селодия-размышление.
. Оказалось, что в микробиологии имеет значение, в какой последовательности вы даёте в качестве питания спирты и
"СМОТРИ-КА, КРИВАЯ УТОНУЛА"- если поменять её, среда резко подкисляется.
5.Грустный танец, размышление у рояля.
С 4 мая 1978г. я в течение двух месяцев регистрировал, повторюсь, как сигнвлы из иных миров синхронные автоколебания кислорода и кислотности с фантастической частотой-8 в час, ранее неизвестные и в "амфоре"- ещё "деталь"-
"О, ЧУДО! СТАНОВИТСЯ ВОЛНОЙ".
6.Философия!Замечательно!
Далее, оказалось, что бактерицидность солей меди и серебра проявляется в условиях, которые друг друга исключают и
"ТОКСИЧЕН МЕТАЛЛ- РЕШИТ КИСЛОРОД".
7.Душевная простота, покой слышится...Мелодия-раздумье, философия мыслей.
Оказалось, что в микробиологии существуют два типа фенольных бактерий, один из которых легко приучается окислять, а проще, питаться анилином, создающим проблемы в экологии и...
"ДВА ТИПА ФЕНОЛЬНЫХ БАКТЕРИЙ".
8.Мелодия ритмически не устойчива, надо высчитать, но здорово!
Оказалось, фенольные бактерии прекращают "питаться" любимой едой, фенолами, в присутствии орто-ксилола, а значит он для них, как для нас- наркоз. Ещё деталь-
"КСИЛОЛ- "ЗАКРЫЛИ БАКТЕРИИ РОТ".
9.Удачно! Прекрасная танцевальная мелодия, надо расширить.
А вот ещё был случай. Добавил я в образцы микробных культур всего три мг на литр соли меди и через сутки без кислорода выделилось столько кислоты, что для её нейтрализации потребовалось полграмма щелочи!
И- "А ВЫ КИСЛОТЫ НЕ ХОТЕЛИ Б?
10. Песенный мотив.
И так далее до шестнадцати, как в давней детской игре. И что любопытно, каждому своему открытию я могу дать, ноу хау, практическое применение, чем мечтвю поделиться со студентами. Так что случай и на самом деле уникальный.
А теперь...а теперь, зайдя в Интернет, в четверг, 15-го, отмечу годовщину выхода нашего из Афганистана, чтобы как бы сгладить печальные воспоминания другими, из тех же времён, но прекрасными, продолжая игру ума.Но вот опасаюсь- выдержит ли "треножник?" Вспомнив же, что всё это есть проявление творчества в разных ипостасях, а творчество- вещь бестелесная, небесная, как эфир, решаюсь...Начну с предположения, что и вы, наверное, не отказались бы очутиться на "Машине времени" рядом с Блезом Паскалем. Он глядел на вершины, догадываясь- там давление будет ниже. Или рядом с Грегором Менделем, выводящим свои, а теперь всеобщие законы генетики.Или ... здесь я веточкой отрасту от "треножника"...в одной комнате с В.Рентгеном, открывшим в 1895г. загадочные лучи "Х", с чего и началась цепная реакция открытий, в результате которых выяснилось- неделимый ранее Атом можно...развалить и существует спонтанное деление ядер урана (К.А.Петржак и Г.Н.Флёров, 1939-1940гг.) Открылось- Атомом мир можно и взорвать и напоить энергией- в одном флаконе. А раз уж мы коснулись спонтанного деления ядер, отметим, и это тоже будет игрой ума, что существует с недавних пор и формула спонтанного творчества, которую автор назвал в честь гениального ЛЕОНАРДО "формулой да ВИНЧИ" (см. по списку произведений "Сюрприз для нэпмана", где Н- наука, П- поэзия, М- музыка, Н- опять наука.)
Сей стих из сказки или притчи,-
Владею "формулой ДА ВИНЧИ".
Тех, кто захочет всё узнайт,
Я приглашаю на мой сайт.
www.artan.moy.su- сегодня этот сайт отсутствует, но его во многом восполняет главная страница.
Прозой- Способность к спонтанному творчеству= СПО+СПО+ТВО=О(2СП+ТВ)
Рифмой-
Творчество- это когда бьют фонтаном
Мысли, мелодии, рифмы и краски,
Творчества пик называют спонтанным-
В нём мы живём ощущением сказки.
Или, продолжим, с А. Флемингом, случайно не выбросившим чашку с плесенью- сколько жизней это спасло! Не чудо ли, что сохранились новгородские берестяные грамоты, как приветы нам ушедших поколений.А здесь вы должны вообразить, что от одной из ножек треножника отпочковалась ещё одна веточка, которая даст нам повод порассуждать. Передо мной книга 1975. Автор В.Л. Янин."Я послал тебе бересту..." Мой штамп- я её приобрёл в Баку 30 марта 1985г. Признаюсь, я горевал мысленно, что не оказался там, где были найдены первые грамоты- мне было 17.Читаем- "...Поклон от Грикши к Есифу..." стр.34.Не парадокс ли?! Находка грамоты №3 дала археологам первое древнерусское письмо шестисотлетней давности. А в наши дни настоящие открытия вроде бы никому не нужны.
Удивимся- Как такое возможно в наше-то время?! Да, в нашей жизни умение находить нужные ассоциации очень важно, а в науке- тем более.
Если призадуматься, описанная ситуация даже более фантастична, если бы выяснилось, что Лохнесское чудище существует в реяльности. Фантастична с трёх, по числу ножек, позиций.Первая- никому еще не удавалось в считанные годы (1975-82гг.) сделать столько научных находок, порой касающихся фундамента науки о жизни. Вторая- мало чьи технические возможности были столь ограничены. Третье- трудно, если вообще возможно, припомнить в истории науки, в рамках последнего тысячелетия, чтобы чьи-то достижения так умалялись,
что десятилетиями висит в воздухе вопрос статуса автора, нулевой по настоящее время.
Здравый смысл говорит- уже только за одно научное открытие учёному следует присваивать, безо всяких проволочек, искомое звание, учитывая, что каждым открытием он, пусть и невольно, задевает множество амбиций- "У меня в лаборатории чего-только нет, а открытие делает другой. Не позволим!"
На такой вот волне приглашу вас к моему открытию за №13, где случайность сыграла немалую роль. Начну издалека. Я производил микрофотографирование образцов микрофлоры из модельного очистного сооружения- меня интересовал состав простейших, из которых всем хорошо известна инфузория туфелька. Увлекшись, я не заметил, что предметное стекло с образцом подсохло. Выбросить? Взглянул в микроскоп и обомлел- кристаллы! Стал размышлять- откуда? Догадка пришла неожиданно- это продукты автолиза микроорганизмов. Почему? Во- первых, в жидкой фазе содержался в избытке азот- ведь образец был взят из модели, находящейся в режиме т.н. стабилизации.Во-вторых, при окислении этот образец потреблял много кислорода. В- третьих, я вспомнил работы харьковских учёных- в них описывалось что-то подобное. И возникла идея. Почему бы не использовать такие воды, вместо того, чтобы их сбрасывать в водоёмы, в получении т.н. физиологически активных соединений (ФАС). Посмотрите, какая игра ума! Полюбуйтесь, как кратко и метко об этом сказано в "амфоре открытий"-
"МИКРОФОТО ВОТ- ЧУДНЫЙ КРИСТАЛЛ!"
13.Напоминает итальянский мотив, но чего-то не хватает.
Ведь и в жизни мы восклицаем собаке- "Фас!", чтобы искала, чтобы брала. Так что и сегодня не всё зависит от оборудования- порой достаточно одного "котелка".
Прошло несколько дней, пока мне стало ясно, что об открытиях №№11,12,14,15 и 16 тоже надо бы рассказать.
И вот, сегодня, 19 февраля я снова нажал на "редактировать" и текст польётся.
Открытие- это редкий, даже редчайший случай прикосновения человека к основам Мироздания, к законам, по которым Оно живёт и развивается. Случайно можно сделать одно, два научных открытия, а если их явно больше, перед счастливчиком надо открывать двери лабораторий, создавать новые, а не захлапывать перед его носом двери, мол, нет вакансий. Это для профилактики в будущем- Россия всегда была богата самородками.
Вчера случайно, включив "Культуру", узнал, что 6 тысяч лет тому назад египтяне захоронили около полумиллиона мумий животных. Два восклицания: "Не может быть!" и "Какой смысл?" Ответ, думаю, найдётся. Но, спрашиваю я себя и не только себя, какой смысл так бережно не замечать мои открытия? Неужто придется ждать ещё шесть?
Получается, что об открытии можно написать книгу, а можно сущностть его выразить одной строкой, да ещё вставив деталью в "амфору открытий". А можно посвятить им четверостишие, что и было сделано ранее:
В мире впервые шестнадцать открытий
Закольцованы стихотворением.
Тыщи мелодий- гости наития
И всё порывами вдохновения.
Итак, открытие №11. Проверял я как то, есть такой, коэффициент массопоредачи. Вносятся в модель биореактора подряд два реактива- потребляется кислород. А мне почему-то взбрело в голову внести в чистую воду органику- на кривой потенциометра появилась ступенька. Внёс другую- ещё одна. Замаячила идея мониторинга общей загрязнённости, возможно, за счёт неизвестных взаимодействий ароматики с плёнкой микроорганизмов и датчиком. В итоге:
"ОДНАЖДЫ ДАТЧИК СБИЛ МЕНЯ С МЫСЛИ-
"УЗНАВАТЬ" ВДРУГ ОРГАНИКУ СТАЛ!"
11. Прослушивается вальсовость, но надо задерживать концы фраз.
Следующее открытие позволило мне, а сейчас,и вы в этом убедитесь, испытать поистине сказочные ощущения. Вы, скажем, наполняете ведро водой, а оно всё не наполняется. Эксперимент был таков. Научившись, а на это ушли годы, с точностью до секунды определять скорость окисления фенолов, я задался целью узнать, как будет снижаться эта скорость, если
я лишу микроорганизмы солей азота и фосфора. Отмыв СКМ от остатков этих солей, я стал вносить обычными дозами раствор одного из фенолов. Проходит час, другой, третий- скорость не снижается. Окислил целый г (на 1л)- без перемен. Что за чудо?! Когда решил определить прирост биомассы подсушиванием её на фильтре из нитроцеллюлозы, заметил одну особенность ( наблюдательность- великая вещь!). Если первоночально подсушенная биомасса не отставала от фильтра, то после скрутилась колечком. Узнал из литературы, что за счёт фенелов может идти прирост клеточной стенки, а значит, пришла идея, таким образом можно повышать жизнеспособность микроорганизмов. Идея, которая повисла в воздухе, а в "амфоре" открытий появилось:
"ФЕНОЛ. ГРАММ БЕЗ ЭН И П ОКИСЛИЛ".
12. Красиво!
Переходим к №14. Учёным было не известно, как фенолы проникают внутрь клетки. Вспомним, что под воздействием области 330нм замедляется скорость окисления фенолов. Вспомним, что она резко снижается в присутствии о-ксилола. Значит, и вы догадались все события происходят на...поверхности клеточной стенки, содержащей, в том числе и ферменты.
Под воздейтвием света, вероятно, изменяется конфигурация фермента и он
перестаёт "узнавать" молекулу фенола. О-ксилол, вероятно, "обманывает"
фермент, структурно он похож на него, и...хозяин остаётся, образно говоря, на улице- реакция окисления остановилась. Ущё одна деталь-
"КАК ФЕНОЛУ ПОПАСТЬ ВНУТРЬ МИКРОБА?
ОЧЕНЬ ПРОСТО- В СТЕНКЕ ФЕРМЕНТЫ".
14. Ритмически сложна, но интересна.
А вот при описании 15-го открытия мы с вами, читатель призовем на помощь...планеты. Мы знаем, что если четыре планеты станут в одну линию, это будет редчайшее событие и мы поблагодарим судьбу, что оказались его очевидцами.
От планет, как говорится, перейдём к нашим баранам, то бишь микробам.
Сначала выявилось, что они иногда могут и не реагировать на свет в области 330нм. Кстати,напомним все открытия были сделаны с использованием смешанных культур микроорганизмов(СКМ) и это, возможно, самое невероятное в истории открытий.
Узнав об этом, оппоненты возрадовались- "У Артюшкина эксперименты не воспроизводимы". А дело было в том, что микроорганизмы могут двояким образом реагировать на свет- "да" и "нет", "+" и "-".
Затем обнаружилось два типа реагирования СКМ на избыток фенолов.
Третья планета - обнаружился (регистрацией кривых дыхания) образец СКМ
с фантастическим свойством- стоило добавить в него всего 3 мг на л соли меди и на следующие сутки выделилось в 150 раз больше органической кислоты.
Четвёртая- два месяца я регистрировал передающуюся по наследству особенность СКМ- синхронные автоколебания кислорода и рН. Сделаем вывод: СКМ по одному или, возможно, нескольким признакам стремятся...к
однородности, используя один или несколько имеющихся у них способов обмена генетической информацией. Деталь амфоры:
"СМЕСИ МИКРОБОВ "МЕЧТАЮТ", ЧТОБЫ
СТАТЬ МОНО! ГДЕ АПЛОДИСМЕНТЫ?"
15. Вальсовая мелодия, красиво!
И шестнадцатое. Если учесть, что все находки мои, отраженные в 26 литературных и иных источниках, сделаны на основе анализа великого множества потенциометрических кривых дыхания, а по весу это порядка 20 кг теперь уже макулатуры. Но не всё потеряно- если эти кривые внести в компьютер, то продолжение экспериментов в избранном автором методическом ключе, отражённом, в частности, в пяти авторских, думается, позволило бы реализовать давнюю мечту человечества- автоматизировать, с использованием потенциометрии и компьютерных технологий сам процесс получения н о в о г о
з н а н и я, а именно, сравнением банка имеющихся кривых дыхания с вновь получаемыми при различных средствах воздействия.
МИГНУЛА ЛАМПА, СИГНАЛЯ НАМ- "ЕСТЬ
ОТКРЫТИЕ"- СЛЫШЬ МАРША ЗВУКИ.
ВЕСЬ МИР ТЕПЕРЬ ОБЛЕТИТ ЭТА ВЕСТЬ:
МИКРОБЫ НА СЛУЖБЕ НАУКЕ!"
16. Нужны слова, мелодия замечательная.
А представляете, что бы я понаоткрывал и претворил бы в практику, в жизнь, окажись в хорошо оснащенной лаборатории?! Ведь в далёком 76-ом, 15 июня полетела в "Правду" телеграмма- "ПРОШУ...СОДЕЙСТВИЯ ДООСНАЩЁННОСТИ ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕРСПЕКТИВНОМ НАПРАВЛЕНИИ АРТЮШКИН".Как мечталось поработать с настоящими приборами, но ...начало 80-ых-"Молдавии фенолы не угрожают". Но..."Ни в одном из двенадцати научных Центров Украины Вас не ждутНо..." В Институте нет и не будет вакантной должности, к тому же отсутствует лимит на прописку в г. Пущино". Не правда ль, странные парадоксы?!
А вот как я предполагаю закончить такой странной судьбы авторский сериал "Письмо века на стыке тысячелетий":
Ещё одно, последнее посланье,
Закончил я чудесных слов вязанье,
А вместо эпилога к сериалу
Я показал, как движусь к идеалу.
А как вы думаете, дорогой читатель, "Треножник" долго простоит?
Вязьма,31 янв.2007г, 9 февраля, 15 февраля, 18 февраля, 24,25 февраля,27 февраля.
Зашёл ещё 14 марта.
Иллюстрация из инета...Установлена 12 августа 2011 года, в резонанс с летом 1978г., когда и была написана, увы, недооценённая современниками руко\пись "Чудак-человек, или один в поле воин".
Свидетельство о публикации №107013101928